Псалтирь.

Книга Псалтирь в нашей Библии включает 150 псалмов. Псалом - это облеченная в поэтическую форму молитва (или молитвенное размышление). Жанр этот восходит к глубокой древности, в частности, до наших дней дошли древнеегипетские псалмы, по форме мало отличающиеся от библейских. Традиция связывает авторство основной части библейских псалмов с именем знаменитого царя Давида, т.к. этот искренний молитвенник действительно занимался псалмотворчеством, но псалмы в Израиле создавались и во времена Моисея /см. Исх, 15 /, и при Соломоне, и в эпоху вавилонского плена. Псалмы стали органической частью ВЗ-ного богослужения; причем они не только читались, но исполнялись хорами в сопровождении бесхитростных струнных и духовых инструментов: псалтири, гуслей, цитры, арфы, труб и т.д., в связи с чем многие псалмы имеют "надписания" - распоряжения хору и музыкантам. Псалмы - это молитвы, и поэтому их условно можно разделить на следующие типы:
– просительный: человек просит у Бога помощи, защиты, избавления от видимых или невидимых врагов, просит вразумления нечестивым;
– покаянный: молящийся исповедует свое недостоинство и греховность пред Богом и просит о ниспослании благодати, которая его очистит и соделает праведным;
– благодарственный: человек благодарит Господа за помощь или чудесное избавление от гибели;
– славословный: "всякое дыхание .. хвалит Господа", но человек - высшее творение Божие славит своего Творца не только за жизнь, за мир, за само бытие, но за открывшуюся ему красоту и величие самого Бога.
Однако в большинстве случаев все эти мотивы вплетаются в цельный узор древнего молитвенного стиха:

Помилуй, Боже, помилуй меня, На Тебя уповает душа моя; Укроюсь под сенью крыл Твоих, Покуда не минула беда. К Богу Вышнему вопию, К Богу, вызволяющему меня; Он пошлет с небес помощь ко мне, Губителя смутит моего. Бог ниспошлет милость Свою, Ниспошлет верность Свою. А моя душа - в кругу львов, Хищники окрест нее, Лютые, пожиратели людей; Копья и стрелы - зубы их, Языки - острые мечи... Боже, готово сердце мое, Готово сердце мое! Воспою, воспою Тебе хвалу.. Превыше небес, Боже, восстань, Распростри над землей славу Твою! /Пс. 56, пер. Аверинцева/

Примером покаянного псалма является 50-ый /"Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей"/; не менее знаменит 90-ый псалом /"Живый в помощи Вышнего"/, в котором молящийся испрашивает у Бога чуда защиты от врагов или беды / "тысяча падет с тобою рядом, и десять тысяч - одесную, но до тебя не коснется" -- Пс. 90, 7, пер. Аверинцева/. Ряд псалмов похожи на притчи и отражают размышления об извечном нравственном выборе человека и об истинной ценности его поступков:

"О, благо тому, Кто совета с лукавым не устроял, На стезю грешных не вступал, Между кощунниками не сидел; Но в законе Господнем - радость его, Слова закона в уме его день и ночь. Он как дерево, что насаждено У самого течения вод, Что в должное время принесет плоды, И не увянут листы его, Устроится всякое дело его. Грешные не таковы, Они - как развеваемый ветром прах, Грешные на суде не устоят, Лукавым меж праведных места нет; Путь праведных ведает Господь, Но потерян лукавых путь" /Пс. 1, пер Аверинцева/ "Если дома не строит Господь - К чему строителей труды? Если града не хранит Господь - К чему бодрствует страж?" /Пс. 126, 1-2; пер Ав/ и т.д.

Но даже в тех псалмах, где нет прямого обращения к Ягвэ, Он всё равно пребывает живым свидетелем духовной высоты автора, который и рассуждает, и надеется, и молится, и взывает, и вопит, но более всего - алчет жизни в Божьем царстве:

"Как желанны обители Твои, Адонаи, Господи сил! .. Ликует во мне сердце мое, Торжествует плоть моя, В радости о Боге Живом. Вот, и пташка находит ебе приют, И ласточка укром птенцам своим, А мне - алтари Твои, Боже сил .. Блаженны живущие в дому Твоем.. /Пс. 83, 1-6; пер. Авер/

Выраженное в гимнах и молениях высокое напряжение духовной жизни Давида, Соломона и многих безымянных авторов, искреннее переживание славы и справедливости Творца на фоне собственных страданий иногда поднимало псалмы до уровня пророчеств, и поэтому некоторые псалмы, говорящие о будущем Мессии -Спасителе, строчки из которых цитирует в Евангелии Господь Иисус, называются "мессианскими". К их числу относятся Пс. 2, 15, 68, 71, 109 и др., но особенно ярким в этом отношении является 21-ый Пс, в котором страдания Христа изображены так точно, будто автор присутствовал при будущей Голгофе:

"Боже мой! Боже мой!.. Для чего Ты оставил меня?.. Я .. червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все, видящие меня, ругаются надо мною; говорят устами, кивая головою: "Он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему"... Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск.. язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной.. скопище злых обступило меня; пронзили руки мои и ноги мои.. .. они смотрят, и делают из меня зрелище. Делят ризы мои между собою, и об одежде моей бросают жребий.. /Пс 21, 1,7-9, 15-19/.

Книга псалмов перешла в НЗ и по сей день занимает важнейшее место как в богослужении (всенощном, великопостном, погребальном), так и в личном молитвенном опыте христианина. Однако, несмотря на высоту, искренность молитвы и созвучие текстов определенному душевному настроению, не следует забывать, что составлены молитвы ВЗ-ным человеком, израильтянином, и оттого темы праведности, воздаяния, отношения к врагу выдержаны в духе отношений Закона. Яркий пример этого мы находим в Пс. 108, где автор беспощадно проклинает своего врага, немилосердного человека:

"Поставь над ним нечестивого, и диавол да будет одесную его. Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех.. Дети его да будут сиротами, и жена его - вдовою.. Да не будет сострадающего ему.. Да истребит /Господь память его/ на земле" и т.п.

Логика псалмопевца понятна. Она исходит из древнего израильского представления о непременном воздаянии на земле и веры в справедливость Ягвэ и очевидность судеб человеческих пред Ним. Если я стараюсь жить благочестиво и призываю Бога день и ночь, то мой враг и обидчик, упорствующий в злобе, оказывается сугубым грешником пред Ним, и потому проклят Им - т.е. отвергнут, отлучен от жизни.
В псалмах мы находим не только ненависть к врагам и восхваление собственной праведности, но и следы ВЗ-ной жестокости, рассмотренной в теме исторических книг. В частности, покаянный плач пленных иудеев в 136-м псалме /"На реках вавилонских.."/ заканчивается так:

"Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима .. Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!"

А ведь в те времена именно так и поступали, и это было страшной нормой войны.
В обоих случаях мы привели довольно сильные выражения, но и в других псалмах встречаются подобные высказывания. Как же правильно молиться по Псалтири? Ответ на этот вопрос нам дает святоотеческий опыт прочтения псалмов, как и других библейских текстов, где все неприемлемые ВЗ-ные моменты толкуются аллегорически, аскетически, покаянно /см., например, канон преп. Андрея Критского/. И тогда псалмы обретают НЗ-ное звучание: "враги" - это грехи или бесы, Вавилон - это символ "мира, лежащего во зле", разбить младенцев - победить страсти в своем сердце, и т. д. И мудрая книга псалмов продолжает через 3000 лет учить человека правильной молитве и через это восхождению к Богу.