ДВЕНАДЦАТЬ ПРОСТРАНСТВ

Быть может, я заменил ей Брусникина. Мне предстояло отвечать на вопросы о земле и небе.

- А где же, по-вашему, располагается этот город? Я говорю о небесном городе.

- Ну... это непросто представить себе. Думаю, двенадцать асов олицетворяют изначально двенадцать пространств Вселенной, тридцать шесть ее измерений. В "Эдде" это утрачено, там остались образы. Но... - И я рассказал ей о моей теории двенадцати пространств, которые попарно сопряжены друг с другом.

- Неужели вы верите во все эти измерения?

- Верю ли я? Да мне как раз трудно поверить в плоский мир, который размещается на листе бумаги, и в трехмерный мир, в котором ничего нет, он пуст для меня, каким бы хламом его ни набила цивилизация. Если серьезно, то со мной был случай... Я тогда еще не открывал небесных городов. А был в совхозе. Трудовая повинность, вы знаете. Это все раньше знали, да и сейчас многие... Чтобы яснее было последующее, а именно, чтобы вы легче представили мою тоску по другим пространствам, скажу: это как раз относительная трудовая повинность, ведь нам выводили зарплату в городе, по месту работы, и даже что-то платили в совхозе. Настоящая трудовая повинность существовала и существует как раз для тех, кто живет на селе. Раньше они ничего не получали вообще, сейчас местный шофер совхоза зарабатывает в месяц сущий мизер, а приезжий такой же шофер получает от совхоза чуть больше. Вообще же всегда раньше и сейчас выводят многим местным случайную сумму. Потому что по тарифу платить нельзя: он анекдотичен.

Ну и вот, иду я по деревенской улице, останавливаюсь, расспрашиваю об этих самых тарифных ставках, потому что нет ничего фантастичнее рассказов тех, кто еще остался жить в деревне. Мне нужен автобус - в райцентр. Недалеко от остановки меня догоняет легковая машина "Москвич". Открывается дверца, меня приглашают в машину. Я машинально махнул рукой, сказал "спасибо", остался на остановке. Идет мой автобус. Сажусь. Выезжаем за околицу, там грязь, навоз с фермы расползается от обочины до обочины. Автобус прибавляет скорость, словно шоферу неприятно созерцать все это. Я на втором сиденье, у стекла. Вздрагиваю. Справа от дороги вижу перевернувшийся "Москвича. Тот самый. Рядом люди, возятся в грязи, помогают шоферу. Жертв, кажется, нет. Автобус проносится мимо. Вдруг моя правая рука ощущает липкое пятно. Смотрю - на моих брюках асфальтовое пятно грязи с чайное блюдце. Его не было. Вообще не было, понимаете? Оно появилось внезапно, словно из-под колеса перевернувшегося "Москвича". Это очень серьезно. У меня почти абсолютная память, я всегда дохожу до мелочей, до сути, меня не остановит никакая сила, и я не могу быть равнодушным даже к маленьким неувязкам. Все должно быть объяснено, продумано, взвешено. И тогда так же было. Из-за такого пустяка, как грязь, прилипшая ко мне, я не спал ночь. Она перешла на меня невидимо, от "Москвича". Была причинная связь: ведь я почти поехал с ними, в этом злополучном "Москвиче", почти был там, что ли, и отсюда - остался след, грязь эта. Как объяснить? Тогда я не смог. Но когда понял, сколько небес над нами, сколько небес в "Эдде"... В общем, невидимые перемещения происходят через сопряженное с нами пространство. Я был свидетелем, как на Черном море сел на воду неопознанный объект, шар метров тридцати в поперечнике, он покачивался, как будто ничего не весил. Серебристый такой, почти белый. Было ощущение страха.

Но я пошел к берегу, ближе к нему. И он пропал. Как будто до этого был свет, который его освещал изнутри, и свет погас, и ничего не осталось. Ничего, только вода и небо. Опять я не спал ночь. Придумал объяснение: они маскируют шар, делают его как бы прозрачным, для этого включают маленькие элементы на его поверхности, вроде точек телеэкрана. И дают изображение, которое повторяет пейзаж за объектом. Он невидим, тут же, рядом с вами. Этот телевизионный метод маскировки я описал сначала в рассказе, потом пытался объяснить его в анкете фантастов, в "Литературке", но остановили, сказали, что это серьезно и это уже не фантастика. Позднее я опроверг себя. Это была не маскировка, не электронный камуфляж. Шар сделал бы это раньше. Шар перешел в сопряженное пространство! Потому что сами полеты таких объектов выгоднее производить с помощью переходов из одного пространства в другое, с возвращением в исходное пространство. Не знаю, интересно ли вам?.. О пространствах?

- Интересно. Но поверить не могу. Не могу представить другое пространство.

- А я смог. Корабли-призраки, битвы в небе, фигуры людей, иногда едва очерченные, тоже в небе и даже рядом с наблюдателем, массовые видения, которые называют галлюцинациями или психозом - так удобнее объяснять. Но сопряженный мир рядом. Не мне принадлежит идея параллельного пространства. Это говорили до меня. Фантасты, безумцы, простолюдины, мечтатели, многие... Я лишь дал точное название: сопряженное пространство, оно одно у нас, в него легче переходить, чем в другие десять пространств. Переход в третье или, скажем, восьмое пространство недостижим сейчас даже для неопознанных объектов. Так мне кажется. Это другой уровень, уровень богов, они же еще не боги.

Ну, и я верю еще в десять пространств, в этом я никого не повторяю. Ясно я выразился?..

- Да, вполне. Но по сравнению с нами они все же боги, если они существуют.

- Они существуют. По сравнению с нами... пожалуй. Если быть честным, меня сейчас переход в сопряженное пространство интересует больше, чем сам Асгард. Но я не могу рассказать вам об этом переходе, хотя я близок к решению... это нужно показать!

- Как же быть с физиками? Неужели вы надеетесь, что они вас поддержат?

Их-то Асгардом не заинтересуешь. Им надо показать именно переход в сопряженное пространство. Иначе ни гугу! Понимаете?

- Понимаю, Вера, понимаю... Вот именно ни гугу. Однажды я имел честь говорить с настоящим крупным физиком. Как только идем по его текстам, статьям, выводам, он молодцом, как переходим на тему о пространствах - он на глазах вянет, точно гладиолус без полива.

- Что-нибудь доказать удалось?

- Доказать? Вы так спрашиваете, что я ловлю себя на тоске по прошлому.

Тогда, в прошлом, я должен был что-то доказать ему, ну хоть самую малость. А вот появись он сейчас - я бы завял быстрее его. Потому что невозможно. Я этому физику самым деликатным образом, чтобы он не почуял подвоха, задал вопрос, который якобы мучил меня с детства. Можно ли с помощью увеличительного стекла рассматривать отраженный в зеркале кончик собственного носа? Не улыбайтесь, Вера, вопрос был для него роковым испытанием. Как я это понимаю, конечно. Представьте себе, он не смог на него ответить! Тер и надувал щеки старый квантовый волк, а понять ситуацию с зеркалом не смог. Стал таким серьезным, бледным, сказал что-то о длине носа, но я тут же дал возможность ему решить другую задачу: все то же, увеличительное стекло, зеркало, но вместо носа нужно рассмотреть получше родинку на собственной щеке. Опять молчок. Мы сухо распрощались.

- Можно рассмотреть родинку, а?

- Можно. Дело ведь не в этом, а в том, что видный физик даже не смог в уме построить схему этого несложного опыта. Плавал, как студент. Это не злорадство, Верочка, ни-ни! Я это спрашивал после его вопросов о квантовых джунглях и тоннельных переходах. Но на его вопросы мне удалось ответить.

Кстати, о родинках... В Индии никто не делает секрета из таких происшествий.

Совсем недавно пятилетний Торан, деревенский мальчуган, заявил своим родителям: "Я - Суреш Варма, владелец магазина радиотоваров в Агре. Мою жену зовут Ума, у нас двое детей!

Однажды я возвращался из магазина на автомобиле, - продолжал Торан. - Подъехав к дому, я дал гудок, чтобы Ума открыла ворота. Вдруг появились двое с пистолетами. Они бежали к моей машине. Раздались выстрелы, одна из пуль попала мне в голову..."

Родители съездили в Агру. От их деревни до Агры тринадцать километров.

Там выяснилось, что Суреш Варма действительно погиб пять лет назад. Его убили точно так, как рассказал мальчик, и его вдову действительно зовут Ума. На ее руках осталось двое детей. Понятен интерес Умы к Торану. Вместе с родителями погибшего Суреша Вармы она посетила деревню. Торан узнал гостей. Спросил, где его "фиат". Был огорчен тем, что автомобиль продан. В Делийском университете нашли рубец на правом виске Торана. Именно в это место угодила пуля, когда грабители стреляли в Суреша Варму. Это стало ясно после ознакомления с результатами вскрытия тела покойного. Выяснилось почти экзотическое обстоятельство: пуля прошла в мозг, рикошетировала от черепной коробки и снова вышла наружу над правым ухом. Именно здесь, над правым ухом, у Торана была родинка. Итак, родимые пятна - не случайность. Мне пришло в голову, что если это так, то опасно их трогать, сводить и вообще обращаться с ними легкомысленно. Не все они, правда, обязаны своим происхождением таким вот случаям.

- Вы знаете, как люди строили высокую башню и творец рассыпал и смешал языки?

- Наслышан.

- Ну а мне кажется, что это истина рассыпана, как Вавилонская башня.

Остались ее осколки, кусочки, крошки, рассеянные по разным местам. В каждом учении - частица ее, одна крошка или осколок.

- Потому-то любое учение не объясняет и даже не пытается объяснить большую часть известных фактов. Просто отрицает. Одно учение или теория вычеркивает девять десятых того, о чем писали и говорили люди разных эпох и стран, другая система оставляет другие десять процентов, третья - всего пять. Остальное объявляется случайностью. Но пользуются и традиционной формулой: кто думает иначе, тот умалишенный. О бессмертии души говорили всегда.

Рослые длинноголовые кроманьонцы Европы, первые разумные люди планеты, превосходившие современного человека ростом и объемом мозга, создавшие письменность, искусство, музыку и музыкальные инструменты, погребали своих умерших предков так, что нет сомнений: они знали о вечности души. Фракийцы, от которых греки переняли множество мифов, верили в то, что казалось простым фактом кроманьонцам. Основу некоторых римских легионов составляли как раз фракийцы - против них было трудно воевать из-за особенностей их веры. Арии Средней Азии примыкали к ним по своим убеждениям. Но вера эта ослаблялась. С ней произошла та же история: она рассыпалась в конце концов. Остались крохи, осколки, на которых танцуют победный танец иные динозавры-академики, каждый день оповещая мир о том, что сырая вода вредна, человек смертен, а дважды два - четыре. На самом же деле человек бессмертен, но ему самому не дано это заметить. Бывают счастливцы. Американец Кейс вспомнил как-то при свидетелях эпизод из прошлой жизни своей души: во время войны с индейцами он сидел на берегу реки с каким-то молодым солдатом, они были голодны, и солдат поделился с ним едой. И вот в парикмахерской города Вирджиния-Бич незнакомый пятилетний мальчик забрался на колени к Кейсу, когда тот был в парикмахерской.

Отец мальчика удивился, "Оставь чужого дядю в покое!" Мальчик возразил: "Но я хорошо знаю его, мы вместе сидели голодными у реки!" Это я читал, Вера, в книге Кейса.

- Надеюсь, вы помните не одну историю, а много. Ведь аргументы против почти неисчислимы...

- Уж конечно не одну. Я хорошо помню имя этой девочки, родившейся в Дели в 1926 году: Шанти Деви. В три года она вспомнила город Мутру, расположенный в восьмидесяти милях от Дели, вспомнила, что жила там, и ее звали тогда Лугли. Там же она родилась... за двадцать четыре года до своего рождения в Дели! Ее мужем был Кеддар Нат, коммерсант, у них был сын, который умер грудным ребенком. В 1935 году родители девочки, к их собственному изумлению, установили, что Кеддар Нат - не миф, он действительно живет в Мутре. Его пригласили. Девятилетняя девочка узнала его и его родственника. Поехали в Мутру. Там Шанти Деви заявила, что, будучи Лугли, она припрятала часть своих денег в доме, где жила с мужем. Нашлись любопытные и свидетели, которые искали эти деньги под руководством девочки. Денег не нашли. Но Кеддар Нат сделал важное признание: после смерти своей жены Лугли он случайно обнаружил эти деньги, в тех самых купюрах, о которых говорила девочка - духовный двойник Лугли. Созвали комиссию. Слушали рассказ Шанти Деви. На членов комиссии произвело впечатление еще одно немаловажное обстоятельство: девочка говорила на местном диалекте. Все так и было, так и есть. Но слепота - это болезнь, ее нужно лечить, Вера!