рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Кризис рабовладельческого строя Римской Империи в III-V вв.

Кризис рабовладельческого строя Римской Империи в III-V вв. - раздел История, История Средних веков В Античности (Рабовладельческий Период) Римская Империя Была Самым Крупным И ...

В античности (рабовладельческий период) Римская империя была самым крупным и могущественным государством, подчинявшим себе не только те страны, которые входили в ее состав, но оказывавшим влияние и на отдаленные северные области Европы. Римская империя эволюционировала, и ее существование было долгим, в конце концов, как и любая империя, она распалась.

Уже в III в. в Римской империи обнаруживаются серьезные признаки глубочайшего кризиса, пронизавшего абсолютно все области ее бытия.

Кризис охватил аграрную сферу империи. В III в. становится особенно ясным, что низкая производительность рабского труда не может обеспечить государству нормального экономического функционирования. К тому же, начиная с этого времени, прекращаются некогда победоносные войны, не происходит пополнения рабской силы, и, следовательно, нет пополнения рынка труда. Побеги, заговоры и восстания рабов также не способствовали укреплению и развитию рабовладельческой экономики. Все эти моменты делали экономику Римской империи, основанную на рабском труде, абсолютно нерентабельной, и в итоге привели к полному застою производительных сил и разорению рабовладельцев-землевладельцев.

Власти Римской империи начали искать выход из социально-экономического кризиса. Были смягчены условия рабского труда, но это не привело к ликвидации кризиса в экономике. Начались лихорадочные поиски новых экономических форм, которые могли бы оживить экономику империи. Среди этих новых форм была система колоната. В начале Римской республики и затем в империи колонами называли свободных крестьян, арендаторов, которые снимали в аренду участки земли в латифундиях (крупных поместьях рабовладельцев-землевладельцев). Независимое римское крестьянство, несмотря на некоторую поддержку со стороны государства, не было в состоянии систематически вести свое хозяйство в тех условиях, в которые оно было поставлено. Поэтому часто крестьянские земли переходили к землевладельцам-рабовладельцам. Но в связи с общим кризисом аграрной экономики владельцы латифундий тоже не могли вести свое хозяйство рентабельно, выжимая из земли все, что только можно. Ни смягчение рабства, ни система колоната не помогли вывести сельское хозяйство из кризиса, и снова начинаются поиски новых путей оздоровления экономики. Рабовладельцы-землевладельцы начинают сдавать свои земли в аренду крестьянам, причем арендаторами зачастую являются те же самые обезземеленные крестьяне. Но и такая форма выведения страны из аграрного кризиса не имела должного эффекта.

Все эти попытки не привели ни к чему, более того: с течением времени система колоната все больше и больше начинает приближаться к форме крепостничества. В итоге колон из свободного крестьянина превращается в зависимого. В 332 г. император Константин I Великий (306-337) в интересах крупных землевладельцев издает указ, который запрещал колонам покидать виллы (т.е. латифундии, поместья) крупных рабовладельцев-землевладельцев. В этом же указе была статья об обязательном возвращении беглых, колонов. В разных по масштабу и богатству поместьях закрепощение (точнее, прикрепление) крестьян происходило не одновременно. В первую очередь прикрепление крестьян к земле происходило в самых богатых латифундиях, которые принадлежали императорам и сенаторам-магнатам, и только затем процесс спускается в более мелкие поместья.

Таким образом колон попал в двойственное положение: с одной стороны, по закону, он не раб, а гражданин Римской империи, и в качестве гражданина он платит государству налог. Но с другой стороны, по указу императора Константина I Великого он прикреплен к поместью своего землевладельца, т.е. уже не свободен. Историки рассматривают колона этого периода как предшественника будущих крепостных феодального строя.

Была еще одна попытка поднять экономику Римской империи: рабовладельцы-землевладельцы начали отпускать своих рабов, и появился довольно значительный слой вольноотпущенников. Рабовладельцы также начинают наделять своих рабов землей, хозяйством, инвентарем, скотом и т.д. Этот новый социальный слой вольноотпущенников получил название «рабы с хижинами». Условия их существования были чрезвычайно близки к положению крепостных крестьян будущего феодального строя. Рабы с хижинами должны были нести определенные оброки в пользу своего господина. Как правило, это был поземельный оброк (барщина).

Наконец, был еще один, третий социальный слой империи, на который власти : делали ставку в попытках реанимировать экономику – варвары-поселенцы. По своему экономическому и социальному статусу они приближались к положению колонов. Они также получали хозяйство от рабовладельцев-землевладельцев и за это несли в их пользу определенные повинности – в первую очередь оброк. В это же время появляется новая форма повинности зависимых крестьян – барщина.

Кризис охватил не только аграрную сферу, но и всю городскую структуру империи. В деревне кризисом были охвачены оба главных класса рабовладельческого периода: крестьяне и землевладельцы-рабовладельцы. В городах в глубокой кризисной ситуации оказались многочисленные свободные ремесленники. Поскольку в деревне в это время идет натурализация хозяйства, т.е. все большее приближение к будущим формам феодализма, покупательная способность землевладельца рабовладельца значительно уменьшается. Продукция городских свободных ремесленников не находит рынков сбыта, что вело ремесло к кризису.

Кризис переживает и торговля (важнейший аспект городского хозяйства). В III-IV вв. торговый баланс Западной Римской империи в Средиземноморье практически сводится к нулю. Ведущая роль торговли в Средиземноморье постепенно переходит к Восточной Римской империи.

В связи с общим упадком городского хозяйства в Римской империи обнаруживаются новые формы зависимости. В этот период в городах проживало много мелких и средних рабовладельцев-землевладельцев. Как правило, они были членами городских курий и назывались куриалами. В создавшейся обстановке куриалы пытались освободиться от своей должности (они несли ответственность за уплату налогов городского населения). Правительственные реформы сделали должность куриала наследственной и тем самым прикрепили куриалов к городу. Несмотря на то, что куриал принадлежал к господствующему классу, если он осмеливался самовольно покинуть свою должность, т.е. покинуть курию, город и бежать в свое поместье, его обязаны были вернуть. Репрессии на этом не заканчивались – за самовольную отлучку куриал мог быть заточен в тюрьму на долгие годы.

Ремесленники также подверглись процессу закрепощения – закрепощения городу. В III-IV вв. в Римской империи ремесленники принудительно объединялись в советы, получившие название коллегий. Члены коллегий назывались коллегиатами. Как и все остальные городские слои населения, коллегиаты указом императора были лишены права покидать город. Если коллегиат осмеливался нарушить этот запрет, то он насильно возвращался в город и с ним поступали еще более жестоко, чем с куриалами: его клеймили каленым железом, чтобы все видели, что этот человек совершил противоправный поступок.

Коллегиаты были принуждаемы поставлять рабовладельцу свою продукцию, и в правительственных документах этих бывших свободных ремесленников красноречиво называли «рабами государства».

Правительственные реформы реально приводили к упадку городской экономики, и по мере упадка городов и возврата к натуральному хозяйству в деревне начинает меняться характер хозяйства рабовладельца-землевладельца. Из латифундии оно постепенно превращается в виллу, из виллы – в поместье (кастеллюм), причем внешний облик владений также меняется. Дом, в котором жил рабовладелец-землевладелец, по своему облику все больше приближается к средневековому замку. У магната появилось войско, тюрьма. Менее богатые соседи начинают искать его покровительства. Ищут у него защиты и крестьяне – от притязаний других магнатов, разоряющих и захватывающих их земли. Получив согласие магната на покровительство и защиту, крестьяне выставляли на своих полях знаки – камни с соответствующей надписью о том, что это хозяйство находится под покровительством такого-то магната.

Чтобы поддержать господствующий класс империи – рабовладельцев, их приходящие в упадок хозяйства, имперское правительство пошло навстречу магнатам, наделив их обширнейшими иммунитетными правами. За ними был закреплен полицейский надзор, сбор налогов, право суда (уголовные дела из судопроизводства рабовладельцев-магнатов были изъяты). Им поручался сбор ополчения. Так частная власть рабовладельца-землевладельца-магната приобретает на закате Римской империи государственный, публично-правовой характер. Римский рабовладелец-землевладелец конца Империи становится в значительной степени государем, владыкой в своем кастеллюме и примыкающей к нему округе.

Правительство предпринимает целый ряд попыток преодолеть кризис не только в экономике, но ив сфере власти. Так, императоры Диоклетиан (284-305) и Константин I Великий проводят ряд реформ, которые должны были укрепить в первую очередь центральную власть и во вторую – финансово-административный аппарат империи. Взимание налогов в натуральной форме, проведение периодических переписей земель и населения в целях урегулирования налогового обложения, нормирование заработной платы, нормирование цен на товары, восстановление золотого обращения (был введен в обращение солид), юридическое оформление закрепощения крестьян-колонов, ремесленников-коллегиатов и т.д. – эти меры свидетельствуют о серьезных попытках центральной власти империи не только предотвратить окончательный распад государства, но и возродить, укрепить его.

В области реформирования центральной власти ясно проступает двойственность реформы. С одной стороны, императоры пытаются усилить свою власть, придавая ей диктаторские черты. Для этого вместо принципата (высшей структуры власти, сохранявшей республиканские черты) Диоклетиан вводит новую политическую систему – доминат, систему неограниченного самодержавия. Император Диоклетиан требовал своего полного обожествления и принесения жертв. При Диоклетиане происходили жестокие гонения и преследования христиан, которые не могли признать императора Богом, при всей своей лояльности к Риму.

При императорах Диоклетиане и Константине I Великом усиливается бюрократический аппарат. Сенат при этих императорах теряет свое значение, практически он перестает существовать. Власть Сената переходит к совету – консистории.

При этих императорах была увеличена регулярная армия, которая практически формировалась из наемников-варваров.

Имперские реформы власти, направленные к ее централизации, несли в себе явный парадокс, явное противоречие: стремясь к централизации, реформы приводили к децентрализаторским результатам. Диоклетиан делит Римскую империю на четыре крупных провинции между двумя Августами и двумя Цезарями. Каждый из этих четырех правителей имеет свой аппарат управления, столицу, войско и независимость от Рима, от центральной власти.

Константин I Великий возвращается к единодержавию, ликвидируя разделение империи. Но после смерти императора Феодосия I в 395 г. империя окончательно делится на два геополитических пространства – Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (впоследствии Византию), которые с самого начала находились в непримиримо-враждебных отношениях до самой гибели Западной Римской империи.

В 395 г. в связи с глубочайшим кризисом политический центр империи перемещается в Восточную Римскую империю, в Константинополь. Так зародился Новый Рим – Второй Рим. Одной из реформ Константина, которая преследовала цель духовно-идеологического укрепления империи, было дарование Медиоланским (Миланским) эдиктом Константина и Лициния в 313 г. свободы христианского вероисповедания. В 380 г. при императоре Феодосии Великом (379-395) христианство становится государственной религией («Эдикт о кафолической вере»).

В системе государственных структур империи начинает складываться новая церковная организация. В IV веке в Церкви сложился епископат. Римская Церковь развернула широкую миссионерскую деятельность в варварских племенах. В IV-VII вв. многие варвары приняли христианство в его арианской форме. В VII в. практически весь варварский мир Западной Европы был обращен в латинизированное христианство.

В церковной структуре складывается знаменитая пентархия. В епископате империи наиболее значительными и влиятельными были епископы Рима, Александрии, Константинополя, Антиохии и Иерусалима. В V в. епископы этих городов получили титул патриархов (римский и александрийский патриархи назывались также папами). Церковь имела свою иерархию («лестницу властей»). Патриархам подчинялись митрополиты и архиепископы, последним – епископы, управлявшие епархиями. Епархии состояли из приходов, которые управлялись священниками-пресвитерами.

Говоря о кризисе Римской империи, необходимо иметь в виду не только экономический, политический, религиозный кризис, но и социальный кризис, последствия которого особенно остро скажутся в период Великого переселения народов. Жертвами социального кризиса империи накануне ее падения стали угнетенные и отверженные слои римского населения – рабы, колоны, ремесленники. Основной костяк социального переворота в империи составляли эти силы. Обширную империю охватили восстания, из которых в первую очередь необходимо отметить восстание багаудов в Галлии и Испании в III-IV вв., движение циркумцеллионов в Северной Африке в IV-V вв., волнения скамаров в Реции, Паннонии и Норике в сер. V в.

Угнетенные массы империи, объединившись с соседями-варварами (главным образом, германцами), затем с племенами, вторгавшимися на территорию Западной Римской империи в период Великого переселения народов, сыграли серьезную роль в упадке и гибели Римской империи в 476 г.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История Средних веков

На сайте allrefs.net читайте: "История Средних веков". Автор: В. В. Карева.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Кризис рабовладельческого строя Римской Империи в III-V вв.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

I. РАННИЙ ПЕРИОД ФЕОДАЛИЗМА
1. Кризис рабовладельческого строя Римской Империи в III-V вв. 2. Северные соседи Римской Империи: кельты, германцы, славяне 3. Великое переселение народов. Образование варварских

II. КЛАССИЧЕСКИЙ И ПОЗДНИЙ ПЕРИОДЫ ФЕОДАЛИЗМА
1. Русско-византийские отношения IX-XV вв. 2. Монашеское движение в Западной Европе (Бенедиктинцы. Клюнийцы. Цистерцианцы. Августины). 3. Ереси. Нищенствующие ордена. Инквизиция.

Германцы
Об этих племенах известно больше, чем о кельтах. Первый источник, который используют историки, изучая германские племена – «Записки о Галльской войне» Юлия Цезаря (сочинение законч

Славяне
Слово «славяне» употребляется византийскими писателями довольно часто в VI в. Однако славянские племена были известны римским и греческим авторам гораздо раньше. Известия о славянах у древних автор

Великое переселение народов. Образование варварских государств
К концу IV в. отношение варварского мира к Римской империи становится откровенно враждебным. Слабость империи позволила варварским племенам усилить набеги на ее границы и захватывать ее территории.

Понятие и сущность западноевропейского феодализма
Термин «средние века» (от лат. medium aevum) возник в Италии в XV-XVI вв. в эпоху Возрождения, в среде гуманистов. Этот термин они ввели, чтобы отстраниться от предшествующего периода истори

Государство, право, Церковь в феодальном обществе
Социально-экономический строй, который сладывался в Западной Европе с V века, определил все функции и характер политической, правовой и идеологической системы ранних и более поздних феодальных госу

Периодизация истории Средних веков в Западной Европе
Исторический период Средних веков, или феодализма – один из самых продолжительных периодов в истории Европы, он длился 11-12 столетий. Феодализм многих европейских народов начался с разлож

Периодизация истории Средних веков в Византии
Начало истории Византии относится к IV в., когда император Константин I Великий переносит свою столицу из Рима в небольшой город Византий на Босфоре. История Византии делится на три периода.

Этнос и территория Византии
Византия (Восточная Римская империя) становится самостоятельным государством в IV в., после раздела Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Еще в 330 г. император Константин I Ве

Начало истории Французского королевства. Династия Меровингов. Хлодвиг
Франки – это германские варварские племена, которые вначале жили за Рейном. Название франк («отважный», «вольный», «свободный») появляется только в середине III в. Отношения франко

Империя Карла Великого. Внешняя и внутренняя политика. Союз Карла Великого и папства
Карл Великий – самый выдающийся представитель династии Каролингов. От его имени произошло название этой династии. Он стал королем рано, и его царствование растянулось на 46 лет (76

Священная Римская Империя германских императоров
Священная Римская империя представляла собой государственно-церковное образование, в котором должна была реализоваться папская идея Sacrum Romanum imperium. В 800 г. папа Лев III провозгласи

Средневековая культура
На рубеже античного и средневекового мира складывается патристика – корпус христианского вероучения, оформленный отцами Церкви – Августином (354-430),Иеронимом (34

Русско-византийские отношения IX-XV вв.
Прежде чем непосредственно подойти к этой теме, вернемся на насколько столетий вглубь, в эпоху правления византийских императоров Юстина и Юстиниана. Именно в правление этих императоров, особенно Ю

Григорианская реформа. Установление папской теократии
После принятия христианства Западной Европой в раннем средневековье, в VI-VII вв. на ее территории появляются монастыри. К периоду развитого средневековья эти монастыри начинают отходить от первона

Ереси. Нищенствующие ордена. Инквизиция. Папство XIV-XVI вв.
Реформирование католицизма Западной Европы вызвало начало глубокого процесса, получившего название внутренней христианизации Европы. В XII-ХIII вв. вся Европа была охвачена еретическим движением, к

Крестовые походы
В исторической науке принято рассматривать Крестовые походы как войны западно-европейских феодалов, горожан, крестьян, развязанные Западной Европой на Ближнем Востоке (Сирия, Палестина, Северная Аф

Средневековый город
Средневековый город следует рассматривать как парадигму западноевропейского феодализма. Такого городского феномена не знала Византийская империя, несмотря на множество городов. Средневеков

Норманнское завоевание Англии
В VIII-IX вв. начался массовый исход жителей Скандинавского полуострова, датчан из Ютландии. Они направлялись на континент и в Англию. В разных странах скандинавы получали новое имя. Те, кто пришел

Английский парламент
Английский парламент был специфичным сословно-представительным органом, не похожим ни на один представительный институт Европы. Он оформился в ходе гражданских войн 1263-1267 гг. К этим войнам прив

Образование национальных государств. Франция XI-XV вв.
Классическим образцом образования национальных государств в Европе периода развитого и позднего феодализма является история государственного образования Франции, и этим образцом Франция оставалась

Столетняя война
В 1337 г. началась самая длительная война в мировой истории – война между Англией и Францией, получившая название Столетней войны, которая закончилась в 1453 г.

Столетняя война
В 1337 г. началась самая длительная война в мировой истории – война между Англией и Францией, получившая название Столетней войны, которая закончилась в 1453 г.

Мартин Лютер
Движение за реформы в католической церкви приобрело в XVI в. общеевропейский характер и нашло поддержку в разных слоях населения. Католическая церковь во главе с ее интернациональным центром, папск

Вормский конкордат. Начало раскола Реформации
К тому моменту, когда папа отлучил Лютера от Церкви, слава его достигает апогея. К «95-ти тезисам» у реформаторов не было единого отношения, но это было уже не столь важно. Важно было другое: эти «

Реформация в Швейцарии
В начале XVI в. Швейцария представляла собой конфедеративное государство. В состав швейцарской конфедерации входили кантоны и союзные земли. Каждый кантон обладал автономией. Общие дела конфедераци

Реформация в Англии
В Англии Реформация началась значительно позже, чем на континенте – во время правления Генриха VIII, в 30-е годы XVI в. Реформационные идеи в Англии начали оформляться еще в XIV в.

Реформация во Франции
В каждой стране были свои специфические основы реформационного движения, поэтому и характер Реформации в каждой стране разный. Реформация в Англии не похожа на Реформацию в Германии или в Швейцарии

Контрреформация
В первой половине XVI в. Реформация распространилась в Англии, в Шотландии, в Скандинавских странах. Она проникла во Францию, Польшу и Венгрию. Католическая церковь терпеть такую ситуацию долго не

Крестьянская война в Германии под руководством Томаса Мюнцера
В отечественной историографии на крестьянскую войну в Германии под руководством Томаса Мюнцера существуют две основные точки зрения. Долгое время считалось, что типологически это была крестьянская

Гуситские войны в Чехии
В начале XV в. в Чехии развернулось широкое оппозиционное движение против католической церкви и прежде всего немецкого засилья. Чехия входила в состав Священной Римской империи, была ее окраиной, и

Возрождение
Возрождение (франц. – Ренессанс), парадигма позднего феодализма и начала Нового времени, на три столетия определило все стороны западноевропейской жизни. Колыбелью Возрождения была Италия, родина а

Искусство Раннего Возрождения. Живопись. Скульптура. Архитектура.
Первые итальянские живописцы раннего Возрождения сохранили в своих работах многое из канонов средневековья. Это в первую очередь относится к знаменитым флорентийским художникам Джотто

Высокое и Позднее Возрождение в Италии
Высокое Возрождение в Италии (конец XV – первая половина XVI в.) – время наибольшего расцвета ее живописи, зодчества, скульптуры. Последующий период с 30-х гг. до конца XVI в. приходится на позднее

Немецкое Возрождение
В Германии гуманистическая культура начинает складываться в XV в. К этой культуре принадлежали представители самых разных творческих областей – философы, естествоиспытатели, лингвисты, литераторы,

Английское Возрождение
Гуманистическая культура в Англии сложилась в XVI в. Центром ее был Оксфордский кружок гуманистов, куда входили Гросин, Линакр, Джон Колет – восторженные поклонники античности и итальянских гуманис

Французское Возрождение
Возрождение оформляется во Франции в конце XV – нач. XVI вв. Покровителем зарождающегося французского гуманизма выступил король Франциск I (1515-1547). Он приглашал к королевскому

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ
102-101 гг. до Р. X. Нашествие германских племен кимвров и тевтонов на Рим 58-50 гг. до Р.Х. Войны Юлия Цезаря в Галлии

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги