рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Нишчая – убежденность

Нишчая – убежденность - раздел История, План Заочного курса по Бхакта-програм В Нектаре Наставлений Шрила Рупа Госвами Советует Практикующим Преданное Служ...

В Нектаре Наставлений Шрила Рупа Госвами советует практикующим преданное служение быть уверенными. Если такой уверенности не достичь, преданный будет продолжать сомневаться. У сомневающиеся не бывает ничего благоприятного. Как они смогут иметь веру в беспримесное преданное служение, если они сомневаются в сердце? В Бхагавад-гитк (4.40) говорится:

«Но невежественные и неверующие люди, сомневающиеся в священных писания не обретают сознания Бога; они падают вниз. Для сумневающейся души нет счастья ни в этом мире, ни в следующем». Тот, кто обладает верой, определенно не имеет сомнениий, потому что слово веро означает твердую убежденность. Пока в сердце остаются сомнения, там не может быть твердой веры и убежденности. Поэтому верующие живые существа никогда не имеют сомнений. Шри чайтанья Махапрабху наказал всем Вайшанвам сперва понять три истина – самбандху, абхидхею и прайоджану. Эти три истины состоят из десяти главных тем. Первая состоит в том, что Ведические произведения являются единственным авторитетом. Для того, чтобу установить истину, необходимо принять авторитет. Существует девять реальностей, которые можно познать лишь через Ведический авторитет. Различные писания определяют различные виды доказательств. Некоторые считают таковыми пратйакшу, или непосредственный опыт, некоторые ануману, или логические выводы, некоторые – упанану или аналогии, а третьи предлагают другие виды доказательств. Однако все эти доказательства счтаются вспомогательными в Вашийнавских произведениях, провозглашенных Шриманом Махапрабху. Поэтому само-совершенные доказательства, полученные через ученическую преемственность, являются единственным главным авторитетом, которы можно принять. Всего сущее в этом мире подразделяется на две категории: непостижимое и постижимое. Материальная природа постижима, поскольку ее мпонимание автоматически пробуждается в ходе мышления. Духовная природа непостежима, потому что она невоспринимаема людьми со скудным запасом знания. Природу непостижимого нельзяя постичь без самоосознания. Поэтому для доказательств типа пратьякши, включаемых в категорию логических аргументов, нет доступа к непостижимым предметам. Вот почему Шри Бхакти-расамрита-синдху (цитируя Махабхарату, Удйога-парву) говорит:

«Состояние ачинтьи невозможно установить с помощью логических аргументов. Это то, что лежит за пределами двадцати четырех элементов материальной природы». В это состояние нет доступа пратьякше и анумане. Для того, чтобы познать непостижимую природу, само-осознание является единственным средством. Самоосознание является практически невозможным для обыкновенных людей. Видя ужасное безумие людей, всемилостивейший Верховны Гсоподь проявил Ведпические произведения. В Чайтанья Чаритамрите (Мадхйа 20.122, 124, 125) Шри Чайтанья Махапрабху сказал:

«обусловленная душа не может оживить свое сознание Кришны при помощи собственных усилий. Но из беспричинной милости Господь Кришна составил Ведические произведения и дополнения к ним, Пураны. Ведические произведения дают информацию о вечных взаимоотношениях живого существа с Кришной, что называется самбандхой. Когда, поняв эти взаимоотношения, живое существо начинает действовать соответственно, это называется абхидхейей. Возвращение назад домой к Богу – это окончательная цель жизни, называемая прайоджаной. Преданное служение, или чувственная деятельность ради удовлетворения Господа, называется абхидхейей, поскольку она может развить изначальную любовь к Богу живого существа, которая является целью жизни. Эта цель является высшим благом для живого существа и величайшим богатством. Так оно достигает уровня любовного служения Господу».

Для того, чтобы познать непостижимую природу, следует принять лишь Ведический авторитет. В этой связи не может быть никаких иных соображений. Ведическое знание, получаемое через гуру-парампару, называется амнайей. В Ведах описано так много разных тем и наставлений для различных уровней. Среди всех уровней уровень преданного служения является наивысшим. Силой своего преданного служения предшествующие махаджаны пробудились к самоосознания и таким образом отдельно изложили наставления относительно уровня преданного служения, как они описаны в Ведах. Поэтму Ведические утверждения, которые по описанию предшествующих махаджан описывают квалификацию для совершения преданного служения, назыаются амнайей, и их необходимо изучить. Невозможно проникнуть в непостижимую природу, не получив милости духовного учителя. Наставления Шри Чайтаньи Махапрабху в этой связи даны в Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа, 20.127-136):

«Можно дать следующий пример. Однажды ученый атролог пришел в дом одного бедняка, и, видя его страдания спросил его: «Почему ты печален? Твой отец был очень богатым, но он не рассказал тебе об этом, потому что скончался вдали от дома».

Подобно тому, как слова астролога Сарвагьи принесли новость о сокровище этого бедняка, Ведические произведения наставляют человека относительно сознания Кришны, когда в нем просыпается желание узнать, почему он страдает в этих материальных условиях существования. Благодаря словам астролога была установлена связь бедняка с сокровищем. Подобным образом, Ведические произведения наставляют нас, что наша настоящая связь – это связь со Шри Кришной, Верховной Личностью Бога. Хотя бедняк и узнал о сокровище своего отца, он не мог получить его только благодаря этому знанию. Поэтому астролог должен был рассказать ему о способе, как на самом деле найти это сокровище.

Астролог сказал: «Сокровище зарыто в этом месте. Но если ты будешь рыть с южной стороны, то разбудишь пчел и шершней, и никакого сокровища тебе не видать. Если ты будешь рыть с западной стороны, там живет привидение, которое создаст столько беспокойств, что твои руки даже не прикоснутся к сокровищу. Если ты будешь рыть с северной стороны, то тебя проглотит большая черная змея. Однако, если ты хотя бы немного начнешь рыть с восточной стороны, твои руки немедленно коснутся горшка с сокровищем».

Явленные писания дают заключение, что следует оставить деятельность ради ее плодов, умозрительное знание и систему мистической йоги, и вместо этого принять преданное служение, благодаря которому можно полностью удовлетворить Кришну» (конец цитаты).

Когда человек, желающий совершенства, слушает заключительные выводы о душе от духовного учителя, его сердце становится чистым, и он начинается двигаться к лотосным стопам Кришны. Амнайа – это единственное авторитетное доказательство относительно цели жизни. Следует рассматривать остальные девять реалий в свете этого авторитета, и это понимание проявлится в чистом сердце благодаря амнайе. Это называется самоосознанием и составляет основу цели жизни.

Относительно первой реалии, амнайа говорит, что Верховный Брахман, Шри Хари – это единственный Господь и объект поклонения. Его безличная концепция называется Брахманом, что есть ни что иное как сияние Его тела. Это Верховный Господь Хари в одной из Своих экспансий становится Сверхдушей, или правителем, который создает, поддерживает и уничтожеет вселенные. Господь Хари – никто иной, как Кришна, Сверхдуша – это никто иной, как Вшну, а сияние Его тела – ничто иное, как Брахман. Обсуждея истину о всемогущем Господа Хари, человек проясняет все сомнения относительно Верховного Господа. Если эти сомнения не прояснены, то челоек будет культивировать знание безличного Брахмана как противоположность материальному знанию. А для того, чтобы понять Сверхдушу, экспансию Господа, занимаются аштанга-йогой. Только когда человек освобождается ото всех сомнений, он обретает неуклонную преданность Кришне.

Согласно знанию амнайи, вторая реалия – следующая: Верховный Господь Хари естественным образом исполнен трансцендентных энергий. Благодаря одной из Своих энергий Он проявляется как неразличимый Брахман. Это Его безличная энергия. Точно также, через Свои бесконечные энергии, включая Брахман и Параматму, Он проявляет Свое превосходство как Верховная Личность Бога. Хотя в Нем содержатся и безличная и личностные энергии, личностные энергии преобладают. Как утверждается в Шветашватара Упанишад:

«Его энергии многогранны, и таким образом Его деяния автоматически совершаются одно вслед за другим». Чистые преданные осознают его духовные энергии в трех категориях – сандхини, самвит и хладини – энергии вечного существования, познания и блаженства.

Относительно третьей реалии, амнайа утверждает, что Верховный Господь Шри Кришна исполнен духовных рас или наслаждений. Своим могуществом эта раса сводит с ума и духовный, и материальный миры. Такова природа Господа Кришны. Поэтому Господь Кришна сказал: «Я источник Брахмана». Благодаря этой верховной расе и материальный, и духовный миры наделены бесконечным многообразием. Раса духовного мира чиста. Раса этого материального мира является Его тенью. И благодаря непостижимой энергии Господа, бесконечные расы духовного мира были проявлены во Вриндаванских играх в этом мире. Чистая духовная душа достойна вкушать духовную расу. Обрести эту верховную расудхарма или долг живого существа. Живое существо обретает это силой своего преданного служения. В достижении Верховного Брахмана нет расы, оно сухое. К нему никогда не следует стремиться. В осознании Параматмы нет проявления расы. Только преданное служение Кришне исполнено расы.

Рассматривая четвертую реалию, амнайа говорит, что живые существа являются крошечными частичками духовного солнца, Кришны, и их бесчисленное множество. Как духовный мир проявляется духовной энергией Кришны, чит, и как материальный мир проявляется низшей, иллюзорной энергией, так и живые существа проявляются частью духовной энергией. Духовная форма Кришны обладает всеми качествами в полной степени, и эти качества естественным образом присутствуют в живых существах в крошечном количестве. Независимая природа Кришны в ничтожном количестве имеется в живых существах. По этой причине живые существа считаются независимыми. В результате этого, все живые существа развили в себе разные наклонности. Благодаря одним наклонностям, живое существо ищет своего собственного счастья, а благодаря другим, оно ищет счастья Кришны. Таким образом живые существа разделяются на две группы – те, кто ищут собственного счастья, и те, кто ищут счастья Кришны. Те, кто ищут счастья Кришны, называются нитья-мукта, а те, кто ищут собственного счастья, называются нитья-баддха. В этой связи, природа непостижимого подчиняется духовному времени. Фактор времени духовной природы – это состояние вечного настоящего. Но в низшей иллюзорной энергии есть три состояния существования – прошлое, настоящее и будущее. Поэтому какие бы соображения не возникали в этой связи, если они связаны с духовным фактором времени, то не будет никаких сомнений. Но если с материальным, то сомнения будут оставаться: Почему чистая духовная душа ищет своего собственного счастья? Если человек выдвигает пободный вопрос, то проявятся сомнения, проистекающие из материального фактора времени. Если человек может оставить такие сомнения, то он может совершать преданное служение. В противном случае будет только непрекращающаяся череда логических аргументов. Если логические аргументы применяются к непостижимой природе, то возникают анартхи.

Усение амнайи относительно пятой реалии таково: Живые существа, ищущие своего собственного счастья, принимают Майу, расположенную поблизости, и таким образом наслаждаются и страдают в тисках материлального времени. Карма – ничто иное, как слепое колесо, созданное майей. Те, кто не соприкасаются с Майей, не имеют связи с кармой. Живые существа, ищущие собственного удовольствия, получают от колеса Майи в качестве средств наслаждения грубое и тонкое тела. Это слепое колесо проявляется в бесчисленных формах, но точно также, как живому существу было легко попасть в него, ему также просто будет покинуть его во время освобождения.

Живые существа, находящиеся в слепом колесе Майи, называются нитйа-баддхами. В этой связи слово нитйа используется в контексте материального времени. Когда, благодаря соприкосновению с духовным, пробуждается духовный фактор времени, тогда их обусловленная природа видится временной. По милости садху, махаджан, и Кришны, и благодаря многих жизней благочестивой деятельности в преданном служении, обусловленная душа достигает блага. Как утверждается в Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 22.45) и Шриад Бхагаватам (10.51.53):

«Благодаря доброй удоче, живое существо становится способным пересечь океан неведения, и когда его срок матеирального существования сокращается, оно может получить возможность общаться с чистыми преданными. Благодаря такому общетию пробуждается его влечение к Кришне. О мой Господь» О непогрешимая Верховная Личность! Когда живое существо, скитающееся по вселенным становится достойным освобождения из материального существования, оно прлучает возможность общаться с преданными. Когда оно общается с преданными, пробуждается его влечение к Тебе. Ты – Верховная Личность Бога, высочайшая цель самых возвышенных из преданных и Господь вселенной». Благодаря общению с садху, преодолеваются материальные страдания, благодаря милости Кришны человек обретает твердую веру. Тогда, силой своего преданного служеиня и милости Кришны, живое существо разрывает оковы Майи и обретает служение Кришне. По милости Кришны баддха-мукта-дживы (те, кто обретают свободы от рабства) с легкостью достигают салокйи, обители Кришны, вместе с теми, кто никогда не попадал в Майю, всегда ища счастья Кришны.

Заключение амнайи относительно шестой реалии таково: Господь Кришна и все остальное связано отношениями ачинтйа бхеда-абхеда, непостижимого одновременного единства и различия. Вот почему в Ведах имеется много утверждений, подтверждающих единство, и много, подтверждающих различие. Невежественные люди приходят к заключению, что следует принять лишь одну из частей Вед. По заключению же тех, кто знают истину, следует принимать знание всех Вед. Те, кто имеют жажду к поклонению Господу, узнают из учения амнайи, что Господь Кришна – всепроникающ и недвойственен. Шри Кришна – Абсолютная Истина. Эта Абсолютная Истина обаладет всеми энергиями. Хотя живые существа и материальный мир проявляются Его энергиями, все равно Он остается единым целым. Составляющие по своей природе неотличны от Кришны. Но в материальном творении все иное, чем Кришна, является производной от Его энергии, и потому вечно отделено от Него. Это веечное единство и различие естественным образом непостижимо, поскольку лежит за пределами материального разума живого существа. Когда пробуждается духовный разум живого существа, проявляется чистое знание непостижимоего единства и различия. Храня твердую веру в утверждения амнайи, по милости Кришны преданные могут с легкостью увидеть истину непостижимого единства и различия. Если для ее понимания мы будем использовать материальные соображения, она становится теоретической. Когда человек обретает знание этих семи реалий через самоосозанние и благодаря амнайе, то можно сказать, что он обладает самбандха-гьяной, или знанием своих взаимоотношений с Господом. (ЯНД: Не то в английском переводе, не то в оригинале, вместо шестого положения дано седьмое, а шестое – «уехало». Мы оставляем Вам восстановить его самому (самой)) В ответ на вопросы Шрилы Санатаны Госваи Шри Чайтанья Махапрабху подробно объяснил науку взаимоотношений с Господом. Как дается в Чайтанья-чаритамрите (Мадхья 20.102):

«Кто я такой? Почему я подвержен влиянию тройственных страданий? Если я не буду знать этого, как я смогу обрести благо?» Те, кто желают величайшего блага в форме обретения преданности Крешне, должны задать все эти вопросы сввоему духовному учителю. Слушая должные ответы на эти вопросы из уст своего гуру, все сомнения прояснятся, и пробудится твердая вера. Не оставляйте размышления, считая их бесполезными. Как утверждается в Чайтанья-чаритамрите (Ади 2.117):

«Искренний ученик не должен пренебрегать обсуждением подобных заключений, считая их спорными, ибо такие обсуждения закаляют ум. Так ум человека привязывается к Шри Кришне».

Среди десяти реалий первые восемь относятся к источнику авторитетных доказательств и нашим взаимоотношениям с Господом. Всю эту информацию можно получить из ответа Шри Чайтанья Махпрабху Санатане Госвами.

Относительно авторитета, утверждение Шри Чайтаньи Махапрабху дано в Чайтанья-чаритамните (Мадхйа, 20.134):

«Ведические произведения дают информацию о самбандхе, взаимоотношениях обусловленной души с Кришной, абхидхейе, регулируемой деятельности, предназначенной для оживления этих взаимоотношений, и прайоджане, окончательной цели жизни».

Относительно второй основопологающей истины, Чайтанья Махапрабху сказал в Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 20.152, 155, 157):

«О Санатана, пожалуйста услишь о вечной форме Господа Кришны. Он Абсолютная Истина, свободная от двойственности, но пребывающая во Вриндаване как сын Нанды Махараджи. Изначальная Верховная Личность Бога – это Кришна. Его изначальное имя – Говинда. Он исполнен всех достояний, а Его вечная обитель называется Голока Вриндавана. Существует три вида духовных методов понимания Абсолютной Истины – метод эмпирического знания, мистической йоги и бхакти-йога. В соответствии с этими тремя методами, Абсолютная Истина проявляется как Брахмана, Параматма и Бхагаван».

Относитеьлно энергий Кришны Шри Чайтанья Махапрабху сказал в Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа, 20.111):

«Господь Кришна естественным образом обладает тремя энергиями, проявляющимися в виде духовной энергии, энергии живого существа и иллюзорной энергии».

Кришна исполнен расы. Как объясняет Шри Чайтанья Махапрабху в Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа, 20.153):

«Кришна – изначальный источник и совокупность всего. Он выглядит вечно юным, и его тело состоит из духовного блаженства. Он – прибежище и господин всего сущего».

Наставления Шри Чайтаньи Махапрабху относитльно неизменного положения живого существа дано в Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 20.108-109):

«По своему изначальному положению живое существо – вечный слуга Кришны. Оно подобно атомной частичке солнечного света или огня».

Относительно обусловленных живых существ Шри Чайтанья Махапрабху дает следующее описание в Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа, 22.10, 20.117):

«Живые существа (дживы) разделяются на две категории. Некоторые вечно освобождены, а другие вечно обусловлены. Не помня о Кришне, живое существо с незапамятных времен привлечено внешним аспектом. Поэтому иллюзорная энергия (майа) причиняет ему всевозможные страдания в его материальном существовании».

Относительно освобожденных живых существ Господь говорит в Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 22.11):

«Те, кто вечно освобождены, всегда пребывают в сознании Кришны и несут трансцендентное любовное служение стопам Господа Кришны. Они должны считаться вечными спутниками Кришны, и они вечно наслаждаются трансцендентным блаженством служения Кришне».

Относитеьлно одновременного единства и различия, Чайтанья-чаритамритЧайтанья-чаритамрита (Мадхйа 20.108) говорит:

«Живое существо является пограничной энергией Кришны, проявлением, одновременно единым и отличнм от Господа».

Когда благодаря соприкосновению с амнайей взаимоотноешния живого существа с Господом оживляются, тогда оно понимает абхидхейу. Преданное служение Шри Кришне является этой абхидхейей. То есть то, что священные писания определяют главной обязанностью, называется абхидхейей. В этой связи Шри Чайтанья Махапрабху говорит в Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 22.17-18):

«Преданное служение Кришне является главной функцией живого существа. Существуют различные методы освобождения обусловленной души – карма, гьяна, йога и бхакти – но все они зависит от бхакти. Но по сравнению с преданным служением все другие методы духовного осознания слабы и ничтожны. Если человек не приходит к преданному служению Господу Кришне, гьяна и йога не могут дать ему желанных результатов».

Садхана-бхакти называется абхидхейей. Эта садхана-бахкти подразделяется на два вида – вайдхи и рагануга. Вайдхи-садхана-бахкти имеет множество различных аспектов. В некоторых местах дается шестьдесят четыре компонента, а в других – девять. Девять аспектов преданного служения провозглашаются в Шримад Бхагаватам (7.5.23):

«Слушание и воспевание трансцендентых имен, образа, качеств, окружения и игр Господа Вишну, памятование их, служение лотосным стопам Господа, совершение поклонению Господу с использованием атрибутов шестнадцати видов, вознесение молитв Господу, служить ему в качестве слуги, считать Господа своим лучшим другом и посвящение всего Ему (другими словами, служение Ему телом, умом и словами) – эти девять методов являются чистым преданным служением».

Когда обусловленное живое существо занимается служением лотосным стопам Кришны своим умом, телом и словами, это называется бхакти. Отличие бхакти от кармы и гьяны очень тонко. Часто компоненты бхакти и кармы выглядят схожими. Когда эти компоненты связываются с отдельными личными желаниями, они превращаются в компоненты кармы. Когда эти компоненты связываются с сухими мыслями о Брахмане, они превращаются в компоненты гьяны. Некоторые из компонентов не связаны ни с кармой, ни гьяной. Лишь плоды кармы, ведущие к служению Кришне называются компонентами бхакти. Плоды кармы, ведущие к собственному наслаждению, называются кармойш. Крма, ведущая к слиянию с Господом, называется безличной гьяной. Поэтому Шрила Рупа Госвами описал признаки бхакти в Бхакти-расамрита-синдху (1.1.9) следующим образом:

«Следует нести трансцендентное любовное служение Верховному Господу Кришне с любовью и без желания материальной выгоды посредством кармической деятельности или философских рассуждений. Это называется чистым преданным служением».

Исполнять компоненты преданного служения в соответствии с указаниями видхи, или предписанных правил, называется ваидхи-садхана-бхакти. Служение, совершаемое из спонтанной привязанности к Кришне, называется рага-бхакти. Преданность Враджаваси называетяс рагатмика, а подражание их преданному служению называется рагануга-бхакти. Вайдхи-бхакти начинается со шраддхи и продолжается вплоть до рати, когда она сливается с рагануга-бхакти. Рагануга-бхакти всегда очень сильна. Это девятый принцип.

В соответствии с утверждениями амнайи, десятый принцип состоит в том, что према является прайоджаной, или высшей целью. Стадии садхана-бхакти вплоть до премы описаны в Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 23.9-13) Шри Чайтаньей Махапрабху следующим образом:

«Если благодаря доброй удаче живое существо развивает веру в Кришну, оно начинает общаться с преданными. Когда, вдохновляемое преданными, оно начинает заниматься преданным служением, оно освобождается ото всей скверны, следуя регулирующим принципам, а также слушая и воспевая. Когда оно освобождается от всех нежелательных привычек, в нем пробуждается твердая вера. Когда пробуждается твердая вера в преданное служение, вкус к слушанию и воспеванию также пробуждается. После того, как пробуждается вкус, возиикает глубокая привязаннось, а из этой привязанности в сердце произрастает семя любви к Кришне. Когда эти экстатические эмоции усиливаются, они называются любовью к Богу. Такая любовь является окончательной целью жизни и источником всего наслаждения».

Те, кто имеют сомнения относительно этих десяти главных учений Шри Чайтаньи Махапрабху, не пригодны для преданного служения. Когда возникают сомнения, преданное служение человека нарушается, желания оскверняются, появляются нежелательные результаты и таким образом все рушится. Поэтому те, кто желают чистого преданного служения, должны совершать преданное служение с твердой убежденностью.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

План Заочного курса по Бхакта-програм

На сайте allrefs.net читайте: "План Заочного курса по Бхакта-програм"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Нишчая – убежденность

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Заочный Курс Вайшнавского Образования
  (Учебное пособие)     Часть I. Вайшнавская Философия     Яшомати-нандана дас  

Исходные предпосылки для успешного освоения курса
Предполагается, что: 1. Вы прошли курс начального образования в сознании Кришны[3] и имеете базовые понятия о философии, практики и системе ценностей сознания Кришны: 1.1. Философ

K Зачем все это нужно?
Возможно, Вас обескуражили какие-то из перечисленных выше требований. Неужели это обязательно? Что без всего этого как-нибудь нельзя? Попробуем описать наши соображения, а Вы уже сами сможете для с

Цели Курса Ваишнавского Среднего образования
1. Помочь преданному сформировать систему ценностей, основанную на принципах чистого преданного служения. 2. Дать преданному знание и понимание основ философии сознания Кришны 3.

Целей ИСККОН
Регистрируя в 1965 г. в Америке Международное Общество Сознание Кришны, Шрила Прабхупада так определил его цели и задачи: 1. Систематически распространять в массах духовное знание и обучат

Духовное руководство в ИСККОН
Обыкновенная организация манипулирует материальными ресурсами: деньгами, материалами, людьми (а точнее их материальными способностями), информацией, взаимоотношениями и т.д. – для достижения матери

Размышления о принятии авторитетов.
Принятие чьего-то авторитета – это вещь очень естественная для всех нас. С детства мы впитывали основы системы ценностей, знаний и навыков жизни в этом мире от своих родителей, затем от учителей в

Система духовной иерархии в ИСККОН
Шрила Прабхупада вечно живет в своих книгах, но теперь, когда его физически нет рядом с нами, его представляет совет его старших последователей – Международный Управляющий Совет ИСККОН или «ДжиБиСи

Принципы руководства в ИСККОН
Подобно тому, как Кришна проявляет свою вечную обитель Вриндаван-дхаму в этом мире, ИСККОН также является представительством духовного мира здесь на Земле. Представляя изначальное движение Санкирта

Международный Совет ДжиБиСи
В решении практических вопросов организации деятельности Общества высшим административным авторитетом также является Международный Совет ДжиБиСи. Он олицетворяет в себе высшую законод

Российский Национальный Совет
Поскольку в разных частях света ситуация очень сильно различается, Совет ДжиБиСи принимает лишь наиболее общие директивы, делегируя часть своих функций коллегиальным органам управления следующего у

Местные структуры управления
В рамках каждого Региона существует множество местных организаций ИСККОН. Это Храмы, проповеднические центры, центры Нама Хатта, школы-гурукулы, кафе и другие объединения преданных, которые различа

Финансирование проектов ИСККОН
Очень часто людей интересует вопрос, каким образом финансируются разнообразные программы и проекты ИСККОН. В соответствии с принципами, заложенными Шрилой Прабхупадой, каждый храм или центр поддерж

Разница между духовным и организационным руководством в ИСККОН
Таким образом мы описали две линии руководства в ИСККОН. Одна – это духовная иерархия, цель которой помочь каждому преданному продвигаться в индивидуальной духовной практике и вернуться назад домой

Что такое Веды?
Поскольку цель данного учебника – собрать в одном месте материалы, необходимые для освоения курса, мы часто будем приводить отрывки из книг Шрилы Прабхупады, предшествующих ачарьев и учеников Шрилы

Цель ведической литературы
Основное назначение ведической литературы – поведать науку духовного самопознания (самореализации), тем самым приведя человека к освобождению от страданий (мокше). Как правило, ученые соглас

Происхождение Вед
Брихад-араньяка Упанишад (2.4.10) сообщает нам: Риг-веда, Сама-веда, Яджур-веда, Атхарва-веда, Итихасы (исторические повествования такие как Махабхарата) и Пураны – все

Ведическая сиддханта
Где нам следует искать ведическую сиддханту? Существует ли одна такая книга, в которой были бы кратко изложены и объяснены различные темы, обсуждающиеся в ведической литературе, показано, ка

Ведическая история
Мы уже отмечали раньше, что точной, эмпирически установленной даты начала устной традиции ведической литературы не существует. Морис Винтерниц заключает: «Время создания ведической литературы прост

Четыре Веды
Слово Веда означает «знать». Оно относится к знанию, имеющему Божественное происхождение. Веды в основном, являются гимнами, исполнявшиеся жрецами во славу богов. Многие века эти гимн

Упанишады
Упанишады представляют собой собрание 108 философских сочинений. Слово упа-ни-шат означает «сидеть вблизи» и указывает на ученика ,сидящего поблизости от своего гуру и вмнимате

Веданта-сутра
Веданта-сутра состоит из аформзмов, раскрывающих метод постижения ведического знания. Это самая сжатая форма во всей ведической мудрости. Согласно Вайу и Сканда Пуранам: «Су

Нйайа. Философия Логики и Рассуждений
Система философия Ньяйи была основана мудрецом Гаутамой. Поскольку его также называли Акшападой, эту систему также иногда называют системой Акшапады. Философия Ньяйи главным об

Ваишешика. Анализ Аспектов Реальности
Основателем философии Ваишешика является мудрец Канада, которого накже называли Улука, вследствие чего эту систему иногда называют Аулукйа. Канада написал первую систематическую работ

Санкхйа. Нетеистический Дуализм
Философия Санкхьи, которые некоторые считают древнейшей из всех философских школ, была систематизирована древнем мыслителем по имени Капила (отличным от Девахути-путра Капилы из Шримад Бхага

Йога. Само-дисциплина ради самоосознания
Слово йога происходит от санскритского корня йудж, что означает "объединять". Система Йоги дает методологию расширения индивидуального сознания, чтобы связаться с Вер

Карма-мимамса. Возвышение через Исполнение Долга.
Слово Мимамса означает проанализировать и тщательно понять. Философские системы Карма-мимамсы и Веданты тесно связаны друг с другом, и в некоторых аспектах дополняют друг друга

Веданта. Заключения Ведического Откровения
Во введении объяснялось, что Упанишады являются предметом четвертой и высшей степени изучения Вед. Поэтому Упанишады называют Ведантой, или "Заключением Вед&

Что такое культура?
В соответствии со словарным определением культура это: 1) Просвещенность и утонченный вкус, приобретенные благодаря интеллектуальному и эстетическому воспитанию 2) Конкретная стад

ИСККОН и индуизм
Если заглянуть в словарь, то мы обнаружим, что под индуизмом понимают многообразие верований и культурных традиций, преобладающих на территории Индии. Там же мы находим, что это слово «хинду» прина

Карма, гьяна и бхакти
Мы живем в мире всевозможных «-измов» и «-ств». Например, вначале у нас был царизм, затем коммунизм, затем социализм, а теперь капитализм. Философы и ученые также ополчаются друг против друга, прик

Греховная деятельность
Самой грубой формой кармы являются всевозможные виды атеизма и материализма. Это начинается с примитивных философий типа «ешь, пей, веселись и ни о чем не думай», «эх, живем только один раз…

История про рыбу
Давным давно, в большом зеленом пруду жила-была одна рыба. Это была вполне добропорядочная рыба. В школе она училась на отлично и после этого, между прочим, закончила Рыбный Институт. И теперь вот

История про мотылька
Мотылек больше всего ценил красоту. И самым прекрасным, что он видел вокруг было солнце. Такое ослепительное, сияющее и золотое. Он несколько раз пытался долететь до него, махая своими слабыми крыл

История про слона
Слон – это очень большое и сильное животное, которое чрезвычайно трудно поймать. Но что делает коварный охотник? Он знает его слабость. Слабость слона – это большая, нежная, очаровательная слониха!

История про оленя
Оленя также чрезвычайно тяжело поймать – уж слишком он чуток, и слишком быстро бегает. Но хитрый охотник знает и его слабость. У оленя очень большие уши, и есть одна особая мелодия, которая пленяет

Благочестивая религиозная деятельность
К сожалению, такова судьба большинства представителей современной цивилизации. Более благочестивой форме кармы следует так называемые религиозные люди. Они не просто говорят, что верят в Бог

История о «преданном» богини Дурги
В одной деревни в Индии жил да был один человек, который регулярно приходил в близлижайший храм богини Дурги и возносил ей свои молитвы и совершал положенные ритуалы. И вот однажды его застала нужд

Сложность процесса карма-канды
Конечно, не все последователи карма-канды столь грубо эгоистичны и неблагодарны. Некоторые из них искренне стараются строго следовать всем ритуалам и уважительно относятся к объекту своего п

Зачем Кришна дает карма-канду?
Это естественный вопрос, который возникает, когда мы понимаем сложность этого пути и бренность его плодов. Зачем Кришна потворствует чувственным наслаждениям? А ответ таков, что большинство людей ж

Определение гьяны
Путь гьяны – это путь философского поиска Абсолютной Истины. Когда после многих жизней, проведенных в погоне за миражом чувственного удовлетворения, человек в конце концов окончательно разоч

Сложности на пути гьяна-канды
Сам Кришна объясняет Арджуне в Бхагавад-гите, что путь гьяны еще сложнее, чем путь кармы. Небольшое послабление в контроле ума и чувств приводит к немедленному падению. А удержать чув

Окончательная цель гьяна-канды
У Вас может возникнуть вопрос: «А зачем Кришна тогда дал этот путь гьяны?» Вы правы. Кришна предоставляет освобожденному гьяни возможность общения со Своими чистыми преданными. И если

Определение бхакти
Слово бхакти переводится на русский язык как «любовь», «преданность» или «преданное служение». Шрила Рупа Госвами в своем «Нектаре Преданности» дает следующее определение бхакти: ан

Подобие бхакти в этом мире
Есть один давнишний мультфильм, который отчасти передает идею бхакти. Он называется «Просто так». Быть может, Вы когда-то смотрели его. Он начинается с того, что по лесной поляне бежит сияющий от с

Сравнительный анализ кармы, гьяны и бхакти
Уделим теперь несколько строк сравнительному анализу кармы, гьяны и бхакти. Шрила Прабхупада приводил историю, замечательно иллюстрирующую различия между ними. Представьте себе, что на дор

Карма-йога
До сих пор мы рассматривали чистые карму, гьяну и бхакти. В реальной жизни, когда мы приходим на путь преданного служения, наряду с желанием служить Господу мы замечаем в себе

Гьяна-йога
Если преданное служение смешано с желанием познать истину, то оно называется гьяна-йогой. Важно понять, чт такой философский поиск отличается от рассуждений гьяни. Такой преданный не

Маркандейа Риши видит иллюзорную энергию Господа
Мудрец Маркандейа Риши был великим преданным Кришны. В течение многих миллионов лет он медитировал и совершал аскезы для Его удовлетворения. Сила его бхакти была столь велика, что даже когда Купидо

Определение веры
Шрила Прабхупада определяет веру как «доверие к чему-то возвышенному». Вера лежит в области эмоций, ее нельзя объяснить рационально. Ее вообще нельзя объяснить, потому эмоции относятся к функции ум

Возникновение веры
Каким образом появляется вера? Вспомним, что вера – это положительные эмоции к какому либо объекту. Что нас будет привлекать, будет зависеть от состояния нашего сознания. Кого-то привлекает бутылка

История о Ходже Насреддине
Однажды Ходжа Насреддин, который был большим остряком, решил подшутить над своими соседями. Он выбежал на улицу и закричал: «Эй, люди! Сегодня счастливый день! У нашего эмира родился сын, и в честь

Неприязнь
Обратной стороной веры является неприязнь, когда мы питаем к чему-то тоже эмоции, но отрицательные. Таким образом все, что здесь говорится о появлении о развитии веры будет точно также относиться к

Как развивается вера
Иногда говорят, что человек – существо рациональное. Это так, человек, в отличие от животного, обладает гораздо более развитым интеллектом. И вместе с тем, если Вы пристально присмотритесь к себе,

Что дает знание ступеней развития преданного служения
адау шраддха татах садху- санго 'тха бхаджана-крийа тато 'нартха-нивриттих сйат тато ништха ручис татах атхасактис тато бхавас татах премабхйуданчати садхакан

Садхана и садхйа
Следует понимать, что процесс духовного прогресса непрерывен, и поэтому между приведенными ниже стадиями не всегда существуют четкие границы. Ачарьи, предыдущие великие духовные учителя, час

Замечание о понятии чистого преданного служения
Очень часто в среде преданных можно услышать выражение «чистый преданный», в которое вкладывается, казалось бы, самый разный смысл. Иногда говорят: «Ну, мы ведь все не чистые преданные». А с другой

Характеристики чистого преданного служения
Шрила Рупа Госвами в «Нектаре Преданности» описывает шесть характеристик чистого преданного служения. Первые две описывают садхана-бхакти, вторые две добавляются на уровне бхава-бхакти

Замечания о вайдхи-бхакти и рагануга-бхакти
Все стадии садхана бхакти: начиная со шраддхи, и кончая асакти, – могут совершаться в двух руслах. Подавляющее большинство преданных совершают преданное служение, строго следуя

Шраддха – вера
Адау шраддха. «Вначале должна быть вера в процесс преданного служения». Откуда она берется (это вопрос на повторение пройденного материала)? Правильно! В результате общения с преданными.

Садху-санга – общение с преданными
Наша первоначальная вера, шраддха, приводит нас затем в общество преданных. Мы знакомимся с ними, начинаем задавать им вопросы и получать ответы. Мы начинаем читать книги, вкушать прасад, по

Бхаджана-крийа – практика преданного служения
Под руководством духовного учителя мы все серьезнее и серьезнее практикуем процесс урегулированного преданного служения вайдхи-бхакти. Вначале наше преданное неустойчиво. Шрила Вишванатха Ча

Анатха-нивритти – очищение от нежелательных привычек
Это стадия, которая может пройти очень быстро, а может занять и десятки лет (а может, и не одну жизнь) – здесь все зависит от того, насколько искренне мы стараемся удовлетворить духовного учителя и

Ништха – твердая вера
Постепенно благодаря практике преданного служения мы выходим из-под влияния низших стихий природы: страсти и невежества и обретаем постоянство или устойчивость. Мы ощущаем, что избавляемся от пяти

Ручи – вкус
Постепенно наша вера обретает форму вкуса к преданному служению в форме слушания о Господе, пересказа услышанного и т.д, который настолько силен, что заставляет его преданного забыть обо всем остал

Асакти – привязанность
Очень скоро, после того, как наш вкус к слушанию, повторению святого имени и другим видам преданного служения достигнет необычайной глубины , и единственным объектом нашего преданного служения стан

Бхава – экстатическая любовь к Богу
Наконец, покоренный привязанностью своего преданного, Кришна милостиво проливает на него луч своей внутренней энергии хладини-шакти. По Ее милости мы полностью осознаем свои вечные взаимоотн

Према – чистая любовь к Богу
Наконец, на уровне премы все материальное осквернение исчезнет без следа, и мы сможем не только видеть Господа, но и вступать с Ним в непосредственное общение, служа Ему в Его вечных играх п

Что дальше?
Бхава и према – это лишь первые стадии преданного служения на уровне совершенства. Затем идут другие, начиная со снехи, чувства особой нежности, и вплоть до махабхавы, л

Методы познания
Каким образом мы познаем мир? Задавая вопросы родителям, обучаясь в школе, читая книги и газеты, смотря телевизор, исследуя его, думая и размышляя над окружающим, испытывая озарения – можно перечис

Анумана
Анумана означает логический вывод. Мы получаем информацию об окружающем мире с помощью чувств. В виде образов она хранится в нашей памяти. И затем, анализируя и сопоставляя эту информацию с

Учение Господа Чаитаньи
В соответствии с учением Господа Шри Кришны Чаитаньи, высшего объекта любви всех преданных, суть всего Ведического знания содержится в следующих девяти положениях: 1. Кришна – единственный

Чатур-шлока» Шримад Бхагаватам в свете Самбандхи, Абхидхей и Прайоджаны
В качестве примера анализа ведической мудрости в терминах этих трех категорий, рассмотрим знаменитую «Чатур-шлоку» Шримад Бхагаватам. На заре творения Господь Брахма удовлетворил Господа своими аск

Три Божества Вриндавана
Трансцендентное знание невозможно постичь собственными усилиями – это может сделать только Сам Кришна. Кришна вечно прибывает во Вриндаване, и Он принимает формы Мадана-Моханы, Говинды и Гопинатхи,

История Божетсва Шри Мадана-Моханы
Пятьсот лет назад Божество Мадана-Моханы явилось во сне к Адвайте Ачарье, вечному спутнику Господа Чаитаньи. Господь Мадана Мохан во сне открыл ему Свое местонахождения, и наутро при помощи местных

История Божества Шри Говиндаджи
Господь Говиндаджи вновь явился пятьсот лет назад Шриле Рупе Госвами. Получив указание Господа Чаитаньи открыть затерянные места игр Господа Кришны и установить поклонение Ему в храмах, Рупа Госвам

Кришна – Верховная Личность Бога: Аспекты Абсолюта
Начнем с эпиграфа: ваданти тат таттва-видас таттва яджгьянам адвайам брахмети параматмети бхагаван ити шабдйате «Сведущие трансценденталисты, постигшие Абслютную Истин

Брахман
Брахманом именуют безличный аспект Абсолюта, как бытия, лежащего за пределами этого временного материального творения. В Ведах описывается, что Верховный Господь – сат-чит-ананда, то есть ве

Параматма
Слово «Параматма» в переводе с санскрита означает «Сверхдуша». В этом аспекте Абсолютная Истина пронизывает Собой все творение.. Если безличный Брахман по определению непознаваем, то Сверхдушу уже

Бхагаван
Во введении к Шримад Бхагаватам Шрила Прабхупада делает одно глубокое утверждение. Он говорит, что понятия «Бог» и «Абсолютная Истина» – это не одно и то же. Постараемся это понять. Когда мы говори

Кришна – Верховная Личность Бога – Аватары
Кришна – изначальная всемогущая безграничная Верховная Личность Бога, причина всех причин. Будучи одним, Он может проявлять Себя одновременно во множестве форм в разных местах. Такие формы называют

Первое воплощение. Матсья Аватара.
Однажды Господь Кришна явился на земле в облике рыбы. Это произошло потому, что Господь Брахма выронил Веды изо рта в страхе перед огромными океанскими волнами всемирного потопа. Демон, живший на д

Второе воплощение. Курма Аватара.
Курма – это воплощение Господа в образе черепахи. Он выбрал этот облик, чтобы помочь полубогам и демонам пахтать океан. Однажды могущественный мудрец Дурваса Муни проклял полубогов, отчего

Третье воплощение. Вараха Аватара
Давным-давно, миллионы лет назад, злобный демон Хираньякша выкачал все золото из недр Земли. Поэтому вес Земли изменился. Она сошла со своей орбиты и упала на дно Причинного океана Гарбходака. Земл

Четвертое воплощение. Нрисимха Аватара
Демон Хираньякша, которй сражался с Господом Варахоу, был братом-близнецом демона по имени Хираньякашипу. «Хиранья» означает «золото», а «кашипу» – «мягкая постель». Это был чрезвычайно умный, влас

Пятое воплощение. Вамана Аватара
Давным-давно жил великий царь по имени Бали Махарадж. Он был внуком Прахлада Махараджа и могущественным царем демонов. Однажды он даже победил Индру и завоевал небесное царство. Это обеспокоило Ади

Шестое воплощение. Парашурама Аватара
В облике Парашурамы Кришна воплотился как кшатрий – воинов. На этот раз Господь появился, чтобы избавить мир от демоничных царей, которые мучали простых людей и убивали брахманов. Двадцать о

Седьмое Воплощение. Рама Аватара
Господь Рамачандра – воплощение Господа Кришны как идеального царя. Вы, наверное, хорошо знаете историю о Господе Раме. Поэтому здесь мы расскажем ее очень кратко. Рама явился как старший

Восьмое воплощение. Кришна и Баларама
Когда наступило время, Кришна пришел на землю в Своем изначальном облике. Он явился как мальчик-пастушок, играющий на флейте. Его тело цветом подобно грозовой туче, а глаза напоимнают лепестки лото

Девятое Воплощение. Будда Аватара
Господь Будда явился 2,000 лет назад. Он пришел с особой целью – прекратить убийство животных, которое выполняли некоторые недобросовестные брахманы. Эти глупцы оправдывали поедание мяса, проводя ж

Десятое воплощение. Калки Аватара
Калки Аватара – единственное воплощение Кришны, котороя явится в будущем. Время, в котором мы живем известно как Кали-юга – век ссор, вражды и лицемерия. Лицемерие означает говорить одно, а делать

Размеры» творения Господа
Творение Господа безгранично. Говорится, что материальный мир составляет одну четвертую всего творения, в то время как духовный – три четверти (экапад- и трипад-вибхути, соответственн

Легкое путешествие к другим планетам
Одна из книг Шрилы Прабхупады, написанная еще до его приезда на Запад, называется «Легкое путешествие к другим планетам». В ней Шрила Прабхупада описывает, каким образом, мы можем подняться на высш

Иерархия в творении Господа
Итак, наше Туристическое Бюро «Вайкунтха-тур» приглашает Вас в увлекательное путешествие по маршруту Земля – Голока с остановками в наиболее достопримечательных местах творения Кришны. Мат

Вайкунтха
Бесчисленные планеты Вайкунтхи составляют духовное творение Господа. Слово «Вайкунтха» означает «место, где нет тревог». Эти планеты покоятся в духовном сиянии брахмаджьоти. На каждой из них вечные

В преддверье Вриндавана
Среди бесчисленных планет Вайкунтхи выделяется одна – Голока. Эта высшая планета духовного мира делится на три части: Дварака, Матхура и Вриндаван. Эта планета считается высшей, поскольку к айшв

Вриндавана Дхама
«Вриндаван – такое чудесное место. Там всегда цветут цветы, и даже можно встретить несколько видов пестрых оленей. Чирикают птицы, воркуют и танцуют павлины, и жужжат пчелы. Кукушки поют там на пят

Шримати Радхарани
Cамой высочайшей из всех преданных в творении является Шримати Радхарани. Вот уже на протяжении вечности Ананта-шеша Своими тысячами уст пытается прославить Ее трансцендентные качества. И безуспешн

Господь Шри Кришна
В добавление ко всем своим бесчисленным качествам, которые Верховный Господь проявляет в других формах, во Вриндаване Кришна являет четыре уникальных аспекта красоты и сладости (мадхурьи) –

Према-мадхурья – Любящие преданные
Брошенные Кришной во время танца раса, гопи сокрушались: «Дорогой Кришна, днем, когда Ты уходишь в лес Врендавана со Своими коровами, каждое мгновение тянется для нас, как двенадцать

Вену-мадхурья – Привлекательная флейта Кришны
Однажды гопи сказали маме Яшоде: «Когда твой сын играет на Своей флейте, ее звуки приводят в смятение Господа Шиву, Господа Брахму и Индру, хотя в этой вседленной нет никого мудрее и ученее,

Рупа-мадхурья – Необыкновенная красота Кришны
Близкий друг Кришны, Уддахва, раскрывает свои мысли Видуре: «Мой господин, когда Кришна пришел на эту планету и проявил возможности Своей внутренней энергии, самым чудесным из всего был Его облик.

Три энергии Господа
Энергии Кришны безграничны. Парасйа шактир вивидхаива шруйате, как говорят Упанишады. И лишь для нашего удобства Шрила Вьясадева и другие великие мудрецы и преданные объединили их в три осно

Внутренняя энергия
К внутренней энергии Кришны относятся все планеты Вайкунтхи, все вечные атрибуты Господа, такие как Его одежда, украшения и т.д., а также Его вечные спутники – мама Яшода, Шримати Радхарани и други

Внешняя энергия
Внешняя энергия Господа называется так потому, что она как бы отделена от Него. Один раз (в вечности) бросив на нее Свой взгляд и так приведя ее в движение, Кришна, как правило, непосредственно не

Пограничная энергия
Живые существа, дживы, то есть мы с вами, принадлежат к пограничной энергии. Строго говоря мы являемся проявлениями аспектов самвит и хладини внутренней энергии Кришны, но очен

Взаимоотношения трех энергий
Внешняя энергия является тенью или искаженным отражением внутренней энергии Кришны. В материальном мире также имеется бытие, знание и блаженство – но в чрезвычайно недолговечном, ограниченном и сер

Ачинтйа-бхеда-абхеда-таттва
Вышеперечисленные деления энергий на внутреннюю, внешнюю и пограничную имеют место лишь с нашей точки зрения, с нашей ограниченностью. Для Кришны же все Его энергии равны. Это означает, что по Его

До «начала» творения
Собственно материальное творение начинается еще до начала материального творения – в вечности.J Начинается оно с того, что Кришна, изначальная личность, рапространяет себя в свою первую экспансию –

Сарга – первый этап творения
Время – это вечная форма проявления желания Господа наслаждаться Своими бесконечными играми. Удовлетворяя это желание, на Голоке-Вриндаване время йога-майа развертывает удивительные аштак

Висарга – второй этап творения
На следующем этапе Господь творит материальные вселенные. Во время выдоха Маха-Вишну из пор на Его теле исходит бесчисленное множество вселенных, которые во время вдоха опять входят в Его трансценд

Кала – вечное время
Как уже говорилось, время – это изначальный импульс, приводящий в движение всю машину материального мира. Время – это безличное проявление воли Господа в этом мире. Оно повелевает здесь всем. Все м

Временные периоды
Любой объект этого мира – сознательный или бессознательный – имеет свое характерное время или период жизни. Эти характерные периоды подробно объясняются в Ведической литературе и охватывают спектр

Ведический подход к изучению материальной природы
Материальную природу можно изучать с различных точек зрения – в зависимость от тех целей, которые мы преследуем. Например, общепринятая сейчас картина мира пытается объяснить, каким образом более с

Общая характеристика трех стихий материальной природы
Слово гуна в переводе с санскрита означает «стихия». Другой перевод этого слова – веревка. Три гуны: добродетели (саттва-гуна), страсти (раджо-гуна) и невежества (там

Бхагавад-гита.
«О безгрешный, стихия добродетели, будучи чище остальных, просветляет и освобождает от последствий всех грехов. Находящиеся под влиянием этой стихии обретают счастье и знание»... и продолжают «счас

Шримад Бхагаватам, Песнь 11, Глава 25. «Три стихии материальной природы».
«Верховная Божественная Личность сказал: О лучший среди людей, пожалуйста, выслушай, как живое существо обретает свою конкретную природу благодаря контакту с материальными стихиями». «Конт

Восемь материальных элементов
В Бхагавад-гите 7.4-7 Кришна говорит: «Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго – все вместе эти восемь частей составляют Мои отделенные материальные энергии». «По

Великолепие Кришны
Любители физики могут почерпнуть в философии санкхьи идеи для получения не одной Нобелевской премии. Любители же чистого преданного служения, читая все эти описания, получат еще одну возможн

Конституциональное положение души
Начнем с того, что вспомним, что говорит о природе души Сам Шри Кришна в Бхагавад-гите (2.11-30): «Верховная божественная личность сказал: «Прозинося эти слова, ты скорбишь о том, что недо

Дхарма и санатана-дхарма.
Понимание своего истинного положения естественным образом приводит к пониманию того, что мне следует делать в этом положении. Естественная, неотъемлимая деятельность, соответствующая определенному

Обусловленная душа: падение дживы, предопределенность, свобода воли и закон кармы
Итак, живое существо или джива по своей природе является вечным слугой Кришны. Джива принадлежит к таташтха-шакти или пограничной энергии Господа. Джива обладает качеств

Падение дживы
Вопрос о падении дживы часто вызывает очень бурные дискусии, доходящие чуть ли не до аргументов типа: «А ты кто такой!?» Были ли мы в играх Кришны или все время находились в материальном мир

Закон кармы
Закон кармы, языком Библии, звучит как «что посеешь, то и пожнешь». Любое действие, совершаемое нами в мыслях, словах или делах, обязательно приводит к определенным последствиям. Эти последствия мо

Немножко об астрологии
Среди многочисленных уполномоченных воплощений Кришны в этом мире есть так называемые граха-аватары или планеты. В Брихад-парашара-хора шастре великий мудрец Парашара Муни, отец Шрилы Вьясад

Кто виноват?!
В заключении мне бы хотелось предложить Вашему вниманию перевод нескольких стихов из Одиннадцатой Песни Шримад Бхагаватам, главы, называемой «Песнь Аванти-брахмана». Предыстория ее такова. Давным д

Эволюция души
В соответствии со своими желаниями и поступками, обусловленное живое существо получает очередное тело. Поскольку живое существо трансцендентно, жизнь существует на всех планетах, даже на Солнце. Дл

Процесс перевоплощения
Совершая разнообразные поступки в этом мире, человек накапливает определенные желания и привязанности. Они запечатливаются в тонком теле – уме. Когда, в соответствии с законом кармы, срок жизни чел

История о Махарадже Бхарате
В Пятой Песни Шримад Бхагаватам есть замечательная история, иллюстрирующая тему перевоплощения. Давным давно правил землей святой царь Махараджа Бхарата. Он был великим преданным Господа,

Освобождение
Согласно Шримад Бхагаватам, освобождение или мукти – это обретение живым существом своей постоянной вечной формы после того, как оно оставит эту временное тонкое и грубое тело. Другими слова

Пять видов трансцендентных эмоций
Mы уже знаем, что наши вечные взаимоотношения с Кришной – это дживера сварупа хайа – кришнера нитйа даса, мы – вечные Его вечные слуги. Каждое живое существо уникально и поэтому его взаимоот

Трансцендентная раса
Слову раса трудно подобрать адекватный перевод на русский язык, как, впрочем, и на любой другой язык мира. После долгих раздумий и обсуждений мы сошлись на том, что самым удачным эквиваленто

Девять методов бхакти
Преданное служение бесконечно разнообразно. Тем не менее, для нашего блага ачарьи описали его основные разновидности или методы. Регулируемое преданное служение вайдхи-бхакти наиболее

Шримад Бхагаватам 7. 5.23-24
шри прахрада увача шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам арчанам ванданам дасйам сакхйам атма-ниведанам ити пумсарпита вишнау бхактиш чен

Шраванам.
Слушание святого имени Господа (шраванам) – это начало преданного служения. Хотя любой из девяти методов достаточен, в хронологическом порядке, слушание святого имени Господа является начало

Киртанам
Выше описывалось слушание святого имени. Теперь давайте постараемся понять воспевание святого имени, второй компонент по порядку. Такое воспевание рекомендуется совершать очень громко. В Шримад Бха

Смаранам
После регулярного совершения процессов слушания и воспевания, и после того, как наше сердце очищается, рекомендуется смаранам, памятование. В ШБ (2.1.11) Шукадева Госвами говорит Царю Парикш

Пада-севанам
В соответствии с нашими вкусом и силой вслед за слушанием, Воспеванием и памятованием может прийит пада-севанам. Мы достигаем совершенства в памятовании, когда постоянно думаем о лотосных ст

Арчанам
После пада-севанам приходит метод арчанам, поклонения Божеству. Если нас интересует метод арчанам, нам без сомнения необходимо принять прибежище у истинного духовного учителя и

Ванданам
Хотя молитвы являются частью поклонения Божествам, их можно рассмотерть отдельно, подобно другим компонентам, таким как слушание и воспевани, и поэтому даются отдельное описание. Господь обладает б

Сакхйам
В связи с поклонением Господу в роли друга, Агастйа-самхита утверждает, что преданный, совершающий преданное служение посредством шраванам и киртанам, иногда хочет видеть Господа лично, и по этой п

Атма-ниведанам
Слово атма-ниведанам описывает стадию, на которой у преданого, не имеющего иных мотивов, кроме служения Господу, вручает все Господу и совершает все свои действия только чтобы принести удово

Шесть аспектов предания себя Господу
Когда благодаря регулярной практике садхана-бхакти преданный поднимается до уровня ништхи или устойчивой веры, он постепенно начинает все больше и больше доверять Кришне и во всем пол

Дайинйа, смирение, 7 песен
(1) 1. Я оставил Тебя, О Господь, и пришел в этот мир боли и печали. Теперь я подношу историю своей скорби Твоим лотосным стопам 2. Находясь еще в утробе своей ма

Атма-ниведанам – безраздельное вручение себя Господу, 8 песен
(1) 1. Я не заслужил ни боагочестия ни знания. Захваченный чувственными наслаждениями, я обнавыла себя, и теперь вижу лишь тьму повсюду. 2. Ты, О Господь, источни

Гоптритве-варана, Принятия Господа своим Хозяином, 4 песни
(1) 1. Так такой человек, как я смог принять у Тебя прибежище? Несомненно, лишь по Твоей милости, ибо ты всегда стремишься очистить и освободить падшие души. 2. Т

Авашйа Ракшибе Кришна – Вишваса Палана, Вера в Кришну, как защитника, 4 песни
(1) 1. Теперь я знаю, что Твои божественные стопы – прибежище, свободное ото всех страхов и печали, вечно исполненные сладостного нектара. 2. К стопам этих лотосн

Бхакти-анукула-матра карьера свикара, принять действия, развивающие чистую преданность.
(1) 1. Я обязательно с величайшим старанием буду совершать деятельность, благоприятную для чистого преданного служения Тебе. 2. Я буду питать теплые чувства к тем

Бхакти-пратикула-бхава Варданангикара, оставить поведение, неблагоприятное для чистой преданности, 4 песни
(1) 1. О Кешава, это Твое материальное творение очень странное. Я блуждал по лесу этой вселенной, пожиная результаты своих эгоистических поступков, и наблюбал множество ст

Бхаджана-лаласа, стремление к божественному служению, 13 песен.
(1) 1. О Господь Хари, беспомощно упав в иллюзию этого мира, я не вижу иных путей освобождения, кроме Тебя. Ты единственная надежда для беспомощных. Я принимаю сутью всего

Сиддхи-лаласа, стремление к духовному совершенству, 3 песни.
(1) 1. Когда же я забуду о комфорте и уюте и буду просто бродить вдоль Ганги в Навадвипе под сенью деревьев, обвитых лианами, рыдая и крича: «О Радха! О Кришна!»

Вигьяпти, духовная просьба, 1 песня.
1. Скажи мне, когда же придетт этот день? Когда я перестану совершать оскорбления, в моем сердце появится вкус к чистому святому имени, и Твоя милость засияет в моем сердце. 2. Когда же я

Шри Нама- Махатмйа, слава святого имени, 1 песня.
1. Каким же могуществом обладает святое имя Кришны? Мое сердце постоянно горит в пламени мирских желаний, подобно пустыне, испепеляемой солнцем. Святое имя, проникая в сердце через уши, проливает н

Шесть пороков, разрушающих бхакти
Темы этой и следующей глав исчерпывающе разъяснены Шрилой Прабхупадой в его комментариях к Нектару Наставлений – стихи 2 и 3 соответственно. Поэтому, просто в порядке «расширения океана трансценден

Атйахара – переедать или накапливать слишком много
Многие люди могут подумать, что слово атйахара относится лишь к перееданию, но это не так. В первом стихе Нектара Наставлений объясняется: «Уравновешенный человек, кторой может обуз

Прайаса – чрезмерные усилия
Если не оставить прайасу, то преданность никогда не возникнет. Слово прайаса означает усилия, бесполезный труд. Духовная жизнь – это ничто иное, как чистая преданность Всевышнему Госп

Праджалпа – праздные разговоры
Говорить друг с другом – это называется джапаной или праджалпой. В наши дни в этом мире настолько преобладает безбожие, что беседовать с другими означает безбожные разговоры. Поэтому

Ниямаграха – чрезмерная привязанность или чрезмерное пренебрежение правилами и предписаниями
Ниямы или правила бывают двух видов – виддхи, или предписания, и нишедхи, или запреты. То что предписано в качестве обязанностей – это предписанное правило. То, что предписано

Джана-санга – Общение с людьми мирского склада ума
Слово джана обозначает людей – и мужчин, и женщин. Шрила Рупа Госвами написал в Бхакти-расамрита-синдху: «преданному следует общаться с более продвинутыми преданными». В общем и целом

Лаулйа – пылкое желание или жадность
Значение слова лаулйа – беспокойство, жадность и желание. Беспокоство бывает двух видов – беспокойство ума и беспокойство разума. Читта, или ум, обладает склонностью следовать диктату

Шесть принципов, благориятных для преданного служения
В своем Нектаре Наставлений Шрила Рупа Госвами описал атйахару, прайасу, праджалпу, ниямаграху и лаулью как пагубные для преданного служения. Мы уже описали каждый из эт

Утсаха – энтузиазм
Без утсахи человек начинает пренебрегать поклонением. Пренебрежение порождается бездействием, апатией или безразличием. Лень и заторможенность называются бездеятельностью. Когда порождается

Дхайрья – терпение
Для практикующего преданное служение дхайрья, терпение, иключительно необоходимо. Обладающие качеством дхайрья, именуются дхирами или уравновешенными людьми. Нетерпеливые не мо

Тат-тат-карма-правартана – разнообразная деятельность, благоприятная для преданного служения
Для тех, кто стремятся совершать преданное служение, Шрила Рупа Госвами предписал систему тат-тат-карма-правартана – действовать в соответствии с регулирующими принципами. В Нектаре Наставле

Санга-тьяга – оставить общество непреданных
Существуют два вида санги – общение и привязанность. Общение бывает двух видов – с непреданными и с женщинами. Подобным образом, привязанность бывает также двух видов – привязанность к предр

Садху-вритти – следовать по стопам предшествующих ачарьев
Существует два вида садху – домохозяева и отреченные. Я разледьно опишу вритти или занятия, каждого. Хотя домохозяева и отреченные имеют разные занятия, некоторые из них общие. Они будут обс

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги