рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков - раздел История, Николай Андреевич Римский-Корсаков 1908 Русский Композитор, Педагог,...

Николай Андреевич Римский-Корсаков 1908 Русский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, дирижр. В 1859 1960 брал уроки у пианиста Ф. А, Канилле. Выпускник петербургского Морского корпуса, участвовал в плавании на клипере Алмаз 1862 65 и посетил ряд стран Европы, Северной и Южной Америки. В 1861 стал членом Балакиревского кружка Могучая кучка , оказавшего решающее воздействие на формирование личности и эстетических взглядов композитора.Под влиянием и руководством М. А. Балакирева созданы 1-я симфония 1865, Сербская фантазия 1867, ряд романсов и др. В 60-х гг. творческая индивидуальность Римского-Корсакова проявилась прежде всего в программных инструментальных произведениях , среди которых симфоническая музыкальная картина Садко 1867, 2-я симфония Антар 1868. В эти же годы он обратился к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве в 1872 окончена опера Псковитянка, по драме Л. А. Мея. С 70-х гг. расширились границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова был профессором Петербургской консерватории с 1871, классы практического сочинения, инструментовки, оркестровый, инспектором духовых оркестров Морского ведомства 1873 84, директором Бесплатной музыкальной школы 1874 81, дирижром симфонических концертов с 1874, а позже и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллой 1883 -94, возглавлял Беляевский кружок с 1882. В середине 70-х гг. работал над совершенствованием своей композиторской техники.

В 80-х гг. большое внимание уделял симфоническим жанрам. В начале 90-х гг. наблюдался некоторый спад творческой деятельности в этот период изучал философию, писал статьи, пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений.

Во 2-й половине 90-х гг. творчество приобрело исключительную интенсивность появились оперы Садко 1896, Царская невеста по Мею, 1898. Во время Революции 07 Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, открыто осудил действия реакционной администрации Петербургской консерватории был уволен из консерватории, вернулся лишь после предоставления консерватории частичных автономных прав и смены руководства.

Творчество Римского-Корсакова глубоко самобытно и вместе с тем опирается на классические традиции.

Гармоничность мировосприятия, ясность музыкального мышления, тонкий артистизм роднят его с М. И. Глинкой.Связанный с прогрессивными идейно-художественными течениями 1860-х гг Римский-Корсаков проявлял большой интерес к народному творчеству составил сборник Сто русских народных песен, 1877 гармонизировал песни, собранные Т. И. Филипповым, 40 народных песен. 1882. Увлечение фольклором, древне-славянской мифологией, народными обрядами нашло отражение в операх Майская ночь по Н. В. Гоголю. 1879, Снегурочка по А.Н.Островскому, 1881, Млада 1890, Ночь перед Рождеством по Н. В. Гоголю, 1895. 15 опер Римского-Корсакова демонстрируют разнообразие жанровых былина, сказка, легенда, историко-бытовая драма, лирико-бытовая комедия, стилистических, драматургических, композиционных решений сочинения, тяготеющие к номерной структуре и к непрерывному развитию, оперы с массовыми сценами и камерные, с разврнутыми ансамблями и без них. Наиболее полно дарование Римского- Корсакова выявилось в произведениях, связанных с миром сказочности, с разнообразными формами русского народного творчества.

Здесь раскрываются его живописно-изобразительный дар, чистота лирики искренней, но несколько созерцательной, без повышенной эмоциональной напряжнности.

Внимание к внутреннему миру человека, к психологическому раскрытию образов проявилось в камерной опере Моцарт и Сальери на текст А. С. Пушкина, посвящена А. С. Даргомыжскому, 1897, в одноактной опере Боярыня Вера Шелога пролог к Псковитянке, 1898 и особенно в драме на историко-бытовой сюжет Царская невеста 1898. Новые тенденции, характерные для русского искусства начала 20 в нашли отражение в опере Сказка о царе Салтане по Пушкину, 1900 с е подчркнуто театральной условностью и элементами стилизации народного лубка, в осенней сказочке Кащей бессмертный 1902, в которой сказочная тематика трактуется символистско-аллегорически.

Высокие нравственно-философские проблемы подняты в опере-легенде Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии 1904. Последняя опера композитора небылица в лицах Золотой петушок по Пушкину, 1907 беспощадная сатира на царское самодержавие.

Основой оперной выразительности Римский-Корсаков считал пение. Важную драматургическую роль в его операх выполняет и оркестр, которому нередко поручаются самостоятельные симфонические картины, антракты, например Три чуда Сказка о царе Салтане, Сеча при Керженце Сказание о невидимом граде Китеже Рассматривая оперу прежде всего как музыкальное произведение, Римский-Корсаков большое значение придавал е литературной основе либретто. Плодотворным было содружество композитора с либреттистом В. И. Бельским.

Симфоническое творчество Римского-Корсакова по сравнению с оперным не столь многопланово.

Образная конкретность музыкального мышления композитора определила его склонность к программному и жанровому симфонизму. Отсюда преобладание таких типов и форм, как увертюра фантазия, симфоническая картина, сюита.Вершинные произведения Римского-Корсакова для оркестра Испанское каприччио 1887 иШехеразада 1888. Существенное место в творческом наследии Римского-Корсакова занимает камерно-вокальная лирика. Написал 79 романсов, в т. ч. вокальные циклы Весной, Поэту, У моря. Творчество Римского-Корсакова ярко национально.

Композитор использует подлинные образцы музыкального фольклора и органично претворяет песенные интонации в собственных мелодиях.Значителен его вклад в область гармонии и инструментовки расширил и обогатил их колористические возможности, создал свою систему ладово-гармонических средств, в основе которой сложные лады в т. ч. характерный звукоряд гамма Римского-Корсакова , оркестровка сочетает красочность, блеск с ясностью, прозрачностью.

Важное просветительское значение имела дирижрская деятельность Римского-Корсакова , пропагандировавшего произведения русских композиторов. Большую роль сыграла его редакторская работа, благодаря которой были опубликованы и исполнены многие произведения русской музыки Каменный гость Даргомыжского, Князь Игорь, Борис Годунов, Хованщина Римский-Корсаков также подготовил и издал, совместно с Балакиревым и А. К. Лядовым, оперные партитуры Глинки.

Исключительное значение имела его педагогическая деятельность. Создатель композиторской школы, Римский-Корсаков воспитал 200 композиторов, дирижров, музыковедов, среди которых А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А. С. Аренский, М. М. Ипполитов-Иванов, И. Ф. Стравинский, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, М. А. Баланчивадзе, Я. Витол, Н. В. Лысенко, А. А. Спендиаров.Частичным обобщением педагогического опыта явились его учебники гармонии и оркестровки, ценным историческим документом автобиографическая книга Летопись моей музыкальной жизни 1906. В 1944 в городе Тихвин открыт Дом-музей, в 1971 в Ленинграде Музей-квартира Римского-Корсакова.

Сочинения оперы-Псковитянка либретто Римского - Корсакова, при участии В. В. Стасова, М. П. Мусоргского, В. В. Никольского, по одноимнной драме Л. А. Мея, 1868-72, поставлена 1873, Мариинский театр, Петербург 2-я редакция 1876-78 3-я редакция 1891-92, заключительный хор- 1894, поставлен 1895, Панаевский театр, Петербург, силами Общества музыкальных собраний, Майская ночь либретто Римского - Корсакова, по одноимнной повести Н. В. Гоголя, 1878-79, поставлена 1880, Мариинский театр, Петербург, Снегурочка либретто Римского - Корсакова, по одноимнной пьесе А. Н. Островского, 1880-81, поставлена 1882, там же, Млада либретто Римского - Корсакова, С. А. Гедеонова, В. А. Крылова, 1889-90, поставлена 1892, там же, Ночь перед Рождеством либретто Римского - Корсакова, по одноим. повести Гоголя, 1894-95, поставлена 1895, там же, Садко сценарий Н. М. Штрупа и Стасова, либретто Римского - Корсакова и В. И. Бельского, 1893-96, поставлена 1897, Московская частная русская опера, Моцарт и Сальери текст А. С. Пушкина, 1897, поставлена 1898, Московская частная русская опера, Боярыня Вера Шелога либретто Римского - Корсакова, 1898, Московская частная русская опера, Царская невеста либретто И. Ф. Тюменева, по одноим. драме Мея, 1898, поставлена 1899, Московская частная русская опера, Сказка о царе Салтане либретто Бельского, по сказке Пушкина, 1899-1900, поставлена 1900, Московская частная русская опера, Сервилия либретто Римского - Корсакова, по одноим. драме Мея, 1900-01, поставлена 1902, Мариинский театр, Петербург, Кащей бессмертный либретто Римского - Корсакова, при участии Софьи Николаевны Римской - Корсаковой, по сюжету Е. М. Петровского, 1901-02, поставлена 1902, Московская частная русская опера, Пан воевода либретто Тюменева, 1901-03, поставлена 1904, Частная опера А. А. Церетели, Петербург, Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии либретто Бельского, 1902-04, поставлена 1907, Мариинский театр, Петербург, Золотой петушок либретто Бельского, по сказке Пушкина, 1906-07, поставлена 1909, Оперный театр Зимина, Москва кантаты-Свитезянка слова А. Мицкевича, для сопрано, тенора, смешанного хора, ор. 44, 1897, Песнь о вещем Олеге слова Пушкина, для тенора, баритона, мужского хора, ор. 58, 1899, Из Гомера прелюдия-кантата, для сопрано, меццо-сопрано, контральто, женского хора, ор. 60, 1901 для оркестра-симфонии 1-я, es-moll, ор. 1, 1861-65, окончательная редакция - e-moll, 1884 h-moll, без op не окончена, 1866-69 2-я, Антар, позже- симфоническая сюита, ор. 9, 1868, окончательная редакция 1897, редакция нового издания 1903 3-я, C-dur, ор. 32, 1873, окончательная редакция 1886 эскиз скерцо для 4-й, 1884, Увертюра на темы трх русских песен D-dur, ор. 28, 1866,окончательная редакция 1880, музыкальная картина Садко ор. 5, 1867, окончательная редакция 1891- 1892, Сербская фантазия Фантазия на сербские темы, ор. 6, 1867, окончательная редакция 1889, Сказка ор. 29, 1879-80, Симфониетта на русские темы a-moll, ор. 31, 1884-85, переделана из неопубликованного струнного квартета, Малороссийская фантазия без op не окончена, Испанское каприччио Каприччио на испанские темы, ор. 34, 1887, сюита Шехеразада ор. 35, 1888, Светлый праздник Воскресная увертюра, ор. 36, 1888, Над могилой прелюдия памяти М. П. Беляева, ор. 61, 1904, Дубинушка со смешанным хором ad libitum, без op 1905-06, Здравица А. К. Глазунову, без op 1907, Неаполитанская песенка без op 1907 для инструмента с оркестром-концерт для фортепиано cis-moll, op. 30, 1883, фантазия для скрипки op. 33, 1886, Мазурка на 3 польские темы для скрипки без op 1888 редакция для скрипки и фортепиано 1893, Серенада для виолончели ор. 37, 1893 для инструмента с духовым оркестром-концерт для тромбона без op 1877, концертштюк для кларнета без op 1877, вариации на тему Глинки для гобоя без op 1878 камерно-инструментальные ансамбли-фортепианное трио c-moll без op 1897, черновая партитура, редакция М. О. Штейнберга, струнный квартет F-dur op. 12, 1875, фуга В монастыре 4-я часть из струнного Русского квартета, без op 1876 первые 3 части переработаны в симфониетту на русские темы, 4 вариации на хорал, для струнного квартета без op 1885, 1-я часть из коллективного струнного квартета на тему B-la-f без op 1886, Хоровод 3-я часть из коллективного струнного квартета Именины, без op 1887, струнный квартет G-dur без op 1897, Allegro B-dur из коллективного струнного квартета Пятницы, без op 1899, тема и 4-я вариация из коллективных Вариаций на русскую тему, для струнного квартета A-dur, без op 1899, квинтет B-dur для фортепиано, флейты, кларнета, валторны, фагота без op 1876, секстет A-dur для 2 скрипок, 2 альтов и 2 виолончелей без op 1876, Канцонетта и Тарантелла для 2 кларнетов без op без даты, 2 дуэта для 2 валторн без op без даты, Ноктюрн для 4 валторн без op предположительно 1888 для фортепиано-6 вариаций на тему BACH Вальс, Интермеццо, Скерцо, Ноктюрн, Прелюдия и фуга, ор. 10, 1878, 4 пьесы Экспромт, Новелетта, Скерцино, Этюд, ор. II, 1876-77, 3 пьесы Вальс, Романс, Фуга, ор. 15, 1875- 1876, 6 фуг op. 17, 1875, 2 пьесы Прелюдия-экспромт, Мазурка, ор. 38, 1894-97, вариации 1-я, 2-я, 6-я, 11-я, 13-я, 16-я, 19-я и пьесы Колыбельная, Маленькая фуга на тему BACH, Тарантелла, Менуэт, Трезвон, Комическая фуга из коллективных Парафраз на неизменную тему без op 1878, фуги и фугетты без op 1875-76, Allegretto C-dur без op 1895, Прелюдия G-dur без op 1896, Тема и 1-я вариация из коллективных вариаций на русскую тему без op 1899, фуга C-dur в 4 руки переложение фуги C-dur в 2 руки, без op 1875, Вариации на тему Миши без op предположительно 1878-79, Песенка Andantino из армейского сборника Арцункнер Слзы, без op 1901, Финал из коллективной Шутки-кадрили в 4 руки без op 1890 для хора с оркестром-Стих об Алексее, божием человеке ор. 20, 1878, Подблюдная песня Слава ор. 21,1880 для хора a cappella-два 2-голосных женских хора на слова М. Ю. Лермонтова ор. 13, 1875, 4 вариации и фугетта на тему русской песни Надоели ночи, для 4-голосного женского хора ор. 14, 1875, 6 хоров тетрадь 1-2, op. 16, 1875-76, с фортепиано ad libitum, 2 хора op. 18, 1876, Русские народные песни, переложенные на народный лад для женского, мужского и смешанного хора без сопровождения тетрадь 1-3, ор. 19, 1879, четыре З-голосного хора для мужских голосов ор. 23, 1876, Разбойничья песня Ты взойди, взойди, солнце красное, слова народные, для мужского хора без op 1884, 2 хора для детских голосов без op 2-й-1884 камерно-вокальные ансамбли с оркестром-2 трио для женских голосов Горный ключ, слова Майкова, op. 52-bis, 1905 Стрекозы, слова А. К. Толстого, ор. 53, 1897 также переложение для голосов с фортепиано камерно-вокальные ансамбли с фортепиано-2 дуэта ор. 47, 1897, 2 дуэта ор. 52, 1897-98 для голоса с фортепиано-79 романсов ор. 2, 3, 4, 1866 ор. 7, 1867 op. 8, 1870 op. 25, 1877 ор. 26, 1882 op. 27, 1883 op. 39, 40, 41, 42, 1897 цикл Весной, op. 43, 1897 цикл Поэту, op. 45, 1898 цикл У моря, ор. 46, 1897 ор. 50, 55, 1897-98, 2 ариозо для баса Анчар, Пророк, слова Пушкина, 1897 обработки народных песен для голоса с фортепиано-сборники 100 русских народных песен ор. 24, 1875-76, 40 народных песен, собранных Т. И. Филипповым и гармонизованных Н. А. Римским-Корсаковым без op 1875-82 духовные сочинения-собрание духовно-музыкальных сочинений 8 номеров из Литургии Иоанна Златоуста, ор. 22, 1884, собрание духовно-музыкальных переложений ор. 22, 1884, двойной хор Тебе бога хвалим без op 1883 переработки собственных сочинений-музыка к драме Мея Псковитянка, сюита из 5 номеров без op 1877, сюита из оперы Снегурочка без op сюита из оперы-балета Млада без op 1890, Ночь на горе Триглаве, концертное переложение для оркестра 3-го действия оперы-балета Млада исполнено 1901, издано 1902, сюита из оперы Ночь перед Рождеством без op музыкальные картинки к Сказке о царе Салтане в том числе Три чуда, ор. 57, 1899, сюита из оперы Пан воевода ор. 59, 1904, Введение и Свадебное шествие из оперы Золотой петушок 1907, 4-я вариация A-dur из коллективных Вариаций на русскую тему без op 1901 инструментовка собственных камерно-вокальных сочинений-2 дуэта ор. 47, 1897-1905, романсы Ель и пальма слова Г. Гейне, перевод М. И. Михайлова, 1888, В тмной роще замолк соловей.

Тихо вечер догорает.

Ночь слова И. С. Никитина, А. А. Фета, А. Н. Плещеева, черновой автограф, 1891, издано под редакция М. О. Штейнберга, Пророк слова Пушкина. 1899, Нимфа слова Майкова, 1905, Анчар слова Пушкина, 1906, Сон в летнюю ночь слова Майкова, 1906 редакция и оркестровка произведений других авторов-в том числе Иван Сусанин и Руслан и Людмила Глинки редакция совместно с М. А. Балакиревым и А. К. Лядовым, 1877-81 совместно с А. К. Глазуновым, 1904, Каменный гость Даргомыжского оркестровка, 1-я редакция 1870, 2-я редакция 1897-1902, Князь Игорь Бородина завершение, редакция, оркестровка совместно с Глазуновым, 1887-90, романсы Бородина, Хованщина завершение, редакция, оркестровка, 1881-83, Борис Годунов редакция, оркестровка, 1895-96, Ночь на Лысой горе обработка и оркестровая редакция, 1886, фрагменты из Саламбо оркестровка, Женитьба подготовка к изданию, 1906 Мусоргского.

– Конец работы –

Используемые теги: Николай, Андреевич, Римский-Корсаков0.063

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Николай Андреевич Римский-Корсаков

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Николай Андреевич Римский-Корсаков
В 80-х гг. большое внимание уделял симфоническим жанрам. В начале 90-х гг. наблюдался некоторый спад творческой деятельности в этот период изучал… Во 2-й половине 90-х гг. творчество приобрело исключительную интенсивность… Творчество Римского-Корсакова глубоко самобытно и вместе с тем опирается на классические традиции.

Жизнгенный и творческий путь Николая Андреевича Римского-Корсакова
Резкое обострение социальных противоречий приводит в начале 60-х годов к большому общественному подъму. Революционные идеи 60-х годов нашли сво отражение в литературе, в живописи, в… Каждый художник неповторим. Среди композиторов Могучей кучки Римский-Корсаков занимает особое место. С его творчеством…

Жизнь и творчество Николая Языкова
Математические науки и казенный дух заведения тяготили Языкова, вкусы и наклонности которого к этому времени уже успели определиться. Еще в Горном… Марков привил Языкову вкус к поэзии XVII века, в частности – к Ломоносову и… Например, первое опубликованное стихотворение Языкова было посвящено Кулибину. Исключенный из института, Языков…

Жизнь и творчество Николая Константиновича Рериха
В Нью-Йорке им основаны институт объединенных искусств и музей, в Индии, в долине Кулу Гималайский институт научных исследований.Всемирное… За долгие годы своей жизни Рерих создал более семи тысяч картин. Они разошлись… В истории нашего изобразительного искусства, пожалуй, нет имени другого деятеля, который получил бы такое широкое…

Николай Гумилев
Может быть, так оно и есть. Но совершенно точно, что самый яркий представитель этой фамилии, внесший ее в историю литературы, – поэт Николай… С раннего возраста он делал себя сам, и потому признавал над собою только… Ни родным, ни друзьям, ни современникам, ни исследователям. Можно создать многотомную биографию. Но Поэт всегда…

Николай Лобачевский
Именно Бартельс помог Лобачевскому выбрать в качестве сферы научных интересов геометрию. Уже в 1811 году Лобачевский получил степень магистра, и его… Административная деятельность Лобачевского началась с 1820 года, когда он был… Основываясь на утверждении, что при определенных условиях прямые, которые кажутся нам параллельными, могут…

Василий Андреевич Жуковский
Он был побочным сыном богатого помещика, одно время служившего при дворе императрицы Екатерины II, Афанасия Ивановича Бунина и турчанки… Юношей он писал в дневнике: «Не имея своего семейства, в котором бы я… В 1797 г. Четырнадцатилетний Жуковский был принят в Благородный пансион при Московском университете. Годы, проведенные…

Николай Рубцов
И есть странная,горькая традиция в кончине многих больших русских поэтов, все великие певцы уходили из жизни рано и, как правило, не по своей… Россия, Русь! Храни себя, храни! Смотри, опять в леса твои и долы Со всех… Поэт Николай Рубцов родился в 1936 году в Архангельской области. Ему было шесть лет, когда умерла мать и его отдали в…

Гоголь, Николай Васильевич - один из величайших писателей русской литературы
Отец Гоголя, Василий Афанасьевич, умер, когда сыну было 15 лет но полагают, что сценическая деятельность отца, который был человек веселого… Жизнь в деревне до школы и после, в каникулы, шла в полнейшей обстановке… Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, в несколько дней подготовлялся к экзаменам и…

Великий русский поэт Александр Андреевич Блок
К тому же времени относится знакомство Блока с Андреем Белым и В. Брюсовым. Стихи начал писать с детства, печататься — с 1903. Его тетка и биограф… Впрочем, близость Блока с символистами оказалась непродолжительной.Талант его… Становление же Блока-поэта происходит уже в студенческие годы, когда он становится студентом филологического…

0.051
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Противостояние Александру Блоку в творчестве Николая Гумилева Вы выпиваете её, как глоток зеленого шартреза» писал Ин. Анненский в своей рецензии на «Романтические цветы». Однако каждая публикация Гумилева… Интересно, что стихотворение «Заблудившийся трамвай» содержит не только… Обвинения, которое уже никто не в силах отвести. Вяч. Иванов, с легкостью перемещаясь вслед за своим героем во времени…
  • Николай Ильич Камов Еще учеником коммерческого училища он стал интересоваться авиацией и часто посещал демонстрационные полеты известных в то время пилотов. Окончив… Стремясь к самостоятельному творчеству авиаконструктора, в свободное от работы… При достигнутом уровне теоретических знаний и освоенных технологий построить безопасный и достаточно надежный автожир…
  • Николай Гумилев Впрочем, и третий сборник, «Жемчуга» (1910), не принес известности.Однако по прошествии нескольких десятилетий даже его ранние и действи¬тельно… Николай Степанович Гумилев родился в Кронштадте 3 (15) апре¬ля 1886 года в… Море вообще напоминало о себе разными знаками: крестил его протоиерей Кронштадтской Александро-Невской церкви, так что…
  • Любимец императора Николая I - А.Ф. Орлов А вот в публикации И. М. Троцкого " III-е отделение при Николае I" Орлов показан весьма непривлекательно: "Приемник Бенкендорфа, Алексей Федорович… И что бы не писали о его деятельности в тайной полиции, в конце концов, там он… Его деятельность была связана преимущественно с Восточным вопросом.Подпись Алексея Федоровича как полномочного…
  • Зелинский Николай Дмитриевич К их числу относится Николай Дмитриевич Зелинский. Начав жизненный путь, как типичный представитель университетской науки, Зелинский стал одним из… И это был не поверхностный интерес увлеченного дилетанта, а основательный… Большинство из них под благотворным влиянием Н.Д. Зелинского стали известными учеными, руководителями крупных…