Первый профессиональный художник казахского народа

Первый профессиональный художник казахского народа Абылхан Кастеев (1902—1973) — народный художник Казахской ССР, родился в ауле Шежин Жаркентского района Талдыкорганской области. В 1921—1932 гг. учится в Алматинской художественной студии Н. Г. Хлудова, а в 1934—1937 гг. — в студии художественного искусства при Доме народного творчества им. Н. К. Крупской в Москве, где совершенствует свое мастерство.В восемь лет он пасет овец аульного бая, позже уезжает из аула и участвует в строительстве Туркестано-Сибирской железной дороги.

Грамоту осваивает в 20-летнем возрасте. Большую роль в становлении его в качестве профессионального ху-дожника сыграли огромное стремление и любовь к искусству, упорство и трудолюбие. Первые работы А. Кастеева — это портреты близких и родственни¬ков. Уже тогда он мог раскрыть характерные черты своего персонажа. Он нарисовал в профиль портреты старшего брата, младшей сестры, С. Кисыкбаева.Его работа "За шитьем" правдиво отражает реальную действительность.

В работе "Автопортрет" (1931) А. Кастеев изобразил себя как строителя Турксиба: на нем рабочая одежда, на голове — тымак. В его взгляде заметны доброта, чувственность. Глубокие морщины на лбу, на щеках, подбородке как бы подчеркивают силу воли, упорство. Портрет притягивает взор зрителя своей гармоничностью, полнотою образа, мягкими полутонами. Коренные изменения в жизни казахского народа происходили на глазах А. Кастеева.Его личная судьба глубоко связана с этими изменениями, творчество его отражало жизнь республики, его главная тема — жизнь родного народа. "Мулла во время жертвоприношения", "Слушателирадио", "Бедняку нет места в старой школе", "В школу", "Бай и бедняку колодца", "Молоковоз" и др. Для изображения недостатков старой жизни художник находит яркие сюжеты, использует бледные краски, во всех картинах чувствуется глубокая ирония автора. К примеру, в картине "Купленная невеста" изображен бай, везущий по горной дороге в свой аул невесту, взятую за калым.

Невеста не в силах смотреть в сторону нелюбимого человека, у нее на лице печаль.

В картине правдиво изображено состояние каждого героя. В основе его картин "Той в колхозе", "На колхозной молочной ферме", "Новый быт" различные сюжеты: новая обстановка в доме, появление электричества в быту, люди, впервые слушающие радио, девушки, молодые женщины, идущие в школу по ликвидации безграмотности. Многие годы А. Кастеев работал над созданием портрета Амангельды Иманова.Затрудняло работу отсутствие фотографии Иманова.

Приходилось создавать образ народного героя со слов его соратников и родных. Он создал до сотни эскизов, пока не нашел подходящий образ для художественного по-лотна. В 1943 г. во втором номере журнала "Художник Казахстана" об этом писал Алиби Жангельдин: "Глядя на картину, я вспоминаю своего друга. По сравнению с другими, ближе всего к Амангельды подошел Абылхан Кастеев.Точно найден характер, правильно замечены черты лица". А. Кастеев создает такие работы, как "Создание Красной Армии", "Ка-захские бунтари", "Амангельды призывает на митинг", "Атака Амангельды", "Торгашкой поход ". По серии портретов Амангельды разных лет видно, что художник требователен к себе. За заслуги в развитии изобразительного искусства в 1944 г. А. Кастееву было присуждено почетное звание " Народный художник КазССР". Им были написаны картины: "В гостях у героев труда", "Ковровщицынажайлау", "Вручение переходящего Красного знамени" Он создает ряд картин, посвященных теме родины: "Советский Казахстан", "На земле Казахстана", "Целина". В новую серию, посвященную степи, богатой хлебом, вошли его картины " Красная юрта", "Подъемцелиныв горной местности", "Жайлау Шалкоде", "Уборочная страда", "Золотое зерно". Они выделяются глубиной мысли, точностью образов.

В 1954 г. Кастеев создает картины: "На высокогорном катке", "Дорога к катку" и акварель "Ледовый каток на высокогорье". А.Кастеев обогатил пей-зажную живопись.