Рембрандт

Когда сын мельника в возрасте восемнадцати лет открывает собственную художественную мастерскую, все предрекают ему блестящую карьеру, счастливую жизнь и обеспеченную старость. Однако он не умел кривить душой и был слишком честным, непримиримым к фальши и посредственности – может быть, поэтому и умер в нищете. Рембрандт родился в Лейдене 15 июля 1606 года и стал восьмым ребёнком мельника Харменса Герритца ван Рейна и его жены Корнелии Виллемсдохтер ван Зейтброук.К сожалению, о первых годах художника ничего не известно, но, будучи уже взрослым человеком и признанным мастером, он часто и с удовольствием вспоминал о времени, проведённом в родительском доме. ЮНОСТЬ В ЛЕЙДЕНЕ Решение Рембрандта стать художником, а, точнее, решение его родителей направить его именно по этой стезе, можно объяснить лишь тем обстоятельством, что младший сын оказался гораздо более способным и восприимчивым к наукам, чем остальные их дети. Известно, что один брат Рембрандта был сапожником, а затем, унаследовав отцовское предприятие, «переквалифицировался» в мельника, другой же стал пекарем… С будущим художником родители повели себя весьма благоразумно, решив отдать его на учёбу в лейденскую Латинскую школу, где особое внимание уделялось изучению религии, истории и литературы.

Ученики свободно цитировали Цицерона, Вергилия, Овидия и Горация (о чём первые биографы Рембрандта, рассказывавшие о нём как о «необразованном сыне мельника», вероятно, не знали) и общались между собой исключительно на латыни – можеть быть, именно в память о периоде учёбы в школе Рембрандт подпиывал свои первые работы монограммой RHL – от латинской формы его имени: Rembrantus Harmensis Leidensis (Рембрандт, сын Харменса лейденского). Будущий художник учился в Латинской школе с 7 до 14 лет и вышел из её стен с солидным багажом знаний, очень пригодившимся ему позже в работе над картинами на исторические и мифологические темы. Целью обучения в Латинской школе было подготовить молодых людей к поступлению в Лейденский университет, который считался в те времена одним из лучших в Европе.

Рембрандт был принят в это учебное заведение, но проучился там всего только несколько месяцев: его не интересовало формальное обучение, все его устремления уже тогда были направлены на живопись, и только на неё. Родители решили не тратить попусту денег, забрали сына из университета и отправили на обучение к художнику, имя которого нигде не упоминается.

Вторым учителем Рембрандта стал, как отмечают его биографы, «неизвестный и не очень талантливый лейденский художник по имени Якоб ван Сваненбурх, который был специалистом по изображению архитектуры и видов ада». Он учил Рембрандта основам рисования, гравюры и живописи, но не оказал на него сильного влияния: исследователи в этой связи шутят, что позже Рембрандт обращался почти ко всем темам, к которым только может обратиться художник, кроме архитектуры и ада. В возрасте 17 или 18 лет Рембрандт решает, что он получил от ван Сваненбурха всё, что тот мог ему дать, и просит у отца разрешения отправиться в Амстердам, в мастерскую одного из самых выдающихся голландских художников того времени – Питера Ластмана (1583–1633). Отец соглашается, и следующие полгода Рембрандт проводит в Амстердаме.

Ластман, так же, как и ван Сваненбурх, учился в своё время в Италии, где на него произвели большое впечатление работы Караваджо (1573–1610), отличительными чертами искусства которого были смелый натурализм, мощь и, особенно, атмосфера мистической глубины, передаваемая игрой света и тени. Рембрандт, обучаясь у Ластмана, вполне может считаться косвенным учеником Караваджо, поскольку за эти шесть месяцев 1624 года, которые оказались решающими для его профессионального становления, начинающий живописец успел постичь не только тематику и стилистику своего непосредственного учителя, но и технику великого итальянца.

Вернувшись из Амстердама в Лейден, Рембрандт открывает в отцовком доме собственную мастерскую.

Не имея пока заказов, он с удовольствием запечатлевает отца, мать, братьев и сестру в образах исторических и билейских персонажей.

Эти работы охотно раскупаются сначала знакомыми молодого художника, а потом и знакомыми знакомых.

Слава о нём стремительно распространяется по всему городу. У Рембрандта появляются первые солидные заказы.Известно, что в Лейдене Рембрандт много работал с Яном Ливенсом (1607 – 1674), великолепным художником, который был на полтора года младше его и тоже учился в Амстердаме у Питера Лансмана.

Исследователи отмечают, чо в середине 1620-х годов стили обоих художников были удивительно схожи: сейчас только специалист может отличить «раннего Ливенса» от «раннего Рембрандта». Ливенс, скорее всего, поступил на работу в мастерскую и «привел» туда своих постоянных клиентов, среди которых был и известный гуманист Константин Хейгенс, личный секретарь герцога Оранского.Хейгенс восхищается талантом обоих живописцев, но Рембрандта ценит особенно высоко. «Я утверждаю, что никакому Протогену, никакому Апеллесу или Паррасию никогда не удавалось и не удалось бы, вернись они на землю, сотворить то, что какой-то голландский мальчишка, мельник, у которого и борода-то ещё не растёт, смог выразить в человеческом лице» именно так, по словам биографа Карела ван Мандера, отзывался о Рембрандте высокопоставленный чиновник.

Кто знает, может быть, именно этот человек, умело сыграв на струнах профессиональных амбиций молодого художника, настоял на его переезде в Амстердам? А может, это смерть отца художника в 1630 году вынудила его покинуть родной город? Так или иначе, но с 1631 года Рембрандт навсегда поселяется в Амстердаме.

ЛЮБОВЬ И СЛАВА В АМСТЕРДАМЕ По приезде в Амстердам Рембрандт знакомится с купцом Хендриком ван Эйленбурхом и становится его компаньоном. Молодые люди открывают мастерскую живописи и реставрации, а при ней – лавку по продаже и приёмке на комиссию произведений искусства.Рембрандт много и плодотворно работает в жанре портрета – и в стенах этой мастерской, и и в собственном доме, купленном на завещанные отцом деньги.

Молодой мастер решителен и амбициозен. Это проявляется не только в высоких расценках (за изображение одного только лица он брал пятьсот флоринов, а цена портрета в полный рост доходила до шестисот!), но и в изменившейся манере подписывать картины.Вместо прежнего «RНL» н стал писать просто «Rembrandt» - подобно великим итальянцам Тициану, Рафаэлю или Микеланджело, которых весь мир знал только по имени… В 1632 году Рембрандт получае заказ, изменивший всю его дальнейшую жизнь – групповой портрет для гильдии амстердамских врачей.

На следующий же день после официальной церемонии открытия этой картины Рембрандта буквально засыпали поздравительными письмами, приглашениями и заказами. Известно, что в период с 1631 по 1640 годы мастер исполнил, в общей сложности, около шестидесяти одних только портретов Рембрандт ведёт активную светскую жизнь.Он принимает в своём доме самых знатных людей Амстердама, охотно наносит визиты и сам. Во время одного из таких посещений модному художнку представляют Саскию ван Эйленбурх.

Дочь бургомистра города Лейвардена и двоюродная сестра компаньона Рембрандта, она рано осталась сиротой, и за ней бало очень солидное приданое в 40 тысяч флоринов. В июне 1633 года Рембрандт и Саския обручаются, а ещё через год сочетаются законным браком.Это вводит Рембрандта в высшие круги амстердамского бюргерства, и теперь его уже никто не называет «сыном мельника»… Художник находится на вершине славы.

У него много учеников, он прекрасно зарабатывает и активно тратит деньги, собирая коллекцию шедевров мирового искусства. Новый общественный статус заставляет его сменить жилище, и он покупает с рассрочкой на шесть лет роскошный дом в самом престижном квартале Амстердама… Рембрандт очень переживал, что у него нет наследника: трое детей, появлявшиеся на свет один за другим в период с 1635 по 1640 годы, умерли ещё в младенчестве.И только в 1641 году Саския родила здорового малыша, которого счастливые родители назвали Титусом.

В последний раз одарив Рембрандта своей милостью, судьба отвернулась от него: летом 1642 года умирает Саския, здоровье которой было основательно подорвано туберкулёзом, а выставленная в том же году картина «Ночной дозор» вызвала скандал, вследствие которого от художника отвернулись многие состоятельные заказчики.ПОСТЕПЕННЫЙ УПАДОК Всё чаще заказчики предпочитают обратиться не к мэтру, а к его ученикам, которые были гораздо менее талантливы, зато вкусы клиентов понимали куда лучше Рембрандта и, главное, всегда были готовы идти у них на поводу. Количество обращений с заказами к самому Рембрандту катастрофически уменьшалось.

Однако художник, не в силах проститься со старыми привычками, продолжал тратить огромные суммына аукционах, пополняя свою коллекцию заморских диковин и великих картин.Причём сам никогда не троговался – сразу платил огромные деньги, объясняя это необходимостью поддерживать престиж профессии… Тем временем уставшие ждать погашения долга за дом кредиторы начинают действовать – Рембрандт просрочил выплату на целых восемь лет. В июле 1654 года судебные исполнители описывают имущество художника.

В список вносится всё – вплоть до огромной коллекции полотен и гравюр великих мастеров – Рафажля, ван Эйка, Брейгеля, Рубенса, Кранаха. В сентябре 1656 года имущество, нажитое Рембрандтом за всю жизнь, ушло за 6000 флоринов.Оставив свой прежний роскошный дом, Рембрандт перебирается с семьёй в маленькое жилище на окраине и, за неимением заказов, пишет портреты родных и немногих друзей.

Он переносит прах Саскии на кладбище поближе к дому, где цена могил ниже. Начиная с 1665 года Рембрандт живёт на деньги сына, оставшиеся тому в наследство от матери. Однако их хватает ненадолго – Рембрандт сразу же тратит всё на покупку картин. В 1668 году Титус умирает.Даже оказавшись в тяжелом материальном положении, Рембрандт не пожелал продать ни одной картины из новой коллекции – он предпочитал творить в окружении шедевров… Говорят, что однажды к нему заглянул его преуспевающий ученик и решил жестоко подшутить над подслеповатым мастером.

Он искусно нарисовал на полу золотые монеты, которые художник принял за настоящие и бросился собирать… Полунищенское существование истощало его душевные и физические силы. Смерть величайшего художника Голландии наступила 4 октября 1669 года и осталась незамеченной современниками: об этой скорбной датемы узнаем не из од или эпитафий, посвященных памяти усопшего, а из скромной записив приходской книге церкви, при которой он был похоронен.