Творчество народных певцов-композиторов Казахстана

Творчество народных певцов-композиторов Казахская музыка достигла расцвета во второй половине XIX в. Такие профессиональные певцы-композиторы, как Биржан Ко-жагулулы, Ахан серэ Корамсаулы, Мухит Мергалыулы, Ыбырай Сандыбайулы, Естай Беркимбайулы, Жаяу Муса Байжанулы, Мади Бапиулы, Асет Найманбайулы и Касымжан Бабакулы, создали произведения высокого художественного уровня.Композитор, талантливый поэт, известный певец Биржан Кожагулулы (1834—1897) родился в ауле Кожагул Енбекшильдерского района Кокшетауской области.

С детства он любил песни, кюи и всю свою жизнь посвятил песенному творчеству. Биржан пользовался у народа уважением и был назван "салом" (певцом, поэтом). В Сарыарке у него сформировались песенные традиции.Его песни "ЛэйлЬм шырац", "Жанбота", "Кекек", "Темгртас", "Жамбас сипар", "Асыл", "Ацык" "Жайма шуац", "Адасцан", "Айтбай", "Hlidep", " Ырлэн цыз", иАц серкеш", "Алтын балдах;", "Бурылтай", "Жалгыз арша", "Гашыгым", "Керкетл", "Б1ржансал" свидетельствуют о расцвете творчества композитора.

Айтыс Биржана с поэтессой Сарой является большим вкладом, внесенным в казахскую музыку и поэзию. Это событие в искусстве легло в основу оперы М. Тулебаева " Биржан и Сара". Музыкальное наследие Биржан сала — лирические песни. В его любовной лирике изображается также прекрасная природа родной земли. Песенное наследие Биржан сала вошло в историю казахского музыкального искусства.Продолжателями песенной, композиторской и поэтической традиций Биржан сала являются Жаяу Муса, Ыбырай, Балуан Шолак. Ахан серэ Корамсаулы (1843—1913) родился в ауле Каратау Айыртауского района Кокшетауской области.

До 13 лет учился и воспитывался у муллы Кунту в ауле, а затем учился несколько лет в медресе Уалия. Ахан с детства пел песни на различных пирах. Темы песен Ахана связаны с его песенной и охотничьей жизнью. Мелодичные песни поэта, композитора Ахана серэ из-вестны многим.Такие его произведения, как "Мацмацгер", "Ет жирен", в настоящее время исполняются часто как отдельными певцами, так и хором.

Песня "Кулагер", появившаяся в связи со смертью его скакуна, участвовавшего в байге в тризне Сагыная в Ерейментау, явилась основой к известной поэме И. Жансугурова "К¥лагеР"-Многие темы песенного наследия Ахана серэ посвящены быстротечности жизни, молодости, любви, красоте природы. Асет Найманбайулы (1867—1922) — поэт, певец, композитор, силач, охот-ник, разносторонне развитая личность.Найманбаев родился в Темиршинской волости Каркаралинского уезда.

Родители, испытывая нужду, переезжают в Семипалатинск, а Асет учится грамоте в медресе имама Зейнуллы в ауле Бакты Семипалатинской области. Асет считал: "Если вносишь в песню муд-рые слова, то преврати их в жемчуг и бисер". Он оставил после себя драгоценное наследие, песенную поэзию, в которой слова соответствовали мелодии, а мелодия — словам.Содержание песен Асета — наставления об образовании, воспитании, а также размышления о жизни и философские мысли. Песни Асета "Инжу-маржан", "Еркем-ап", "Малике кыз", "Улкен Ардац", "Цоныр цаз", "Мацпал", "Цысмет" и многие другие — это произведения своеобразной музыкальной формы и выразительности.

Продолжатель песен-ной традиции Асета Данеш Ракишев.