Певцы и композиторы казахского народа

Певцы и композиторы казахского народа Перемены в социально-политической жизни казахского народа в XX в. оказали влияние на творчество деятелей искусства, живших в этот период, таких певцов и композиторов, как Кенен Азербаев, Манарбек Ержанов, Иса Байзаков, Гарифулла Курмангалиев, Жусипбек Елебеков и Данеш Ракишев. В своих произведениях они воспевали стремление народа к новой жизни, счастливое будущее и Родину.Амре Кашаубаев (1888—1934) — известный певец, актер и музы-кант. Когда Амре исполнилось 12 лет, отец его переехал в Семипала- тинск.

Юный Амре рано начинает свою трудовую жизнь: становится извозчиком у бая Исабека, который на праздниках заставлял его петь. Вскоре имя Амре становится известным во всем Семипалатинском крае. Поездка Амре на ярмарку в Коянды и встреча его с М. Бапиулы, Г. Айтбаевым и К. Байжановым круто изме-нила жизненный и творческий путь молодого певца.Его песенное творчество стало интен-сивно развиваться, когда он стал членом про-светительской организации казахской моло-дежи "Есаймак", созданной в 1921—1924 гг. в Семипалатинске.

В 1924 г. он участвует в конкурсе художественной самодеятельности и становится обладателем (вместе с К. Байжановым) главного приза.Он выступал на концертах, организованных для депутатов V съезда Советов Казахстана в Кызылорде в 1925 г. и на IV съезде Советов, проходившем в Москве. 26 июня 1925 г. в "Правде" об этом концерте было написано: "Прекрасный концерт! Истинный "гвоздь" сезона. Если угодно сказать, то башкирский курайчи Исенбаев, казахский певец Амре Кашаубаев, узбекская танцовщица и певица Тамара ханум — истинные народные артисты". В 1925 г. в Париже, на выставке Всемирного искусства моды, он исполнил песни "Агаш аяқ", "Канапия", "Үш дос", "Жалгыз арша", "Қос балапан" и другие и получил серебряную медаль и второй приз. Газета "Парижская неделя" и журнал "Ле мюзикаль" писали об Амре как о редко встречающемся таланте, профессор Перно из Сорбоннского универ-ситета записал на фонограф несколько песен в исполнении Амре. Таким образом, Амре стал первым казахским певцом, показавшим свое искусство за рубежом.

В апреле 1927 г. он исполнил казахские песни перед зрителями в зале Московской консерватории, куда был специаль-но приглашен.

В этом же году участвует в Международной музыкаль-ной выставке, прошедшей во Франкфурте-на-Майне в Германии. Песни в его исполнении отличаются мелодичностью, ритмикой.Песни Амре, который обладал редким певческим даром, получили высокую оценку со стороны известных представителей мировой культуры: Р. Роллана, А. Барбюса и др. А.В. Затаевич был тронут песенным искусством Амре, записал его песни "Балхадиша", "Дударай", "Бес карагер", "Көк көбелек" и др которые он опубликовал в своем сборнике "500 песен и кюев казахского народа" (1931). Песенный талант Амре в свое время высоко оценили деятели казахской литературы и искусства: М. Ауэзов, С. Сейфуллин, М. Байзаков, А. Маргулан, Ж. Елебеков, К. Жандарбеков, А. Жубанов и др. Песни "Жалғыз арша", "Үш дос", "Ағаш аяқ", "Смет", "Дударай", "Бес қарагер", записанные на фонограмму в исполнении Амре, в 1974 г. нашел искусствовед Ж. Шакаримов.

Эти песни после технической обработки снова были переписаны на пластинки.

В качестве одного из первых актеров Казахского драматического театра, открывшегося в 1926 г. в Кызылорде, Амре играет роль Жапала в первой постановке трагедии М. Ауэзова "Енлик — Кебек". После этого он создал образы Коскельды, Койшы, Жараса, Акына (в "Карагоз", " Байбише — токал" ("Старшая жена и младшая жена") и в "Айман — Шолпан" М. Ауэзова) и др. До 1933 г. Амре был певцом и актером театра, а в 1934 г. перевелся в Казахский музыкальный театр (ныне Казахский театр оперы и балета). О жизни и творчестве певца были опубликованы исследовательские работы и художественные произведения К. Жармагамбетова "Певец-гражданин" (1951), Н. И. Анова "Крылья песни" (1978), "Амре Кашау-баев" (1980). В республике каждый год проводится конкурс певцов имени А. Кашаубаева.