Формирование искусства гобелена в республике Казахстан

Формирование искусства гобелена в республике Казахстан История формирования искусства гобелена начинается с XX в. Традиционно это искусство было развито во Франции, Италии, Испании, Германии, впоследствии широко распространилось в Прибалтике, России и на Кавказе. В этих странах для тканья гобелена использовались конопляные веревки, морские травы и пряжа.В Прибалтийских странах композиционный рисунок гобелена изображался как волны, а на Кавказе ткачи гобелена изображали в своих работах 66 исторические события, события эпоса.

Российские художники ткали безворсовые ковры-картины, украшали его сюжетным рисунком. Гобелен занимает важное место в декоративно-прикладном искусстве. Интенсивное развитие искусства гобелена в Казахстане началось в 70-е годы XX в. В декоративно-прикладном искусстве появилось новое направление.Большой вклад в развитие этого вида искусства внесли такие художники, как К.Тыныбеков, Б.Заурбекова, И.Ярема, А.Бапанов, С.Бапанова, Л.А.Анисимова, К. Жубаниязова, С.Г. Иляева, А.Иханова, Е.П. Николаева, Н.И.Павленко, Б.Утепов, Ш.Кожаханов и др. Развитие творчества Курасбека Тыныбекова (1947—1980) связано с периодом появления нового вида декоративно-прикладного искусства — гобеленом.

Главным результатом его творческих поисков является соединение классических традиций вязания гобелена с национальными традициями декоративно-прикладного искусства.Его первые гобелены: "Чабан" (1970), "Семья" (1973), "Весна" (1974), " Горы и степь" (1975). Это изделия со сложным композиционным рисунком, гармоничным цветовым содержанием.

Гобелены "Дерево жизни" (1976), "Ритмы Байконура" (1977), "Лебединая песня" (1980), "Композиция" отличаются глубоким философским содержанием. В их композиции преобладают фольклорные мотивы. В 1970 г будучи еще студентом, Тыныбеков представил на республиканской выставке декоративно-прикладного искусства свою первую работу. Творческий путь Тыныбекова отличается завидным постоянством.При изготовлении гобелена, текемета, батиков он использует различную технику.

В изделиях К.Тыныбекова, сделанных из кошмы, видны традиции народного творчества. В текемете "Мелодиястепи" (1972) мастер использует традиционные способы изготовления кошмы. А стиль текемета "Небо" (1973) — это современные методы искусства. Благодаря абстрактной композиции старый материал превратился в прекрасное изделие, в котором воплощены художественные идеи нового времени.Таким образом, для творчества Тыныбекова характерны два уровня освоения.