рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Возрождение

Возрождение - раздел История, История Средних веков Возрождение (Франц. – Ренессанс), Парадигма Позднего Феодализма И Начала Ново...

Возрождение (франц. – Ренессанс), парадигма позднего феодализма и начала Нового времени, на три столетия определило все стороны западноевропейской жизни. Колыбелью Возрождения была Италия, родина античной культуры. Глубокий интерес итальянского общества к античности и попытки ее возрождения легли в основу Возрождения. Итальянское Возрождение делится на три периода: Раннее Возрождение (ХIV-ХVвв.), Высокое Возрождение (конец XV-XVI вв.) и Позднее Возрождение (XVI в.).

Практически во всех аспектах его проявления феномен Возрождения вызывает среди исследователей многочисленные споры и разногласия. Прежде всего, нет единого мнения о характере этой культуры – была ли она порождением позднего феодализма или раннебуржуазных отношений.

Причинами Возрождения послужили глубокие изменения в области экономики. В XIV в. в Италии начинают бурно развиваться города, расцветает промышленность, возникают капиталистические мануфактуры. Резко возрастает торговля страны со странами Западной Европы и особенно с Востоком. Итальянские банки ведут международные валютные операции. В Италии зарождаются раннекапиталистические отношения.

Деятели Возрождения, гуманисты, были в основном филологами, историками, писателями, юристами, художниками. Гуманисты разыскивали произведения античных скульпторов, рукописи античных писателей. Были найдены сочинения многих античных авторов, в частности, Цицерона и Тита Ливия. Гуманисты возрождали «золотую латынь» минувших веков, очищая ее от серьезной трансформации средневековья. Были переведены на латинский язык сочинения Аристотеля, Платона, Плутарха. Из Византии во Флоренцию (где зародилось Возрождение) ввозились греческие рукописи. Формировалась самобытная и неповторимая итальянская культура Возрождения.

Мировоззрение как идеология Возрождения обозначалось термином гуманизм (от лат. humanus – человеческий). В отличие от деятелей средневековья, в центр своих интересов гуманисты поставили человека, а не Бога. Гуманисты рассматривали человека как творца всех ценностей и своей судьбы, как существо, добивающееся успеха разумом, жизненной активностью и оптимизмом. Для них человек – венец всего живущего.

Творцам новой культуры была чужда идея греховности человека и, в частности, средневековая идея греховности тела. Идеалом становится гармония тела и души, или даже только прекрасное тело, образцом которого были древнегреческие скульптуры Фидия и Праксителя. Отход от церковно-религиозного мировоззрения приводил к уничтожению основ средневековой религиозной морали и этики. Гуманистическая культура все больше приобретала светский характер. Гуманист Лоренцо Балла (1407-1457) в трактате «О подложности Константинова дара» писал о том, что «Константинов дар» является легендой, вымыслом, что этот документ вышел из папской канцелярии в VIII в. Сочинение Лоренцо Баллы подрывало теократическую политику папства.

Сделав человека центральной фигурой культуры Возрождения, гуманисты оформили одну из важнейших черт новой идеологии – индивидуализм: не родовитость, не знатное происхождение, а только личные, чисто индивидуальные качества человека обеспечивают его успех в жизни.

С самого начала в формировании новой культуры принимали участие многие выдающиеся ученые, писатели, художники. Крупнейшей фигурой, стоящей на грани средневековья и гуманизма, был Данте Алигьери (1265-1321), автор знаменитой «Божественной комедии», в которой отразилось мировоззрение переходного периода от Средних веков к Новому времени, к Возрождению. Поэма Данте была одним из первых произведений, написанных не на латыни, а на итальянском языке. Художественное совершенство и эмоциональная напряженность «Божественной комедии» оставляют неизгладимое впечатление. Многие понятия «Божественной комедии» (такие как «девять кругов ада», «последний круга ада» и др.) прочно вошли в культурный обиход человечества. Не менее, чем «Божественной комедией», Данте знаменит своей любовной лирикой, обращенной к Прекрасной Даме Беатриче.

Перу Данте принадлежит трактат «О монархии», который широко использовали гуманисты, занимавшиеся проблемами государственного и политического устройства раздробленной Италии. В своем трактате Данте писал о необходимости объединения Италии, которую мечтал видеть центром возрождения античной Римской империи.

Если Данте называют последним человеком Средневековья и первым человеком Нового времени, то первым гуманистом Италии был Франческо Петрарка (1304-1374). Наряду с Джованни Боккаччо Петрарка явился создателем итальянского литературного языка. На итальянском языке он писал прекрасные сонеты, обращенные к возлюбленной Лауре. Петрарка был не только выдающимся поэтом, но и общественным деятелем. Он отрицательно относился к римской курии, которую называл «средоточием невежества». «Поток скорбей, обитель злобы дикой, храм ересей и школа заблужденья», – так обращался он к Ватикану. Обеспокоенный судьбой Италии, в канцоне «Италия моя» Петрарка с надеждой пишет о ее будущем единстве. К проблеме единой Италии будут обращаться практически все итальянские гуманисты.

Петрарка прославился как философ, противопоставивший средневековой схоластике науку о человеке. Он не связывал достоинства человека с его происхождением. По его словам, у всех людей кровь красного цвета. При этом Петрарка часто испытывал душевную дисгармонию; его гуманизм отличается идеологическими противоречиями, характерными для мировоззрения человека переходной эпохи от Средневековья к Новому времени.

Петрарка был знаменит еще при жизни. Современники увенчали его лавровым венком и официально признали величайшим поэтом.

Гуманистические идеалы Джованни Боккаччо (1313-1375) отражены в его сочинении «Декамерон». В отличие от Петрарки или Данте, слава Боккаччо носила несколько скандальный характер. «Декамерон» был запрещен. Тем не менее это сочинение пользовалось огромной популярностью не только в Италии, но и в других странах. Также как и творения Петрарки, «Декамерон» (сборник из ста новелл) был написан на итальянском языке. Многие сюжеты сборника были заимствованы Боккаччо из жизни его родной Флоренции. Автор «Декамерона» отстаивал право человека на счастье, на чувственные радости и любовь. Боккаччо также проводит излюбленную гуманистами идею личных достоинств, знания, творческого начала человека. В «Декамероне» безжалостно высмеивается католический клир. Неудивительно, что со своей стороны церковь жестоко преследовала Боккаччо. Сразу же после выхода из печати «Декамерон» был включен в «Индекс запрещенных книг».

Интересы гуманистов были широки. Большой интерес у них вызывала история, в первую очередь история Италии, итальянского народа. Они занимались также периодизацией истории. Известному итальянскому гуманисту XV в. Флавио Бьондо принадлежит сочинение «История от упадка Римской империи». Он ввел новую периодизацию истории: античность, средние века, новое время.

Гуманисты придавали истории большое значение не только в политическом и культурном плане, но и в плане воспитательном. «... посредством изучения истории то, что само по себе смертно, становится бессмертным, то, что отсутствует, становится явным», – писал итальянский гуманист Марсилио Фичино.

Итальянские гуманисты много трудились в области разработки этических учений. Новая эпоха вырабатывали новые ценностные ориентиры. Этика гуманистов вырастала из нового понимания науки не только как комплекса знаний, но и как средства воспитания человека, воспитания личности. В первую очередь это относилось к гуманитарным наукам – риторике, философии, этике, истории и литературе. Знаменитый гуманист Колюччо Салютати (1331-1406) ратовал за действенную борьбу со злом, чтобы затем создать царство добра. В своих работах Салютати подчеркивал наличие и значение у человека свободы воли.

Леонардо Бруни (1369-1444) разрабатывал теорию «гражданского гуманизма». Он утверждал, что демократия и свобода являются единственной и естественной формой человеческой общности. Говоря о демократии как форме государства, Бруни в первую очередь имел в виду пополанскую демократию, т.е. народную демократию. Он полагал, что высшее счастье – это деятельность человека на благо общества и родины. Леонардо Бруни явился создателем теории гуманистической педагогики и первым поборником женского образования. Бруни высоко ценил античную философию.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История Средних веков

На сайте allrefs.net читайте: "История Средних веков". Автор: В. В. Карева.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Возрождение

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

I. РАННИЙ ПЕРИОД ФЕОДАЛИЗМА
1. Кризис рабовладельческого строя Римской Империи в III-V вв. 2. Северные соседи Римской Империи: кельты, германцы, славяне 3. Великое переселение народов. Образование варварских

II. КЛАССИЧЕСКИЙ И ПОЗДНИЙ ПЕРИОДЫ ФЕОДАЛИЗМА
1. Русско-византийские отношения IX-XV вв. 2. Монашеское движение в Западной Европе (Бенедиктинцы. Клюнийцы. Цистерцианцы. Августины). 3. Ереси. Нищенствующие ордена. Инквизиция.

Кризис рабовладельческого строя Римской Империи в III-V вв.
В античности (рабовладельческий период) Римская империя была самым крупным и могущественным государством, подчинявшим себе не только те страны, которые входили в ее состав, но оказывавшим влияние и

Германцы
Об этих племенах известно больше, чем о кельтах. Первый источник, который используют историки, изучая германские племена – «Записки о Галльской войне» Юлия Цезаря (сочинение законч

Славяне
Слово «славяне» употребляется византийскими писателями довольно часто в VI в. Однако славянские племена были известны римским и греческим авторам гораздо раньше. Известия о славянах у древних автор

Великое переселение народов. Образование варварских государств
К концу IV в. отношение варварского мира к Римской империи становится откровенно враждебным. Слабость империи позволила варварским племенам усилить набеги на ее границы и захватывать ее территории.

Понятие и сущность западноевропейского феодализма
Термин «средние века» (от лат. medium aevum) возник в Италии в XV-XVI вв. в эпоху Возрождения, в среде гуманистов. Этот термин они ввели, чтобы отстраниться от предшествующего периода истори

Государство, право, Церковь в феодальном обществе
Социально-экономический строй, который сладывался в Западной Европе с V века, определил все функции и характер политической, правовой и идеологической системы ранних и более поздних феодальных госу

Периодизация истории Средних веков в Западной Европе
Исторический период Средних веков, или феодализма – один из самых продолжительных периодов в истории Европы, он длился 11-12 столетий. Феодализм многих европейских народов начался с разлож

Периодизация истории Средних веков в Византии
Начало истории Византии относится к IV в., когда император Константин I Великий переносит свою столицу из Рима в небольшой город Византий на Босфоре. История Византии делится на три периода.

Этнос и территория Византии
Византия (Восточная Римская империя) становится самостоятельным государством в IV в., после раздела Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Еще в 330 г. император Константин I Ве

Начало истории Французского королевства. Династия Меровингов. Хлодвиг
Франки – это германские варварские племена, которые вначале жили за Рейном. Название франк («отважный», «вольный», «свободный») появляется только в середине III в. Отношения франко

Империя Карла Великого. Внешняя и внутренняя политика. Союз Карла Великого и папства
Карл Великий – самый выдающийся представитель династии Каролингов. От его имени произошло название этой династии. Он стал королем рано, и его царствование растянулось на 46 лет (76

Священная Римская Империя германских императоров
Священная Римская империя представляла собой государственно-церковное образование, в котором должна была реализоваться папская идея Sacrum Romanum imperium. В 800 г. папа Лев III провозгласи

Средневековая культура
На рубеже античного и средневекового мира складывается патристика – корпус христианского вероучения, оформленный отцами Церкви – Августином (354-430),Иеронимом (34

Русско-византийские отношения IX-XV вв.
Прежде чем непосредственно подойти к этой теме, вернемся на насколько столетий вглубь, в эпоху правления византийских императоров Юстина и Юстиниана. Именно в правление этих императоров, особенно Ю

Григорианская реформа. Установление папской теократии
После принятия христианства Западной Европой в раннем средневековье, в VI-VII вв. на ее территории появляются монастыри. К периоду развитого средневековья эти монастыри начинают отходить от первона

Ереси. Нищенствующие ордена. Инквизиция. Папство XIV-XVI вв.
Реформирование католицизма Западной Европы вызвало начало глубокого процесса, получившего название внутренней христианизации Европы. В XII-ХIII вв. вся Европа была охвачена еретическим движением, к

Крестовые походы
В исторической науке принято рассматривать Крестовые походы как войны западно-европейских феодалов, горожан, крестьян, развязанные Западной Европой на Ближнем Востоке (Сирия, Палестина, Северная Аф

Средневековый город
Средневековый город следует рассматривать как парадигму западноевропейского феодализма. Такого городского феномена не знала Византийская империя, несмотря на множество городов. Средневеков

Норманнское завоевание Англии
В VIII-IX вв. начался массовый исход жителей Скандинавского полуострова, датчан из Ютландии. Они направлялись на континент и в Англию. В разных странах скандинавы получали новое имя. Те, кто пришел

Английский парламент
Английский парламент был специфичным сословно-представительным органом, не похожим ни на один представительный институт Европы. Он оформился в ходе гражданских войн 1263-1267 гг. К этим войнам прив

Образование национальных государств. Франция XI-XV вв.
Классическим образцом образования национальных государств в Европе периода развитого и позднего феодализма является история государственного образования Франции, и этим образцом Франция оставалась

Столетняя война
В 1337 г. началась самая длительная война в мировой истории – война между Англией и Францией, получившая название Столетней войны, которая закончилась в 1453 г.

Столетняя война
В 1337 г. началась самая длительная война в мировой истории – война между Англией и Францией, получившая название Столетней войны, которая закончилась в 1453 г.

Мартин Лютер
Движение за реформы в католической церкви приобрело в XVI в. общеевропейский характер и нашло поддержку в разных слоях населения. Католическая церковь во главе с ее интернациональным центром, папск

Вормский конкордат. Начало раскола Реформации
К тому моменту, когда папа отлучил Лютера от Церкви, слава его достигает апогея. К «95-ти тезисам» у реформаторов не было единого отношения, но это было уже не столь важно. Важно было другое: эти «

Реформация в Швейцарии
В начале XVI в. Швейцария представляла собой конфедеративное государство. В состав швейцарской конфедерации входили кантоны и союзные земли. Каждый кантон обладал автономией. Общие дела конфедераци

Реформация в Англии
В Англии Реформация началась значительно позже, чем на континенте – во время правления Генриха VIII, в 30-е годы XVI в. Реформационные идеи в Англии начали оформляться еще в XIV в.

Реформация во Франции
В каждой стране были свои специфические основы реформационного движения, поэтому и характер Реформации в каждой стране разный. Реформация в Англии не похожа на Реформацию в Германии или в Швейцарии

Контрреформация
В первой половине XVI в. Реформация распространилась в Англии, в Шотландии, в Скандинавских странах. Она проникла во Францию, Польшу и Венгрию. Католическая церковь терпеть такую ситуацию долго не

Крестьянская война в Германии под руководством Томаса Мюнцера
В отечественной историографии на крестьянскую войну в Германии под руководством Томаса Мюнцера существуют две основные точки зрения. Долгое время считалось, что типологически это была крестьянская

Гуситские войны в Чехии
В начале XV в. в Чехии развернулось широкое оппозиционное движение против католической церкви и прежде всего немецкого засилья. Чехия входила в состав Священной Римской империи, была ее окраиной, и

Искусство Раннего Возрождения. Живопись. Скульптура. Архитектура.
Первые итальянские живописцы раннего Возрождения сохранили в своих работах многое из канонов средневековья. Это в первую очередь относится к знаменитым флорентийским художникам Джотто

Высокое и Позднее Возрождение в Италии
Высокое Возрождение в Италии (конец XV – первая половина XVI в.) – время наибольшего расцвета ее живописи, зодчества, скульптуры. Последующий период с 30-х гг. до конца XVI в. приходится на позднее

Немецкое Возрождение
В Германии гуманистическая культура начинает складываться в XV в. К этой культуре принадлежали представители самых разных творческих областей – философы, естествоиспытатели, лингвисты, литераторы,

Английское Возрождение
Гуманистическая культура в Англии сложилась в XVI в. Центром ее был Оксфордский кружок гуманистов, куда входили Гросин, Линакр, Джон Колет – восторженные поклонники античности и итальянских гуманис

Французское Возрождение
Возрождение оформляется во Франции в конце XV – нач. XVI вв. Покровителем зарождающегося французского гуманизма выступил король Франциск I (1515-1547). Он приглашал к королевскому

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ
102-101 гг. до Р. X. Нашествие германских племен кимвров и тевтонов на Рим 58-50 гг. до Р.Х. Войны Юлия Цезаря в Галлии

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги