Франсуа Рабле

Франсуа Рабле, François Rabelais — знаменитый французский писатель, врач и гуманист эпохи Ренессанса родился 4 февраля 1494[1] около Шинона в Турени (совр. регион Центр, департамент Эндр и Луара), умер 9 апреля 1553 в Париже.Жизнь Сын сенешаля и адвоката Франсуа Рабле начал свою жизнь в стенах францисканского монастыря, а затем — продолжил свое обучение в монастыре бенедиктинцев, где он начал изучать древние латинские и греческие тексты и вступил в переписку с известными гуманистами его эпохи, в частности с Гийомом Бюде. Некоторое время он жил при дворе мальезесского епископа, потом в Париже и в Монпелье, где он получил степень бакалавра медицины (1530) и стал преподавать, читая курсы о Гиппократе и Галене.

Через несколько лет он под псевдонимом опубликовал сначала свою книгу о Пантагрюэле (1532), а затем о Гаргантюа (1534). Книги получили известность, стали пользоваться огромной популярностью, но Сорбонна и французский Парламент осудили и запретили распространение книг, и Рабле, вынужденный скрываться от преследований даже несмотря на покровительство французского короля Франциска I, уехал в Рим, где в качестве врача жил у своего друга и патрона кардинала Жана дю Белле. В 1537 Рабле получил степень доктора и позволение папы римского практиковать врачевание. Пока Рабле жил в Турине и занимался медициной, ему разрешили напечатать третью книгу о Пантагрюэле (1546), которую он посвятил Маргарите Наваррской, сестре короля Франциска I. В 1551 Рабле получил приход в Медоне, где он опубликовал четвертую книгу о Пантагрюэле, и, несмотря на продолжающееся осуждение его сочинений в Сорбонне, спокойно окончил свои дни в Париже 9 апреля 1553. Литературное творчество Два романа Франсуа Рабле " Гаргантюа и Пантагрюэль" представляют из себя грандиозное сатирическое изображение жизни современной писателю Франции, всех слоев общества: беднейшие крестьяне, бродяги и мелкие провинциальные сеньоры, отцы города, богатеи, ростовщики-лихоимцы, городские низы, ремесленники всех мастей, пекари и пивовары, рыночные и уличные торговцы, судейские, духовенство, бродячие жонглеры и комедианты, врачи-шарлатаны, гадалки, предсказатели судьбы и составители гороскопов, горожане и проститутки. Это вполне реалистическое воспроизведение жизни, хотя в романах она преображается, ее пропорции сдвигаются, отдельные характеристики заостряются, и периодически выходит за пределы внешнего правдоподобия.

Первая книга Рабле "Ужасающие и устрашающие деяния и подвиги достославного Пантагрюэля, короля дипсодов, сына великого гиганта Гаргантюа.

Новое сочинение мэтра Алькофрибаса Назье" хотя и создана в духе жизнеописаний, хроник, и рыцарских романов, но фактически является и пародией на эти жанры, поскольку подвергает осмеянию жизнеописания королей и полководцев, жития святых, юридическое псевдокрасноречие и схоластическую заумь.

Критика черт старого мира достигается двояким путем — посредством отрицания, осмеяния, доведения до абсурда: государственных установлений, судопроизводства, схоластической псевдоучености, религиозной нетерпимости.

Вторая книга "Гаргантюа" — сочинение еще более непримиримое, где через рассказ о жизни Гаргантюа, отца Пантагрюэля, представлен образец воспитания народного монарха, воспитание нового человека эпохи.

Положительная программа начинается с отрицания схоластических методов воспитания, монашества, судейского сословия, оголтелых клерикалов и папства, которое изображено в романе Рабле в образе Постника — существа из антимира, противостоящего миру его героев.

С папством связано все самое отрицательное в жизни — насаждение слепого фанатизма, веры в мощи и реликвии, учреждение различных монашеских орденов, неумеренное преклонение перед папскими предначертаниями и выкачивание из христианских народов огромных денежных сумм. Неудивительно, что книги Франсуа Рабле были включены католической церковью в "Список запрещенных книг".