рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

МИРЧА ЭЛИАДЕ=ОККУЛЬТИЗМ, КОЛДОВСТВО И МОДЫ В КУЛЬТУРЕ Библиотека Fort/Da

МИРЧА ЭЛИАДЕ=ОККУЛЬТИЗМ, КОЛДОВСТВО И МОДЫ В КУЛЬТУРЕ Библиотека Fort/Da - раздел История, Сканирование: Anton Shekhovtsov (Библиотека Fort/da) || Slavaaa@yandex.ru || ...

Сканирование: Anton Shekhovtsov (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html || Текст взят http://www.livejournal.com/community/ru_mythology/28225.html?view

Выражаю свою искреннюю благодарность Максиму Мошкову за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для отсканированных мной книг в течение многих лет.

update 14.10.13

 

МИРЧА ЭЛИАДЕ

ОККУЛЬТИЗМ, КОЛДОВСТВО И МОДЫ В КУЛЬТУРЕ

MIRCEA ELIADE

OCCULTISM, WITCH CRAFT AND CULTURAL FASHIONS

The University of Chicago Press

 

«СОФИЯ»

ИД «Гелиос»
2002

 

ББК 63.5

Э46

Перевод с английского Е. В. Сорокиной

Редакторы Л. Б. Комисарова, М. А. Добровольский

Э46

Элиаде Мирча

Оккультизм, колдовство и моды в культуре/ Пер. с анг. - К.: «София»; М.: ИД «Гелиос», 2002. — 224 с.

Перепечатка отдельных частей и произведения в целом без письменного разрешения издательства запрещена и преследуется по закону

© Е.В. Сорокина, перевод

© «София», 2002

© ИД «Гелиос», 2002

ISBN 966-7319-60-1

ISBN 5-344-00159-2

Содержание. 2

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 3

I. МОДЫ В КУЛЬТУРЕ И ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ*. 4

Неожиданные мифологии художника. 4

«Тотемические пиры» и мифические верблюды.. 6

Журнал «Планета». 8

Культурное значение популярности Тейяра де Шардена. 10

Мода на структурализм.. 11

II. МИР, ГОРОД, ДОМ*. 13

Жизнь в своем собственном мире. 13

Космогоническая модель построения города. 15

Дом в центре мира. 17

Израиль, Святая земля. 19

Космические и библейские религии. 20

III. МИФОЛОГИИ СМЕРТИ: ВВЕДЕНИЕ*. 21

Мифы о происхождении смерти. 21

Космологическая символика погребальных ритуалов. 23

Ритуальное и экстатическое переживание смерти. 24

Парадоксальное многообразие мест пребывания души после смерти. 26

Мифические погребальные географии. 27

Смерть как coincidentia oppositorum.. 28

IV. ОККУЛЬТИЗМ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР*. 29

«Взрыв оккультизма» последнего времени. 36

Надежда на Renovatio. 38

Еще одно толкование и оценка эзотеризма: Рене Генон. 39

V. НЕКОТОРЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ ПО ПОВОДУ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧЕРНОЙ МАГИИ*. 41

Историография черной магии и история религий. 42

Случай benandanti 43

Румынские параллели: strigoi и «Отряд Дианы». 46

Cǎluşari — «очищающие» плясуны.. 48

Слияние противоположностей: Sântoaderi и zîne. 49

Погашенный свет (lucerna extincta) 50

Ритуальные оргии и ностальгия по «началу мира». 52

VI. ДУХ, СВЕТ И СЕМЯ*. 54

Antarjyotih (внутренний свет) и солнечное семя. 55

Монголы и тибетцы: оплодотворяющий свет. 57

Свет и семя в тантризме. 57

«Kundagolaka»: Игра и Мастер. 59

Приятный парадокс. 60

Xvarenah и семенная жидкость. 60

Манихейство: плененный свет. 62

«Смешение» и «разделение». 63

Эбиониты*: освящение семенем.. 64

Морфология световых видений. 66

Пример из Южной Америки: «Отец-Солнце», сексуально-световая символика и галлюцинации. 67

ПРИМЕЧАНИЯ.. 70

Глава 1. 70

Глава 2. 70

Глава 3. 71

Глава 4. 72

Глава 5. 75

Глава 6. 78

 

Содержание

Предисловие ........................................................... 8

I. Моды в культуре и история религий

Неожиданные мифологии художника........................ 11

«Тотемические пиры» и мифические верблюды ......... 15

Журнал «Планета» .................................................. 22

Культурное значение популярностиТейара де Шардена 26

Мода на структурализм........................................... 30

II. Мир, город, дом

Жизнь в своем собственном мире ............................. 37

Космогоническая модель построения города............. 42

Дом в центре мира ................................................... 47

Израиль, Святая земля ............................................ 51

Космические и библейские религии ............................ 54

III. Мифологии смерти: Введение

Мифы о происхождении смерти .............................. 59

Космологическая символика погребальных ритуалов 64

Ритуальное и экстатическое переживание смерти 67

Парадоксальное многообразие мест пребывания души после смерти 72

Мифические погребальные географии ....................... 75

Смерть как coincidentia oppositorum ......................... 77

IV. Оккультизм и современный мир

Французские писатели XIX века и их интерес к оккультизму 84

Эзотерические учения и современные гуманитарные науки 91

«Взрыв оккультизма» последнего времени 98

Надежда на Renovatio............................................. 105

Еще одно толкование и оценка эзотеризма:Рене Генон 108

V. Некоторые наблюдения по поводу европейской черной магии

Историография черной магии и история религий 115

Случай benandanti 120

Румынские параллели: strigoi и «Отряд Дианы» 127

Căluşari — «очищающие» плясуны 131

Слияние противоположностей: Santoaderi и zine 133

Погашенный свет (Lucerna Extincta) 138

Ритуальные оргии и ностальгия по «началу мира» 143

VI. Дух, свет и семя

Монголы и тибетцы: оплодотворяющий свет ........ 158 Свет и семя в тантризме ....................................... 159 «Kundagolaka»: Игра и Мастер 162

Посвящается Джузеппе Туччи

В память о наших дискуссиях в Калькутте, 1929-1931

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

С возрастом у всякого плодовитого автора непременно наступает такой момент, когда он обнаруживает, что многие из задуманных им и наиболее дорогих его сердцу книг так и остались ненаписанными. Не знаю, как реагируют на такое неприятное открытие другие авторы, но что касается меня, то я с печальным смирением решил отказаться от завершения ряда работ, подготовленных или частично написанных за последние двадцать пять лет. Однако, как обычно случается, время от времени я пользовался этими заметками и материалами при подготовке лекций, выступлений и журнальных статей. Разумеется, такие случайные эссе не являются обобщением результатов многолетних исследований, и в них не всегда бывают последовательно изложены многие аспекты рассматриваемой темы. Но их преимущество в том, что, будучи подготовлены для аудитории, состоящей, по большей части, из неспециалистов, они становятся доступными любому мыслящему читателю. Этим преимуществом нельзя пренебрегать, несмотря на риск, сопутствующий всякой попытке «популяризации». В конечном счете, единственное невинное желание ученого состоит в том, чтобы его идеи стали известными вне его собственной научной сферы. По многим причинам, упоминаемым в некоторых моих ранних работах, это желание следует особенно поощрять у студентов, изучающих историю религий.

 

Итак, материалы, составляющие данный том, я выбрал из нескольких дюжин лекций и статей, написанных за последние десять лет. Все они, прямо или косвенно, связаны с задуманными мною большими работами. Преобладающая часть этих эссе носит вводный характер; их основная задача — вспомнить некоторые старые, но забытые сейчас проблемы или же возобновить связанную с ними полемику в новом или не совсем привычном аспекте. За исключением последнего эссе (глава 6), все работы, собранные в этой книге, изначально были написаны как лекции. Я не пытался изменить их устный стиль, а лишь добавил примечания и — кое-где — несколько абзацев, дополняющих сказанное.

Очевидно, последняя глава — «Дух, свет и семя» — отчасти контрастирует с остальными главами. Она была написана для научного журнала, в ней рассмотрены многочисленные документы, относящиеся к некоторым малоизвестным культурам, а в примечаниях приводится обширная библиография. Но такие внешние (хочется сказать: типографские) черты не должны вводить в заблуждение читателя: этот текст не претендует на принадлежность к произведениям чистой эрудиции. Обилие цитат и критических ссылок служит просто для ознакомления читателя с некоторыми из бесчисленных выражений архаического и широко распространенного теологумена, а именно отождествления божественной и «духовной» формы бытия с опытом Чистого Света и отождествления божественной созидательной способности с разноцветным сиянием света как божественного семени. Это чрезвычайно увлекательный вопрос,

 

 

имеющий также большое значение для проблемы «универсалий» (или «инвариантов») в истории религиозного опыта. Действительно, отождествление Дух = Свет = божественная (духовная) созидательная способность, рассматриваемое параллельно с морфологией световых теофаний и опыта «внутреннего света», позволяет историку религий считать понятие «универсалии» не менее значительным, чем хорошо известная в наше время реалия mysterium tremendum (тайна, внушающая трепет).

Я выражаю благодарность моим бывшим студентам, которые откорректировали и стилистически усовершенствовали тексты: профессорам Нэнси Фальк (глава 1), Норману Жирардо (глава 2) и Парку Макгинти (глава 6). Я особенно благодарен моему ассистенту, м-ру Брюсу Линкольну, за тщательную корректировку и редакцию глав 3,4 и 5. Кроме того, эти страницы, как и все мои работы за последние двадцать пять лет, не могли были быть написаны, если бы не вдохновляющее присутствие и неизменная поддержка моей жены. Но... «О чем сказать невозможно, о том следует молчать»1.

Мирча Элиаде

Чикагский университет

_______________

1 Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. Предисловие//Философские работы. Часть I. M., 1994. Пер. М. С. Козловой.

 

I. МОДЫ В КУЛЬТУРЕ И ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ*

Неожиданные мифологии художника

*Лекция, прочитанная в Чикагском университете в октябре 1965 года и опубликованная в книге «История религий: очерки проблемы понимания» (The History…    

Тотемические пиры» и мифические верблюды

Тщетно этнологи, современники Фрейда, начиная с В.Х.Риверса и Ф.Боаса и кончая А.Л.Кребером, Б.Малиновским и В.Шмидтом, показывали абсурдность…    

Культурное значение популярности Тейяра де Шардена

    Вероятно, журнал «Планета» и произведения Тейяра де Шардена читают разные люди, но тем не менее между ними много…

Мода на структурализм

    мер, кибернетика, теория связи, марксизм, лингвистика, абстрактное искусство и Бела Барток, додекафонная музыка и…

Жизнь в своем собственном мире

_______________ *Лекция, прочитанная в Университете Лойолы, Чикаго, в феврале 1970г.  

Космогоническая модель построения города

    никает не только прорыв в однородности пространства; при этом также происходит проявление абсолютной реальности,…

Дом в центре мира

На самом деле, как правило, невозможно говорить о доме, не упоминая о городе, святилище или мире. Во многих случаях то, что можно сказать о доме,…    

Израиль, Святая земля

    му вертикальному образу поставлено в соответствие горизонтальное пространство, так как подземный мир можно соотнести с…

Космические и библейские религии

    является священной страной, так как священна ее история, состоящая из длинных мифических рядов событий, задуманных и…

Мифы о происхождении смерти

«Человеческая личность до рождения является чисто духовной; в ранние периоды жизни, когда человек социально оказывается в одной категории с… Большинство наших современников, независимо от того, что они думают о смерти,… _______________

Космологическая символика погребальных ритуалов

Существует также представление, что при сотворении человека Создатель даровал ему душу, в то время как тело ему дала земля. В момент смерти эти две… Такие аналогии между космогонией, антропогенезом и смертью указывают, так…  

Ритуальное и экстатическое переживание смерти

    биологическому рождению; иначе говоря, оно не «дано», а должно быть ритуально создано. В этом смысле смерть является…

Парадоксальное многообразие мест пребывания души после смерти

    его рядом с телом мученика. И этот великий теолог написал на могиле следующее изречение: «Амвросий похоронил своего…

Мифические погребальные географии

Однако нас интересует не бесконечное разнообразие этих фантастических стран, но, как уже было сказано, тот факт, что они все еще питают и возбуждают…    

Смерть как coincidentia oppositorum

    летворительным выходом для мифических предков было бы выбрать сразу и камень, и банан. Ни то, ни другое в отдельности…

Французские писатели XIX века и их интерес к оккультизму

    Элифас Леви, умерший в 1875 году, пользовался величайшим уважением у следующего поколения французских неооккультистов.…

Эзотерические учения и современные гуманитарные науки

    по эзотерическим учениям и тайным методам, вышедших между 1940 и 1960 годами. Разумеется, не следует забывать о том,…

Взрыв оккультизма» последнего времени

    «В астрологическом бизнесе хватает дела для десяти тысяч астрологов с полной занятостью и ста семидесяти пяти тысяч —…

Надежда на Renovatio

    мом деле, большая часть приверженцев новых культов находится почти в полном неведении относительно своего собственного…

Еще одно толкование и оценка эзотеризма: Рене Генон

    радикальное отрицание выдающимся представителем современного эзотеризма, Рене Геноном. Генон, родившийся в 1886 году в…

Историография черной магии и история религий

    зать, что по мере его изучения феномен черной магии оказывается все более сложным и, следовательно, более трудным для…

Случай benandanti

    сущих шабашам ведьм: там не было никакого отречения от веры, никакого поношения священных символов или Креста,…

Cǎluşari — «очищающие» плясуны

    запрещается разговаривать под страхом болезней, которыми, в случае непослушания, поразят их феи40.

Слияние противоположностей: Sântoaderi и zîne

    ных отношений между феями (zîne) и căluşari. В румынских народных верованиях важную роль играет группа…

Antarjyotih (внутренний свет) и солнечное семя

_______________ * Одна из групп ведических текстов. (Здесь и далее прим. перев.)  

Монголы и тибетцы: оплодотворяющий свет

    дения душа ребенка входит в голову матери через лобный шов, sutura frontalis (brahmarandra), и таким же путем душа…

Свет и семя в тантризме

_______________ * Чандракирти — буддийский логик VII в. н. э.  

Kundagolaka»: Игра и Мастер

    ритуал, направленный на достижение ānandaviśrānti, «покоя в блаженстве». Во время ритуального слияния…

Приятный парадокс

гой стороны, нельзя забывать о том, что основное учение тантризма, как в индуистской, так и в буддистской традициях, имеет парадоксальный характер.… «...принадлежит нирване, но проявляет себя в сансаре, он знает, что в… _______________

Xvarenah и семенная жидкость

_______________ * Хварена (xvarenah) — абстрактная божественная сущность, харизма, связанная с…  

Манихейство: плененный свет

_______________ * Мани — иранский религиозный деятель III в. н. э., основатель манихейства. …  

Эбиониты*: освящение семенем

_______________ * В оригинале: phibionites. — Прим. ред.  

Морфология световых видений

«Разделение» божественного духа (света) и материи (демонической тьмы) является преобладающей темой в религиозных и философских теориях и мистических… Приблизительно в это же время равенства Бог (дух)=свет и первый человек (дух,…  

Пример из Южной Америки: «Отец-Солнце», сексуально-световая символика и галлюцинации

Удивительную параллель к некоторым из описанных выше световых теологии можно наблюдать у десана, небольшого племени, говорящего на языке тукано, которое обитает в экваториальных лесах вдоль реки Ваупес в Колумбии. Культура этого племени находится на архаическом уровне, выше всего ставится охота, а рыболовство и земледелие играют лишь незначительную роль. Поскольку прежде я уже рассматривал религиозные взгляды и установления племени десана, то здесь я ограничусь анализом культовой роли существующего вечно «Отца-Солнца» и сферы его творческих способностей94.

От золотого света Отца-Солнца произошло все живое. Солнце-Творец считается не полностью идентичным существующему небесному светилу, а скорее творческим началом, которое продолжает свое существование в этом качестве и которое, будучи невидимым, познается через исходящее от него благотворное воздействие. Завершив свою созидательную деятельность, Солнце удаляется в Ахпикон-диа (Axpikon-dia), подземную райскую обитель. Однако в качестве своего

 

 

представителя оно посылает светило, которое мы видим на небосводе и через которое оно продолжает распространять свою силу, даря свет, тепло, защиту и, в особенности, плодородие95. Солнечная энергия передается посредством тепла и золотого света, имеющего свойства семени96. Все божества были созданы Отцом-Солнцем для защиты своих творений. Эти «помощники» являются представителями Солнца. Поэтому в конечном счете вся космическая энергия, вся жизнь вселенной и плодородие находятся в зависимости от Отца-Солнца97.

По мифу, недавно опубликованному Райхель-Долматовым98, человечество произошло из капель спермы, упавших на землю из солнечных лучей. После этого Отец-Солнце повелел одному из мифических персонажей, Памуре-махсе (Pamuri-maxe), отвести предков племени с реки Ваупес на те территории, где они теперь обитают. Путешествие совершалось в огромном каноэ, которое было также и гигантским змеем. Наличие здесь сексуальной символики подтверждается этимологией имени Памуре, которое вызывает ассоциацию с фаллосом, извергающим семя, — то есть с Отцом-Солнцем, посылающим нового творца, чтобы населить землю99.

Секс — это источник жизни, но он может также нести с собой смерть, хаос и разрушение. Отец-Солнце совершил инцест со своей дочерью; потом она умерла, но ему удалось воскресить ее, окуривая табачным дымом100. За этим преступным кровосмешением последовал период хаоса, во время которого в огромных количествах появились звери и демоны, угрожая самой жизни мира. Но творец восстановил порядок, наложив

 

 

запрет на кровосмешение; таким образом, был введен первый, и весьма важный, социально-этический закон101.

Для племени десана душа — это светящийся элемент, обладающий способностью излучать свет, дарованной Солнцем при рождении каждого человеческого существа. Когда душе угрожает серьезная опасность со стороны магических сил, на помощь ей приходит солнечный свет трех видов. Среди них второй вид — это белый свет, который ассоциируется со способностями Солнца к порождению жизни. Внутреннее свечение души могут видеть только посвященные, то есть шаманы (рауé) и жрецы (kumú)102.

Душа шамана сравнивается с огнем, который освещает тьму и делает все видимым; ее представляют в виде пламени, излучающего яркий золотой свет, подобный свету Солнца. Без знания, которое дается этим светом, шаман не имеет силы, поскольку «он является частью солнечного света». Подобно Солнцу, душа шамана излучает золотой свет; другими словами, она «символизирует животворящие способности Солнца»103. Каждый шаман носит на шее цилиндр из желтого или белого кварца, называемый «фаллосом Солнца». Более того, любой кварц или кристалл символизирует semen virile104. Жрец (kumú) считается — пожалуй, даже в большей степени, чем шаман, — светоносной фигурой. Он излучает сильный внутренний свет, невидимое для непосвященных сверкающее пламя, посредством которого он проникает в мысли людей105.

Таким образом, для племени десана (а также для других племен тукано, обитающих в районе реки Ваупес) Отец-Солнце олицетворяет собой не только верховного Бога-Творца, но также и fans et origo (источ-

 

 

ник и первопричину) всего священного в мире. Поэтому имеется тесная внутренняя связь между солнечным светом, святостью, способностью к созиданию и сексом. Все религиозные идеи, персонажи и действия также имеют сексуальный смысл. Причину этого священного пансексуализма, возможно, следует искать в отождествлении солнечного света и тепла с происхождением и сохранением жизни космоса и человека. Отец-Солнце является основой бытия: его космическая, а также духовная деятельность — лишь следствие его онтологической полноты. Он творит посредством излучения, и такой тип космогонии и теологии служит также моделью и образцом духовной деятельности самого человека. Отец-Солнце остается невидимым, хотя солнечный свет является источником жизни и мудрости; точно так же невидим и внутренний свет жреца и шамана, постигаемый лишь в своих результатах и через них.

Поскольку солнечный свет рассматривается как божественное, порождающее semen virile, становится понятным, что экстатические световые галлюцинации, вызываемые растением yagé, сравнивались с половым актом. Индейцы тукано говорят, что во время совокупления человек «задыхается» и ему «являются видения»106. Согласно мифу, Женщина-jagé забеременела через глаза. Действительно, эквивалентность глаза=влагалище встречается у индейцев тукано. Глагол «оплодотворять» имеет тот же корень, что глаголы «видеть» и «откладывать (яйца)»107.

Ритуальное питье сока yagé происходит три или четыре раза в год. Время назначает жрец (kumú), который объявляет об этом в ходе праздника или какого-

 

 

либо иного торжественного события. Участвовать в этом разрешается только мужчинам старше тридцати лет. Присутствующие при этом женщины поощряют участников песнями108; они также презрительно смеются, когда кто-либо из молодых людей, почувствовав сильное головокружение, поспешно покидает хижину. В мифе о происхождении этого ритуала рассказывается, что сверхъестественная Женщина-yagé родила ребенка, «имевшего форму света: это был человек, но вместе с тем он был Свет; это был yagé»109.

Перед питьем yagé и во время него происходит ритуальное изложение космогонического мифа и мифической генеалогии племени. Главную роль в этом играет жрец (kumú), ибо он объясняет участникам видения, которые их посещают. В самом начале участник ощущает сильные порывы ветра; при этом kumú говорит ему, что он поднимается к Млечному Пути. Затем он спускается в Ахпикон-диа, подземный рай, где видит все возрастающее количество золотых огней, пока наконец у него не создается впечатление, что на него сыплется дождь светящихся тел. Вторая фаза начинается с прихода в надземный рай, где он видит множество разноцветных фигур; kumú объясняет, что это различные божественные существа, среди которых находится дочь Солнца.

Употребление yagé называется словом, которое означает «пить и видеть» и интерпретируется как возвращение в космическое «чрево», то есть в тот изначальный момент, когда Отец-Солнце начал акт творения. В действительности, эти видения повторяют теогонию и космогонию: участвующие видят, как Отец-Солнце создал божественные существа, мир и челове-

 

 

ка и как были основаны культура племени, социальные установления и этические нормы. Целью этого ритуала является укрепление религиозных верований; действительно, каждый участник его видит, что теогония и космогония племени являются истинными. Кроме того, видения позволяют участникам лично встретиться со сверхъестественными существами, что интерпретируется в сексуальных терминах. Туземец, получивший образование у миссионеров, объясняет это следующим образом: «Принятие yagé — это духовное совокупление; это духовная связь, как говорят жрецы»110. С другой стороны, говорят также, что тот, кто принимает yagé, «умирает»111, потому что возвращение в «чрево» космоса равносильно смерти.

Здесь не место рассматривать отношения между галлюцинациями и теологией и мифологией племен тукано112. Решающую роль в этом играет жрец (kumú), который передает молодому поколению традиционный смысл видений. Но в основе религиозной системы в целом лежит теологумен Отца-Солнца и, как следствие, однородность понятий света, духа и семени. Если все, что существует, живет и размножается, является порождением Солнца и если «духовность» (интеллект, мудрость, ясновидение и т. п.) имеет характер солнечного света, то отсюда следует, что каждый религиозный акт имеет в то же время смысл, связанный с «семенем» и «видениями». Сексуальные оттенки смысла световых ощущений и галлюцинаций кажутся логическим следствием последовательной солнечной теологии. Действительно, несмотря на преобладание сексуальной символики, в ритуальном питье yagé отсутствует оргиастический аспект. Переживания, испытываемые

 

 

во время галлюцинаций, оцениваются, по существу, с точки зрения их экстатической и светоносной природы; их эротическое значение является следствием солнечной теологии, то есть того факта, что Отец-Солнце породил все существующее и что, следовательно, солнечный свет носит «оплодотворяющий» характер.

Пример племени десана служит прекрасной иллюстрацией того, как солнечная религия специфического типа может оценивать значение опыта света и формировать из зрительных галлюцинаций объекты экстатического мира. Некоторые из эквивалентностей (например, свет=сперма) напоминают восточные или средиземноморские выражения. Достоинством этого южноамериканского примера является также и то, что он указывает на скудость существующих документов из восточных и средиземноморских районов. Действительно, по сравнению с хорошо изученной теологией, мифологией и галлюциногенными ритуалами десана, тантристские и гностические тексты (даже лучшие из них) кажутся приблизительными и неполными113.

В конечном счете на примере десана видно, в каком смысле и до какой степени экстатические переживания — связанные с галлюцинациями или нет — могут обогатить и перестроить традиционную религиозную систему. Оказывается, что ряд эквивалентностей свет—дух—семя—бог и т. д. остается «открытым»; иначе говоря, основные первичные световые переживания допускают новые истолкования. Более того, оказывается, что световые видения вызываются не единственным фактором; в качестве таких факторов могут выступать: крайний аскетизм, или половой акт, или йогические и иные созерцательные упражнения; спон-

 

 

тайные вспышки света; рискованные методы, направленные на достижение «магического воздействия»; систематические медитации на огне, солнечном свете и творческих способностях; экстатические видения и галлюцинации и т.д. В конечном счете важно религиозное значение, которое придается опыту внутреннего света. Другими словами, «происхождение» религиозно значимых световых видений не следует искать в «естественных причинах», вызывающих круги перед глазами, или в ощущениях от таких самопроизвольных или искусственно вызываемых зрительных образов. Справедливость этого вывода следует из того, что, как убедительно показывают последние исследования114, (1) круги различных форм и цветов, возникающие перед глазами, являются широко известным явлением, и (2) эти круги могут быть вызваны самыми различными средствами, от простого физического давления на глазное яблоко до наиболее утонченных приемов медитации. То, что интересует историка религий, а на самом деле и просто историка, — это бесчисленные переосмысления опыта, связанного со светом, иначе говоря, творческие способности человеческого разума.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава 1

2. Некоторые из этих интерпретаций были рассмотрены в моей статье «Initiation and the Modern World» // The Quest: History and Meaning in Religion.… 3. Freud S. Totem und Tabu. 1913, p. 110, ссылка в работе: KroeberF.L. Totem… 4. Schmidt W. The Origin and Growth of Religion. New York, 1931, p. 112.

Глава 2

2. Cp. Eliade M. The Sacred and the Profane. New York, 1959, pp. 31 - 39. См. также id., Australian Religions: An Introduction. Ithaca, N.Y., 1973,… 3. Lévi-Strauss C. Tristes tropiques. Paris, 1955, pp.227 ft'.;… 4. Aeneid 4.212; cf. Rykwert. The Idea of a Town.

Глава 3

2. О мифах о происхождении смерти см. Frazer J. G. Folklore in the Old Testament, 3 vols. London, 1919, pp. 1:45-77; Gaster T. //. Myth, Legend and… 3. Австралийские племена: срв., в частности, Strehlow T. G. Aranda Traditions.… 4. Мифологии Центральной Азии, Сибири и Северной Америки см. некоторые примеры в книге: Eliade M. Zalmoxis, the…

Глава 4

2. Tiryakian E. Toward the Sociology of Esoteric Culture, pp. 498 f. 3. Ibid., p.499.  

Глава 5

    2. Hansen J. Zauberwahn, Inquisition und Hexenprozess im Mittelalter und die Enstehung dcr grosscn Hexenverfolgung.…

Глава 6

2. Eliade M. M & A pp. 93—94. Русский перевод: Элиаде М. Мефи­стофель и андрогин. СПб., 1998, с. 109-110. Здесь я не буду рассматривать более…    

– Конец работы –

Используемые теги: МИРЧА, ЭЛИАДЕ, ОККУЛЬТИЗМ, Колдовство, моды, культуре, Библиотека, Fort/Da0.105

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: МИРЧА ЭЛИАДЕ=ОККУЛЬТИЗМ, КОЛДОВСТВО И МОДЫ В КУЛЬТУРЕ Библиотека Fort/Da

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

МИРЧА ЭЛИАДЕ=ОККУЛЬТИЗМ, КОЛДОВСТВО И МОДЫ В КУЛЬТУРЕ Библиотека Fort/Da
На сайте allrefs.net читайте: "МИРЧА ЭЛИАДЕ=ОККУЛЬТИЗМ, КОЛДОВСТВО И МОДЫ В КУЛЬТУРЕ Библиотека Fort/Da"

ОККУЛЬТИЗМ, КОЛДОВСТВО И МОДЫ В КУЛЬТУРЕ
На сайте allrefs.net читайте: "ОККУЛЬТИЗМ, КОЛДОВСТВО И МОДЫ В КУЛЬТУРЕ"

ОККУЛЬТИЗМ, КОЛДОВСТВО И МОДЫ В КУЛЬТУРЕ. Издание третье
На сайте allrefs.net читайте: "ОККУЛЬТИЗМ, КОЛДОВСТВО И МОДЫ В КУЛЬТУРЕ. Издание третье"

Организационная культура (о корпоративной культуре, стратегиях коммуникативного взаимодействия, влияния психотипа руководителя на структуру и стиль управления организацией, культура персонала на примере Японии)
Знакомство с опытом таких экономических гигантов, как США и Япония, обнаруживает, что одним из признаков развитой организационной культуры является… Деловое кредо любой компании включает декларирование той роли, которую… Кредо должно работать на конечный результат деятельности предприятия. Сотрудники многих крупных преуспевающих фирм…

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура
Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам,… И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства,…

Политическая культура возникновение, составные элементы политической культуры и ее типологизация
Первым же, кто употребил данный термин, был немецкий философ-просветитель XVIII века Иоган Гердер. Однако в политическую науку термин «политическая… Выясняя причину подобного результата, американские политологи и сформулировали… Классическое определение политической культуры, данное Г.Алмондом и Г.Пауэллом гласит: «Политическая культура есть…

Лекция № 1. Духовная культура: понятие, проблемы, принципы. Религия в контексте духовной культуры
Лекция Духовная культура понятие проблемы принципы Религия в контексте духовной культуры... Происхождение и исторические формы классификация религии... Существует теологическая богословская и научная научно философская версии происхождения религии...

Политическая культура. Уровни и типология политической культуры
Она выражает суть социально-политической системы, определяет правила игры в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без… Уровень политической культуры во многом определяет уровень общей культуры как… Она сравнительно часто подвергается изменениям. Но это не означает ее конъюнктурности, ибо в конечном счете…

Православие и современность. Электронная библиотека Оккультизм в православии
Диакон Андрей Кураев...

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам