рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Образы белогвардейцев в советской литературе (по повести В.В. Иванова "Бронепоезд №14.69")

Образы белогвардейцев в советской литературе (по повести В.В. Иванова "Бронепоезд №14.69") - раздел История, Образы Белогвардейцев В Советской Литературе (По Повести В.в. Иванова «Броне...

Образы белогвардейцев в советской литературе (по повести В.В. Иванова «Бронепоезд №14.69») Повесть В. Иванова «Бронепоезд №14.69» увидела свет в январе 1922г в пятом номере журнала «Красная новь». Первый номер этого журнала вышел в июне 1921г еще до окончания Гражданской войны.Не успела еще сложиться тоталитарная система Советского государства, диктующая свои исторические взгляды; не начались еще многочисленные репрессии. Советские люди чувствуют себя независимо, полны надежд на новое правительство.

В это время разрешена публикация мемуаров, как красных, так и белых. Белое движение исследуется. В литературе белые в основном ассоциируются с врагами, но все же в их образах присутствуют и положительные черты. На протяжении всей гражданской войны большинство солдат, офицеров, крестьян неохотно воевали «против своих», не хотели участвовать в «братоубийственной войне». Но война уже развязана, цели поставлены, и патриотизм толкает как белых, так и красных на защиту Родине.Повесть «Бронепоезд №14.69» была написана В. Ивановым буквально по следам происходивших событий.

В 1919-1920 годах писатель работал в Сибири инструктором наробраза в Татарском уезде.Той зимой ему попался на глаза номер армейской дивизионной газеты – «две крошечные страницы желтовато-бурой оберточной бумаги». «…Не помню, было ли в газете официальное сообщение о подвиге партизан, очерк или просто отчет о митинге… Память сохранила что-то короткое и вместе с тем потрясающе героическое» - писал Иванов 40 лет спустя.

Так он впервые узнал о Бронепоезде №14.69, и в 1921г. в Петрограде начал работу над повестью. Под повестью дата – июль 1921г. Однако только спустя 6 месяцев, в феврале 1922г в газете «Жизнь искусства» и «Красной газете» появятся отрывки из «Бронепоезда №14.69». Рисуя образы белогвардейцев, автор предлагает читателям два различных характера, две фигуры: прапорщик Обаб и капитан Незеласов.Сознание Обаба закрыто для восприятия живой жизни. «Заклепаны вы наглухо, Обаб… ничего до вас не дойдет » - бросает ему Незеласов.

У этого человека мертва душа и нет потребности в диалоге с другими. Обаб выполняет то, что ему поручено, и не хочет решать какие-либо вопросы, которые, как он полагает, не входят в его обязанности. «Не знаю. Не моя обязанность думать». Мысли Обаба «тупые, как носок американского сапога»; «мутно и обтрепанно» глядят его глаза, «похожие на прорехи в платье». И фамилия его звучит, «как собачья кличка» Обаб… Одно относительное достоинство у Обаба: сознание его устойчиво. И этим удобно.

Во все времена Обабы объясняют все жизненные сложности одинаково: «Сволочь бунтует. А ее стрелять надо. А которая глупее – пороть». Зато чрезвычайно подвижно сознание капитана Незеласова. Его образ пропитан как патриотизмом, желанием победить, так и нарастающим сомнением в правильности сделанного им выбора. «Ненужная Россия» – думает капитан Незеласов и краснеет. «Ведь и ты в этой России». Такие мысли приводят его в тупик. Но он не сдается.Он еще на кого-то надеется, чего-то ждет. Но уже чувствует свою вину перед солдатами, перед беженцами. «…Чать, и большевики люди, а?» - спрашивает старик. «Не знаю» отвечает капитан, идя дальше.

Создавая образ Незеласова, Иванов одним из первых правдиво показал «рыцарей белой гвардии». Незеласов видит себя со стороны; понимая, что один из его врагов – собственная совесть, с истеричным смехом говорит себе: «Главное, капитан… стереотипные фразы… “патронов не жалеть”». Ему хочется сейчас, накануне гибели, хотя бы понимания.

Хотя бы возможности «увидеть, ощупать руками тоску». Смерть находит его, когда сознание Незеласова как бы глохнет, теряет индивидуальные черты. Он умрет еще до того, как испустит последнее дыхание. Он больше не может сопротивляться, для него уже все решено. Будет еще стрелять с насыпи, что-то кому-то говорить, но уже механически. По инерции. Образы Незеласова и Обаба были вымышлены Ивановым, но за ними стоят все белогвардейцы, все белое движение.Автор очень точно определил характеры главных героев. Капитан Незеласов олицетворяет в повести всех белогвардейских генералов.

Недаром у него в купе висит портрет Колчака. Обаб же – простой «солдатик в голубых обмотках». Такой никогда не добьется повышения. Некоторые исследователи считают, что образы врагов революции удались Иванову гораздо меньше, чем образы партизан.Это не так. И здесь в центре внимания писателя людские души. Только образы революционеров выделяются на их фоне более ярко. Они – победители, правда на их стороне, у них больше оснований вести войну. «Не давай землю японсу Все отымем » - кричит Вершинин.

Иванов отталкивал уже складывающуюся схему в изображении большевиков. Он писал не «кожаные куртки», что мелькали в те годы на страницах книг и театральных подмостках, а живых людей. Иванов показывает большевиков такими, какие они есть, а не под звуки ура-маршей. Таков прежде всего Пеклеванов в «Бронепоезде». Его портрет контрастен. Маленький рост. Тихий голос.Невзрачная внешность.

А мужики рассказывают легенды об этом всегда немного стесняющемся человеке. А воле его подчиняются тысячи людей. Таков Васька Окорок. Окорок не трус, он не раз глядел смерти в лицо. Однако не может спокойно ждать ее. «Не могу-у Братани-и » - кричит Окорок партизанам. Он умрет потом – отважно и будто искупая свою вину. Но в редакции «Бронепоезда» 1948г. Васька окорок был лишен внутреннего движения, естественной противоречивости.Герой уже не испытывает никаких терзаний, когда ложится на рельсы, ожидая бронепоезд.

С рельсов его поднимает приказ Вершинина: «Иди сюда, Василий! …Я тебе другое, тоже сильное дело найду. Твоя жизнь потребуется. Иди!» И только после этого, «стоная, оглядываясь в негодовании вокруг, сползал нехотя с насыпи Васька». Эта правка грубо «вспарывала уже существующую логику произведения, выводила его в какую-то иную систему изображения эпохи гражданской войны». Возникало интересное несоответствие.Когда у Иванова спрашивали, надо ли переделывать старые книги, он категорично и уверенно отвечал: нет. Но на собственной практике он этого не придерживался. Причин было несколько.

В 40-е годы редакторы считали своей обязанностью укладывать литературные произведения в удобные схемы, подогнать под новые нормы. Убирались вычурные сравнения, излишне натуралистические образы.Всеволод Иванов записал однажды в своем дневнике: «Кода я думаю о смерти, то самое приятное – думать, что уже никакие редактора не будут тебе досаждать, не потребуются переделки и не нужно будет записывать какую-то чепуху, которую они говорят, и не нужно дописывать». В. Иванов несколько раз переделывал «Бронепоезд №14.69». Некоторые куски текста автор сократил, другие переписал заново.

Придал повести несколько другой рисунок. К примеру, в 1925 г. повесть подверглась сильному, ничем не оправданному сокращению.К тому времени уже формируются образы белогвардейцев как врагов народа; усиливаются негативные взгляды, исчезает белое движение как предмет исследований. Запрещают мемуары времен Гражданской войны.

Читатели отрицательно воспринимают появление белогвардейцев на страницах книг. Таким образом, за пределами книги оказываются очень важные монологи капитана Незеласова. Исчезли эпизоды, где глазами Незеласова читатель видел теплушечный быт эвакуированных белыми беженцев.Литературовед Томашевский заметил: «В каждом новом романе мы встречаем части старого, а главное - стремление досказать то, что не удалось воплотить в предшествующем. Новый замысел есть почти всегда дальнейшая эволюция прежнего замысла». Но в то же время многие значимые детали безвозвратно исчезают в переделанном на новый лад произведении.

Сейчас, в наше время особо ценным является первое издание повести 20-х годов. Ее характеризуют две основные черты: психологическая полнота и художественная свежесть. Иванов не случайный или сторонний наблюдатель. Он сам участник этой войны, у него нет излишних «прикрас» в изображении революции.Главный стимул, толкающий людей вперед, в наступление – не пустое геройство.

Белые и красные борются за трудовую землю, за спокойную рабочую человеческую жизнь. Они воюют, наконец, потому, что больше не хотят воевать. Эта идея утрачивается в последующих изданиях «Бронепоезда». Литература: 1. Е.Л. Цейтлин. Сколько дорог у «Бронепоезда 14-69» Судьба повести «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова. М 1987. 2. Всеволод Иванов – писатель и человек: Воспоминания современников. М 1970.

– Конец работы –

Используемые теги: Образы, белогвардейцев, советской, литературе, Повести, Иванова, Бронепоезд, 690.112

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Образы белогвардейцев в советской литературе (по повести В.В. Иванова "Бронепоезд №14.69")

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Образ Софьи - первый в русской литературе образ думающей и чувствующей женщины
Романы не могли не повлиять на ее представление о том, каким должен быть любимый и любящий человек.Софья очень чувствительна, и даже бедность… Чацкий недоумевает: « Какою ворожбой сумел к ней в сердце влезть?» И правда,… И вот, в утешение себе, она и придумала своего Молчалина.Несмотря на природную живость, остроумие, своенравие, в ней…

Повести «Бэла» и «Тамань» в раскрытии образа Печорина
Логическим завершением творчества Михаила Юрьевича Лермонтова стал роман «Герой нашего времени», написанный в 1837-1840 годах. Это произведение… Именно вокруг его личности и строится вся композиция произведения. Она… Образ раскрывается постепенно, от внешнего к внутреннему, от поступков к ощущениям.Постепенное раскрытие характера…

Образы двух столиц в русской литературе
Но Пушкин, при всем его восхищении Москвой, не питает иллюзий относительно ее жителей. В «Евгении Онегине» он говорит о пустоте, бессвязности и… Никто не испытывает ни к чему сколько-нибудь живого интереса. Исключение… Береговой ее гранит Такие стихи мог написать лишь человек, истинно любящий Петербург. Для Пушкина этот город -…

Типология образа слуги в русской литературе XIX века на метериале произведений А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова
Тем самым мы от общего понятия человека как предмета изображения переходим к более конкретному и историческому понятию характера. Характер это определенный тип общественного поведения человека. Это личность, характеризующаяся присущими именно ей мыслями, переживаниями и поступками. Это человек в его конкретном,…

Образ Петербурга в классической литературе XIX века
Грозная стихия, закованная в гранит, вдохновила многих писателей. Петербург как живое существо, как литературный герой по-разному представлен в… Холодный, равнодушный, бюрократический, он враждебен человеку и порождает… Когда Пушкин писал «Медного всадника» он был уже в поре зрелости, признанным основателем русской реалистической прозы,…

Творчество Фонвизина. Образ Эраста в повести Карамзина "Бедная Лиза"
Младший брат Дениса Павел, впоследствии оставивший по себе добрый след директор Московского университета, также писал стихи. Но стихи братьев были… Денис Иванович получает филологическое и философское образование и по… Очень рано молодой человек проявил качества, которые воспитывал в нем отец: смелость суждений и независимость…

Образ России в русской литературе, Пушкин-Гоголь-Достоевский
Речь прокурора обрамлена апелляциями к "великому писателю": "Великий писатель предшествовавшей эпохи, в финале величайшего из произведений своих,… Так, господа, это пусть, пусть сторонятся, почтительно или нет, но, на мой… А это только еще прежние кони, которым далеко до теперешних, у нас почище" (15;125). И в конце речи: "Не мучьте же…

Персонажи власти в литературе для детей советского периода
Литературные произведения для детей, созданные в Советском Союзе в 30-50-е годы представляют собой один из наиболее идеологически нагруженных типов… Собственно говоря, в начальной школе, когда специальных предметов (истории,… При этом тексты, отобранные для хрестоматий и книг для чтения, создают еще в большей степени, чем литература для…

Русская иконопись: художественное значение, сюжеты, образ Спаса, образ Богородицы
Их испытываю практически все - и подростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо образованные, хотя в Древней Руси ее живопись была… Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет… Что особенно важно и что явилось для русского церковного искусства сильным внутренним побуждением, это то, что Русь…

Образ Петербурга в русской литературе
Одни воспевали его и называли окном в Европу, другие со всей ненавистью и отчаянием говорили о Петербурге как о городе, построенном на костях, о… Интерес к этому поистине великому городу не угасал практически с самого его… В произведениях всех живущих здесь писателей и поэтов Северная столица становилась не только местом действия, но и…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • …И сотворила Любовь человека по образу Своему, по образу Любви сотворила его; мужчину и женщину сотворила их. На сайте allrefs.net читайте: …И сотворила Любовь человека по образу Своему, по образу Любви сотворила его; мужчину и женщину сотворила их....
  • Образ советского политического оратора. Н.С. Хрущёв Мастерство публичной речи состоит именно в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и образной. Образ оратора складывается… Особенно владение ораторским искусством важно для первых лиц государства В… На XIV съезде партии он голосует за Сталина, затем его приближает к себе Каганович, благодаря которому он в начале…
  • Образ учителя словесности в русской литературе XX века Тема учитель – ученик на протяжении всей истории литературы была в центре внимания писателей. В XX веке к этой теме обращались многие авторы: А.… Задача: проанализировать образы учителей словесников в произведениях «Работа… Учителя заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение.
  • Образ матери-женщины в современной литературе Истинное назначение женщины – быть матерью. Она любит своего дитя всем сердцем. Велика сила материнской любви! О ней написано немало книг. Мать,… Автор говорит о том, что мать научила его верить в добро, самому нести его… Несмотря на невзгоды, тяжёлые испытания, мать Ф. Углова не утратила милосердия, сострадания к людям, всегда…
  • Образ князя Олега в Повести временных лет и в Песни о Вещем Олеге Относится к началу XII веку. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми… Нестор называет Олега родичем новгородского князя Рюрика. Но из других источников известно, что Олег не имел родственных связей с князем, а был его воеводой и достиг высокого…