Жизнь в средневековом университете

eth eth . Доклад по истории ученицы 6 В классаТимошкиной Екатерины Краткая историческая справка. В XII веке в Европе начали появлятьсяпервые в мире высшие школы - университеты. Некоторые университеты, например, вСевилье, Париже, Тулузе, Неаполе, Кембридже, Оксфорде, Валенсии, Болонье былиоснованы в XII - XIII веках. Остальные, например, вУппсале, Копенгагене, Ростоке, Орлеане были основаны позднее - в XIV - XV веках.Давайте представим, что мынаходимся в аудитории средневекового университета.

Она напоминает аудиториюуниверситета наших дней точно также, ступенчатыми рядами, расположены скамьи,внизу стоит массивная дубовая кафедра, за которой стоит читающий лекциюпрофессор. Некоторые студенты напряж нно слушают и время от времени что-топишут грифелем на навощенных дощечках. Другие же переш птываются или,утомившись дремлют. Бросается в глаза пестрота аудитории разнообразныекамзолы, плащи, береты.Видны семнадцатилетние юноши и начинающие лысетьмужчины.

Присмотревшись, можно увидеть людей разной национальности испанцев,немцев, французов, англичан. Странно слушатели говорят наразных языках, а тем не менее вс понимают. Почему? А дело в том, что для всехевропейских в особенности западноевропейских стран языком науки, как ибогослужения, была латынь. Тысячи школьников были обязаны учить латынь в товремя. Многие не выдерживали и убегали от зубр жки и побоев.Но для тех, ктовс -таки выдерживал, латынь становилась привычным и понятным языком, и поэтомулекция на латинском языке была понятна слушателям из разных стран.На профессорской кафедре, которуюподдерживал треугольный пюпитр, лежала огромная книга.

Слово лекция означает чтение . Действительно, средневековыйпрофессор читал книгу, иногда прерывая чтение пояснениями. Содержание этойкниги студентам приходилось воспринимать на слух, усваивать на память.Дело втом, что книги в те времена были рукописные и стоили очень дорого. И не каждомубыло по карману купить е .Тысячи людей стекались в город, вкотором появлялся прославленный уч ный. Например, в конце XI века в городе Болонье, гдепоявился знаток римского права Ирнерий, возникла школа юридических знаний.Постепенно эта школа стала Болонским университетом.

То же было и с Салерно -другим итальянским городом, который прославился как главный университетскийцентр медицинской науки. Открытый в XII веке Парижский университет завоевал признание какглавный центр богословия.Вслед за несколькими высшими школами XII в. большинство средневековых университетов возникло в XIII и XIV вв. в Англии, Франции, Испании,Португалии, Чехии, Польше и Германии.Нередко иноземному студенту былотрудно договориться с местными жителями.

Продавцы, трактирщики и хозяевагостиниц обсчитывали пришельцев, а стража и судьи смотрели на это сквозь ипальцы и даже подвергали студентов несправедливым наказаниям! Борьба за защиту своих правзаставляла сплотиться студентов и преподавателей.Так, возмущ нные обидами ипритеснениями, студенты и профессора на 10 лет покинули Болонью, и город разомутратил не только славу, но и доходы, которые приносил ему университет.Торжественное возвращение университета последовало лишь после того, как городпризнал его полную независимость. Это означало, что профессора, студенты ислужащие университета подчинялись не городским властям, а выборным деканамфакультетов и ректору.

Со временем в средневековомуниверситете появились факультеты юридический, медицинский, богословский.Нообучение начиналось с подготовительного факультета, где преподавали такназываемые семь свободных искусств . И так как по-латыни искусство - артес ,то и факультет назывался артистическим.

Студенты - артисты изучали сначалаграмматику. потом риторику, диалектику под которой подразумевалась логика лишь после этого они переходили к арифметике, геометрии музыке и астрономии.Артисты были молодыми людьми, и по университетскому уставу их можно былопороть, как и школьников, тогда как более старшие студенты не подвергалисьтаким наказаниям.Средневековую науку называлисхоластической дословно - школьной . суть этой науки и е основной пороквыражала старинная пословица Философия - служанка богословия . И не толькофилософия, но и все тогдашние науки должны были каждым своим выводом, каждымсвоим словом укреплять истины религии, слепое доверие к учению церкви.

В учебной жизни средневековогоуниверситета большое место занимали диспуты.На так называемых магистерскихдиспутах обучавший студентов магистр умело втягивал их в спор. Предлагаяподтвердить или оспорить выдвинутые им тезисы, он заставлял студентов мысленносверять эти тезисы с мнениями отцов церкви , с постановлениями церковныхсоборов и папскими посланиями.

Во время диспута каждому тезисупротивопоставлялся контртезис противника.Тактика наступления заключается втом, чтобы вереницей взаимосвязных вопросов подвести противника к такомувынужденному признанию, которое либо противоречило его собственнымутверждением, либо расходилось с незыблемыми церковными истинами, что былоравносильно обвинению в ереси.

Но и в средние века находилисьлюди смелой мысли, не желавшие изо дня в день повторять одни и те же церковныеистины. Они стремились вырваться из оков схоластики, открыть для науки болееширокий простор.В XII веке против профессораПарижского университета Гильома Шампо выступил молодой уч ный Петр Абеляр.В завязавшихся острых спорах профессору никакне удавалось взять верх над юным соперником. Шампо потребовал изгнать Абеляраиз Парижа.

Но и это не остановило Абеляра. Он обосновался в пригороде Парижа ипродолжал следить за каждым словом профессора.После каждой лекции в стужу идождь, зимой и осенью неутомимые студенты одолевали за сутки не меньше 30 км,пробирались из Парижа в пригород и обратно, чтобы сообщить Абеляру вс сказанное Шампо и поставить последнего в тупик перед новыми возражениямиАбеляра. Этот спор, длившийся месяцами, закончился блестящей победой Абеляра.Убел нный сединами профессор признал не только правоту молодого противника, нои посчитал необходимым передать ему свою кафедру.Абеляра не удовлетворяло мнениесхоластов, считавших, что вера предшествует разумению . Он утверждал, что веровать можно лишь такой истине, которая становится понятной для разума . Темсамым отвергалась вера в непонятные, бессмысленные и фантастические вещи. Абеляр учил, что благодаря сомнению мы исследуем, а благодаря исследованиюпознаем истину .В смелом учении Абеляра церковьусмотрела опасную угрозу, так как незыблемые истины церкви, так называемыедогматы, не выдержали бы испытания сомнением и критикой.Тяжкий путь прош л Абеляр.Физически искалеченный своими врагами, изгнанный из Парижа, он оказался вотдал нном монастыре.

Под конец жизни он был осужд н церковным собором какеретик, над ним постоянно нависала угроза казни.Но со времен Абеляра аудиториисредневековых университетов вс чаще становились ареной борьбы за разум инауку.

Использованнная литература Детская энциклопедия 1975 годавыпуска, том 8 Из истории человеческого общества.