Платон

Платон родился в 427 году до н.э. на острове Эгина вблизи Афин происходил из небогатого аристократического семейства. Подлинное его имя Аристокл. По преданию, получил имя Платон от Сократа. Его имя связывают с атлетическим телосложением греческое Platys означает широкий и с широтой его интересов. Он много занимался спортом, музыкой, поэзией его считали поэтом. Был знаком с учениями философов Гераклита, Кратила, Парменида, Демокрита, Сократа.Познакомившись в двадцать лет с Сократом, стал его учеником.

Историки полагают, что после этой встречи Платон сжег свои поэтические произведения, решив полностью посвятить себя философии. Платон тяжело пережил смерть своего учителя и надолго покинул Афины. В годы своих странствий он посетил многие города, встречался с рядом философов того времени.Поездка на остров Сицилия в г. Сиракузы, где правил тиран Дионисий Старший и где Платон предлагал план общественного переустройства, закончилась тем, что правитель этого города отдал тайный приказ спартанскому послу, на корабле которого отплывал Платон, либо убить его, либо продать в рабство.

Посол предпочел второе, и Платон оказался на общегреческом невольничьем рынке. После того как он был выкуплен одним из жителей Эгины и отпущен на свободу, Платон, переживший несправедливость по отношению к Сократу и самому себе, решил меньше заниматься государственными делами и больше сосредоточиться на собственно философских вопросах.Наблюдения же за политическими режимами в ряде стран привели его к выводу, что все они плохи и что, если уж и решать, кто должен править, то им должны быть философы.

После окончательного возвращения в Афины Платон приобрел на окраине города дом с садом и основал там философскую школу Академию. Это название произошло от имени аттического героя Академа, под покровительством которого, как считали афиняне, находилась роща, посаженная в его честь, и где теперь вел занятия Платон.Просуществовала эта Академия более 900 лет. Из Академии за эти годы вышло немало философов и государственных деятелей.

Платон скончался в 347 году до н.э. Почти все философские сочинения Платона дошли до наших дней. Многие из них написаны в форме художественного диалога, а главным их действующим лицом являлся Сократ.В отличие от личных встреч философа Сократа со своими собеседниками Платон перевел диалоги во внутренний план и они предназначались для всех. Центральное место в философии Платона занимает проблема идеального проблема идей. Если Сократ основное свое внимание уделил общим понятиям, то Платон пошел дальше, он обнаружил особый мир мир идей. По Платону, бытие разграничивается на несколько сфер, родов бытия, между которыми имеются довольно сложные отношения это мир идей, вечный и подлинный мир материи, столь же вечный и самостоятельный, как первый мир мир вещественных, чувственно воспринимаемых предметов это мир возникающих и смертных погибающих вещей, мир временных явлений а потому он и ненастоящий в сравнении с идеями наконец, существует Бог, космический Разум Ум-Демиург.

Взаимоотношение первых трех миров можно представить примерно такой схемой которая во многом упрощена в ней, например, не показаны родовидовые зависимости между идеями Мир идей Мир вещей Материя Что представляют собой идеи Необходимо, прежде всего, отметить, что Платон осознал специфический характер всеобщих норм культуры, которые, в соответствии с его учением, существуют в качестве особого объективного мира по отношению к индивидуальным душам.

Он обнаружил и во многом сходные с ними общие структуры, формы, находящиеся в истоке чувственных вещей, т.е. как замыслы, идеи, а с другой конкретные кровати, столы, создаваемые мастерами в действительности.

Для него всеобщие формы и все классы, виды неорганической природы и живых существ имели свои идеальные прообразы.Неважно пока, с каким деятельным началом все это связывалось, главное в том, что во всем этом выявлялась некая норма, структура, способная реализовываться и содержаться во множестве чувственных вещей.

Эта общая для одноименных вещей форма и общие нормы культуры, поведения людей и были названы Платоном идеями. Идея выступала кА общность, целостность. А.Ф.Лосев отмечал, что для античного мыслителя было чудом то обстоятельство, что вода может замерзать или кипеть, а идея воды не может ни того, ни другого. Она неизменна, целостна. Идеи, в отличие от чувственных вещей, бестелесны и умопостигаемы.Если чувственные вещи бренны, преходящи, то идеи постоянны в этом смысле вечны и обладают более истинным существованием конкретная вещь погибает, но идея форма, структура, образец продолжает существовать, будучи воплощенной в других аналогичных конкретных вещах.

Важным свойством идей идеального является совершенство идеальность они выступают как образец, как идеал, который существует сам по себе, но во всей полноте не реализуем в одном каком-то чувственно воспринимаемом явлении.Пример тому прекрасное как идея и прекрасное в каждом случае, с применением степеней более, менее и др Платон говорит в связи с этим следующее прекрасное по природе т.е. идея это нечто, во-первых, вечное, то есть не знающее ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения, а во-вторых, не в чем-то прекрасное, а в чем-то безобразное, не когда-то, где-то, для кого-то и сравнительно с чем-то прекрасное, а в другое время, в другом месте, для другого и сравнительно с другим безобразное.

Прекрасное это предстанет не в виде какого-то лица, рук или иной части тела, не в виде какой-то речи или знания, не в чем-то другом, будь то животное, Земля, небо или еще что-нибудь, а само по себе, всегда в самом себе единообразное все же другие разновидности прекрасного причастны к нему таким образом, что они возникают и гибнут, а его не становится ни больше ни меньше, и никаких воздействий оно не испытывает Начав с отдельных проявлений прекрасного, надо все время, словно бы по ступенькам, подниматься ради самого прекрасного вверх от одного прекрасного тела к двум, от двух ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь, наконец, что же это прекрасное.

И в созерцании прекрасного самого по себе только и может жить человек, его увидевший.

Все множество идей представляет единство. Центральной идеей является идея блага, или высшего добра.Она есть идея всех идей, источник красоты, гармонии, соразмерности и истины.

Благо это единство добродетели и счастья, прекрасного и полезного, нравственно доброго и приятного. Идея блага стягивает все множество идей в некоторое единство это единство цели все направляется к благой цели. В конкретно-чувственных явлениях заложено стремление к благу, хотя чувственные вещи не способны его достигнуть. Так, для человека верховная цель счастье она состоит именно в обладании благом, всякая душа стремиться к благу и все делается ради блага.Благо дает вещам и бытие, и существование, превышая его достоинством и силой. Лишь при руководстве идеей блага знание, имущество и все другое становится пригодным и полезным.

Без идеи блага все другое становится полезным и пригодным. Без идеи блага все человеческие знания, даже наиболее полные, были бы совершенно бесполезны. Такова в самых общих чертах картина идеального или мира идей в философии Платона.Сейчас нет надобности специально анализировать многогранность платоновского учения об идеях оно даже в своем кратком изложении достаточно прозрачно и весомо.

Затронем лишь один момент, связанный с оценкой его концепции как идеалистической. Нередко идеализм Платона прямо и непосредственно выводят из его взгляда на мир идей т.е. на идеальное. Это, как нам кажется, не совсем верно. У Платона нет непосредственного порождения миром идей материи, хотя они и неравнодушны к ней. В прочтении Платона А. Н. Чанышевым материя вечная и идеями не творится.Материя хора источник множественности, единичности, вещности, изменчивости, смертности и рождаемости, естественной необходимости, зла и несвободы она мать, сопричина.

По В.Ф. Асмусу, материя Платона не вещество, а род пространства, причина обособления единичных вещей чувственного мира. Идей тоже причины возникновения чувственных явлений. Совсем иное дело отношение мира идей и мира чувственных вещей.У Платона имеется три варианта взаимоотношений этих миров подражание стремление вещей к идеям, эрос как любовь к идеальному, причастность вещь возникает через ее причастность к особой сущности и присутствие вещи становятся сходными со своими идеями, когда идей приходят к ним, начинают в них присутствовать.

Все вещи дети идей и материи. По отношению к чувственно постигаемым вещам идей запредельны, постигаемы лишь умом. У Платона идеи противопоставлены не миру чувственных вещей, а миру материи. Но в этом противопоставлении нет еще идеализма.Лишь решая вопрос о взаимодействии всех трех миров, стремясь объяснить общую причину существования и мира идей, и мира чувственных вещей, Платон приходит к духовной первооснове всего существующего т. е. еще к одной сфере бытия, причем главной, пронизывающей все остальные, инициирующей их бытие и движение он обращается к представлению о Демиурге, душе мира. Душа космоса - динамическая и творческая сила она объемлет мир идей и мир вещей, связывает их. Именно она заставляет вещи подражать идеям, а идей присутствовать в вещах.

Она сама причастна истине, гармонии и прекрасному.

Душа и есть первоначало, Душа первична, тела вторичны, Душа правит всем, что есть на небе, на земле. Поскольку мировая Душа действует через идей и через материю, постольку идей идеальное тоже становятся одним из оснований чувственного мира. В этом отношении мир идей и входит в систему идеализма Платона. Космическая душа оторвала идеальное Платона от чувственно постигаемых материальных явлений.Сам Платон пришел к необходимости подвергнуть критике свое же понимание взаимосвязи мира идей и мира чувственных вещей.

Более основательный критический разбор платоновский мир идей получил у Аристотеля, который указал на, пожалуй, самый слабый пункт платоновской концепции идеального, подчеркнув, что идей предшествуют, чувственным вещам не по бытию, а только логически, кроме того, они не могут где-либо существовать отдельно.Из платоновской концепции идеального следовали и задачи философа истинный философ, по его мнению, не должен иметь дела с реальным чувственным миром, его задача более возвышенная уйти в самого себя и познать мир идей. От житейской суеты, от конкретных вопросов, например о несправедливости, надо перейти, считал он, к созерцанию того, что есть справедливость или несправедливость сама по себе и чем они отличаются от всего прочего и друг от друга, а от вопросов о том, счастлив ли царь своим золотом, к рассмотрению того, каково в целом царское и человеческое счастье или несчастье и каким образом человеческой природе надлежит добиваться одного или избегать другого.

Философ доискивается, что же такое человек и что подобает творить или испытывать его природе в отличие от других.

Философия, согласно платоновской концепции, есть тяга к мудрости, или отрешению и отвращение от тела души, обратившейся к умопостигаемому и истинно сущему мудрость состоит в познании дел божественных и человеческих.Такое понимание задач философии легче всего объявить уходом от действительности, схоластикой как у нас привыкли говорить о философах и, быть может, даже апологетикой греческого рабовладельческого полиса, идеологией аристократического рабовладения. Но вдумаемся в понимание идеального Платоном.

Разве это апологетика текущего бытия Разве не критично по самому своему существу его идеальное по отношению ко всему существующему в мире кроме самого идеального Нет. Все изложенное выше не дает повода для этих упреков.Глубочайший знаток античной философии А. Ф. Лосев отмечает, что Платона характеризует 1 вечное и неустанное искание правды, вечная и неугомонная активность в создании социально-исторических конструкций и постоянная погруженность в этот водоворот тогдашней общественно-политической жизни В противоположность чистому умозрению Платон всегда стремился к 2 переделыванию действительности, а отнюдь не только к ее вялому, пассивному, умозрительному созерцанию.

Правда, все такого рода абстрактные идеалы, как платоновские, нельзя считать легко реализуемыми.Но один из основных заветов, оставленных нам Платоном, гласит о том, что хотя умозрению мы и должны предоставлять достойное для него место, но самое главное это переделывание действительности Даже и его умозрительность стремилась так или иначе перейти в жизненное дело В философском учении Платона тесно связаны онтология, теория познания, этика, эстетика и социально-политическая проблематика.

Эту связь мы видели уже из предыдущего изложения его взглядов.Коснемся еще одной стороны платоновской концепции. Человек, с его точки зрения, имеет непосредственное отношение ко всем сферам бытия физическое его тело от материи, душа же способна вбирать в себя идеи благодаря припоминанию идей, которые врожденны, но забыты и устремляться к Уму-Демиургу.

Душа сотворена Богом лишь однажды, она бессмертна, вечна, способна переселяться из тела в тело отсюда воспоминание под воздействием предметов и ситуаций того, что когда-то она созерцала в мире идей и что было в прежней душе. Душа имеет такую структуру разум, волю страсть и вожделение прежде всего благородные желания, влечения к добру, но имеются и негативные желания.

У разных людей преобладают разные слои души, в результате чего имеются типы людей вожделенный, стремящийся к материальным, чувственным наслаждениям мужественный, в котором преобладает воля, сила, мужество и тип души разумной, ставящий целью высшие ценности, благо людей и справедливость. В обществе этим типам души соответствуют сословия 1 производителей ремесленники, крестьяне, торговцы 2 охраняющие закон и государство стражники полиция и воины 3 управляющие государством.

Одной из основ государства и является разделение труда, а в идеальном государстве согласованность, гармония интересов всех сословий. Платон вошел в историю философии как мыслитель, впервые разработавший идеал государства. Социальная справедливость, как он полагал, будет в обществе тогда, когда она будет внутри души каждого человека, каждого сословия.Для этого каждому требуется осознать свое природное и законодательное предназначение заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие отмечал Платон, это и есть справедливость.

В совершенном государстве а таковым Платон не мог признать ни одно из существовавших тогда представители всех сословий должны служить Абсолютному Благу. В идеальном государстве управлять должны философы. Всеобщий интерес, по Платону, всегда идеальный интерес.Никакой личный интерес не должен иметь место, если он выходит за пределы общего интереса индивидуальный интерес как частный должен полностью подчиняться интересу целого.

В проекте идеального государства Платона у воинов и правителей не может быть даже семьи, поскольку семья отвлекает от общего государственного интереса. В таком государстве должна быть общность жен, общность детей они обобществляются, передаются на воспитание государству, нет у представителей тех же сословий частной собственности, утверждается лишь общая собственность.В интересах Абсолютного Блага идеального государства будет введена жесткая цензура на все литературные произведения, на произведения искусства.

За безбожие, отступления от общей идеи положено наказание вплоть до смертной казни. В главном трактовка Платоном идеального государства была утопичной. Использованная литература 1 П.В. Алексеев, А.В.Панин Философия 2 Платон. Соч. В 3 т. Ч.1. М 1971. С 422-424 3 Лосев А.Ф. Платоновский объективный идеализм и его трагическая судьба Платон и его эпоха.М 1979. С. 11-12 4 Платон Соч. В 3 т. Т.2. М 1970. С. 142-143 5 Платон Соч. В 3 т. Т.3. Ч. 1. С. 317, 311 6 История философии.

М 1941. С.158 7 Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.Ю 1981. С.253 8 Платон Соч. В 3 т. Т.3. Ч. 2. М 1972. С. 384-392 9 Аристотель Соч. В 4 т. Т. 1. М 1976. С. 320-324 10 Платон Соч. В 3 т. Т.2. С. 269 11 Платон. Диалоги. М 1986. С.437 12 Лосев А.Ф. Платоновский объективный идеализм и его трагическая судьба Платон и его эпоха. С. 36-37.