рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Псалтирь.

Псалтирь. - Конспект Лекций, раздел История, Введение в Ветхий Завет (конспект лекций) Книга Псалтирь В Нашей Библии Включает 150 Псалмов. Псалом - Это Облеченная В...

Книга Псалтирь в нашей Библии включает 150 псалмов. Псалом - это облеченная в поэтическую форму молитва (или молитвенное размышление). Жанр этот восходит к глубокой древности, в частности, до наших дней дошли древнеегипетские псалмы, по форме мало отличающиеся от библейских. Традиция связывает авторство основной части библейских псалмов с именем знаменитого царя Давида, т.к. этот искренний молитвенник действительно занимался псалмотворчеством, но псалмы в Израиле создавались и во времена Моисея /см. Исх, 15 /, и при Соломоне, и в эпоху вавилонского плена. Псалмы стали органической частью ВЗ-ного богослужения; причем они не только читались, но исполнялись хорами в сопровождении бесхитростных струнных и духовых инструментов: псалтири, гуслей, цитры, арфы, труб и т.д., в связи с чем многие псалмы имеют "надписания" - распоряжения хору и музыкантам. Псалмы - это молитвы, и поэтому их условно можно разделить на следующие типы:
– просительный: человек просит у Бога помощи, защиты, избавления от видимых или невидимых врагов, просит вразумления нечестивым;
– покаянный: молящийся исповедует свое недостоинство и греховность пред Богом и просит о ниспослании благодати, которая его очистит и соделает праведным;
– благодарственный: человек благодарит Господа за помощь или чудесное избавление от гибели;
– славословный: "всякое дыхание .. хвалит Господа", но человек - высшее творение Божие славит своего Творца не только за жизнь, за мир, за само бытие, но за открывшуюся ему красоту и величие самого Бога.
Однако в большинстве случаев все эти мотивы вплетаются в цельный узор древнего молитвенного стиха:

Помилуй, Боже, помилуй меня, На Тебя уповает душа моя; Укроюсь под сенью крыл Твоих, Покуда не минула беда. К Богу Вышнему вопию, К Богу, вызволяющему меня; Он пошлет с небес помощь ко мне, Губителя смутит моего. Бог ниспошлет милость Свою, Ниспошлет верность Свою. А моя душа - в кругу львов, Хищники окрест нее, Лютые, пожиратели людей; Копья и стрелы - зубы их, Языки - острые мечи... Боже, готово сердце мое, Готово сердце мое! Воспою, воспою Тебе хвалу.. Превыше небес, Боже, восстань, Распростри над землей славу Твою! /Пс. 56, пер. Аверинцева/

Примером покаянного псалма является 50-ый /"Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей"/; не менее знаменит 90-ый псалом /"Живый в помощи Вышнего"/, в котором молящийся испрашивает у Бога чуда защиты от врагов или беды / "тысяча падет с тобою рядом, и десять тысяч - одесную, но до тебя не коснется" -- Пс. 90, 7, пер. Аверинцева/. Ряд псалмов похожи на притчи и отражают размышления об извечном нравственном выборе человека и об истинной ценности его поступков:

"О, благо тому, Кто совета с лукавым не устроял, На стезю грешных не вступал, Между кощунниками не сидел; Но в законе Господнем - радость его, Слова закона в уме его день и ночь. Он как дерево, что насаждено У самого течения вод, Что в должное время принесет плоды, И не увянут листы его, Устроится всякое дело его. Грешные не таковы, Они - как развеваемый ветром прах, Грешные на суде не устоят, Лукавым меж праведных места нет; Путь праведных ведает Господь, Но потерян лукавых путь" /Пс. 1, пер Аверинцева/ "Если дома не строит Господь - К чему строителей труды? Если града не хранит Господь - К чему бодрствует страж?" /Пс. 126, 1-2; пер Ав/ и т.д.

Но даже в тех псалмах, где нет прямого обращения к Ягвэ, Он всё равно пребывает живым свидетелем духовной высоты автора, который и рассуждает, и надеется, и молится, и взывает, и вопит, но более всего - алчет жизни в Божьем царстве:

"Как желанны обители Твои, Адонаи, Господи сил! .. Ликует во мне сердце мое, Торжествует плоть моя, В радости о Боге Живом. Вот, и пташка находит ебе приют, И ласточка укром птенцам своим, А мне - алтари Твои, Боже сил .. Блаженны живущие в дому Твоем.. /Пс. 83, 1-6; пер. Авер/

Выраженное в гимнах и молениях высокое напряжение духовной жизни Давида, Соломона и многих безымянных авторов, искреннее переживание славы и справедливости Творца на фоне собственных страданий иногда поднимало псалмы до уровня пророчеств, и поэтому некоторые псалмы, говорящие о будущем Мессии -Спасителе, строчки из которых цитирует в Евангелии Господь Иисус, называются "мессианскими". К их числу относятся Пс. 2, 15, 68, 71, 109 и др., но особенно ярким в этом отношении является 21-ый Пс, в котором страдания Христа изображены так точно, будто автор присутствовал при будущей Голгофе:

"Боже мой! Боже мой!.. Для чего Ты оставил меня?.. Я .. червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все, видящие меня, ругаются надо мною; говорят устами, кивая головою: "Он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему"... Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск.. язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной.. скопище злых обступило меня; пронзили руки мои и ноги мои.. .. они смотрят, и делают из меня зрелище. Делят ризы мои между собою, и об одежде моей бросают жребий.. /Пс 21, 1,7-9, 15-19/.

Книга псалмов перешла в НЗ и по сей день занимает важнейшее место как в богослужении (всенощном, великопостном, погребальном), так и в личном молитвенном опыте христианина. Однако, несмотря на высоту, искренность молитвы и созвучие текстов определенному душевному настроению, не следует забывать, что составлены молитвы ВЗ-ным человеком, израильтянином, и оттого темы праведности, воздаяния, отношения к врагу выдержаны в духе отношений Закона. Яркий пример этого мы находим в Пс. 108, где автор беспощадно проклинает своего врага, немилосердного человека:

"Поставь над ним нечестивого, и диавол да будет одесную его. Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех.. Дети его да будут сиротами, и жена его - вдовою.. Да не будет сострадающего ему.. Да истребит /Господь память его/ на земле" и т.п.

Логика псалмопевца понятна. Она исходит из древнего израильского представления о непременном воздаянии на земле и веры в справедливость Ягвэ и очевидность судеб человеческих пред Ним. Если я стараюсь жить благочестиво и призываю Бога день и ночь, то мой враг и обидчик, упорствующий в злобе, оказывается сугубым грешником пред Ним, и потому проклят Им - т.е. отвергнут, отлучен от жизни.
В псалмах мы находим не только ненависть к врагам и восхваление собственной праведности, но и следы ВЗ-ной жестокости, рассмотренной в теме исторических книг. В частности, покаянный плач пленных иудеев в 136-м псалме /"На реках вавилонских.."/ заканчивается так:

"Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима .. Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!"

А ведь в те времена именно так и поступали, и это было страшной нормой войны.
В обоих случаях мы привели довольно сильные выражения, но и в других псалмах встречаются подобные высказывания. Как же правильно молиться по Псалтири? Ответ на этот вопрос нам дает святоотеческий опыт прочтения псалмов, как и других библейских текстов, где все неприемлемые ВЗ-ные моменты толкуются аллегорически, аскетически, покаянно /см., например, канон преп. Андрея Критского/. И тогда псалмы обретают НЗ-ное звучание: "враги" - это грехи или бесы, Вавилон - это символ "мира, лежащего во зле", разбить младенцев - победить страсти в своем сердце, и т. д. И мудрая книга псалмов продолжает через 3000 лет учить человека правильной молитве и через это восхождению к Богу.

 

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в Ветхий Завет (конспект лекций)

На сайте allrefs.net читайте: "Введение в Ветхий Завет (конспект лекций)"...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Псалтирь.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Откровение.
Слово "Библия" в переводе с греческого означает "книги" (в малоазийском городе Библос производились папирусы для древних книг). Множественное число в этом названии первоначально

Богодухновенность Библии.
Современные западные проповедники любят говорить об уникальности Библии во многих отношениях: ее и печатали много больше других книг, и переводили на все языки мира, и жгли многократно, и писали на

Понятие о Предании.
Каковы же условия правильного восприятия Священного Писания? Среди них необходимо выделить религиозные и научные принципы. Религиозные условия включают личную аскезу и приобщенность к Церкви.

Структура Книги. История переводов.
Библия, как известно, состоит из ВЗ и НЗ. Слово "Завет" имеет специфический смысл: в ВЗ это "союз-договор" между Богом и Израилем о верности со стороны последнего и обетовании с

Творение.
Пятикнижие Моисеево как раз и составляет группу законодательных книг ВЗ, поскольку содержит основы религии Закона, данного Богом иудеям через пророка Моисея. Но первая книга Пятикнижия, Бытие, стои

Человек и первые заповеди.
Но вот во "второй половине" шестого творческого дня Бог, задумав сотворить человека, делает это совершенно не так, как раньше. "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по

Грехопадение.
3 гл. кн. Бытия целиком посвящена грехопадению и его последствиям. Мифологический /в значении "священно-символический"/ язык древнего сказания не всегда понятен современнику. Часто говоря

Quot;Допотопное" человечество.
С 4-ой гл. кн. Бытия начинается история падшего человечества, которая вплоть до появления Авраама написана довольно схематично, и в ней не стоит искать биологических и этнографических подробностей,

Выбор между религией и обожествлением человека.
Повествование кн. Бытия в 6-10 гл. задерживается на событиях, связанных с жизнью знаменитого праведника древности Ноя, главнейшее из которых - "всемирный потоп". Ученые спорят о том, о ка

Жизнь и вера Авраама.
Семья Аврама, происходившего из древнего города Ур Халдейский, была достаточно состоятельной. Живя в языческом окружении, Аврам был благочестив и уповал на Бога. Но при этом он вместе со своей жено

Путь "от Иакова к Израилю".
Особое место в истории праотцев ВЗ занимает житие внука Авраама, Иакова. У Исаака и его жены Ревекки родилось двое близнецов, Исав и Иаков; Иаков вышел из материнской утробы вторым, но при этом дер

Жизнь Моисея.
Но в начале кн. Исход, второй в Пятикнижии, мы застаем еврейский народ в тяжелом положении. Иногда это связывают с тем, что во времена Иакова в Египте правили завоеватели из семитского племени гикс

Десять заповедей.
В 19 гл. кн. Исход повествуется о том, как Моисей, повелев народу, расположенному станом у подножия горы Синай (она же Хорив), совершить обряды освящения, взошел на вершину горы "в сретенье Го

Законодательство.
Рассмотрим подробнее некоторые законы, каждый из которых имеет отношение к одной из десяти заповедей. Может показаться странным, что в качестве наказания за преступление Закон требует либо смертной

Богослужение.
Начиная с 25-й гл. кн. Исход Пятикнижие неоднократно рассказывает об устройстве у древних израильтян богослужения, центром которого во время странствования по пустыне была "скиния" Завета

Праздники.
23-я гл. кн. Левит посвящена описанию главных праздников Господних, чтимых Израилем. Прежде всего, это суббота. Каждая суббота, как было сказано выше, является временем оставления всех дел зем

Характеристика Закона.
... ВЗ-ный Закон, обращенный к целому народу и регламентировавший мельчайшие подробности ритуала, был направлен на формирование сплоченного теократического /т.е. "Богом управляемого"/ общ

Библейская историософия.
Выделение части книг ВЗ, таких как книги Иисуса Навина, Судей, четырех книг Царств, двух Маккавейских и некоторых др. в разряд "исторических" весьма условно, ибо мы прослеживаем древние и

Проблема ВЗ-ной святости.
В исторических книгах ВЗ нам приходится постоянно сталкиваться с описанием жестоких сцен обмана, насилия и массовых убийств, совершенных израильтянами по отношению к захваченным городам и весям, а

Quot;Богоизбранность" Израиля.
К сожалению, сегодня понятие "богоизбранности" еврейского народа, как и близкая ему по смыслу "богоносность" народа русского, как сторонниками, так и противниками понимается сов

Тема 6. УЧИТЕЛЬНЫЕ КНИГИ.
Так было принято называть сравнительно небольшую, но глубокомысленную по содержанию группу книг ВЗ: учительные, т.е. поучительные книги. К ним относят книги Иова, Экклесиаста, Притч Соломоновых, Пе

Экклезиаст.
Изучение учительных книг начнем с самой известной из них - книги Экклезиаста. Это слово переводится с греческого как проповедник, учитель в "экклесии" - собрании верующих /синонимы - &quo

Песнь Песней Соломона.
Книга Песнь Песней Соломона, состоящая из 8-ми небольших глав, построена как музыкальная пьеса, в которой участвуют жених, невеста и хор друзей, и представляет собой древнюю венчальную песню, схожу

Притчи Соломоновы.
Книга Притчей Соломоновых состоит из множества кратких афоризмов, выполненных в виде наставлений и советов мудрого родителя юноше, вступающему во взрослую жизнь. "Уклонись от зла и сотвори бла

Книга Иова.
Среди книг "мудрых Израиля" исключительное место занимает книга Иова, написанная приблизительно в V в. до Р.Х.. Сам главный герой книги, Иов - древний праведник времен патриархов - не явл

Учение пророков. Книга Ионы.
Книги пророков Израиля не просто являются частью Священного Писания, но по своему содержанию представляют собой развитие учения ВЗ до уровня, предвосхищающего Евангелие. В обыденном сознании слово

Quot;Малые пророки": Амос, Осия, Аввакум.
Каждый из пророков Библии внес свою важную лепту в дело постижения Божественного Откровения, но в то же время имеется ряд общих положений и идей, которые высказаны всеми авторами. Эти общие идеи мо

Пророк Исайя.
Но едва ли не важнейшей темой учения пророков Израиля явилось возвещение о грядущем пришествии Спасителя, Помазанника Божьего, Мессии по-еврейски, а по-гречески - Христа. Идея посланника Божия, кот

Пророк Иеремия.
В первой трети VII в. до Р.Х. в Израиле начал пророческое служение великий Иеремия, происходивший из священнического рода местечка Анатот. Ягвэ предвидит душу Иеремии, его призвание не случайно: &q

Пророк Иезекииль.
Пророк Иезекииль, бывший одновременно одним из многих священников, разделивших вместе с народом горечь разрушения Иерусалима и вавилонского пленения, несомненно испытал влияние Иеремии, и продолжил

Quot;Второй Исайя".
..Вавилонский плен длился около семидесяти лет. В первой половине VI в. до Р.Х. значительно усилившаяся Персия поразила Вавилонское царство, словно в ответ на покаянный плач иудеев, отраженный в 13

Пророк Даниил.
II в. до Р.Х. стал для Израиля тяжелейшим временем. Палестина была завоевана Сирией (Антиохией). Евреи впервые в своей истории столкнулись с полным запретом на исповедание веры в своего Бога и прин

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги