Русские и европейские художники в Казахстане

Русские и европейские художники в Казахстане На формирование школы изобразительного искусства в Казахстане большое влияние оказали путешествующие и ссыльные русские и европейские художники. Первым ступил на казахскую землю во время Хивинского похода художник Василий Иванович Штернберг (1818— 1845), который оставил прекрасные картины.Немало картин было нарисовано известным путешественником, почетным членом Российской художественной академии П. П. Семеновым-Тян-Шан-ским (1827—1914). До нас дошла его картина "Крепость Верный". Более 10 лет находился в ссылке в Казахстане украинский поэт, художник Тарас Шевченко (1814—1861). Из-под его кисти вышло немало картин, отражающих жизнь и быт казахов Мангистауского края. Годы пребывания в Казахстане стали для него годами совершенствования художественного мастерства.

Это подтверждает ряд картин. "Казах ские женщины за работой", "Казахское зимовье в Косарале", "Казахский всадник", "Казахи в юрте", "Казахская женщина" и др. Многие его работы связаны с экспедицией, в которой он принимал участие. В его картине "Пожар в степи" изображаются языки пламени, тянущиеся до самого горизонта, на переднем плане — караван экспедиции, на берегу озера — шатры и войлочные юрты, несколько казахов вокруг огня. Природу Аральского моря Шевченко рисует карандашом и акварелью.

Среди его работ, повествующих о жизни казахского народа, можно назвать картины: "Мальчик у очага", "Казахский всадник" и др. Тематика его художественных произведений очень разнообразна.

Художника интересовала история народа, национальный характер, пейзажи. Т. Шевченко пишет: "Казахский народ очень скромен и спокоен, не рисовать, видя их, — это грех для художника". В его рисунках в дневниках, выполненных в ходе экспедиции, можно увидеть караван, где наряду с солдатами идут и простые казахи, лошадей и верблюдов. В своей работе "Казахская женщина" он отражает лишь один миг из жизни казахской женщины, которая от усталости прислонилась к ступе.Поодаль, у войлочной юрты, сидит жигит, погруженный в свои мысли.

На мысли о свободе наталкивает беркут, привязанный к столбу. В период ссылки в Казахстан польский художник Бронислав Залесский (1820—1880) выполнил целую серию картин " Жизнь Казахской степи". В его работах отражаются быт, образцы национальной одежды казахского народа. Б.Залесский писал: "Рисование для меня — занятие не от скуки, я старался все свое свободное время посвятить рисованию.В деталях моих рисунков, возможно, есть недостатки, однако, в их точности и правдивости сомнения нет". В картине Залесского "Казахская войлочная юрта" мы видим юрту со слегка открытым тундиком.

На переднем плане изображены мужчины, что-то обсуждающие, на заднем — матери с детьми. Домашние животные возле юрты свидетельствуют о том, что именно скотоводство является главным занятием казахов. Художник собирал этнографический материал о происхождении, быте, культуре народа, который оказывал ему большую помощь в работе.Он стремился правдиво отразить увиденное в своих картинах: "При входе в юрту", "Казахская женщина", "Казахский мазар", "Мангистауский сад", " Мангистауские овраги" и др. В дневниковых записях он указывает, что одним из самых известных мавзолеев является "Купол Агаспайыр". Особенностью мавзолеев являются яркие орнаменты на могильных плитах, прямыми линиями изображены силуэты лошади, верблюда, человека с луком в руке. В его картине "Мазар Долы aпa" древние памятники Казахской степи гармонируют с природой.

Художником-любителем Павлом Лобановским, сосланным в Семипалатинск, был нарисован портрет казахского мыслителя Абая.