рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Германцы

Германцы - раздел История, История оружия человечества В Начале Iv Столетия Гунны Разрушительным Потоком Ворвались В Италию; Под Их ...

В начале IV столетия гунны разрушительным потоком ворвались в Италию; под их натиском двинулись и германцы, исполненные старинной ненавистью к римлянам и жадные до их богатств. Римская культура, несмотря на то, что германцы в продолжение многих столетий имели ее перед собой, оставалась чуждой им по духу в силу глубокого различия в национальных свойствах этих двух народностей. Так как главным источником их пропитания была охота за дикими зверями, то они научились искусно управлять своим несложным оружием; труд­ность охотничьего ремесла развила в них силу, а привычка к опасности сделала их мужественными; и против войск консула Папириуса герман­цы сразились тем же оружием, с которым они ходили на зубра и медведя, прибавив к нему заимствованный у неприятеля щит, делавшийся не из металла, а из ивовой плетенки, обтянутой невыделанной шкурой.

Оружие римлянина казалось германцу игрушкой; ему более подхо­дила тяжелая палица, топор, меч с длинным клинком и копье, вес кото­рого чувствовался бы в его могучих руках. В древнейших немецких сказаниях фигурирует железный молот громовержца Тора (mjolnir, Zermalmer), представитель первобытного германского оружия, появля­ющийся вслед за ним меч показывает уже значительный успех цивили­зации.

К концу V века, оружие германцев состояло из обоюдоострого длин­ного меча - spatha, короткого меча-scramasax, ножа, боевого топора (бердыша) или Франциски, небольшого ангона, дротика или фрамеи и большого щита.

Отделка оружия отличается большой роскошью. В музее Клюни есть остаток верхней части ножен, принадлежавших одному германскому мечу. Ножны эти сделаны наполовину из золота, наполовину из красной меди; последний металл покрывает внутреннюю сторону и не был виден снаружи, хотя и имеет золотую насечку. Внешняя сторона представляет два четырехугольника красной меди, врезанных в золото и украшенных золотой инкрустацией. Остальное пространство покрыто инкрустацией из какого-то красного вещества, которое накладывалось, без сомнения, холодным путем, если не было смолистым; вещество это очень сильно подверглось влиянию времени.

Рис. 150. Меч, найденный в Тифе-нау.

Рукоять этого меча сделана из кова­ного золота и по своей форме заставля­ет предполагать, что она принадлежала оружию большого раз­мера.

Действительно, германские мечи имели в длину от 75 до 80 см при ши­рине от 4 до 5 см, а иногда и более. Прямой с двумя лезвиями клинок оканчивается узким концом. Чаще всего ножны делались из дерева и по­крывались медью с железной оковкой. Некоторые мечи отличаются изящест­вом рукояти, с кольцами и головками из бронзы.

Такого рода мечи находят во всех подземельях этой эпохи: в Лондиние-ре, в Пикардии, в Зелцени, в Норден-дорфе и т.д., а в особенности в Бургундии.

 

Рис. 151. Меч Тройонского музея.

Образцом германского меча может служить найденный в Тифенау (рис. 150). Клинок его имеет стержень средней величины, оканчивающийся шляпкой гвоздя, которым он был при­креплен к шпажной головке; послед­няя не сохранилась, равно как и сам эфес. Маленькая железная чашечка, имеющая форму опрокинутого V, вы­двигает два небольших горизонталь­ных выступа, образующих дужки; ча­шечка эта выковывается посредством искривленного кольца, которое накла­дывается на основание клинка, дужки же привариваются ударами молота. Ножны в верхней своей части имеют язычок, который входит в выемку ча­шечки, если вложить клинок до конца; под язычком помещен вертикальный рычаг, закругленные ножки которого прикрепляются каждая заклепками, изогнутыми два раза и соприкасающи­мися своими дугами; прутики эти окаймляют края ножен и своими изги­бами повторяют контур чашечки. Сам рычаг имеет несколько желобков. На- конечник ножен начинается плоским кольцом, где два расходящихся полумесяца соединяются крючками с узкими пластинками, стягиваю­щими оконечность ножен.

Оружейники, работе которых принадлежат подобные мечи, были мастерами своего дела; лучшей работы и большего понимания оружей­ного дела мы не встретим во все продолжение средних веков. По истече­нии более 14 или 15 столетий эти мечи являются свидетелями века, где оружейное мастерство при замечательной простоте внешнего вида до­стигает своего совершенства.

Обоюдоострый меч, найденный в Пуане (рис. 151), имеет 80 см длины при 7,5 ширины. Почти параллельные лезвия клинка соединяются при оконечности, образуя острие. Рукоять может служить образом того рос­кошного оружия, которое употреблялось в V веке по Р.Хр. Широкая и короткая трубка рукояти была, несомненно, деревянная; теперь от нее осталась только верхняя покрышка из толстого листового золота, утвер­ждавшаяся обручами, пересеченными продольными жилками, так что трубка разделялась на четырехугольники.

Головка рукояти, несколько пошире трубки, но такой же формы и украшена инкрустацией красного стекла, разделенной ломаными, пря­мыми, перекрещивающимися линиями, которые образуются стенками золота. Золотое кольцо такой же работы обтягивает низ трубки и окан­чивается зубчиками. Очень маленькая чашечка утратила часть своих украшений, что доказывают две виднеющиеся за пластинкой заклепки. Снизу золотая пластинка украшена инкрустацией из красного стекла.

Отверстие ножен имело серебряную оправу, от которой осталось только два серебряных гвоздя. Материал ножен неизвестен, так как сохранился лишь железный наконечник их в виде буквы V.

Меч этот находился на ремне, который проходил в подвижные кольца двух вырезов, расположенных на ножках таким образом, что две части, украшенные инкрустацией, входили с помощью двух шпилек сверху и снизу во внутренность ножен. (Подобное устройство находим у франк­ских и саксонских мечей.)

Перевязь имела накладные украшения из железа и стали, которые накладывались и вправлялись в золотую фольгу; подобные же украше­ния покрывают и ножны. Золото, употребляемое при этом, всегда высо­кого качества и, без сомнения, самородное.

Ученые исследования Пенье-Делакурта приписывают эту шпагу ко­ролю вестготов Тсодориху, павшему в большом сражении, когда полчи­ща Атиллы были разбиты общими усилиями римских союзных войск под предводительством Аэтция, франков, алонцев и вестготов в 451 году.

Более простой меч (рис. 152), принадлежащий Руанскому музею, может дать понятие о мечах, которые носили второстепенные начальни­ки; найденный аббатом Коше на трупе вооруженного воина на Лондини-ерском кладбище имел в длину 78 см.

 

Рис. 152. Меч Руанского музея.

Франкские воины носили меч на левой и на правой стороне, так как в могилах часто находят его помещенным то слева, то справа, а иногда прямо на трупе, вдоль тела или между ногами. В могилах Англии и Германии мечи чаще всего расположены на правой стороне.

Рис. 153-154. Скрамасаксы (Парижский артилле­рийский музей).

Меч Хильдерика I был открыт 27 мая 1563 года, когда вскрыли могилу короля. Клинок был до такой степени разъеден ржавчиной, что тотчас же рассыпался в порошок, из чего присутствующие вывели несколько поспешное заключение, что он был из прекрасной стали. От разрушения спасли только украшения эфеса и ножен, и так как не было сделано своевременно никакого рисунка, никаких измерений, то положительно ничего нельзя сказать, какой длины или какого устройст­ва было оружие.

То, что осталось от этого "меча Фран­ции" ("l'epee de France"), находится теперь в национальном Кабинете медалей. В нача­ле этого столетия была похищена часть ру­коятки, украшенной на оконечностях головой животного, и часть оправы, покры­вавшей отверстие ножен. Все украшение состоит из стеклянных инкрустаций, вде­ланных в куски цельного золота. Деревян­ная трубка рукояти покрыта листовым золотом, прикрепляемым проволокой из того же металла.

Оружие Пуана, меч Хильдерика и дру­гие предметы, например, церковные укра­шения, обнаруживают то же направление, тот же характер орнаментации. Всегда не­изменная инкрустация из стекла, обыкно­венно пурпуровая, вправляемая в золото, и это составляет основание всего мастерства золотых и серебряных дел в эпоху Меровингов.

 

 

Рис.155.Рукоять скрамасакса (Руанский музей).

Но длинные мечи в эту эпоху составляют редкость и, как видно, их носят только начальники - явление, которое было замечено еще Та­цитом. Это, таким образом, было благородное ору­жие, знак власти.

Общеупотребительным же оружием был короткий мсч-скрамасакс (Scramasax) - чисто германское ору­жие.

До столкновения с римлянами у германцев не было мечен, а были лишь ножи - sax, sahs, seax - употреб­лявшиеся в домашнем быту и на охоте, а затем и на войне.

Быть может, случайно выкованный нож большого размера вызвал желание иметь оружие больших раз­меров, почему и являются - langsax, шириной в 3,5-4 см и длиной от 40-60 см. Дальнейшее увеличение длинного ножа (langsax) создало скрамасакс. Скра-масакс (рис. 153-154) имел клинок в 6,5 см ширины с одним лезвием и от 44 до 76 см длины. Рукоять его очень длинна и предназначалась для обеих рук. Трубка ее держится посредством стер­жня, часто покрывавшегося двумя деревянными пластинками. Наверху трубки помещалась чечевидная головка; небольшая железная чашечка наложена на заплечики верхней части клинка.

Рукоять скрамасакса Пуанского музея (рис. 155) деревянная, покры­тая листовым золотом, имеющим правильные поперечные рубчики. Го­ловка рукояти сердцевидной формы, украшена инкрустацией из красного стекла, вправленной в золото.

Рис. 156-157. Бердыш или Франциска (Парижский артил­лерийский музей).

Оружием для левой руки служили маленькие ножи, длина которых колеблется между футом и 10 см и которые так часто попадаются при раскопках могил. Их привешивали к медному поясу на ремне, который застегивался на бронзовую пугов­ку. Посидоний го­ворит об этих ножах, что они служили для раз­резания мяса при еде; их ножны при­вязывались к нож­нам скрамасакса.

Франциска или бердыш. Так на­зывается боевой топор (рис. 156-157). Своей фор­мой он напоминает современный топор с той только разницей, что клинок, особенно снизу, обыкновенно образует кривые изгибы, которые всегда отличаются прекрасным стилем и которые встречаются в герман­ских топорах минеров и в вооружении до XVIII века. Некоторые из них очень невелики, и их едва загнутое железо напоминает современный топор; другие же, большего размера и значительного ве­са, загнутые и более сплюснутые к лезвию; есть и такие, клинок кото­рых по выходу из трубки правильно распространя­ется с обеих сторон, опи­сывая четверть круга. Оружие последнего вида особенно часто в кладби­щах Иль-де-Франса.

 

Рис. 158. фрамея (найдена в Лонди-кире).

 

Рис. 159-160. Антоны.

Топоры были желез­ные, и хотя позднее нашли средство осталивать лез­вие, но вследствие одной своей тяжести и силы уда­ра, они должны были на­носить страшные раны, отсекать члены, раскраи­вать головы, несмотря ни на какие бронзовые шлемы; вот почему они остались выражением оружия франка.

Франкский воин держал свой бердыш в правой руке, если он не был на поясе; он не расставался с ним и в могиле: бердыш клался вкось на ноги покойника, чтобы тогда имел его, когда будет сражаться в мире духов. В сражении франк в слу­чае надобности употребляет своей бердыш как метательное орудие, бросая его в неприятеля, и сам бросается вслед за ним, вооруженный скра-масаксом или фрамеей.

Фрамея - это короткое копье (дротик), кото­рое вместе с древком не превышает человеческого роста. Его железко имеет обыкновенно форму лаврового или шалфейного листа, затем утонча­ется и переходит в трубку, в которую вставляется деревянная рукоятка (рис. 158).

Но самым ужасным оружием франков было копье - ангон (рис. 159 и 160), которое есть очень мало измененный римский пилум, так как оно принадлежит к тем из римских, у которых острие переходит в два зубца, отогнутые к стеблю. Такое устройство имеет копье Висбаденского музея (рис. 159). Его железко, совершенно поврежденное ржавчиной, имеет 90 см длины. Около трубки стержень образует шаровидное утолщение и прикрепляется к дереву связками. На наконечнике сохранился еще один из зубцов. Это, без сомнения, римское оружие, было найдено в Нансу.

Копье Парижского артиллерийского музея (рис. 160) имеет длинный наконечник с отставленными зубцами - совершенный лист желтой вох-ты с его стебельком.

Ангон употреблялся как и римский пилум; вонзившись в щит непри­ятеля, он зацеплялся там наконечником и в силу своей тяжести и тащив-шегося по земле древка отнимал у противника возможность прикрываться щитом.

Шлемы франков или мало, или совсем неизвестны. Надо, однако, полагать, что начальники носили головные уборы конической формы, наподобие ассирийских и этрусских шлемов. В древних кладбищах по­падались плоские железные полосы, соединенные таким образом, что получался остов шлема; дальнейшее устройство неизвестно, и одно мож­но с уверенностью сказать: колпак, покрывавший остов, делался не из металла, а из кожи или материи.

Большая роскошь германского оружия объясняется, как мы уже гово­рили выше, обыкновением не разделять войны от грабежа. Грабеж быс­тро обогащал воина, а так как цивилизация не могла еще указать средств к расходованию богатств, то первое, на что солдат мог употребить свои сокровища, было украшение оружия, его товарища в битвах,орудия его ремесла.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История оружия человечества

В книге рассказано о истории оружия человечества: Каменный век, Бронзовый век, Греко-римский период...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Германцы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Средние века
Глава. 7. Германцы Глава 8. Появление и развитие рыцарства Глава 9. XIV и XV столетия Глава 10. XVI столетие Глава 11. XVII и XVIII столетия Глава 12. И

Тесанный камень
Люди палеолитического периода делали свое оружие из кремня, иногда также из кварца, кварцита и песчаника. Выбор материала не был произвольным, а находился в зависимости от местных условии; везде, г

Шлифованный камень
Неолитический период отличается более искусной и изящной от­делкой каменных орудий, большим разнообразием их форм, а главное - тщательной их шлифовкой или полировкой. Человек этого периода бросает

Бронзовый век
На Востоке металлическое дело, а в особенности обработка меди и бронзы, было известноуже с незапамятных времен у египтян, ассирийцев, евреев, персов, а также финикийцев и стояло на высокой степени

Египтяне
Долее чем за 3000 лет до Рождества Христова, в то время, когда Египет переживал еще период тесанного камня, являются из Азии металлы и, указывая свое преимущество перед камнем, заставляют египтян о

Кельты или Галлы
Не следует думать, что употребление металлов было совершенно неизвестно человеку неолитического периода,так как в мегалити­ческих памятниках рядом с каменными топорами находили и бронзовое оружие.

Римляне
Римляне, подобно грекам, получили свое первое оружие от этру­сков. Но они не замедлили воспользоваться лучшими образцами, какие приходилось встречать им у других народов, и в короткое время римское

Появление и развитие рыцарства
  Под управлением Карла Великого Германо-франкское государство достигает высшей степени своего могущества. Делая в своем ог­ромном государстве всесторонние преобразования согласно тре

XIV и XV столетия
К началу XIV столетия вооружение рыцаря становится уже доволь­но совершенным. Кольчуга, покрывающая его стан, усилена на­плечниками и наколенниками; голова защищена шлемом, а за плечами носится дли

XVI столетие
С конца XV столетия начинается эпоха постоянного войска, а вслед­ствие этого и вооружение принимает более однородный характер. В кавалерию вводится новый элемент - жандармы; в Германии предс

МЕЧ, ШПАГА И КИНЖАЛ (ДАГА)
  В XVI столетии меч достигает высшей ступени совершенства. Он становится неразлучным спутником каждого, особенно по мере прибли­жения к тем тревожным временам, когда всякий признавал

ОРУЖИЕ С ДРЕВКОМ И МЕТАТЕЛЬНОЕ.
  Для конницы главным оружием неизменно остается копье, снабжен­ное щитком для защиты и противовесом на конце. Большое копье жан­дарма XVI столетия почти не отличается от копья конных

XVII и XVIII столетия
Успех огнестрельного оружия произнес смертный приговор всему средневековому вооружению. Как только стало очевидным, что железные доспехи не в силах уже предохранить от смертельного пора­жения пулею

Искусство и техника оружейного дела на Западе
От хорошего клинка требуется не только хорошее качество железа, но острота и правильность лезвия и его тонкая полировка. Техни­ка шлифовки, без сомнения, перешла к нам с Востока; но уже с VIII стол

Восточное оружие
Восток был колыбелью оружейного производства. За два столетия до Р.Хр. с высот Гималаев пришли первые кузнецы в Пенджаб и там, в долинах, быстро развивалось железное дело, а отсюда распрост­ранилос

I. Доспех
Чеканка и резьба по металлу составляют одну из отраслей искусст­ва, в которых японцы не имеют соперников, а среди металлов железо занимает почетнейшее место, и в течение многих столетий ху­дожестве

II. Клинки
До революции 1868 года самым прекрасным предметом искусства был в глазах истинного японца клинок его сабли. Издавна народ придавал чрезвычайное значение достоинству и совершенству этого оружия, по­

Русское оружие
Изучая историю русского древнего вооружения, мы различаем в нем три периода,существенно отличающиеся один от другого. Древнейший - нормандский, период характеризуется кольчатыми доспе­хами,

I. Доспех
По свидетельству арабского писателя Х века Ибн Даста, у славян князья имели предохранительное вооружение, состоящее, между про­чим, из драгоценных кольчуг. В княжение Святослава кольчатый доспех и

II. Холодное (белое) оружие
Рис.382. Меч.   По свидетельству арабского писа­теля Х века Ибн-Даста, славяне в ег

III. Метательное и огнестрельное оружие
  Метательное оружие состояло: из луков, со стрелами с принадлежно­стями составляя саадак, самострелы, джиды и джериды. Лук и стрелы были известны еще с древней

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги