Немецкое Возрождение

В Германии гуманистическая культура начинает складываться в XV в. К этой культуре принадлежали представители самых разных творческих областей – философы, естествоиспытатели, лингвисты, литераторы, поэты, проповедники гуманистического толка. Немецкими гуманистами, также как и итальянскими, обсуждался вопрос о создании единой Германии. Характер возрожденческой культуры, и немецкой в частности, требовал, чтобы слова и сочинения гуманистов доходили до широкой публики и формировали ее сознание в гуманистическом плане. Переписка сочинений гуманистов была медлительна и малоэффективна в деле гуманистического воспитания европейского общества. И в 1440 г. Иоганн Гутенберг (1397-1468) изобретает книгопечатание.

Крупнейшим художником немецкого Возрождения был Альбрехт Дюрер (1471-1528). Особую известность получила его серия гравюр «Апокалипсис».

Крупным представителем немецкого гуманизма являлся Иоганн Рейхлин (1455-1522), филолог и философ. В философии Рейхлин попытался провести своеобразный эксперимент: примирить с гуманизмом христианскую мораль. Эксперимент закончился полной неудачей.

Среди немецких гуманистов и реформаторов первой четверти XVI в. выделяется Ульрих фон Гуттен (1488-1523), один из составителей уникального памятника немецкой гуманистической литературы, знаменитых «Писем темных людей». В немецкой гуманистической литературе сложился обличительный жанр, блестящим образцом которого является сатира «Корабль дураков».