рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Аль-Фараби

Работа сделанна в 2008 году

Аль-Фараби - раздел История, - 2008 год - Аль-Фараби Великий Мыслитель Востока Выполнила: Чупилко Е. Факультет: Э И Ит...

Аль-Фараби Великий мыслитель Востока Выполнила: Чупилко Е. Факультет: Э и ИТ Группа: 07101 оценка Приняла: Капасова Г.З. Усть-Каменогорск 2008 Абу Наср Муххамад Ибн Муххамад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби родился в 870 году в городе Фарабе стоявшем некогда на юге Казахстана у места впадения Арыси в Сырдарью.Он – выходец из привилегированных слоев тюркского племени, о чем свидетельствуют наличие в составе его полного имени термина «Тархан». Аль-Фараби прожил 80 лет. Его творческая жизнь была посвящена научной деятельности, осмыслению развития античной философии Аристотеля, Платона и др. Город переживал пору экономического и культурного расцвета.

Известно, что экономика составляет материальную основу развития духовной культуры. Ярким примером этому являются социально-этические произведения аль-Фараби, в которых, не называя имен, он говорит о людях своей эпохи, о правителях.Не все в структуре общества того времени было по душе мыслителю, но он избегает высказываться прямо, имея, видимо, для этого достаточные основания.

Его протест завуалирован, он говорит аллегорически о «добродетельном» и «невежественных» городах.Показывая жителей «добродетельного» и «невежественных» городов, он оставляет свободу выбора людям, ибо верит в торжество разумного начала в человеке, убежден, что человек «достигает счастья при совокупности обстоятельств, которые влекут за собой похвалу и порицание». Аль-Фараби сравнительно рано ушел из родного города в поисках знания он посетил многие культурные центры своего времени: Багдад, Дамаск, Каир, Хорасан, Мерв, Харран, Алеппо.

Прежде всего, аль-Фараби направлялся в Багдад, столицу арабского халифата при Аббасидах. Это был крупный культурный центр, в который стекались ученые, поэты, музыканты. Приехав в Багдад, аль-Фараби вместе с сирийским христианином Юханной бен Хайланом занялся философией и естественнонаучными дисциплинами. Время жизни аль-Фараби совпадает с политической неустойчивостью аббасидского халифата.Последние годы своей жизни аль-Фараби провел при дворе Сейфа ад-Даули, представителя династии Хамданидов.

Сейф ад-Дауля создал блестящий двор, при котором подвизались видные ученые, философы. Аль-Фараби завоевал уважение Сейф ад-Даули своей независимостью и любовью к познанию.Многие произведения аль-Фараби, в частности «О значении слова разум», «О классификации наук» и другие, были широко известны в средневековье на арабском, европейском и латинском языках. В сохранившихся произведениях аль-Фараби довольно четко определяется его позиция в науке и философии.

Структура произведений, тематика и постановка проблем представляют нам аль-Фараби как основоположника арабоязычного перипатетизма, ибо ему удалось систематизировать теоретические истоки аристотелевского наследия. Это послужило канвой, на которой последующие арабоязычные перипатетики ткали узоры своих систем. Определенную роль сыграли и идеи Платона и неоплатоников.В этом отношении показателен трактат аль-Фараби «Об сущности взглядов двух философов – Божественного Платона и Аристотеля». Аль-Фараби считал неправильным противопоставлять Платона и Аристотеля по вопросу о том, создан ли мир или существует извечно, по вопросу материи и форме, душе и интеллекте.

Он видел общий для обоих идеал: созерцательную жизнь мудреца. Особым интересом в арабоязычной среде пользовались труды Аристотеля.Начало философских изысканий в арабоязычном мире совпадает с ведением рациональных основ в теологию, с признанием примата разума над слепой догмой религии.

Человек более не рассматривался как послушное орудие в руках бога. Он представлялся как существо подлунного мира, наделенное высшим благом – разумом. Философия есть мысль своей эпохи. И сколь бы тот или иной мыслитель ни поднимался выше ее он остается сыном своего времени. Аль-Фараби не был материалистом. Но в решении им ряда вопросов ясно видится тенденция к материализму, колебания между материализмом и идеализмом.К тому же сама попытка теоретически осмыслить те или иные проблемы, не следуя слепо догмам религии, подрывала корни поповщины и обслуживавшей ее теологии. Учение аль-Фараби является идеалистическим по исходным представлениями о боге как творце.

Но бог аль-Фараби не есть продукт слепой веры, а итог теоретизирования о причинных связях во Вселенной.Необходимо отметить основные направления, по которым аль-Фараби строил свои философские взгляды: 1. «признание вечности мира»; 2. «всеобщая причина связей явлений природы», которую он считал основой исследования; 3. учение о разуме, который отражает (независимые от человека) явления природы, в том числе и человеческое существование.

Философия, по аль-Фараби не оторванная от жизни умозрительная дисциплина. Она несет в себе и практическое значение.Теоретическая философия познает предметы, «на которые не распространяется человеческое действие», а практическая имеет дело с предметами, «свойство которых таково, что на них распространяется действие человека». По отношению к первой вторая занимает подчиненное положение, но теоретическая философия была бы «пустоцветом», если бы ее данные не подвергались практической проверке, ибо «совершенный философ обладает теоретическими науками, и способностью применять их в других науках в меру своих возможностей.

В начале своего пути человек обладает потенциальною способностью «как безобразных, так и прекрасных действий». Затем в нем проявляется другая способность, вероятно, тогда, когда им сделан выбор, и «эти три вещи прибывают только в одном из двух состояний, а именно: либо в хорошем, либо только в плохом…». Потенциальная способность дана человеку от природы, другое же состояние «образуется только путем приобретения его человеком». И благодаря этому в нас возобладает «либо только хорошее, либо только плохое здравомыслие». Хорошее здравомыслие аль-Фараби отождествляет с силой ума, а плохое – со слабоумием и глупостью.

Аль-Фараби выделяет человека из среды материальных сущих, указывает на его специфическое свойство – наделенность разумом, который дает ему возможность не только познать окружающий мир, но и познать «первую причину», овладеть различными науками и таким образом понять причину собственного существования, стремиться к совершенству.

По аль-Фараби, стремление к совершенству присуще не только человеку, но и всему сущему, в зависимости от занимаемой им ступени бытия. Совпадений мнений Аристотеля и аль-Фараби прослеживается в том, что бог является деятельным началом.В теории познания аль-Фараби стоит на позициях сенсуализма, видя в чувственном восприятии исходный момент познания внешнего мира. Ценность ступеней процесса познания возрастает, по мере их возможности проявится в этическом плане.

Так, ощущение, постигая приятное и неприятное в чувственно-воспринимаемых вещах, «не может отличить вредное от полезного, и хорошее от дурного.Этими словами аль-Фараби отграничивает чувственную форму познания – необходимую, но низшую форму его проявления от высшей – абстрактной формы познания. Воображающая часть души, дает качественную оценку образа, «постигает полезное и вредное, приятное и неприятное», но не влияет на их проявление.

Таким образом, отображение может быть и истинным, но содержать в себе «нечто плохое», и тогда воображающая часть души не может предотвратить его проявления вовне.Это является компетенцией разумной силы, с помощью которой «различают хорошее от дурного», а так же то, что следует делать, а что нет. Деятельность разумной силы в какой-то мере зависит от ощущающей и воображающей сил, ибо, не получив от них образов возвышения над ними, поскольку выступает в качестве контролирующего фактора над поступками человека.

Аль-Фараби придавал силы связи человека с окружающей действительностью, когда человек выступает как преобразующее начало природы.Аль-Фараби создал теорию о разуме, в которой основное значение придается деятельному разному, представляющему собой двигатель «подлунного мира», своеобразный логос, закономерность этого мира. Разум единосущен для всех люде. Разум в потенции представляет только возможность, способность, общую всем людям.

Приобретенный разум – приобщение индивидов к единому общечеловеческому мышлению. В понятии разума аль-Фараби тонко раскрывает диалектику тождества мышления и бытия. До акта познания, рассуждает он, разум потенциален в двух отношениях.Со стороны субъекта разум потенциален как еще не проявившая себя способность постигать. Со стороны объекта разум потенциален потому, что предмет способен умопостигаться.

Посредством отношения к умопостигаемым сущностям, превращения их из возможности в осуществленность, разум потенциальный превращается в действительный. В той диалектике ценно выявление того обстоятельства, что разум способен постичь сущность всего сущего. Но сущность вещей, постигаемая умом, гипостазируется, отделяется от самих вещей. Таким образом, формы вещей существует лишь в душе, им не присуще в-себе-бытие.Деятельный разум является сосредоточением понятийного мира объективной реальности и путь человека в его восхождении направляется к деятельному разуму.

Рационализм, свойственный аль-Фараби в гносеологии, проявляется и в социологии - в признании разума силой, способной разрешить все человеческие проблемы. Признание общественной природы человека составляет предпосылку всех его этических и социологических рассуждений. Совершенное общество является главным условием достижения счастья.Лишь в совершенном обществе индивид может достичь совершенства.

Во имя собственных интересов, как и интересов других граждан, должен внести свой вклад в дело функционирования государства.Высшей категорией этики аль-Фараби является счастье, поэтому что в нем концентрируется благо, и оно «заслуживает большего предпочтения, чем те, которые предпочитают ради чего-то другого». Именно здесь смыкаются у аль-Фараби космология и этика, общефилософская конструкция и ее практический смысл, поскольку без философии, без постижения общей гармонии мира, красоты его устроения не может быть подлинного счастья.

В основе человеческого общежития, по мнению аль-Фараби, лежат социальные чувства и инстинкты объединяющие людей. Людей объединяет общность цели – достижения счастья через самосовершенствование , вне зависимости от занимаемого ими положения. Понятие справедливости аль-Фараби распространяет и на войны, которые делит на справедливые и несправедливые.Если город вступает в войну, чтобы защитить свои интересы, отстоять их от посягательств врага, то он ведет справедливую войну.

Если же войну ведут с целью подавления свободы другого народа, то такая война несправедлива. Аль-Фараби осуждает правителя, который, вынося, наказание людям, заслуживавшим его, превышает меру. Философия аль-Фараби проявляет свою жизненность и плодотворность в том, что ее принципы находят реализацию и развитие в конкретном научном исследовании.Разработанный им метод мышления сочетает необходимость конкретнейшего изучения отдельных вещей посредством наблюдения с элементами дедуктивно-аксиоматического построения теории, которая проверяется экспериментом. Он является притчей методологии, разработанной Р.Бэконом, Г.Галилеем, Ф.Декартом Анализ реального содержания философии аль-Фараби убеждает нас в том, что в ней имелись плодотворные зерна материализма и рационализма в понимании материального мира, причинности, процессов познания, общества, нравственности.

ЛИТЕРАТУРА: Л Конюхов «Аль-Фараби и современный мир», У-Ка 2005 А.Х. Касымжанов «Для народных университетов культуры», Алма-Аты 1975.

– Конец работы –

Используемые теги: Аль-Фараби0.04

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Аль-Фараби

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Аль-Фараби и его место в истории в казахской психологии
Еще при жизни он получил прозвание «Второй учитель» (второй после Аристотеля). Фараби оставил огромное научное наследие: ему принадлежит около 200… Основные его работы по психологии: • «Трактат о сущности души» • «Слово о… В своем трактате «Существо вопросов» он выступает против Платона, считавшего душу первичной и предшествующей телу.…

0.026
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам