Василий Иванович Суриков

ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ СУРИКОВ ( 1848-1916гг ) Реферат выполнил Ученик 7«в» класса Долгих Дмитрий Василий Иванович Суриков родился 12 января 1848 года (старый стиль) в сибирском городе Красноярске в казачьей семье. С Ермаком пришли с Дона его предки по отцовской линии, от которых он унаследовал гордый, вольнолюбивый характер. Мать также была из старинной казачьей семьи Торгошиных.Суриков гордился своим происхождением и писал об этом: "Со всех сторон я природный казак Мое казачество более, чем 200-летнее". Не осталась для него бесследной и художественная одаренность родителей.

Отец его, страстный любитель музыки, великолепно играл на гитаре и считался лучшим певцом Красноярска; мать, прекрасная вышивальщица, обладала врожденным художественным вкусом. Истоком формирования понятий Сурикова о красоте была Сибирь, с суровостью, подчас жестокостью нравов, с мужеством людей, удалью народных игр, с "древней русской красотой" девичьих лиц, с величественной природой, живым дыханием истории. "Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства" вспоминал он. К раннему детству восходят и первые попытки Сурикова рисовать: " Мне шесть лет, помню, было - я Петра Великого с черной гравюры рисовал.

А краски от себя: мундир синькой, а отвороты брусникой." Первым, кто заметил мальчика, был Н. В. Гребнев - учитель рисования Красноярского уездного училища, которое Суриков окончил в 1861 году с похвальным листом.По заданию Гребнева он копировал гравюры с картин старых мастеров, постепенно постигая искусство их времени. "Гребнев меня учил рисовать, чуть не плакал надо мною" с благодарностью говорил Суриков о своем первом наставнике.

Чтобы поддержать семью после смерти отца, Суриков вынужден был служить канцелярским писцом.Иногда приходилось, вспоминал он позднее, "яйца пасхальные рисовать по три рубля за сотню"; однажды он выполнил на заказ икону "Богородичные праздники". Рисунки Сурикова привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Замятина, и тот ходатайствовал перед Советом Академии о зачислении Сурикова учеником.

Из Петербурга пришел положительный отзыв о работах, но с оговоркой, что стипендия назначена не будет. Помог богатый золотопромышленник П. И. Кузнецов, любитель искусства и коллекционер, который взял на себя расходы по содержанию молодого художника. В середине декабря 1868 года с обозом Кузнецова Суриков отправился в дорогу, длившуюся два месяца. К экзаменам в Академию Суриков оказался недостаточно подготовленным.Он поступил в школу Общества поощрения художеств к М. В. Дьяконову и за три летних месяца освоил трехгодичный курс. 28 августа 1869 года Суриков успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств, его приняли вольнослушателем и зачислили в головной класс.

Осенью следующего года он уже работает над первым самостоятельным произведением "Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге". Учился Суриков в Академии успешно, брал от занятий все возможное. Блестящие достижения у молодого живописца были в композиции, недаром товарищи называли его "композитором". Развитию природных данных художника во многом способствовал П. П. Чистяков, воспитавший многих мастеров русского искусства.

В Академии Суриков с успехом исполнил ряд композиций на античные темы; к этому периоду относится и его картина из древнерусской истории "Княжий суд" (1874). В апреле 1875 года художник приступает к программной работе на Большую золотую медаль: "Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом Агриппой, сестрой его Вероникой и римским проконсулом Фестом". Композиция картины не выходит за рамки академических канонов, но в ней уже намечается интерес к психологии героев.

Суриков заканчивает Академию в звании классного художника 1 степени. Когда же через полгода он "в виде исключения" получил возможность уехать за границу, то попросил взамен этого разрешить ему выполнить заказ по росписи московского храма Христа Спасителя.Подготовительные работы Суриков выполнял в Петербурге, лишь уточняя в Москве необходимые детали.

С июня 1877 года художник окончательно переехал в Москву, сделав в течение двух лет фрески, изображающие четыре Вселенских собора. Больше Суриков никогда на заказ не писал. В 1878 году Суриков женился на Елизавете Августовне Шарэ, внучке декабриста П. Н. Свистунова.Счастливая семейная жизнь и относительная материальная обеспеченность позволили художнику "начать свое" - обратиться к образам русской истории. Казалось, заговорили сами стены древнего города.

В его воображении вставали образы минувшего, возникал замысел картины, которая представлялась ему "потрясающей". "Утро стрелецкой казни" (1878-1881) действительно потрясает. Но не ужасами смерти, а мощью характеров, трагедийностью одного из переломных этапов российской истории.Архитектурный пейзаж с Василием Блаженным, который Сурикову "кровавым казался", не просто исторический фон, он композиционно увязан с движением массы. "Торжественность последних минут" художник передает не только в гордой красоте русских людей, но и в той живописной палитре, которая вобрала в себя тона рассветного неба, цвета одежд и куполов собора, узорочье дуг на телегах и даже сверкание ободьев колес.

Уже в этой картине проявились замечательные достоинства Сурикова-колориста, живописные поиски которого определялись мыслями и чувствами, владевшими художником. Картина прямо на выставке была куплена П. М. Третьяковым, и вновь художник работает над тем, что его привлекает.Если в "Стрельцах" показана трагедия массы, складывающаяся из судеб отдельных людей, то в картине "Меншиков в Березове" (1883) Суриков сконцентрировал внимание на одном сильном характере, в личной драме которого был отзвук трагедии России.

Первый эскиз "Боярыни Морозовой" появился в 1881 году; непосредственно к работе над картиной Суриков приступил три года спустя, написав "Меншикова в Березове" и побывав за границей.На этот раз Суриков обратился к образу сподвижницы протопопа Аввакума - Ф. П. Морозовой.

И вновь трагическая судьба сильной и страстной натуры для художника неотделима от судеб народа, который противился никоновским церковным реформам. Поражает сила эмоционального воздействия всех компонентов полотна: формы, цвета, линейной композиции.Картина национальна не только по сюжету, восходящему к событиям XVII века, но и по типажу, архитектуре, характерному зимнему пейзажу, по трактовке цвета, звучная ясная сила которого сродни светлому мировосприятию русского народа. Суриков сумел выразить в великолепной живописи "Боярыни Морозовой" (1887) душевную твердость, самоотверженность, мужество и красоту русского человека.

Впервые картина появилась на Пятнадцатой передвижной выставке и получила самую восторженную оценку современников.В начале 1888 года художник испытал тяжкое потрясение: умерла его жена. Суриков почти оставил искусство, предаваясь горю. Свидетельством тогдашнего состояния художника является картина "Исцеление слепорожденного", впервые показанная в 1893 году на передвижной выставке.

Вняв советам родных, Суриков вместе с дочерьми едет в Сибирь, в Красноярск. В 1891 году Суриков возвращается в Москву и тут же принимается за работу над новым полотном " Покорение Сибири Ермаком" (1895). Народ здесь предстает во всем величии своего подвига.Прославляя мужество русских, Суриков и во вражеском стане видит заслуживающие внимания черты, отмечает самобытную красоту "инородцев". "Переход Суворова через Альпы" (1899), естественно, продолжает тему воинского героизма русских людей, начатую в "Покорении Сибири". Появление картины на Двадцать седьмой передвижной выставке в 1899 году совпало со столетним юбилеем Альпийской эпопеи.

Над картиной Суриков начал работать в 1895 году, а в 1898 году в Швейцарии, на месте знаменитого исторического перехода, писал этюды к ней. Над своим последним большим полотном "Степан Разин" (1907-1910) он работал несколько лет. Картина давалась ему нелегко, и художник возвращался к ней уже после того, как работа была показана зрителям.

В 1909 году В. И. Суриков пишет в одном из своих писем: "Относительно "Разина" скажу, что я над той же картиной работаю, усиливаю тип Разина. Я ездил в Сибирь на родину, и там нашел осуществление мечты о нем". Картина поражает ощущением приволья. Она красива перламутровыми переливами красок, воздухом, пронизанным солнечными лучами, общей поэтичностью.Последний созданный Суриковым исторический образ - образ Пугачева; сохранился эскиз 1911 года, изображающий предводителя крестьянского восстания заключенным в клетку В 1912 году на выставке Союза русских художников экспонировалась картина Сурикова "Посещение царевной женского монастыря". Историко-бытовой характер этого полотна сближает его с подобными же работами Андрея Рябушкина и Сергея Иванова.

Умер Суриков 6 марта 1916 года (старый стиль) и похоронен рядом с женой в Москве, на Ваганьковском кладбище.