рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Монашество на Руси в 16-17 вв

Работа сделанна в 2004 году

Монашество на Руси в 16-17 вв - Реферат, раздел История, - 2004 год - Санкт-Петербургский Государственный Аграрный Университет Реферат На Тему Мон...

Санкт-Петербургский Государственный Аграрный Университет Реферат на тему Монашество на Руси в XVI-XVII вв. Выполнила студентка 4112 гр. Преподаватель Морозан В.В. Санкт-Петербург 2004 год Вступление В тройственной модели феодализма монахам отводилось самое почетное место. В средние века именно в духовенстве видели самое главное сословие, так же как в церкви самый важный институт. Церковь и духовенство посредники между Богом и человеком.Монашество считалось идеальной формой жизни, а монахи пользовались привелегированным положе нием. Главный герой средневековья монах или святой.

В ту эпоху монашество было повседневным и необходимым для функционирования общества явлением. И это, наверное , уди вительно для эпохи , стоявшей перед столь серьезными проб лемами пропитания и материального обеспечения населения. Тем не менее монахи были глубоко интегрированы в средне вековое общество, которое позволяло себе содержать много монахов, считая, что они моляться за других.Причины возникновения монашества Монашество от греч. Monachos отшельник социальная религиозная группа, члены которой берут на себя обязатель ство уход из мира , как правило отказ от имущества, воздержание обязательно безбрачие , разрыв старых родст венных и социальных связей , прикрепление к монастырю, подчинение его уставу.

Но что же послужило непосредственной причиной возник - новения монашества Прежде всего , печальное состояние общества и церкви.Официальная церковь уже не казалась ве - рующим якорем спасения с одной стороны, безразветвленной церковной структуры обойтись было нельзя, с другой же, такая структура казалась очень далекой от Царства Божия. Верую щий христианин в рамках официозной церкви неизбежно ис пытывал чувство болезненной раздвоенности между землей и небом , чувство трагической неудовлетворенности своим бы- 2 тием. Многих христиан , особенно остро ощущавших грехов- ность и безумие общества , которое называло себя христианс- ким , захватило желание покинуть его. Люди жаждали снова обратиться к Евангелию , души их вновь запросили хлеба жизни , а не суетных мирских благ. Немаловажную роль играл и сам ход исторического и экономического развития.

Христианские церкви все больше стали заполняться варварами, принесшими с собой полуязыческие обряды , которые были невыносимы для особо благочестивых христиан.

Повсеместно усиливалось стремление оставить мирские дела и , подражая Господу, отправиться в путь с легким сердцем , не связанным никакими узами. Приводило людей в пустыню и глубокое раскаяние , чему можно найти множество примеров в агиогра- фической литературе житиях святых . Основание монастырей Начинается возникновение монастырей нового типа , которые основывались людьми , не имевшими земельных владений , но обладавших энергией и предприимчивостью.

Они добивались от великого князя пожалования земель , принимали пожертвования земель , принимали пожертвования от соседей феодалов на помин души , скупали и выме- нивали земли , вели собственное хозяйство , торговали , за нимались ростовщичеством и превращали монастыри в фео- дальные вотчины.

В первой половине XVI в. рост вотчины продолжался по прежнему главным образом путем покупок. Основание монастырей вотчинников и пожалование им земель да- же без крестьян вызывали сопротивление окрестного на- селения. Крестьяне прогоняли отшельников , основавших монастыри. Это испытали Дмитрий прилуцкий , Стефан махрищский , Арсений комельский , Антоний сийский.Нес- колько раз пытались поджечь келью Кирилла Белозерского. 3 Убили Григория и Кассиана авнежских , Агапита то - темского. Примеры можно было бы продолжить.

Но это не могло остановить основание монастырей и рост их вотчин.Многие из этих монастырей , если не большинство , отмечал В. О. Ключевский , специально изучавший жития святых основателей монастырей , разрослись в крупные землевладельческие общества со сложным хозяйством и привилегированным хозяйственным управлением , с многообразными житейскими суетами , поземельными тяжбами и запутанными мирскими отно- шениями.

Окруженное монастырскими слободами , слобод ками и селами , братство такого монастыря представ-ляло из себя черноризческое барство , на которое ра-ботали сотни и тысячи крестьянских рук , а оно власт- но правило своими многочисленными слугами , служками и крестьянами. В XVI в. обилие монастырей и монахов бросалось в глаза современникам и удивляло иностранцев.Мона- шествующих у них бесчисленное множество , писал Дж. Флетчер в конце XVI в гораздо более , чем в других государствах , подвластных папе. Каждый город и значительная часть всей страны ими наполнены все лучшие и приятнейшие места в государстве заня ты обителями и монастырями монашеская жизнь наи- более отстранена от притеснений и поборов , подаю щих на простой народ Кроме того что монахи владеют поместьями весьма значительными , они са- мые оборотливые купцы во всем государстве и тор- гют всякого рода товарами.

Все это - хозяйственная деятельность церкви , сосредо- точение в ее руках огромных земельных владений , закрепощение крестьян , нарушение церковных заповедей архиереями и монахами вызывало недовольство и осуждение не только со стороны посторонних лю дей , но и самих церковников , среди которых развернулось движение за отказ от церковных бо- 4 гатств.

Один из самых видных деятелей этих нес- тяжателей , Вассиан , писал Господь сказал раздай имение твое. А мы , войдя в монастырь , не переста ем , по нашему безумию , всячески приобретать себе чужие села и имения , то бесстыдно выпрашивает у вельмож лестью , то покупая Господь повелевает от- дай нищим.

А мы , заразившись ненасытным сребро любием , различным образом оскорбляет братий наших , живущих у нас в селах , обижаем их неправедными поборами , налегаем на них лихву на лихву И если они не имеют сил отдать нам лихвы , то мы без жалости лишаем их имущества , отнимаем у них ко-рову или лошадку , а самих с детьми , как поганых иноверцев , далеко прогоняем от своих пределов , а иных , предав княжеской власти , доводим до конечного разо - рения Конечно , в отношении жажды наживы и нравст- венной распущенности православная церковь не пред ставляла собой что то особенного католические мона- хи ни в чем ей не уступали.

Развитие экономики сопровождалось и в значитель ной мере обуславливалось ростом численности населе ния. Этот рост тоже шел замедленно вследствие фео дальных войн и вызванных ими голода и эпидемий , но он был. Войны , голод , эпидемии увеличивали чис- ло увечных , инвалидов , одиноких женщин , прибежищем для которых были монастыри богадельни.

Укрепление феодальных отношений выражалось в увеличении зависимости крестьян от феодалов , росте налогов , стеснении их жизни. Для части населения уход в монастырь был средством облегчить себе жизнь.Церковь получала привилегии как от татар , осво - бодивших ее от дани при условии проповеди покор- ности хану , так и от великого князя , что также способствовало росту числа монастырей. Прежде всего , оказывается возможным выделить 5 Монастыри , имевшие в середине и конце VXII в. на- селенные имения , то есть земли с крепостными крес- тьянами.

Хотя приобретение земель монастырями было в конце XVI в. ограничено правительством , оно все же про- должалось , и владения духовенства возросли. Сильно уве- личилось и количество монастырей.В XVII в. было основано 657 монастырей - в пол тора раза больше , чем в XVI . При этом , несмотря на ограничение монастырского землевладения , 189 монас- тырей , то есть около трети , имели в конце XVII в . крепостных крестьян.

В их число вошли только те монастыри , которые имели крестьян в конце столетия , но монастырей , имевших крепостных лишь в середние века , было очень мало , не больше двух десятков. К концу столетия многие монастыри прекратили свое су ществование. В XVI в . на втором месте по числу новых монас- тырей был Озерный район , то теперь он уступил это место Северному.Вообще вопрос о формировании земельных владе -ний духовенства в целом и отдельных церковных ор- ганизаций в частности еще ждет всестороннего изу чения.

Пока мы располагаем только общими данными , подчерпнутыми из хозяйственных описаний земельных вла- дений , производившихся с целью определения величины налога и зафиксированных по уездам в так называе- мых писцовых книгах второй четверти XVII в . В них сообщаются размеры пахотных участков в одном по- ле и количество собирающегося сена в копнах.В XVII в . ни сенокосные угодья , ни леса сколько- нибудь точно и полно не измерялись , а это созда- вало условия для расширения владений запашки но- вых участков.

Так , описаний ряда уездов Черноземного района в 1684 1686 гг . выявило увеличение пашни в поместьях и вотчинах до 30 по сравнению с имев шимися в них количеством по описанию второй чет 6 верти столетия. Вряд ли можно сомневаться , что такая распашка происходила и во владениях духовенства.Из- вестно , например , что между 1645 и 1678 гг . то есть между производившимися в эти годы подворными пере- писями во владениях духовенства в Вологодском уез- де возникло несколько десятков новых деревень.

А так как ведения нормального хозяйства в период феода-лизма должно было существовать определенное соотно- шение между пашней , сенокосными угодьями и леса- ми , то крестьяне , расширяя запашки , осваивали и но- вые площади лугов и леса , увеличивая тем самым общую территорию вотчин духовенства.В середине XVII в . был маленький монастырек , при- писанный к московскому Андреевскому монастырю , и его вотчина состояла из одного села и 20 пустошей.

В 1678 г . он стал самостоятельным , а с 1683 г . начи- нается стремительное расширение его владений в тече- нии двух лет к нему приписываются шесть монасты- рей , он активно приобретает населенные имения , и в 1700 г . у него и у приписанных к нему монасты-рей было уже около 1500 дворов и свыше 13 тыс . десятин пашни.Самое большое количество пашни оказалось у под- московного Троице Сергиева монастыря , основанного в 1337 г . молодым монахом Сергием , получившим в ис- тории прозвание Радонежского. Троице - Сергиев монас- тырь имел 150 тыс . десятин пашни в различных уез- дах Русского государства в конце XVII в . 20 тыс . дво- ров крепостных крестьян , или около 200 тыс . душ обое- го пола учитывая утайку , следует отметить , что в это число земли и крестьян входили владения припис- ных монастырей , которых в конце столетия насчитыва- лось не менее тринадцати , владения самого Троице Сергиева и приписных монастырей находились в кон- це XVII в . в 42 уездах в Центральном районе 18618 дворов , Озерном 173 , Северном 112 , Черноземном 276 , 7 Среднем Поволжье 1154 двора . Это был левиафан среди землевладельцев больше дворов , чем у него , бы- ло только в дворцовых владениях , доход с которых шел на содержание царской семьи.

Следует отметить , что запрет приобретать владе ния , установленный в 1581 г . и подтвержденный в 1584 г в бурных событиях первого десятилетия XVII в . обхо- дился монастырями при попустительстве правящих лиц , стремившихся заручиться поддержкой церковных иерар-хов и игуменов крупнейших монастырей из которых эти иерархи избирались . Правительство Михаила Федо- ровича , при котором реальная власть находилась в ру- ках его отца , патриарха Филарета , подтвердило захваты земель церковниками и привилегии духовенства.

Второй влиятельный патриарх XVII в Никон , основал крестный монастырь , в конце столетия у этого монастыря было 900 дворов крестьян.

Главной повинностью принадлежащих духовенству крес- тьян была барщина обработка монастырской и архиерейс- кой пашни.

Платили они также натуральный и денеж- ный оброки. Размеры последнего к концу XVII в . уве- личились , что вызвало жалобы крестьян. Эксплуатация приводила к активным выступлениям против монасты- рей. В истории монастырского крестьянства вторая поло- вина XVIIв. Является важным периодом.Обычно объем крестьянских повинностей определялся на условную подат- ную единицу выть , общее число вытей самой крестьянс- кой общиной миром раскладывалось по семьям тяглам.

К концу столетия все чаще объем повинностей опреде- лялся прямо на тягло.Сущность любого обложения при феодализме вытного , потягольного , подушного одна - учет в первую очередь трудовых ресурсов а потом уже произ- водственных возможностей крестьянских дворов. Только в первом случае , при вытном обложении , контроль земельного собственника за этим учетом остается на 8 за этим учетом остается на уровне выти а далее рас- поряжается мир , а в двух других проникает вглубь , до уровня отдельного тягла и тяглеца означая для непос- редственного производителя и общины в целом огромное усиление интенсивности феодальной эксплуатации . Помимо барщины крестьяне платили владельческие и государственные повинности натурой и деньгами. По го- сударственным повинностям платили налоги стрелецкий хлеб по 5 , а после 1688 г . по 7 четвериков ржи и овса с двора , ямские почтовые и полоняничные на вы- куп попавших в плен в войнах или при набегах крымс- ких татар деньги , на содержание отставных стрельцов , на покупку сена для царских лошадей и другое.

Осо- бенно разорительной была подводная повинность , то есть перевозка людей и грузов по требованию властей , не считавшихся с тем , что это могло быть в ущерб крестьянскому хозяйству. Крестьяне поставляли даточных лю- дей в армию и людей на государственные работы.

А были еще и чрезвычайные сборы с 1679 по 1701 г за 22 года они собирались четырнадцать раз. К концу XVII в. тяжесть государственных повинностей выросла прибли-зительно на 60 . Монастыри занимались не только сельским хозяйст-вом , но и торговлей.

Особенно выделялся торговавший солью Соловецкий монастырь. Поощрялась и торговля монастырских крестьян.Возле крупных монастырей регу-лярно проводились ярмарки , некоторые из них приоб-рели всероссийское значение у Свенского монастыря в Брянске , Макарьевского на Волге и другие . Ремеслен- ники и торговцы селились рядом с монастырями , обра-зуя торгово промышленные посады.

Некоторые из них стали впоследствии стали городами Тихвин , Загорск . Больше двух десятков монастырей имели в XVII в . каменные стены , за которыми при нападении врагов от- сиживалось окрестное население. В этом случае монасты- ри превращались в настоящие кропости. Так , получили 9 широкую известность осады Троице Сергиева и Соловец-кого монастырей.Исследователи отмечают два основных направления в политике государства по отношению к церкви в XVI XVII вв . во первых, ограничение роста землевладения пу- тем запрета покупки земел , приема вкладов имений на помин души , обмена вотчин что , как правило , было скрытой формой покупок во вторых , сокрашение фео дальных привилегий церкви как землевладельцаю Собор-ное Уложение 1649 г . подтвердило первое направление по- литики , записав , что впредь патриарху , и митропо-литам , и архиепископам , и епископам , и в монастыри ни у кого родовых , и выслуженных , и за собою не держати , и его душам в вечный поминок не имати никоторыми делы . Это обходилось.

Кроме земельных владе- ний в руках наиболее богатых монастырей скопились огромные денежные средства.

Основание монастырей в конце XVII в . было постав- ленно под контроль правительства , так , в 1698 г . спе циальным приказом запрещалось строить новые монасты-ри в г . Енисейске и Енисейском уезде , потому что в Сибири монастырей уже много. Основание монастырей продолжалось.

После введения штатов было разрешено создавать женские общины , кото- рые были как бы переходными организациями , школой монашества. Члены общин еще не были монахинями , но постепенно общины получали статус монастырей. Образ жизни монаха В целом существовал монашеский идеал , созерцатель- ной жизни , самоотречения и и его старались провести в жизнь. Монашество понималось как следование Христу.В 10 монастыре монахи вели аскетический образ жизни , пос-вящая свое время труду и переписке книг. Все это проделывалось в полном молчании , так как монахи не должны были предаваться празднословию.

Молчание пре- рывалось лишь звуками колокола и благочестивым пе нием. Заповеди монаха были такими любить Бога , лю- бить ближнего своего как самого себя , умерщвлять плоть ,утешать несчастных , не платить злом на зло , лю- бить врагов своих , не быть гордым , много не разговаривать , все хорошее в себе приписывать Богу , оплакивать прежние свои грехи , слушаться аббата и т . д День монаха проходил в молитвах , чтении и в ручном труде.

Служба осуществлялась строго в соответствующее время , поэтому по монастырю люди сверяли время , ориен- тируясь по звуку колокола. День начинался между полу- ночью и двумя часами утренняя служба , затем службы в шесть , девять , двенадцать , три часа дня , вечерняя в пять часов. Последняя служба между шестью и восемью часами вечера. Монахи были обязаны посещать церков-ную службу и все время службы внимательно слушать.Спали монахи обычно одетыми.

Время между молитвами было заполнено трудом. Иногда это был пахотный труд , иногда ручной , переписывание книг или специальные поручения. Остаток дня проводят в чтении. Часто мыть-ся не позволялось , лишь в Рождество и на Пасху по- лагалась баня , а в субботу омовение ног. Монахи должны были брить бороду и выстригать волосы на макушке признак монашеского состояния.Монахи вступая в монастырь , давали обет бедности , поэтому они не имели никакого имущества ,ничего личного у монаха не было. Одеяние монаха состояло из туники и одеваемого сверху кукуля.

Правила монашеской жизни строго соблю-дались в монастыре. За их нарушение полагались нака- зания. Жизнь монаха понималась как непрерывное искуше- ние и покаяние. В мире есть добро , олицетворяемое 11 Христом и созданной им церковью. И есть зло мир дьявола. Жизнь монаха борьба с этим злом , борьба с грехами и демонами , борьба с плотью , с миром , с дьяволом.Дьявол часто соблазняет монахов видениями земных радостей и прельщает мирской жизнью.

Жизнь монаха есть вечная борьба против обольщений земного мира. Монастырь с его суровой дисциплиной должен был воспитывать монаха настоящим воином Христовым . Но монастырь был открыт миру , поэтому в монашество стали вливаться светские элементы , в связи с чем правила смягчались и происходило обмирщение начи -налась новая волна реформ.Роль монастырей в культурной жизни Руси Православные монастыри сыграли огромную роль в культурной , политической и хозяйственной истории Руси. В нашей стране обители монахов всегда были не только местами молитвенного служения Богу , но и центрами культуры , просвещения.

Созидание культуры всегда тесно связано с ее сбережением , сохранением.Эту задачу как раз и ре-шали монастыри , которые испокон веков были не только духовными центрами , но и своего рода музеями , где хранились уникальные произведения национального искусства , а также библиотеками с поразительными по ценности собраниями рукописей , редких книг. 12 Заключение В этом реферате наиболее обьективно отражены различные стороны жизни и деятельности монастырей , их влияния на духовное развитие русского народа , их роль в управлении государством.

В то же время , в работе показаны отрицательные стороны существования этих религиозных объединений.Однако , не вызывает сомнений тот факт , что , в целом , роль монастырских объединений в истории нашей страны носит положительный характер. 13 Список использованной литературы 1. Соловьев С. М. История России с древнейших времен , кн.1, М. ,1959 2. Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV XVI вв. 3. Ключевский В. О. Курс русской истории ,ч. 2-Соч.М 1957 ,т.2 4. Флетчер Дж. О государстве русском ,С-Пб ,1906 5. Клибанов А. И. Русское православие вехи истории , М. ,1989 6. Александр Мень История религии .Учебник ,т.2 14 Оглавление Вступление 2 Причины возникновения монашества. 2 Основание монастырей 3 Образ жизни монаха 10 Роль монастырей в культурной жизни Руси 12 Заключение 13 Список использованной литературы. 14 1.

– Конец работы –

Используемые теги: монашество, Руси0.049

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Монашество на Руси в 16-17 вв

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Архитектура Руси
Русские не любили жить в каменных постройках, рубленные из стволов деревьев (сосна, ель, лиственница) клети, соединенные с необыкновенным… Основная проблема всякого строительства — это устройство перекрытия.На Руси… Огромная тяжесть барабана с куполом, символизирующих для молящихся в храме небо, "горние выси", требовала обычно…

Народные и языческие праздники Древней Руси
Несмотря на это, пиши не хватало, короткие периоды относительного изобилия в теплое время года сменялись длительным недоеданием, а часто и… Суровая зима была самым тяжелым периодом в жизни древних славян, поэтому они… С развитием религиозных представлений у древних предков славян праздничные обряды стали приобретать колдовской,…

Борьба Руси с иноземцами
Представители монгольской степной аристократии, избрав ханом Тэмуджина, дали ему титул Чиигисхан. В 1185г. Тэмуджин в союзе с главой племени… Монгольское государство строилось по военному образцу. Вся территория и… Создав сильную державу, устройство которой способствовало быстрому развертыванию военных сип, Чингисхан приступил к…

Образ русской женщины в поэме "Кому на Руси жить хорошо?"
Дело не только в том, что он писал о революционерах и помещиках, крестьянах и петербургских чиновниках. Можно найти немало поэтов, тематика… Актуальность нашей работы определяется тем, что вопросы народной жизни –… Поэма является источником знаний о России 1870-х годов, в ней – художественное решение сложных вопросов. Поэма «Кому…

Борьба народов Руси, Закавказья и Средней Азии с татаро-монгольским нашествием
В тоже время Темучин отличался беспощадностью и коварством в борьбе с врагами, умением стравливать их между собой, лавировать, отступать. Известно, что он участвовал в убийстве одного из своих братьев, заподозрив его… Он говорил: "Ныне они взяли нашу землю, завтра возьмут вашу". б) Волнение на Руси "Россияне ужаснулись и в изумлении…

Проникновение христианства на Русь и отношения с язычеством до крещения Руси при князе Владимире
Образовался круг великих христианских держав средневекового мира, гражданский порядок которых был основан на христианских началах.Плоды принятия… Но не вызывает сомнений пребывание ап. Андрея на берегах Северного… Последние его слова воспринимаются как гипербола, но факт раннего распространения христианства в Северном…

Суверенные феодальные земли на Руси
Вряд ли это верно, так как первый раздел земель произошел при Владимире Святославиче, с его правления начинают разгораться княжеские распри, пик… Натуральное хозяйство сумма экономически самостоятельных, замкнутых… Сущность феодальной раздробленности заключается в том, что она была новой формой государственно-политической…

Торгово-экономические связи Киевской Руси
Древние славяне жили семейными (дворище) , и соседскими общинами. Основой хозяйственной жизнедеятельности древних славян являлось земледелие.… Особенно они любили просо, о чём говорят также Маврикий и Лев Диакон. У Льва… Это было не только территориальное перемещение, но и экономическое событие огромной важности, перевернувшее прежний…

Обстановка в Киевской Руси перед принятием христианства
Важнейшая из них, состоявшая в обеспечении безопасности со стороны Хазарского каганата, была решена вполне успешно (он перестал существовать после… Борьба с печенегами стала в Х в. насущной потребностью Руси. Вся плодородная… Поэтому оборона от печенегов была не только государственным, но и общенародным делом, понятным и близким всем слоям…

Торговые пути и средства передвижения на Руси в XVI веке
Ряд торговых путей в XVI в. имел особенно большое значение. По Москве-реке шел водный путь на Оку и далее на Волгу. Через Стромынку вела дорога на… Все эти дороги разветвлялись далее в целую сеть путей и расходились по всему… По ним осуществлялись связи со странами Западной Европы.Один из торговых путей на Запад шел от Новгорода к Пскову, а…

0.029
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Архитектура Руси 15 – 16 веков С конца 15 века Москва окончательно становится политическим, религиозным и культурным центром Руси. После падения Константинополя в 1453 году… В Италии в это время уже начал творить Леонардо, были достигнуты выдающиеся… Он рационален и геометрически правилен. Равной ширины прясла (стены между лопатками), следовательно, одной высоты…
  • Архитектура Древней Руси Получив в крещении имя Василий, князь соорудил на том месте, где стоял Перун-языческий идол, деревянную церковь св. Василия и призвал искусных… Византийские мастера принесли с собой разработанную византийскими зодчими… В притворах начиналось богослужение, здесь же была крестильная купель. Удлинённый притвор делал храм вытянутым. С трёх…
  • Культура Киевской Руси в IX - первой половине XIII вв. Карамзин писал, что, «не зная выгод роскоши, которая сооружает палаты и выдумывает блестящие наружные украшения, древние славяне в низких хижинах… Основные черты русской средневековой культуры определяются, с одной стороны,… До 988 г. Русь была языческой, а потому культура Древней Руси делится на два периода: языческий и христианский.
  • Культура Руси Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности.Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям -… И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием… И шло это из глубины веков. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян , северян, радимичей,…
  • Культура Руси 15-16 вв. Можно понять законную гордость наших предков, стремившихся запечатлеть в произведениях зодчества, живописи, литературы величие и могущество… Он отличался богатством и изяществом внешней и внутренней отделки. … Украсился Кремль новым дворцом, основной частью которого стала знаменитая Грановитая палата. Участие итальянских…