рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тат-тат-карма-правартана – разнообразная деятельность, благоприятная для преданного служения

Тат-тат-карма-правартана – разнообразная деятельность, благоприятная для преданного служения - раздел История, План Заочного курса по Бхакта-програм Для Тех, Кто Стремятся Совершать Преданное Служение, Шрила Рупа Госвами Предп...

Для тех, кто стремятся совершать преданное служение, Шрила Рупа Госвами предписал систему тат-тат-карма-правартана – действовать в соответствии с регулирующими принципами. В Нектаре Наставлений деятельность, благодаря которой культивируется чистое преданное служение, называется тат-тат-карма, предписанными обязанностями. Шри Кришна говорит Уддхаве в Шримад Бхагаватам (11.19.20-24):

«Твердая вера в исполненные блаженства повествования о Моих играх, постоянное воспевание Моей славы, неуклонная привязанность к поклонению Мне в храме, восхваление Меня прекрасными гимнами, огромное почтение преданному служению Мне, принесение поклонов всем телом, совершение первоклассного поклонения Моим преданным, осознание того, что Я пребываю во всех живых существах, превращение обыкновенной телесной деетельности в преданное служение Мне, посвящение слов описанию Моих качеств, посвящение Мне своего ума, отвержение всех материальных желаний, жертвование богатством ради преданного служения Мне, отрешенность от материальных чувственного наслаждения и счастья и совершение всевозможной желательной деятельности, такой как благотворительность, жертвоприношения, джапа, обеты и аскезы – с целью достижения Меня – все эти вещи сосоавляют настоящие религиозные принципы, благодаря которым люди, действительно принявшие прибежище у Меня, автоматически развивают любовь ко Мне. К какой иной цели может стремиться Мой преданный?»

Основываясь на этих наставлениях Господа, Шрила Рупа Госвами разделил эти виды деятельности на шестьдесят четыре компоненты бхакти в своей Бхакти-расамрита-синдху. Шрила Кришнадаса Кавираджа Госвами описал эти компоненты в Шри Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 22.115-129):

«На пути регулируемого преданного служения необходимо соблюдать следующие компоненты: 1) Необходимо принять истинного духовного учителя. 2) Принять у него посвящение. 3) Служить ему. 4) Получать наставления от духовного учителя и задавать вопросы, чтобы обучаться преданному служению. 5) следовать по стопам предшествующих ачарьев и следовать указаниям, данным духовным учителем.

Следующие шаги таковы: 6) Следует быть готовым пожертвовать всем ради удовлетворения Кришны, и также следует быть готовым принять все для удовлетворения Кришны. 7) Необходимо жить в месте, где присутствует Кришна – в городе, подобном Вриндавану или Матхуре, или в храме Кришны. 8) Следует зарабатывать лишь самое необходимое на жизнь. 9) Необходимо поститься в Экадаши.

10) Следует поклоняться деревьям дхатри, баньняну, коровам, брахманам и преданным Господа Вишну. 11) Следует избегать оскорблений в преданном служении и святого имени.

12) Оставить общество непреданных. 13) Не принимать учеников неограниченно. 14) не стремиться изучать множество священных писаний, просто чтобы ссылаться на них и давать подробные объяснения.

15) Преданный должен одинаково относиться и потерям и к приобретениям. 16) Преданный не должен предаваться скорби. 17) Преданному не следует ни поклоняться полубогам, ни относиться к ним непочтительно. Подобным образом, преданному не следует ни изучать иных писаний, ни критиковать их.

18) Преданный не должен слушать поношений в адрес Господа Вишну или Его преданных. 19) Преданный должен избегать чтения или слушания газет или мирских книг, содержащих описание любви между мужчинами и женщинами и тем, привлекательных для чувств. 20) Ни умом, ни словами преданный не должен причинять беспокойств ни одному живому существу, каким бы ничтожным оно ни было.

Утвердившись в преданном служении, человек совершает следующие виды деятельности: 1) слушание, 2) воспевание, 3) памятование, 4) поклонение, 5) вознесение молитв, 6) служение, 7) принятие роли слуги, 8) дружба и 9) полное вручение себя Господу.

Следует также: 10) танцевать перед Божествами, 11) петь перед Божествами, 12) раскрывать свои мысли Божествам, 13) приносить поклоны Божествам, 14) вставать перед Божествами и духовным учителем, выражая таким образом им почтение, 15) следовать за Божествами или духовным учителем и 16) посещать различные места паломничества или приходить увидеть Божества в храм.

Следует 17) обходить вокруг храма, 18) читать различные молитвы, 19) тихо читать мантры, 20) громко воспевать святые имена вместе с другими, 21) вдыхать аромат благовоний и цветочных гирлянд, предложенных Божествам и 22) есть остатки пищи, предложенной Божествам.

Следует 23) посещать арати и праздники, 24) смотреть на Божества, 25) дарить Божествам самое дорогое, что есть, 26) медитировать и 27) служить тем, кто связаны с Господом.

Тадийа означает листья туласи, преданных Кришны, место рождение Кришны, Матхуру, и Ведические произведения Шримад Бхагаватам. Кришне очень хочется, чтобы преданные служили туласи, Вайшнавам, Матхуре и Бхагаватам.

31) Следует посвящать все усилия ради Кришны. 32) Следует ожидать Его милости. 33) Следует принимать участие в различных церемониях с преданными, церемониям подобным дню явления Господу Кришны или Господа Рамачандры.

34) Следует вручить себя Кришне во всех отношениях. 35) Следует соблюдать обеты, подобные картика-врате. Это некоторые из шестидесяти четырех важных компонентов преданного служения.

Следует общаться с преданными, воспевать святое имя Господа, слушать Шримад Бхагаватам, жить в Матхуре и поклоняться Божествам с верой и почтением.

Эти пять компонентов преданного служения – самые лучшие. Даже небольшое совершение их пробуждает любовь к Кришне».

Стремящиеся стать преданными сперва должны принять прибежище лотосных стоп истинного гуру. Без принятия прибежища у гуру невозможно достичь ничего хорошего. Есть два вида людей – с развитым разумом и неразвитым. Те, чей разум неразвит, поглощены так-называемым счастьем этого мира. Если по воле случая они получат общение с махаджаном, то они также становятся разумными. Тогда они начинают думать: «Как я неудачлив! Я всегда занят чувственными наслаждениями. Я провожу свои дни, стремясь к материальным удовольствиям». Это первоначальнгое общение с великой душой также называется общение с гуру посредством слушания. Благодаря доброй удаче, в это время пробуждается вера. Когда пробуждается вра, человек начинает стремиться к преданному служению. И тогда становится важным принять прибежище лотосных стоп гуру. Таким образом, благодаря доброй удаче, люди с неразвитым разумом становятся разумными и принимают прибежище лотосных стоп гуру.

Что из себя представляет гуру, у которого следует принять прибежище, объяснено в шастрах. Тот, кто покорил шесть врагов, начиная с вожделения, тот, кто чист, тот, кто совершает преданное служение на пути раги, обладает брахманическими качествами, знает ясный путь Вед, кого садху почитают как гуру, кто может контроллировать чувства, кто милосерден ко всем живым существам и правдив – такой домохозяин достоин быть гуру. Все эти качества должны рассматриваться двояко. Главное качество гуру – это привязанность к Кришне и отрешенность от того, что не связано с Кришной. Все остальные качества являются второстепенными. Вот почему Шри Чайтанья Махапрабху сказал в Шри Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 8.127):

«Неважно, является ли человек брахманом, санььяси или шудрой – он может стать духовным учителем, если знает науку о Кришне».

Если человек обладает этим главным признаком гуру, тогда он достоинбыть гуру, даже если ему недостает одного или двух второстепенных признаков. Быть брахманом или быть домохозяином считается второстепенными признаками. Если человек обладает этими двумя второстепенными признаками наряду с главным качеством – это хорошо. Но те, кому не достает главного признака, недостойны быть гуру, даже если они обладают остальными двумя. Как утверждается в Шри Падма Пуране:

«Из всех людей брахмана, являющийся также маха-бхагаватой, или великим преданным, является самым возвышенным и достоин быть гуру. Ему следует поклоняться так же, как и Господу Хари. Не-Вайшнав никогда не достоин быть гуру, даже если родился в великой семье, совершил все жертвоприношения и изучил множество разделов Вед». Найдя достойного гуру, верный ученик должен служить ему с твердой убежденностью и без лицемерия. Удовлетворив гуру, следует принять посвящение и кришна-мантру. Те, кто не хотят принимать посвящение и просто устраивают представление псевдо-киртана, рекламируя себя Вайшнавами, несомненно, занимаются самообманом. В обязанности материалистичных людей не входит отрекаться от процесса инициации лишь потому что немногие великие души, такие как Джада Бхарата, не принимали посвящения. Послвященипе является неизменным предписанием для живого существа в каждом рождении. Если в жизни совершенной души мы не видим, что он принимал посвящение, это не должно рассматриваться как пример. Общие правила не изменяются, из-за того, что что-то случилось с когкретным человеком в конкретных обстоятельствах. Шри Дхрува Махараджа отправился на Дхрувалоку в своем материальном теле. Нужно ли, видя это, терять понапрасну время, надеясь на то же самое? Общее правило таково, что живое существо оставляет свое материальное тело и отправляется на Вайкунтху в своем духовном теле. Обычным людям следует принимать бщие правила. Случается лишь то, что пожелает Господь, исполненный непостижимых энергий, и лишь там, где Он этого пожелает. Поэтому мы никогда не должны преступать общие правила. Удовлетворив гуру, служа ему без лицемерия, следует получить от него наставления об Абсолютной Истине и посвящение в повторение святого имени Господа.

Получив посвящение и наставления от истинного гуру, удачливый ученик должен следовать по пути, проложенному предшествующими садху. Гордецы пренебрегадт предшествующими махаджанами и создают новые пути. В результате этого, идя по своему неблагоприятному пути, они в скорости встречают собственную погибель. В Сканда Пуране говорится:

«Следует строго следовать легкому пути, принятому предшествующими махаджанами. Этот путь дарует величайшее благо и лишен страданий». Обсуждая путь предшествующих садху, преданный обретает решимость, смелость и удовлетворение. Когда мы обсужюаем путь преданного служения, проявленный Шри Рупой, Шри Санатаной, Шри Рагхунатхой и Шри Харидасом Тхакуром, мы чувствуем такое счастье, что его невозможно описать. Когда негодяи мусульмане мучали Харидас Тхакура, он сказал:

«Даже если мое тело изрубят на куски, и я расстанусь с жизнью, я никогда не оставлю повторение святого имени Господа. О Кришна, пожалуйста, будь милостив к этим бедным душам, пожалуйста, прости их оскорбление, которое они совершают, мучая меня».

Обладать такой решимостью и быть сострадательным ко всем живым существам, всегда повторяя святое имя Кришны, – это путь преданного служения, показанный предшествующими махаджанами. Путь невозможно изобрести. Садху должны принимать тот путь, который есть. Гордецы, желающие славы, не покладая рук, пытаюися открывать новые пути. Те, кто обладают доброй удачей с прошлых жизней, оставляют гордость и с почтением относятся к установленному пути. Неудачливые люди идут по новому пути, и таким образом обманывают весь мир. Относительно таких людей Бхакти-расамрита-синдху (1.2.46-47) приводит цитату из Брахма-йамалы:

«Преданное служеине Господу, игнорирующее авторитетными Ведическими произведениями, такими как Упанишады, Пураны и Нарада-панчаратра – просто бесполезное беспокойство для общества. Такая деятельность выдумана и поэтому только поверхностно напоминает беспримесную преданность, поскольку она пренебрегает Ведическими наставлениями. Пренебрежение Ведическими наставлениями попадает в категорию атеизма. То, что пренебрегает священными писаниями, являющимися наставлениями Господа, не может быть преданным служением».

Смысл этого таков, что хотя путь преднного служения двоякий – вайдхи и рагануга – предшествующие махаджаны ясно прописали их для людей, обладающими соответствющей квалификацией. Эти пути объяснены в священных писаних, таких как шрути, смрити и панчаратра. Отвергая эти пути, новые пути, открытые Господом Буддой и Даттатрейей, в конце концов создают беспокойства. Вследствие неверного понимания эти новые пути рекламируются как беспримесное преданное служение Кришне, хотя и не являются таковым. Должный путь показан в Ведических произведениях. Сегдня открыто много новых путей, и они, в конце концов, исчезают вместе с их проповедниками.

Задавать вопросы о сад-дхарме, вечных религиозных принципах, – одна из обязанностей ученика в преданном служении. Поэтому Бхакти-расамрита-синдху (1.2.47) цитирует следующее утверждение из Шри Нарадийа Пураны:

«Те, кто стремятся пробудить свое духовное сознание, кто имеют стойкий разум и не отклоняютяс, несомненно обретают желанную цель жизни». Подобно тому как удачливые люди желают стать похожим в своем преданном служении на садху, они так же желают знать свои обязанности. Неудачливые гордецы представляют из себя прямо противоположное. Ища путей, отличных от путей садху, они пренебрегают их окончательными заключениями, предпочитая свои собственные. Вместо того, чтобы проповедовать людям этого мира учения Махапрабху, они проповедуют доктрины, противоречащие им. Обладающие качеством простоты стремятся должным оразом усвоить учения Господа из Шри Чайтанья-чаритамриты. Учение господа – наша единственная жизнь. Лишь в них заключается сад-дхарма. Истинный ученик в особенности старается понять сад-дхарму. Если он не может понятье ее сам, он молится у стоп своего шикша-гуру и узнает о ней от него. Те, кто обладают подобного рода решимостью познать сад-дхарму, быстро достигают желанной цели. Бхакти-расмрита-синдху (1.1.9) говорит:

«Следует нести трансцендентное любовное служение Всевышнему Господу Кришне с любовью и без желания материальной выгоды путем деятельности ради ее плодов или философских рассуждений. Это называется чистым преданным служением». До тех пор, пока этот признак чистого преданного служения в виде понимания сад-дахрмы ясно не проявился в сердце вопрошающего, егосердце продолжает оставаться во тмье, и он не сможет понять, что такое чпстое преданное служение. Если человек полагается на свои размышления, то беспримесное преданное служение не проявится в его сердце. Мы встречаемся со множеством так-называемых шпандитов, думающих, что они поняли природу бхакти с помощью своего знания и разума. Некоторые из них пришли к заключению, что преданное служение, смешанное с гьяной, – это чистое бхакти, а некоторые из них пришли к выводу, что преданное служение, смешанное с кармой, – это чистое бхакти. Они так гордятся, что если они слышат учение Шри Чайтанья-чаритамриты, они говорят: «Любой имеет право делать свои выводы. Какой смысл говорить о заключения Чайтанья-чаритамриты?» Эти люди никогда даже не коснутся сад-дхармы, потому что у них нет желания познать ее. Они могут следовать своему вымышленному новому методу преданного служения, но никогда не смогут насладиться чистой преданностью.

Садхака должен оставить личные удовольствия ради Кришны. Чувственные наслаждения называеются удовольствиями. Перенаправление своего вожделения на чувственные наслаждения в служении Кришне является отречением от наслаждением. Когда человек преобразует свой мир удовольствий в то, что благопритятно для преданного служения, таким образом оставив дух наслаждения этими объектами и принимая все как кришна-прасад, это называется отречением от нсалаждения.

Жить в святом месте, связанном с Кришной – это также компонента садханы. Если человек живет в Шри Двараке, Шри Матхуре, на берегу Ганги или в местах игр Господа, он естественным образом будет помнить Кришну. Какого же более великого блага можно желать?

На каждой стадии жизни следует принимать лишь столько богатства, сколько необходимо для практики преданного служения. Если желать больше, чем необходимо, бхакти исчезнет. Если, однако, богатства не хватает для удовлетворения потребностей, это пагубно скажется на практике преданного служения.

Следует прилежно почитать шри хари-васару, Экадаши. Соблюдая Экадаши, человек практикует все принципы преданного служения. Когда мы осталяем все наслаждения и практикуем преданное служение раз в две недели, садхана становится непрерывной.

Тот, кто поклоняется и медитирует на землю, баньяновые деревья, туласи, коров, брахманов и Вайшнавов, уменьшает все свои греховные реакции. Такой деятельностью можно удовлетворить Кришну, потому что эти объекты благоприятны для всего мира.

Эти десять компонентов преданного служения являются предварительной деятельностью, необходимой для поклонения господу. тем, кто пренебрегают этими десяти компонентами, очень трудно обрести преданное служение Кришне.

Поэтому те, кто стремятся к преданному служению, должны сперва принять прибежище у Шри Гуру, получить от него посвящение и наставления и служить ему. Они также должны следовать поведению садху и изучить заключения, проповедуемые садху. Для того, чтобы пропитать жизнь сознанием Кришны, следует жить в священном месте, связанном с Кришной и оставить чувственные наслаждения ради служени Кришне. В повседневной жизни следует принимать принимать лишь столько богатства, сколько благоприятно для поддержания преданного служения. В практике предаенного служения следует соблюдать посты, такие как Экадаши и Джанмаштами. Следует почтительно относиться к баньяновым деревьям, чтобы поддерживать славу этого мира, являющегося одним из достояний Господа. Необходимо следовать этим десяти правилам. А следующие десять правил – это то, что необходимо отвергнуть, а иначе практика преданного служения не сможет быть устойчивой.

Не следует общаться с людьми, питающим антипатию к служению Господу. В повседневной жизни с подобными людьми прийдется встречаться, но следует иметь с ними дело лишь столько, сколько требуется и не более. Те, в чьих сердцах не пробудилось любовное служение Кришне, всегда гордятся тем, что остаются под сенью гьяны и кармы. Поэтому их называют бхагавад-бахирмукха, отвернувшимися от Кришны. Поклоняющиеся многим богам, Майавади, стремящиеся к безличной гьяне и атеисты, отвергающие Ведические произведения – все они бхагавад-бахирмукха или отвернувшиеся от Кришны.

Человека, не развившего веру в чистое преданное служение, нельзя принимать учеником, иначе осквернится цепь ученической преемственности преданного служения. Следует оставить усилия начинать новые крупные проекты, потому что это уменьшает преданность Кришне.

Не следует читать или объяснять разнообразные книги, за исключением тех, что ведут к прогрессу в преданном служении. Следует обсуждать лишь те писания, где дается и объясняется преданное служение, такие как Ведыш, смрити, Пураны, Панчаратра и работы махаджан. Из книг, излагающих иные мнения, можно извлечь лишь бессмысленные логические аргументы.

Усилия ради обретения пищи и одежды будут оставаться всегда – будь тов жизни домохозяина или отреченного. Поэтому в таких делах необходимо быть великодушным. Согласно Падма Пуране:

Ум того, кто принял прибежище у святого имени не возбуждается даже если пищу и одежду трудно достать, или если после обретения они теряются. Оставив позади все материальные привязанности, он принимает полное прибежище у Говинды». Смысл таков, что неважно, живет ли садхака дома или в лесу, ему прийдется прилагать усилия ради пищи и одежды. Домохозяину следует доставать свою пищу, занимаясь сельским хозяйством или бизресом, защищая граждан или служа другим. Отреченный должен доставать свою, прося милостыню. В подобной деятельности преданный не должен приходить в возбуждение, если не получается достать пищу и одежду, или если они приходят, но затем терябются. Он должен мирно помнить о Кришне.

Домохозяева скорбят, если теряют жену, детей и т.д. Но практикующему преданное служение не следует поддерживать эту привязанность очень долго. Им следует быстро остаить скорбь и заняться культивированием сознания Кришны. Отреченный не должен сокрушаться, если у него нет чадара, горшка для воды или других необходимых пожертвованных вещей, или если эти вещи похищены человеком или животным. Практикующий Вайшнава должен оставить все возбуждения, такие как сожаления и гнев, иначе на пути его постоянного памятования Кришны будут препятствия. В Падма Пуране объясняется:

«В сердце того, кто исполнен гнева, гордости или сожаления из-за состояния его жены или сыновей, Кришне проявиться невозможно».

Те, кто стремятся к преданному служению, должны поклоняться только Кришне. Им не следует поклоняться различным полубогам. Но ни также не должны непочтительно относиться к полубогам или священным писаниям. Представая перед полубогом, следует выразить ему почтение, зная, что он слуга Кришны. В Падма Пуране говорится:

«Кришна, или Хари – повелитель всех полубогов, и поэтому Он всегда является объектом поклонения. Но это не означает, что не следует выражать почтение полубогам, возглавляемым Брахмой и Шивой». Смысл таков, что Верховный Господь один, а другие (Брахма и Шива) – воплощения Его стихий (гунаватары). Люди поклоняютяс тем или иным полубогам в соответствии со своим уровнем. Но Господь Вишну – единственный Господь и объект поклонения для людей, находящихся в стихии добродетели. После многих жизней поклонения различным полубогам жизнь человека станвоится благоприятной, когда он приходит к принятия Вишну как единственного Верховного Господа. Господь Шри Кришна – высочайшее проявление вишну-таттвы. Когда живое существо превосходит три стихии благодаря поклонению в стихии добродетели, оно обретает служение Господу Кришне.

Следует быть милосердным и не причинять беспокойств ни одному живому существу. Сердце всегда должно быть исполнено сострадания к другим. Показывать милость всем живым существам – это одна из компонент преданного служения. Человек, стремящийся к преданному служению, должен тщательно практиковать это качество.

Для стремящегося стать преданным исключительно важно оставить десять оскорблений святого имени и оскорбления при поклонении Господу. Обыкновенным преданным необходимо стараться избегать оскорбления при служении Божествам Господа. Не возможно оставить все оскорбления в поклонении Господу, но, прежде чем войти в алтарную комнату, необходимо оставить хотя бы некоторые. Десять оскорблений святого имени обсуждались уже во многих местах. Практикующий должен старательно оставить эти оскорбления. Для тех, кто пренебрегают этим, усилия в преданном служении становятся бесполезными. В Падма Пуране написано, что если человек принимает прибежище у Господа Хари, то все его оскорбления уничтожаются .Все оскорбления при поклонении Божествам разрушаются благодаря принятию прибежища у святых имен. Лишь святое имя освобождает Вайшнавов. Но те, кто приняли прибежище у святых имен обязаны оставить десять оскорблений святого имени. Иначи они несомненно падут, несмотря на то, что приняли прибежище у святых имен.

Поактикующий не должен позволять своим ушам слышать поношение Кришны или Вайшнавов. Всякий раз, когда это происходит, он должен уйти. Люди, слабце сердцем, которые, из-за правил общественного этикета слушают поношение в адрес Кришны или Вайшнавов, постепенно отходят от преданного служения.

Благодаря практике вышеупомянутох двадцати компонентов, в человеке пробуждается бхава или эмоции преданного. Коренной причиной пробуждения бхавы является милость Кришны. Без садху-санги невозможно обрести милости Кришны. Главные формы садху-санги – это принятие прибежища у лотосных стоп духовного учителя, принятие посвящения у него и служение ему.

Среди других компонент преданного служения, упонянутых после них, начиная с принятия Вайшанвских символов до медитации – попадают под категорию арчаны. Следует практиковать все эти компоненты бхакти насколько это возможно, получив их от духовного учителя. Служение, дружба и полное предание себя – это деятельность, предназначенная для пробуждения бхавы. В реальности, эти виды деятельности сами становятся бхавой. Только на стадии садханы они считаются садхана-бхакти.

Все, что человеку больше всего нравится в этом мире, и то, что ему дороже всего, следует предлагать Кришне – это утверждение имеет несколько значений. Смысл таков, что не следует наслаждаться чем-либо только потому, что это очень дорого человеку – следует предложить это Кришне и наслаждаться им как Его прасадом.

Какие бы обыкновенные и духовные усилия не совершались, когда они деляются ради Кришны, они становятся благоприятными. В Нарада Панчаратре говорится:

«Следует совершать лишь ту деятельность, будь то мирскую или предписанную Ведичискими правилами и предписаниями, которая благоприятна для культивирования сознания Кришны».

Брак и другие очистительные церемонии смарт – это вайдики, или предписанния, данные Ведами, а деятельность, совершаемая для поддержаиния тела или положения в обществе – это лаукики или мирская деятельность. Брак предназначен для создания семьи Кришны, рождение детей – для увеличения числа слуг Кришны, подношения предкам – для удовлетворения слуг Кришны, пиры – для удовлетворения живых существ Кришны – все эти виды деятельности должны быть сделаны благоприятными для служения Кришне. Тогда человек не падет жертвой неблагоприятной корыстной деятельнсти. Тело, дом и все остальное принадлежат Кришне – думая подобным образом, следует защищать тело, дом и свое окружение. Это называется семьей Кришны.

Вся жизнь практикующего должна быть украшена полным преданием. Шесть видов предания объяснены во многих местах священных писаний преданных. Жизнь живого существа бесполезна без предания. Живому существу следует всегда поклоняться Кришне с полным преданием себя.

Веща, связанные с Кришной, называются тадийа. Служение туласи – это главная форма тадийа-севы. В Сканда Пуране говорится:

«Туласи благоприятна во всех отношениях. Просто видя ее, касаясь ее, вспоминая о ней, молясь ей, склоняясь перед ней, слушая о ней, сажая ее, поливая ее или ппросто поклоняясь туласи, это создает благоприятную атмосферу. Каждый, кто соприкасается с деревом туласи, этими девяти путями, вечно живет в мире Вайкунтхи».

Произведения, описывающие преданность Кришне, считаются тадийа. Шримад Бхагаватам – высочайшее среди них. Подобным образом Шри Чайтанья-чаритамрита также заслуживает подобного почтения. Те, кто регулярно читают и слушают эти священные писания преданных, достойны прославления.

Святые места, связанные с Господом Кришной, такие как Матхура, являются подходящими местами жительства для практикующего. Среди всех подобных мест Матхура является самым возвышенным. Проживание в Шридхаме Навадвипе – на том же уровне. В Шри Брахманда Пуране написано:

«Тот, кто слышит о Матхуре, вспоминает ее, прославляет ее, желает достичь ее, приближается, прикасается, принимает своим прибежищем и служит ей, обретает исполнение всех желаний».

Преданные Кришны также считаются тадийа. В Ади Пуране напсисано:

«Господь Кришна сказал Арджуне: Те, кто являются Моими непосредственными преданными, в действительности – не Мои преданные, но те, кто являются преданными Моих преданных – те фактически Мои преданные».

В связи со служением преданным, Шрила Рупа Госвами процитировал в Бхакти-расамрита-синдху стих из Ади Пураны, в котором говорится, что почти все вышеупомянутые компоненты служения Кришне применимы и в служении Его преданным. Причина, по которй здесь используется слово «почти», заключается в том, что преданным следует поклоняться, предлагая им кришна-прасад. Все остольные компоненты, такие как принесение поклонов, остаются теми же самыми.

Практикующий должен устраивать праздники, в соответствии со своими средствами. Организация праздников в обществе преданных – это важная деятельность. Однако следует быть осторожным и не общаться в ходе таких праздников с непреданными.

Необходимо устраивать праздники по случаю дня явления Господа. Поклоняясь Божествам, следует делать это с любовью и преданностью. Привязанные к безличному аспекту Господа, глупые люди бездумно относятся к Божествам с пренебрежеинем. Но если они будут общаться с преданными и подумают хорошенько, они увидят необходимость служения Божествам.

Следует наслаждеться священными писаниями преданынх, таких как Шримад Бхагаватам с продвинутыми преданными. Если человек наслаждается священными писаниями преданных с рационалистами, людьми, любящими аргументы и сухими мыслителями, то его сердце иссушается, и в нем не пробуждается трансцендентая раса.

Необходимо общаться с преданными. Гьяни и карми не считаются в числе преданных из-за их недозволенных желаний. Практпкующему преданное служение следует общаться с более продвинутыми личностями, отнсящимися к нему с заботой и идущими по тому же пути. Иначе его сердце не примет прибежища в чистом преданном служении. В Хари-бхакти-судходайе (8.51) написано:

«Подобно тому, как качества близлежайшего обхекта отражаются в хрустале, человек принимет качества того, с кем он общается. Поэтму, чтобы увеличить свою преданность в том же настроении, мудрому человеку следует принять прибежище у тех, кто обадают тем же складом ума». Следет особенно тщательно отнестись к этому. Общение с сахаджийами и баулами приводит к неблагоприятным результатам. Но если общаться с чистыми Вайшнавами, следующими Рупе Госвами, это пробуждает чистую любовь к Кришне. Среди всех компонентов преданного служения, общение с преданными является одним из главных.

Среди вышеупомянутых компонет преданного служения следующие пять являются наилучшими: поклонение Божествам. наслаждение Шримад Бхагаватам с продвинутыми преданными, общение с более продвинутыми преданными, заботливыми и идущими по тому же пути, совместное воспевание святых имен и проживание в Матхуре. Если мы подведем итог далее, то воспевание святых имен и служение Вайшнавам является наивысшим. В Падма Пуране написано:

«О потомок Бхараты! Тот, кто в течение тысяч жизней поклонялся Божеству Господа, может всегда повторять святое имя Хари». Также Бхакти-расамрита-синдху цитирует другой отрывок из Падма Пураны:

«Святое имя Кришны исполнено трансцендентного блажетсва. Оно дарует все духовные благословения, ибо оно есть сам Кришна, источинк всего наслаждения. Имя Кришны полно и воплощает все трансцендентные наслаждения (расы). Оно не является материальным именем ни при каких обстоятельствах, и оно не менне могущественно, чем Сам Кришна. Поскольку имя Кришны не осквернено материальными качественынми, не может быть и речи, чтобы оно как то было связано с майей. Имя Кришны всегда освобождено и духовно, оно никогда не обуславливается законами материальной природы. Поэтому материальные чувства не могут оценить по достоинству святое имя, форму, качества и игры Кришны. Когда обусловленная душа пробуждается к сознания Кришны и несет служение, используя язык лля воспевания святого имени Господа и вкушения отатков пищи Господа, язык очищается, и человек постепенно приходит к пониманию, кто такой в действительности Кришна», Такова независимая милость Абсолютной Истины.

Шри Матхура-мандала, святые имена Господа, священные писания преданных, такие как Шримад Бхагаватам, чистые преданные и Божества – эти пять компонентов трансцендентны. Соприкасаясь с ними, преданный быстро обретает бхаву, трансцендентные эмоции, и Кришну.

Здесь были объяснены различные виды вайдхи-бхакти, принадлежащие к процессу садхана-бхакти. Как мы уже говорили, рагануга-садхана-бхакти является очень могущественным методом преданного служения. Когда человек практикует преданное служение, следуя по стопам обитателей Вриндвавана, это называется рагануга-бхакти. Люия, стремящиеся к преданному служению, должны следовать примеру Враджаваси своим телом, умом и речью. В зависимости от своих способностей, практикующий должен совершать деятельность, предписанную или для вайдхи-садхана-бхакти или для рагануга-садхана-бхакти.

Кто-то моежт обрести высочайший результат, практикуя один из этих компонентов, а кто-то, практикуя несколько компонент. Беспримесная преданность тем, кто исключительно приняли прибежище в служении святым именам и Вайшнавам, не находит вкуса в других компонентах. Поэтому практикующему следует действовать в преданности с полным самопожертвованием, энтузиазмом, твердой убежденностью и терпением.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

План Заочного курса по Бхакта-програм

На сайте allrefs.net читайте: "План Заочного курса по Бхакта-програм"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тат-тат-карма-правартана – разнообразная деятельность, благоприятная для преданного служения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Заочный Курс Вайшнавского Образования
  (Учебное пособие)     Часть I. Вайшнавская Философия     Яшомати-нандана дас  

Исходные предпосылки для успешного освоения курса
Предполагается, что: 1. Вы прошли курс начального образования в сознании Кришны[3] и имеете базовые понятия о философии, практики и системе ценностей сознания Кришны: 1.1. Философ

K Зачем все это нужно?
Возможно, Вас обескуражили какие-то из перечисленных выше требований. Неужели это обязательно? Что без всего этого как-нибудь нельзя? Попробуем описать наши соображения, а Вы уже сами сможете для с

Цели Курса Ваишнавского Среднего образования
1. Помочь преданному сформировать систему ценностей, основанную на принципах чистого преданного служения. 2. Дать преданному знание и понимание основ философии сознания Кришны 3.

Целей ИСККОН
Регистрируя в 1965 г. в Америке Международное Общество Сознание Кришны, Шрила Прабхупада так определил его цели и задачи: 1. Систематически распространять в массах духовное знание и обучат

Духовное руководство в ИСККОН
Обыкновенная организация манипулирует материальными ресурсами: деньгами, материалами, людьми (а точнее их материальными способностями), информацией, взаимоотношениями и т.д. – для достижения матери

Размышления о принятии авторитетов.
Принятие чьего-то авторитета – это вещь очень естественная для всех нас. С детства мы впитывали основы системы ценностей, знаний и навыков жизни в этом мире от своих родителей, затем от учителей в

Система духовной иерархии в ИСККОН
Шрила Прабхупада вечно живет в своих книгах, но теперь, когда его физически нет рядом с нами, его представляет совет его старших последователей – Международный Управляющий Совет ИСККОН или «ДжиБиСи

Принципы руководства в ИСККОН
Подобно тому, как Кришна проявляет свою вечную обитель Вриндаван-дхаму в этом мире, ИСККОН также является представительством духовного мира здесь на Земле. Представляя изначальное движение Санкирта

Международный Совет ДжиБиСи
В решении практических вопросов организации деятельности Общества высшим административным авторитетом также является Международный Совет ДжиБиСи. Он олицетворяет в себе высшую законод

Российский Национальный Совет
Поскольку в разных частях света ситуация очень сильно различается, Совет ДжиБиСи принимает лишь наиболее общие директивы, делегируя часть своих функций коллегиальным органам управления следующего у

Местные структуры управления
В рамках каждого Региона существует множество местных организаций ИСККОН. Это Храмы, проповеднические центры, центры Нама Хатта, школы-гурукулы, кафе и другие объединения преданных, которые различа

Финансирование проектов ИСККОН
Очень часто людей интересует вопрос, каким образом финансируются разнообразные программы и проекты ИСККОН. В соответствии с принципами, заложенными Шрилой Прабхупадой, каждый храм или центр поддерж

Разница между духовным и организационным руководством в ИСККОН
Таким образом мы описали две линии руководства в ИСККОН. Одна – это духовная иерархия, цель которой помочь каждому преданному продвигаться в индивидуальной духовной практике и вернуться назад домой

Что такое Веды?
Поскольку цель данного учебника – собрать в одном месте материалы, необходимые для освоения курса, мы часто будем приводить отрывки из книг Шрилы Прабхупады, предшествующих ачарьев и учеников Шрилы

Цель ведической литературы
Основное назначение ведической литературы – поведать науку духовного самопознания (самореализации), тем самым приведя человека к освобождению от страданий (мокше). Как правило, ученые соглас

Происхождение Вед
Брихад-араньяка Упанишад (2.4.10) сообщает нам: Риг-веда, Сама-веда, Яджур-веда, Атхарва-веда, Итихасы (исторические повествования такие как Махабхарата) и Пураны – все

Ведическая сиддханта
Где нам следует искать ведическую сиддханту? Существует ли одна такая книга, в которой были бы кратко изложены и объяснены различные темы, обсуждающиеся в ведической литературе, показано, ка

Ведическая история
Мы уже отмечали раньше, что точной, эмпирически установленной даты начала устной традиции ведической литературы не существует. Морис Винтерниц заключает: «Время создания ведической литературы прост

Четыре Веды
Слово Веда означает «знать». Оно относится к знанию, имеющему Божественное происхождение. Веды в основном, являются гимнами, исполнявшиеся жрецами во славу богов. Многие века эти гимн

Упанишады
Упанишады представляют собой собрание 108 философских сочинений. Слово упа-ни-шат означает «сидеть вблизи» и указывает на ученика ,сидящего поблизости от своего гуру и вмнимате

Веданта-сутра
Веданта-сутра состоит из аформзмов, раскрывающих метод постижения ведического знания. Это самая сжатая форма во всей ведической мудрости. Согласно Вайу и Сканда Пуранам: «Су

Нйайа. Философия Логики и Рассуждений
Система философия Ньяйи была основана мудрецом Гаутамой. Поскольку его также называли Акшападой, эту систему также иногда называют системой Акшапады. Философия Ньяйи главным об

Ваишешика. Анализ Аспектов Реальности
Основателем философии Ваишешика является мудрец Канада, которого накже называли Улука, вследствие чего эту систему иногда называют Аулукйа. Канада написал первую систематическую работ

Санкхйа. Нетеистический Дуализм
Философия Санкхьи, которые некоторые считают древнейшей из всех философских школ, была систематизирована древнем мыслителем по имени Капила (отличным от Девахути-путра Капилы из Шримад Бхага

Йога. Само-дисциплина ради самоосознания
Слово йога происходит от санскритского корня йудж, что означает "объединять". Система Йоги дает методологию расширения индивидуального сознания, чтобы связаться с Вер

Карма-мимамса. Возвышение через Исполнение Долга.
Слово Мимамса означает проанализировать и тщательно понять. Философские системы Карма-мимамсы и Веданты тесно связаны друг с другом, и в некоторых аспектах дополняют друг друга

Веданта. Заключения Ведического Откровения
Во введении объяснялось, что Упанишады являются предметом четвертой и высшей степени изучения Вед. Поэтому Упанишады называют Ведантой, или "Заключением Вед&

Что такое культура?
В соответствии со словарным определением культура это: 1) Просвещенность и утонченный вкус, приобретенные благодаря интеллектуальному и эстетическому воспитанию 2) Конкретная стад

ИСККОН и индуизм
Если заглянуть в словарь, то мы обнаружим, что под индуизмом понимают многообразие верований и культурных традиций, преобладающих на территории Индии. Там же мы находим, что это слово «хинду» прина

Карма, гьяна и бхакти
Мы живем в мире всевозможных «-измов» и «-ств». Например, вначале у нас был царизм, затем коммунизм, затем социализм, а теперь капитализм. Философы и ученые также ополчаются друг против друга, прик

Греховная деятельность
Самой грубой формой кармы являются всевозможные виды атеизма и материализма. Это начинается с примитивных философий типа «ешь, пей, веселись и ни о чем не думай», «эх, живем только один раз…

История про рыбу
Давным давно, в большом зеленом пруду жила-была одна рыба. Это была вполне добропорядочная рыба. В школе она училась на отлично и после этого, между прочим, закончила Рыбный Институт. И теперь вот

История про мотылька
Мотылек больше всего ценил красоту. И самым прекрасным, что он видел вокруг было солнце. Такое ослепительное, сияющее и золотое. Он несколько раз пытался долететь до него, махая своими слабыми крыл

История про слона
Слон – это очень большое и сильное животное, которое чрезвычайно трудно поймать. Но что делает коварный охотник? Он знает его слабость. Слабость слона – это большая, нежная, очаровательная слониха!

История про оленя
Оленя также чрезвычайно тяжело поймать – уж слишком он чуток, и слишком быстро бегает. Но хитрый охотник знает и его слабость. У оленя очень большие уши, и есть одна особая мелодия, которая пленяет

Благочестивая религиозная деятельность
К сожалению, такова судьба большинства представителей современной цивилизации. Более благочестивой форме кармы следует так называемые религиозные люди. Они не просто говорят, что верят в Бог

История о «преданном» богини Дурги
В одной деревни в Индии жил да был один человек, который регулярно приходил в близлижайший храм богини Дурги и возносил ей свои молитвы и совершал положенные ритуалы. И вот однажды его застала нужд

Сложность процесса карма-канды
Конечно, не все последователи карма-канды столь грубо эгоистичны и неблагодарны. Некоторые из них искренне стараются строго следовать всем ритуалам и уважительно относятся к объекту своего п

Зачем Кришна дает карма-канду?
Это естественный вопрос, который возникает, когда мы понимаем сложность этого пути и бренность его плодов. Зачем Кришна потворствует чувственным наслаждениям? А ответ таков, что большинство людей ж

Определение гьяны
Путь гьяны – это путь философского поиска Абсолютной Истины. Когда после многих жизней, проведенных в погоне за миражом чувственного удовлетворения, человек в конце концов окончательно разоч

Сложности на пути гьяна-канды
Сам Кришна объясняет Арджуне в Бхагавад-гите, что путь гьяны еще сложнее, чем путь кармы. Небольшое послабление в контроле ума и чувств приводит к немедленному падению. А удержать чув

Окончательная цель гьяна-канды
У Вас может возникнуть вопрос: «А зачем Кришна тогда дал этот путь гьяны?» Вы правы. Кришна предоставляет освобожденному гьяни возможность общения со Своими чистыми преданными. И если

Определение бхакти
Слово бхакти переводится на русский язык как «любовь», «преданность» или «преданное служение». Шрила Рупа Госвами в своем «Нектаре Преданности» дает следующее определение бхакти: ан

Подобие бхакти в этом мире
Есть один давнишний мультфильм, который отчасти передает идею бхакти. Он называется «Просто так». Быть может, Вы когда-то смотрели его. Он начинается с того, что по лесной поляне бежит сияющий от с

Сравнительный анализ кармы, гьяны и бхакти
Уделим теперь несколько строк сравнительному анализу кармы, гьяны и бхакти. Шрила Прабхупада приводил историю, замечательно иллюстрирующую различия между ними. Представьте себе, что на дор

Карма-йога
До сих пор мы рассматривали чистые карму, гьяну и бхакти. В реальной жизни, когда мы приходим на путь преданного служения, наряду с желанием служить Господу мы замечаем в себе

Гьяна-йога
Если преданное служение смешано с желанием познать истину, то оно называется гьяна-йогой. Важно понять, чт такой философский поиск отличается от рассуждений гьяни. Такой преданный не

Маркандейа Риши видит иллюзорную энергию Господа
Мудрец Маркандейа Риши был великим преданным Кришны. В течение многих миллионов лет он медитировал и совершал аскезы для Его удовлетворения. Сила его бхакти была столь велика, что даже когда Купидо

Определение веры
Шрила Прабхупада определяет веру как «доверие к чему-то возвышенному». Вера лежит в области эмоций, ее нельзя объяснить рационально. Ее вообще нельзя объяснить, потому эмоции относятся к функции ум

Возникновение веры
Каким образом появляется вера? Вспомним, что вера – это положительные эмоции к какому либо объекту. Что нас будет привлекать, будет зависеть от состояния нашего сознания. Кого-то привлекает бутылка

История о Ходже Насреддине
Однажды Ходжа Насреддин, который был большим остряком, решил подшутить над своими соседями. Он выбежал на улицу и закричал: «Эй, люди! Сегодня счастливый день! У нашего эмира родился сын, и в честь

Неприязнь
Обратной стороной веры является неприязнь, когда мы питаем к чему-то тоже эмоции, но отрицательные. Таким образом все, что здесь говорится о появлении о развитии веры будет точно также относиться к

Как развивается вера
Иногда говорят, что человек – существо рациональное. Это так, человек, в отличие от животного, обладает гораздо более развитым интеллектом. И вместе с тем, если Вы пристально присмотритесь к себе,

Что дает знание ступеней развития преданного служения
адау шраддха татах садху- санго 'тха бхаджана-крийа тато 'нартха-нивриттих сйат тато ништха ручис татах атхасактис тато бхавас татах премабхйуданчати садхакан

Садхана и садхйа
Следует понимать, что процесс духовного прогресса непрерывен, и поэтому между приведенными ниже стадиями не всегда существуют четкие границы. Ачарьи, предыдущие великие духовные учителя, час

Замечание о понятии чистого преданного служения
Очень часто в среде преданных можно услышать выражение «чистый преданный», в которое вкладывается, казалось бы, самый разный смысл. Иногда говорят: «Ну, мы ведь все не чистые преданные». А с другой

Характеристики чистого преданного служения
Шрила Рупа Госвами в «Нектаре Преданности» описывает шесть характеристик чистого преданного служения. Первые две описывают садхана-бхакти, вторые две добавляются на уровне бхава-бхакти

Замечания о вайдхи-бхакти и рагануга-бхакти
Все стадии садхана бхакти: начиная со шраддхи, и кончая асакти, – могут совершаться в двух руслах. Подавляющее большинство преданных совершают преданное служение, строго следуя

Шраддха – вера
Адау шраддха. «Вначале должна быть вера в процесс преданного служения». Откуда она берется (это вопрос на повторение пройденного материала)? Правильно! В результате общения с преданными.

Садху-санга – общение с преданными
Наша первоначальная вера, шраддха, приводит нас затем в общество преданных. Мы знакомимся с ними, начинаем задавать им вопросы и получать ответы. Мы начинаем читать книги, вкушать прасад, по

Бхаджана-крийа – практика преданного служения
Под руководством духовного учителя мы все серьезнее и серьезнее практикуем процесс урегулированного преданного служения вайдхи-бхакти. Вначале наше преданное неустойчиво. Шрила Вишванатха Ча

Анатха-нивритти – очищение от нежелательных привычек
Это стадия, которая может пройти очень быстро, а может занять и десятки лет (а может, и не одну жизнь) – здесь все зависит от того, насколько искренне мы стараемся удовлетворить духовного учителя и

Ништха – твердая вера
Постепенно благодаря практике преданного служения мы выходим из-под влияния низших стихий природы: страсти и невежества и обретаем постоянство или устойчивость. Мы ощущаем, что избавляемся от пяти

Ручи – вкус
Постепенно наша вера обретает форму вкуса к преданному служению в форме слушания о Господе, пересказа услышанного и т.д, который настолько силен, что заставляет его преданного забыть обо всем остал

Асакти – привязанность
Очень скоро, после того, как наш вкус к слушанию, повторению святого имени и другим видам преданного служения достигнет необычайной глубины , и единственным объектом нашего преданного служения стан

Бхава – экстатическая любовь к Богу
Наконец, покоренный привязанностью своего преданного, Кришна милостиво проливает на него луч своей внутренней энергии хладини-шакти. По Ее милости мы полностью осознаем свои вечные взаимоотн

Према – чистая любовь к Богу
Наконец, на уровне премы все материальное осквернение исчезнет без следа, и мы сможем не только видеть Господа, но и вступать с Ним в непосредственное общение, служа Ему в Его вечных играх п

Что дальше?
Бхава и према – это лишь первые стадии преданного служения на уровне совершенства. Затем идут другие, начиная со снехи, чувства особой нежности, и вплоть до махабхавы, л

Методы познания
Каким образом мы познаем мир? Задавая вопросы родителям, обучаясь в школе, читая книги и газеты, смотря телевизор, исследуя его, думая и размышляя над окружающим, испытывая озарения – можно перечис

Анумана
Анумана означает логический вывод. Мы получаем информацию об окружающем мире с помощью чувств. В виде образов она хранится в нашей памяти. И затем, анализируя и сопоставляя эту информацию с

Учение Господа Чаитаньи
В соответствии с учением Господа Шри Кришны Чаитаньи, высшего объекта любви всех преданных, суть всего Ведического знания содержится в следующих девяти положениях: 1. Кришна – единственный

Чатур-шлока» Шримад Бхагаватам в свете Самбандхи, Абхидхей и Прайоджаны
В качестве примера анализа ведической мудрости в терминах этих трех категорий, рассмотрим знаменитую «Чатур-шлоку» Шримад Бхагаватам. На заре творения Господь Брахма удовлетворил Господа своими аск

Три Божества Вриндавана
Трансцендентное знание невозможно постичь собственными усилиями – это может сделать только Сам Кришна. Кришна вечно прибывает во Вриндаване, и Он принимает формы Мадана-Моханы, Говинды и Гопинатхи,

История Божетсва Шри Мадана-Моханы
Пятьсот лет назад Божество Мадана-Моханы явилось во сне к Адвайте Ачарье, вечному спутнику Господа Чаитаньи. Господь Мадана Мохан во сне открыл ему Свое местонахождения, и наутро при помощи местных

История Божества Шри Говиндаджи
Господь Говиндаджи вновь явился пятьсот лет назад Шриле Рупе Госвами. Получив указание Господа Чаитаньи открыть затерянные места игр Господа Кришны и установить поклонение Ему в храмах, Рупа Госвам

Кришна – Верховная Личность Бога: Аспекты Абсолюта
Начнем с эпиграфа: ваданти тат таттва-видас таттва яджгьянам адвайам брахмети параматмети бхагаван ити шабдйате «Сведущие трансценденталисты, постигшие Абслютную Истин

Брахман
Брахманом именуют безличный аспект Абсолюта, как бытия, лежащего за пределами этого временного материального творения. В Ведах описывается, что Верховный Господь – сат-чит-ананда, то есть ве

Параматма
Слово «Параматма» в переводе с санскрита означает «Сверхдуша». В этом аспекте Абсолютная Истина пронизывает Собой все творение.. Если безличный Брахман по определению непознаваем, то Сверхдушу уже

Бхагаван
Во введении к Шримад Бхагаватам Шрила Прабхупада делает одно глубокое утверждение. Он говорит, что понятия «Бог» и «Абсолютная Истина» – это не одно и то же. Постараемся это понять. Когда мы говори

Кришна – Верховная Личность Бога – Аватары
Кришна – изначальная всемогущая безграничная Верховная Личность Бога, причина всех причин. Будучи одним, Он может проявлять Себя одновременно во множестве форм в разных местах. Такие формы называют

Первое воплощение. Матсья Аватара.
Однажды Господь Кришна явился на земле в облике рыбы. Это произошло потому, что Господь Брахма выронил Веды изо рта в страхе перед огромными океанскими волнами всемирного потопа. Демон, живший на д

Второе воплощение. Курма Аватара.
Курма – это воплощение Господа в образе черепахи. Он выбрал этот облик, чтобы помочь полубогам и демонам пахтать океан. Однажды могущественный мудрец Дурваса Муни проклял полубогов, отчего

Третье воплощение. Вараха Аватара
Давным-давно, миллионы лет назад, злобный демон Хираньякша выкачал все золото из недр Земли. Поэтому вес Земли изменился. Она сошла со своей орбиты и упала на дно Причинного океана Гарбходака. Земл

Четвертое воплощение. Нрисимха Аватара
Демон Хираньякша, которй сражался с Господом Варахоу, был братом-близнецом демона по имени Хираньякашипу. «Хиранья» означает «золото», а «кашипу» – «мягкая постель». Это был чрезвычайно умный, влас

Пятое воплощение. Вамана Аватара
Давным-давно жил великий царь по имени Бали Махарадж. Он был внуком Прахлада Махараджа и могущественным царем демонов. Однажды он даже победил Индру и завоевал небесное царство. Это обеспокоило Ади

Шестое воплощение. Парашурама Аватара
В облике Парашурамы Кришна воплотился как кшатрий – воинов. На этот раз Господь появился, чтобы избавить мир от демоничных царей, которые мучали простых людей и убивали брахманов. Двадцать о

Седьмое Воплощение. Рама Аватара
Господь Рамачандра – воплощение Господа Кришны как идеального царя. Вы, наверное, хорошо знаете историю о Господе Раме. Поэтому здесь мы расскажем ее очень кратко. Рама явился как старший

Восьмое воплощение. Кришна и Баларама
Когда наступило время, Кришна пришел на землю в Своем изначальном облике. Он явился как мальчик-пастушок, играющий на флейте. Его тело цветом подобно грозовой туче, а глаза напоимнают лепестки лото

Девятое Воплощение. Будда Аватара
Господь Будда явился 2,000 лет назад. Он пришел с особой целью – прекратить убийство животных, которое выполняли некоторые недобросовестные брахманы. Эти глупцы оправдывали поедание мяса, проводя ж

Десятое воплощение. Калки Аватара
Калки Аватара – единственное воплощение Кришны, котороя явится в будущем. Время, в котором мы живем известно как Кали-юга – век ссор, вражды и лицемерия. Лицемерие означает говорить одно, а делать

Размеры» творения Господа
Творение Господа безгранично. Говорится, что материальный мир составляет одну четвертую всего творения, в то время как духовный – три четверти (экапад- и трипад-вибхути, соответственн

Легкое путешествие к другим планетам
Одна из книг Шрилы Прабхупады, написанная еще до его приезда на Запад, называется «Легкое путешествие к другим планетам». В ней Шрила Прабхупада описывает, каким образом, мы можем подняться на высш

Иерархия в творении Господа
Итак, наше Туристическое Бюро «Вайкунтха-тур» приглашает Вас в увлекательное путешествие по маршруту Земля – Голока с остановками в наиболее достопримечательных местах творения Кришны. Мат

Вайкунтха
Бесчисленные планеты Вайкунтхи составляют духовное творение Господа. Слово «Вайкунтха» означает «место, где нет тревог». Эти планеты покоятся в духовном сиянии брахмаджьоти. На каждой из них вечные

В преддверье Вриндавана
Среди бесчисленных планет Вайкунтхи выделяется одна – Голока. Эта высшая планета духовного мира делится на три части: Дварака, Матхура и Вриндаван. Эта планета считается высшей, поскольку к айшв

Вриндавана Дхама
«Вриндаван – такое чудесное место. Там всегда цветут цветы, и даже можно встретить несколько видов пестрых оленей. Чирикают птицы, воркуют и танцуют павлины, и жужжат пчелы. Кукушки поют там на пят

Шримати Радхарани
Cамой высочайшей из всех преданных в творении является Шримати Радхарани. Вот уже на протяжении вечности Ананта-шеша Своими тысячами уст пытается прославить Ее трансцендентные качества. И безуспешн

Господь Шри Кришна
В добавление ко всем своим бесчисленным качествам, которые Верховный Господь проявляет в других формах, во Вриндаване Кришна являет четыре уникальных аспекта красоты и сладости (мадхурьи) –

Према-мадхурья – Любящие преданные
Брошенные Кришной во время танца раса, гопи сокрушались: «Дорогой Кришна, днем, когда Ты уходишь в лес Врендавана со Своими коровами, каждое мгновение тянется для нас, как двенадцать

Вену-мадхурья – Привлекательная флейта Кришны
Однажды гопи сказали маме Яшоде: «Когда твой сын играет на Своей флейте, ее звуки приводят в смятение Господа Шиву, Господа Брахму и Индру, хотя в этой вседленной нет никого мудрее и ученее,

Рупа-мадхурья – Необыкновенная красота Кришны
Близкий друг Кришны, Уддахва, раскрывает свои мысли Видуре: «Мой господин, когда Кришна пришел на эту планету и проявил возможности Своей внутренней энергии, самым чудесным из всего был Его облик.

Три энергии Господа
Энергии Кришны безграничны. Парасйа шактир вивидхаива шруйате, как говорят Упанишады. И лишь для нашего удобства Шрила Вьясадева и другие великие мудрецы и преданные объединили их в три осно

Внутренняя энергия
К внутренней энергии Кришны относятся все планеты Вайкунтхи, все вечные атрибуты Господа, такие как Его одежда, украшения и т.д., а также Его вечные спутники – мама Яшода, Шримати Радхарани и други

Внешняя энергия
Внешняя энергия Господа называется так потому, что она как бы отделена от Него. Один раз (в вечности) бросив на нее Свой взгляд и так приведя ее в движение, Кришна, как правило, непосредственно не

Пограничная энергия
Живые существа, дживы, то есть мы с вами, принадлежат к пограничной энергии. Строго говоря мы являемся проявлениями аспектов самвит и хладини внутренней энергии Кришны, но очен

Взаимоотношения трех энергий
Внешняя энергия является тенью или искаженным отражением внутренней энергии Кришны. В материальном мире также имеется бытие, знание и блаженство – но в чрезвычайно недолговечном, ограниченном и сер

Ачинтйа-бхеда-абхеда-таттва
Вышеперечисленные деления энергий на внутреннюю, внешнюю и пограничную имеют место лишь с нашей точки зрения, с нашей ограниченностью. Для Кришны же все Его энергии равны. Это означает, что по Его

До «начала» творения
Собственно материальное творение начинается еще до начала материального творения – в вечности.J Начинается оно с того, что Кришна, изначальная личность, рапространяет себя в свою первую экспансию –

Сарга – первый этап творения
Время – это вечная форма проявления желания Господа наслаждаться Своими бесконечными играми. Удовлетворяя это желание, на Голоке-Вриндаване время йога-майа развертывает удивительные аштак

Висарга – второй этап творения
На следующем этапе Господь творит материальные вселенные. Во время выдоха Маха-Вишну из пор на Его теле исходит бесчисленное множество вселенных, которые во время вдоха опять входят в Его трансценд

Кала – вечное время
Как уже говорилось, время – это изначальный импульс, приводящий в движение всю машину материального мира. Время – это безличное проявление воли Господа в этом мире. Оно повелевает здесь всем. Все м

Временные периоды
Любой объект этого мира – сознательный или бессознательный – имеет свое характерное время или период жизни. Эти характерные периоды подробно объясняются в Ведической литературе и охватывают спектр

Ведический подход к изучению материальной природы
Материальную природу можно изучать с различных точек зрения – в зависимость от тех целей, которые мы преследуем. Например, общепринятая сейчас картина мира пытается объяснить, каким образом более с

Общая характеристика трех стихий материальной природы
Слово гуна в переводе с санскрита означает «стихия». Другой перевод этого слова – веревка. Три гуны: добродетели (саттва-гуна), страсти (раджо-гуна) и невежества (там

Бхагавад-гита.
«О безгрешный, стихия добродетели, будучи чище остальных, просветляет и освобождает от последствий всех грехов. Находящиеся под влиянием этой стихии обретают счастье и знание»... и продолжают «счас

Шримад Бхагаватам, Песнь 11, Глава 25. «Три стихии материальной природы».
«Верховная Божественная Личность сказал: О лучший среди людей, пожалуйста, выслушай, как живое существо обретает свою конкретную природу благодаря контакту с материальными стихиями». «Конт

Восемь материальных элементов
В Бхагавад-гите 7.4-7 Кришна говорит: «Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго – все вместе эти восемь частей составляют Мои отделенные материальные энергии». «По

Великолепие Кришны
Любители физики могут почерпнуть в философии санкхьи идеи для получения не одной Нобелевской премии. Любители же чистого преданного служения, читая все эти описания, получат еще одну возможн

Конституциональное положение души
Начнем с того, что вспомним, что говорит о природе души Сам Шри Кришна в Бхагавад-гите (2.11-30): «Верховная божественная личность сказал: «Прозинося эти слова, ты скорбишь о том, что недо

Дхарма и санатана-дхарма.
Понимание своего истинного положения естественным образом приводит к пониманию того, что мне следует делать в этом положении. Естественная, неотъемлимая деятельность, соответствующая определенному

Обусловленная душа: падение дживы, предопределенность, свобода воли и закон кармы
Итак, живое существо или джива по своей природе является вечным слугой Кришны. Джива принадлежит к таташтха-шакти или пограничной энергии Господа. Джива обладает качеств

Падение дживы
Вопрос о падении дживы часто вызывает очень бурные дискусии, доходящие чуть ли не до аргументов типа: «А ты кто такой!?» Были ли мы в играх Кришны или все время находились в материальном мир

Закон кармы
Закон кармы, языком Библии, звучит как «что посеешь, то и пожнешь». Любое действие, совершаемое нами в мыслях, словах или делах, обязательно приводит к определенным последствиям. Эти последствия мо

Немножко об астрологии
Среди многочисленных уполномоченных воплощений Кришны в этом мире есть так называемые граха-аватары или планеты. В Брихад-парашара-хора шастре великий мудрец Парашара Муни, отец Шрилы Вьясад

Кто виноват?!
В заключении мне бы хотелось предложить Вашему вниманию перевод нескольких стихов из Одиннадцатой Песни Шримад Бхагаватам, главы, называемой «Песнь Аванти-брахмана». Предыстория ее такова. Давным д

Эволюция души
В соответствии со своими желаниями и поступками, обусловленное живое существо получает очередное тело. Поскольку живое существо трансцендентно, жизнь существует на всех планетах, даже на Солнце. Дл

Процесс перевоплощения
Совершая разнообразные поступки в этом мире, человек накапливает определенные желания и привязанности. Они запечатливаются в тонком теле – уме. Когда, в соответствии с законом кармы, срок жизни чел

История о Махарадже Бхарате
В Пятой Песни Шримад Бхагаватам есть замечательная история, иллюстрирующая тему перевоплощения. Давным давно правил землей святой царь Махараджа Бхарата. Он был великим преданным Господа,

Освобождение
Согласно Шримад Бхагаватам, освобождение или мукти – это обретение живым существом своей постоянной вечной формы после того, как оно оставит эту временное тонкое и грубое тело. Другими слова

Пять видов трансцендентных эмоций
Mы уже знаем, что наши вечные взаимоотношения с Кришной – это дживера сварупа хайа – кришнера нитйа даса, мы – вечные Его вечные слуги. Каждое живое существо уникально и поэтому его взаимоот

Трансцендентная раса
Слову раса трудно подобрать адекватный перевод на русский язык, как, впрочем, и на любой другой язык мира. После долгих раздумий и обсуждений мы сошлись на том, что самым удачным эквиваленто

Девять методов бхакти
Преданное служение бесконечно разнообразно. Тем не менее, для нашего блага ачарьи описали его основные разновидности или методы. Регулируемое преданное служение вайдхи-бхакти наиболее

Шримад Бхагаватам 7. 5.23-24
шри прахрада увача шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам арчанам ванданам дасйам сакхйам атма-ниведанам ити пумсарпита вишнау бхактиш чен

Шраванам.
Слушание святого имени Господа (шраванам) – это начало преданного служения. Хотя любой из девяти методов достаточен, в хронологическом порядке, слушание святого имени Господа является начало

Киртанам
Выше описывалось слушание святого имени. Теперь давайте постараемся понять воспевание святого имени, второй компонент по порядку. Такое воспевание рекомендуется совершать очень громко. В Шримад Бха

Смаранам
После регулярного совершения процессов слушания и воспевания, и после того, как наше сердце очищается, рекомендуется смаранам, памятование. В ШБ (2.1.11) Шукадева Госвами говорит Царю Парикш

Пада-севанам
В соответствии с нашими вкусом и силой вслед за слушанием, Воспеванием и памятованием может прийит пада-севанам. Мы достигаем совершенства в памятовании, когда постоянно думаем о лотосных ст

Арчанам
После пада-севанам приходит метод арчанам, поклонения Божеству. Если нас интересует метод арчанам, нам без сомнения необходимо принять прибежище у истинного духовного учителя и

Ванданам
Хотя молитвы являются частью поклонения Божествам, их можно рассмотерть отдельно, подобно другим компонентам, таким как слушание и воспевани, и поэтому даются отдельное описание. Господь обладает б

Сакхйам
В связи с поклонением Господу в роли друга, Агастйа-самхита утверждает, что преданный, совершающий преданное служение посредством шраванам и киртанам, иногда хочет видеть Господа лично, и по этой п

Атма-ниведанам
Слово атма-ниведанам описывает стадию, на которой у преданого, не имеющего иных мотивов, кроме служения Господу, вручает все Господу и совершает все свои действия только чтобы принести удово

Шесть аспектов предания себя Господу
Когда благодаря регулярной практике садхана-бхакти преданный поднимается до уровня ништхи или устойчивой веры, он постепенно начинает все больше и больше доверять Кришне и во всем пол

Дайинйа, смирение, 7 песен
(1) 1. Я оставил Тебя, О Господь, и пришел в этот мир боли и печали. Теперь я подношу историю своей скорби Твоим лотосным стопам 2. Находясь еще в утробе своей ма

Атма-ниведанам – безраздельное вручение себя Господу, 8 песен
(1) 1. Я не заслужил ни боагочестия ни знания. Захваченный чувственными наслаждениями, я обнавыла себя, и теперь вижу лишь тьму повсюду. 2. Ты, О Господь, источни

Гоптритве-варана, Принятия Господа своим Хозяином, 4 песни
(1) 1. Так такой человек, как я смог принять у Тебя прибежище? Несомненно, лишь по Твоей милости, ибо ты всегда стремишься очистить и освободить падшие души. 2. Т

Авашйа Ракшибе Кришна – Вишваса Палана, Вера в Кришну, как защитника, 4 песни
(1) 1. Теперь я знаю, что Твои божественные стопы – прибежище, свободное ото всех страхов и печали, вечно исполненные сладостного нектара. 2. К стопам этих лотосн

Бхакти-анукула-матра карьера свикара, принять действия, развивающие чистую преданность.
(1) 1. Я обязательно с величайшим старанием буду совершать деятельность, благоприятную для чистого преданного служения Тебе. 2. Я буду питать теплые чувства к тем

Бхакти-пратикула-бхава Варданангикара, оставить поведение, неблагоприятное для чистой преданности, 4 песни
(1) 1. О Кешава, это Твое материальное творение очень странное. Я блуждал по лесу этой вселенной, пожиная результаты своих эгоистических поступков, и наблюбал множество ст

Бхаджана-лаласа, стремление к божественному служению, 13 песен.
(1) 1. О Господь Хари, беспомощно упав в иллюзию этого мира, я не вижу иных путей освобождения, кроме Тебя. Ты единственная надежда для беспомощных. Я принимаю сутью всего

Сиддхи-лаласа, стремление к духовному совершенству, 3 песни.
(1) 1. Когда же я забуду о комфорте и уюте и буду просто бродить вдоль Ганги в Навадвипе под сенью деревьев, обвитых лианами, рыдая и крича: «О Радха! О Кришна!»

Вигьяпти, духовная просьба, 1 песня.
1. Скажи мне, когда же придетт этот день? Когда я перестану совершать оскорбления, в моем сердце появится вкус к чистому святому имени, и Твоя милость засияет в моем сердце. 2. Когда же я

Шри Нама- Махатмйа, слава святого имени, 1 песня.
1. Каким же могуществом обладает святое имя Кришны? Мое сердце постоянно горит в пламени мирских желаний, подобно пустыне, испепеляемой солнцем. Святое имя, проникая в сердце через уши, проливает н

Шесть пороков, разрушающих бхакти
Темы этой и следующей глав исчерпывающе разъяснены Шрилой Прабхупадой в его комментариях к Нектару Наставлений – стихи 2 и 3 соответственно. Поэтому, просто в порядке «расширения океана трансценден

Атйахара – переедать или накапливать слишком много
Многие люди могут подумать, что слово атйахара относится лишь к перееданию, но это не так. В первом стихе Нектара Наставлений объясняется: «Уравновешенный человек, кторой может обуз

Прайаса – чрезмерные усилия
Если не оставить прайасу, то преданность никогда не возникнет. Слово прайаса означает усилия, бесполезный труд. Духовная жизнь – это ничто иное, как чистая преданность Всевышнему Госп

Праджалпа – праздные разговоры
Говорить друг с другом – это называется джапаной или праджалпой. В наши дни в этом мире настолько преобладает безбожие, что беседовать с другими означает безбожные разговоры. Поэтому

Ниямаграха – чрезмерная привязанность или чрезмерное пренебрежение правилами и предписаниями
Ниямы или правила бывают двух видов – виддхи, или предписания, и нишедхи, или запреты. То что предписано в качестве обязанностей – это предписанное правило. То, что предписано

Джана-санга – Общение с людьми мирского склада ума
Слово джана обозначает людей – и мужчин, и женщин. Шрила Рупа Госвами написал в Бхакти-расамрита-синдху: «преданному следует общаться с более продвинутыми преданными». В общем и целом

Лаулйа – пылкое желание или жадность
Значение слова лаулйа – беспокойство, жадность и желание. Беспокоство бывает двух видов – беспокойство ума и беспокойство разума. Читта, или ум, обладает склонностью следовать диктату

Шесть принципов, благориятных для преданного служения
В своем Нектаре Наставлений Шрила Рупа Госвами описал атйахару, прайасу, праджалпу, ниямаграху и лаулью как пагубные для преданного служения. Мы уже описали каждый из эт

Утсаха – энтузиазм
Без утсахи человек начинает пренебрегать поклонением. Пренебрежение порождается бездействием, апатией или безразличием. Лень и заторможенность называются бездеятельностью. Когда порождается

Нишчая – убежденность
В Нектаре Наставлений Шрила Рупа Госвами советует практикующим преданное служение быть уверенными. Если такой уверенности не достичь, преданный будет продолжать сомневаться. У сомневающиеся не быва

Дхайрья – терпение
Для практикующего преданное служение дхайрья, терпение, иключительно необоходимо. Обладающие качеством дхайрья, именуются дхирами или уравновешенными людьми. Нетерпеливые не мо

Санга-тьяга – оставить общество непреданных
Существуют два вида санги – общение и привязанность. Общение бывает двух видов – с непреданными и с женщинами. Подобным образом, привязанность бывает также двух видов – привязанность к предр

Садху-вритти – следовать по стопам предшествующих ачарьев
Существует два вида садху – домохозяева и отреченные. Я разледьно опишу вритти или занятия, каждого. Хотя домохозяева и отреченные имеют разные занятия, некоторые из них общие. Они будут обс

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги