ИСКУССТВО АРАБСКИХ НАРОДОВ

ИСКУССТВО АРАБСКИХ НАРОДОВ Народам Арабского Востока принадлежит важное место в истории культуры человечества. Не случайно средневековые географы называли Арабский Восток грудью мира: здесь в течение многих столетий билось сердце мировой цивилизации. Арабская средневековая культура развивалась в Аравии, Ираке, Сирии, Палестине, Египте и Северной Африке, а также на территории Южной Испании в период существования там Кордовского ха¬лифата и арабских княжеств.Средневековая арабская культура в свое время была крупным шагом вперед в прогрессивном развитии человечества.

Боль¬шая заслуга народов Арабского Востока заключалась и в том, что они сохра¬нили (особенно в области науки) и передали последующим поколениям мно¬гие ценные достижения античности.В исторической науке верное представление об арабской культуре было выработано не сразу. В прошлом веке, да и сейчас еще, среди многих буржуазных ученых распространено ошибочное мнение, согласно которому во всех странах, входивших в VII—IX веках в арабский халифат и воспри¬нявших ислам, существовала единая «арабская» культура.

Такое понимание арабской культуры, некритически следующее средневековой мусульман¬ской традиции, ведет к отрицанию самостоятельности развития культуры иранцев, азербайджанцев, узбеков, таджиков и многих других народов в эпоху средневековья. На самом деле в странах с неарабским населением, входивших в халифат, развивались, опираясь на древние традиции, местные культуры, которые, как и культура арабов, явились ценным вкладом в раз¬витие средневековой цивилизации.

Конечно, между народами Ближнего и Среднего Востока в условиях средневековья существовало сложное и важ¬ное для их культуры взаимодействие, порождавшее черты общности.Культура народов, населявших Аравийский полуостров, известна с глубо¬кой древности. Античные географы называли южную, земледельческую Аравию «счастливой». Здесь с середины первого тысячелетия до н.э. суще¬ствовали богатые государства: Минейское, а позднее Сабейское.

В первом тысячелетии до н.э. в северо-западной части полуострова (так называемой «каменистой Аравии») возникло государство набатов. Процветание этих царств определялось выгодным экономическим положением на мировых путях сообщения и обширной посреднической торговлей с Египтом, Перед¬ней Азией и Индией.Архитектура и искусство древних южно-арабских государств, изученные еще далеко не достаточно, по своему типу входят в круг культур рабовла¬дельческих обществ Передней Азии. Сохранились остатки мощных крепо¬стных сооружений, плотин и цистерн, а также произведения скульптуры и прикладного искусства.

На каменных стелах, покрытых письменами, встречаются изображения людей, животных и орнаменты. Основную массу населения Аравии с древних времен составляли кочев¬ники, занимавшиеся скотоводством в степях и полупустынях полуострова.Глубокий и сложный процесс классового расслоения внутри арабского об¬щества и политическая обстановка, связанная с борьбой между Ираном и Византией, создали условия для возникновения средневекового арабского государства.

Политическое объединение арабов в начале VII века происход¬ило под эгидой новой, ставшей вскоре мировой религии — ислама.Перво¬начальным местом пребывания основателя ислама и главы арабского госу¬дарства — пророка Мухаммеда и его преемников — халифов (отсюда на¬звание государства — Халифат) были аравийские города Медина, а затем Мекка. В VII веке арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет и Иран. В 661 году Муавия — арабский наместник в Сирии — захватил власть и положил начало династии Омейядов.

Столицей Омейядов стал Дамаск. В конце VII и начале VIIСеверную Африку на западе, Закавказье и Среднюю Азию до границ Индии — на востоке. Арабский халифат стал большим раннефеодальным государством, хотя в некоторых его областях долгое время сохранялись рабовладение и даже первобытнообщинные отношения.Арабская знать жестоко эксплуатировала крестьян и ремесленников завоеванных стран.

Победоносные военные по¬ходы и успехи новой религии не могли скрыть рост классовых противореч¬ий. Борьба широких народных масс с феодальным гнетом выливалась в мощные восстания и часто шла под лозунгом освобождения от иноземного ига. Уже ев IX—Х веках социальные потрясения, по существу, вызвали рас¬пад халифата на отдельные государства.Вместе с тем пробужденные освободительной и классовой борьбой творче¬ские силы народов, входивших в арабский халифат, привели к высокому подъему средневековой культуры Ближнего и Среднего Востока; ее расцвет продолжался и тогда, когда халифата как единого целого фактически уже не существовало.

В арабский халифат вошли страны, стоявшие на разном уровне обществен¬ного развития, обладавшие различными культурными и художественными традициями. Однако сходство форм развития феодализма на Ближнем ми Среднем Востоке породило черты общности в идеологии и в других над¬строечных явлениях.Эти глубокие социально-экономические причины, а не распространение религии — ислама — лежат в основе единства, которое имеет место и в средневековой культуре арабских стран.

Важную роль в развитии арабской культуры играло ее взаимодействие с высокой средневековой культурой Ирана, Средней Азии и Закавказья. Арабский язык был не только языком священной книги мусульман — Ко¬рана, но им, как латынью в Западной Европе, пользовались многие ученые, писатели и поэты во всех частях многоязычного халифата.Яркие примеры творческого взаимодействия сохранила история литературы народов Вос¬тока. Художественное творчество многих народов воплотилось и в знаме¬нитой поэме е«Лейла и Маджнун». Романтический образ умирающего от любви Маджнуна и его возлюбленной Лейлы—Ромео и Джульетты Востока, — родившись еще на заре феодализма в арабской среде, воодушевил на соз¬дание замечательных произведений лучших поэтов средневекового Азер¬байджана, Ирана и Средней Азии. Важны, однако, не только взаимодействие и известная общность, но и высо¬кий для того времени уровень культуры народов Ближнего и Среднего Вос¬тока. В IX—XIII веках арабские, а также иранские, азербайджанские и сред¬неазиатские города были крупнейшими центрами учености, славились своими библиотеками, школами, университетами и другими просветитель¬ными учреждениями.

Характерны популярные изречения того времени: «Величайшее украшение человека — знание» или «Чернила ученого столь же достойны уважения, как кровь мученика». Не удивительно поэтому, что сирийский писатель XII века Усама ибн Мункыз, автор «Книги назидания», оценивал нравы современных франков, с которыми ему пришлось сталки¬ваться не только на военном поприще, но и в мирной жизни, с позиций че¬ловека неизмеримо большей культуры.

Определенное влияние на развитие средневекового искусства арабов, как и других народов, исповедовавших ислам, оказала религия.

Распространение ислама знаменовало отказ от старых, дофеодальных религий, утверждение монотеизма — веры в единого бога. Мусульманское представление о мире как о созданном богом едином целом имело важное значение для формиро¬вания характерной в средневековую эпоху эстетической идеи о некоей, хотя и отвлеченной гармонии вселенной.

Вместе с тем ислам, как и все средневе¬ковые религии, идеологически оправдывал и закреплял феодальную экс¬плуатацию. Догмы Корана затемняли сознание человека, препятствовали его развитию.Однако взгляды на мир людей средневекового Востока, в том числе их художественные взгляды, нельзя сводить к религиозным представ¬лениям.

В мировоззрении человека средневековья противоречиво сочетал¬ись идеалистические и материалистические тенденции, схоластика и стре¬мление к познанию реальной действительности.Один из величайших уче¬ных и философов средневекового Востока, Абу Али ибн Сина (Авиценна), признавал божественное происхождение вселенной и вместе с тем утвер¬ждал, что научно-философское знание существует независимо от религиоз¬ной веры. Ибн Сина, Ибн Рушд (Аверроэс), Фирдоуси, Навои и многие дру¬гие выдающиеся мыслители средневекового Востока, в чьих трудах и по¬этических произведениях особенно ярко проявились прогрессивные черты эпохи, утверждали силу человеческой воли и разума, ценность и богатство реального мира, хотя, как правило, не выступали открыто с атеистических позиций.