рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ И ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ И ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ - раздел История, Александр Мень - История религии (том 6)     1. Правда, Иудеи Рассеяния Порой Оказывались ...

 

 

1. Правда, иудеи рассеяния порой оказывались в состоянии конфликга с иноверцами. Так, легенда, сохраненная Книгой Эсфирь, говорит о вспышке гонений в персидской столице, которые, впрочем, быстро прекратились. Книга Эсфирь (евр. Эстер) была, по-видимому, составлена ок. I в. до н. э. как исторический мидраш к празднику Пурим. Есть основания полагать, что этот праздник возник среди иудеев диаспоры (Вавилона и Персии) в противовес халдейскому празднику Мардука и Иштар (отзвук этого сохранился в именах главных персонажей книги: Мардохея и Эстер). Этимологический характер книги и ее связь с праздником послужили, вероятно, главной причиной для включения ее в канон. Книга сохранилась в нескольких, весьма отличающихся вариантах. В частности, греч. версия (LХХ) обширнее масоретской (см.: архим. Иосиф. Книга Эсфирь.—ТБ, т. III, СПб., 1906, с. 412 сл.). Несмотря на легендарный характер рассказа, вполне возможно, что в основе его лежат Воспоминания о каких-то исторических событиях. См.: Н. Lusseau. Esther.— RFIB, Engl. tr. 1970, v. II, р. 157-161.

2. Впервые о Великом Соборе упоминает Флавий (Арх. XII, 3, 3). Талмудический трактат Авот рабби Натана (1-4, пер. Переферковича, с. 3) говорит, что Мужи Собора толковали Св. книги. В другом трактате, Бава-Батра (14в, 15а), сказано, что они «написали» книги Иезекииля, Малых пророков, Даниила и Эсфирь. Но слово «написали» следует понимать как «отредактировали» или «привели в порядок» (см : Н. Дагаев. История ветхозаветного канона, с. 107).

3. О правах первосвященника в ту эпоху см.: А. Gody. А Нistory оf Old Testament Priesthood. Rome, 1969, р. 180 ff. Один из православных исследователей подчеркивает, что, в отличие от Синедриона, Великий Собор «никогда не выступал как административное и судебное учреждение» (Ф. Арфаскадов. Иерусалимский Синедрион. Казань, 1903, с. 13). См. также: The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ. Revised ed. v. II. Edinburgh, 1979, р. 218.

4. Авот, I, 1. Эти три изречения показывают, что основной функцией Собора было толкование Торы. См.: М. Поснов. Иудейство. Киев, 1906, с 77.

5. «Устная Тора» была впоследсгвии зафиксирована в Талмуде См.: S. Funk. Die Entstehung des Talmuds. Leipzig, 1910, S. 58-64.

6. Израильская хокмическая литература имеет параллели с эпосом о Гильгамеше, с поэмой о страдающем праведнике, с египетскими дидактическими произведениями («Беседа разочарованного со своим духом», «Песнь арфиста», «Поучения Аменомопе» и др.). См.: М. Коростовцев. Писцы древнего Египта. М , 1962, с. 105 сл.; Поэзия и проза древнего Востока. М., 1973, с. 133; R. Е. Мurphy. Introduction to the Wisdom Literature of the Old Testament. Collegeville, 1962, р. 15-29.

7.3 Цар 4, 33.

8. О первых редакциях Кн. Притч см.: «Вестники Царства Божия», гл. VI, прот. А. Князев. Ветхий Завет. Учительные книги. Париж, 1952 (ротаторное издание); J. Terence Forestell. Proverbs. - JBC, I, р. 495; об авторе 1-9 гл. Притч см.: Р. W. Skehnan. A Single Editor for the Whole Book of Proverbs.— «The Catholic Biblical Quarterly», 1948, 10, р. 115.

9. Феодор Мопсуестский писал, что автор Притч «не получил дара пророческого, но имел только дар мудрости» (Деяния Вселенских Соборов, т. 5, с. 95). См.: Я.Гусев. Феодор Мопсуестский. М., 1890, с. 201.

10. «Иметь страх Божий, или быть богобоязненным, — пишет Вл. Соловьев, — не значит, конечно, пугаться Божества, а значит бояться своего противоречия Божеству или недолжного отношения к Нему... В положительном чувстве благоговения, или благочестия, человек утверждает свою должную или подобающую связь с высшим началом» (Соч., т. VIII, с. 174-175). О переживании трепета перед Высшим см.: R. Оttо. Тhе Idea of Holy, р. 87 ff.

11. Иов, гл 28. По мнению современных библеистов, эта глава есть самостоятельное произведение автора Книги Иова, включенное в нее редакторами (см.: R.А.F. Масkenzie.Job. - JBC, I, р. 526). В дальнейшем переводчики библейских книг будут указываться, кроме тех случаев, когда автор предлагает свой опыт перевода.

12. Targum Jerusalim. Bereshit, I, 11, Феофил. К Автолику, II, 10; Августин. Исповедь XII, 15. Ср.: Откр 3, 14, где «началом создания Божия» именуется Сам Христос.

13. Притч 8, 22-26. В синодальном переводе вместо «создал меня» стоит «имел меня». Однако более точным считается перевод «создал» (так в пер. LХХ и славянском). См. : А. Глаголев. Книга Притчей Соломоновых ТБ, т. IV, с. 450.

14. О прямом влиянии греческой мысли здесь, однако, не может быть и речи. Налицо независимый параллелизм. См.. С. Аверинцев. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской. — В кн.: Древнее русское искусство М., 1972, с. 25-49.

15. См., напр. Пс 103, 27, 150, 6, Дан 3, 59-81 (по синодальному переводу с дополнением из пер. LХХ), Рим 8, 19-22.

16. Иов 12, 13, Ис 28, 29; Прем 7, 25.

17. Подобная концепция Премудрости (греч. Софии) возникла еще в гностицизме под влиянием греческого и восточного пантеизма. Впоследствии она была развита в полутеософских доктринах Запада (Яков Беме) и нашла своего рода завершение в русской «софиологии» Вл. Соловьева, Флоренского, Булгакова (см. Н. Бердяев. Из этюдов о Я. Беме. II Учение о Софии и андрогине. Я. Беме и русские софиологические течения. - «Путь», Париж, 1930, № 21, с. 34-62). «Софиология» представляет собой попытку придать христианскому богословию монистический характер (учение о всеединстве). София, согласно этому учению, извечно пребывая в недрах Божества, в то же время является сущностью твари. Тем самым стирается грань между Абсолютом и созданным Им миром. «Единая София открывается и в Боге и в творении», утверждает прот. С. Булгаков (С. Булгаков. Агнец Божий. Париж, 1930, с. 148). «Софиология» во многом обязана своим возникновением германскому пантеизму, который оказал немалое влияние на русскую религиозную мысль. Однако в русском же богословии возникла оппозиция «софиологии», опирающаяся на Библию и патристику, то есть на безусловный креационизм («Абсолют и мир связует чудо творческого акта»). См. напр. Е. Трубецкой. Смысл жизни. М. , 1918, с. 99-104; прот. В. Зеньковский. Основы христианской философии, т. II. Париж, 1964, с. 13-28. О ветхозаветном понятии Софии-Премудрости. см.: А. Князев . Образ и понятие Божественной Премудрости Хокмы-Софии в Ветхом Завете. ПМ, 1955, вьп. X, с. 92-112.

18. Об Ангеле Господнем (Малеях Ягве) как образе Богоявления см . Быт 16,7, 22, 11; Исх 3, 2; Суд 2, 1. Явление «Ангела» (не смешивать с «ангелом» тварным духовным существом) обусловлено тем, что человек не может созерцать Бога в Его полноте (ср. Исх 33, 20). См.: С. Булгаков. Лестница Иаковля. Париж, 1929, с. 181 сл.

19. См. С. Трубецкой. Учение о Логосе, с. 255. В православной литературе это наиболее последовательное изложение учения о библейских Теофаниях. О Слове как Богоявлении, аналогичном Премудрости, см : Л. Буйе. О Библии и Евангелии Брюссель, 1965, с. 27-30. Следует отметить, что в византийской традиции Премудрость отождествлялась с Логосом. Это понимание вытекало из I Кор I, 24. Первый храм Софии-Премудрости был посвящен Христу.

20. См. J. Меуепdorff. L'iconographie de la sagesse divine dans la tradition Byzantine. — Cahiers archeologiques. 1959, 10, р. 259-277.

21. См . Г. Флоровский. Тварь и тварность —ПМ, Париж, 1928, вып.1, с. 176-212, его же: Византийские Отцы V—VIII вв. Париж, 1933, с. 206, арх. Киприан. Антропология св. Григория Паламы. Париж, 1950, с. 282. Энергии, по учению св. Отцов, не входят в состав твари, но суть силы Божий, которые пронизывают бытие, созданное «из ничего». Тем самым сохраняется рубеж между тварным и безусловным. «Энергии» есть лишь иное название для библейских Теофаний.

22. Быт 4, 7, 10; Ис 1, 8; Иер 51, 33, Плач 1, 1-2.

23. Притч 9,1 сл. Семь столпов «Дома Премудрости» означают его совершенство. Семь — «обычный символ полноты и величия (ст. 2). Вино смешано с пряностями, чтобы сделать его крепче и приятней на вкус. Хлеб и вино (ст. 5) символ учения и опыта, предлагаемых Премудростью» (Е. Lussier. Тhе Воок оf Рroverbs аnd Thе Воок оf Sirack. Соllegeville, 1965, р. 21).

24. См. еп. Михаил. Библейская наука. Учительные книги Ветхого Завета. Тула, 1900, с. 94. Некоторые исследователи указывают на связь образов двух жен (Премудрости и Блудницы) с древней финикийской поэзией. См.: W. Аlbright.From the Stone Age to Christianity, 1949, р. 365 ff.

Глава одиннадцатая

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Александр Мень - История религии (том 6)

На сайте allrefs.net читайте: "Александр Мень - История религии (том 6)"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ И ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

АШОКА. ТРИУМФ И КРИЗИС БУДДИЗМА В ИНДИИ.
Империя Маурьев, 325—180 гг. до и. э.     Легко проповедовать нравственность, труднее ее обосновать. А. Шопенгауэр  

АШОКА. ТРИУМФ И КРИЗИС БУДДИЗМА В ИНДИИ
1. См. т. IV, гл. 24. 2. Плутарх. Сравнительные жизнеописания Александрa, LХП. 3. Страбон. География, XV, 59. 4. Артхашастра, 1, 1, 2. 5. По

ЦАРСТВЕННАЯ ЙОГА» ПАТАНДЖАЛИ
Империя Шунгов, ок. 180 г. до н. э.     Человеческое Я превыше всего в природе. Вивекананда   Нередко бывае

ЦАРСТВЕННАЯ ЙОГА» ПАТАНДЖАЛИ
1. Мы цитируем «Йога-сутру» по английскому переводу Вивекананды, озаглавленному им «Афоризмы Патанджали». Перевод приложен к кн.: Тhe Complete Works of S. Vivekananda. Calcuta, 1962, V. I, р. 200-3

ОДИНОКОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ
    Кто оставил все, счастлив, как змей, сбросивший кожу. Изречение санкхьи «Йога-сутра» написана в форме лапидарных, неразвернутых тезис

ОДИНОКОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ
1. Мокша-Дхарма, 260, 21. 2. Там же, 214, 14-15. 3. См.: Б. Смирнов. Санкхья и Йога, с. 223 сл. 4. Мокша-Дхарма, 220, 6. 5. С. Вивекананда.

БОГИ И АВАТАРЫ
Индия между II в. до н.э. и началом н.э.   Какие бы образы с верой ни почитал поклонник, его нерушимую веру Я ему посылаю. Он ищет милости у образа,

БОГИ И АВАТАРЫ
  1. D.С. Sircar. Select Inscriptions Bearing on Indian History and Civiliyation. Calcuta, 1942, V. I, р. 88-89. 2. Рамачарака называет индийский культ изображений «си

ЧЕЛОВЕК В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ
Запад и Восток, IV—III вв. до н.э.   Любая история есть история современная Б. Кроне Как ни велика дистанция между нами и людьми минувш

ЧЕЛОВЕК В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ
    1. Сведения о диадохах и их преемниках — «эпигонах» — сохранились главным образом у Плутарха, Диодора, Иустина и Арриана. См. Р. Пелъман. Очерк греческой исто

ЭПИКУР И СКЕПТИКИ
Афины и Элида, III в. до н.э.   Я обзавелся норой, и, кажется, получилось удачно. Ф. И. Кафка «Я—поросенок Эпикурова стада»,—шутя сказа

ЭПИКУР И СКЕПТИКИ
1. Лукреций. О природе вещей VI, 2-8. Пер Ф. Петровского. 2. Сведения об Эпикуре сохранились главным образом во фрагментах из его трудов и писем, а также в Х книге «О жизни, учении

Глава седьмая
«ЖИТЬ СОГЛАСНО ПРИРОДЕ!»   1. Диоген Лаэртский. Цит. соч., VI, 11. Основные сведения об Антисфене и его учении содержатся в VI книге труда Диогена Лаэ

ПЕРВЫЕ СТОИКИ
Афины, 315—200 гг. до н. э.   Хотя эллинская философия не содержит истину во всем ее величии... тем не менее она расчищает путь к ис

Глава восьмая ПЕРВЫЕ СТОИКИ
    1. Сведения о жизни Зенона и других ранних стоиков содержатся у Диогена Лаэртского (VII, 1-202). 2. Псевдо-Плутарх. De plac. phil. IV, 11.

ЭЛЛИНСТВО И РЕЛИГИИ ВОСТОКА
III в. до н.э.   Небезопасно пользуются священными символами, одни—смутными, другие—более ясными, направляя умозрение к Божественном

ЭЛЛИНСТВО И РЕЛИГИИ ВОСТОКА
1. Плутарх. Об Исиде и Осирисе, 67. 2. «Вавилоника» сохранилась только в фрагментах. О значении всемирно-исторической концепции Бероса см. : С. Аверинцев. Греческая «литерату

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ И ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ
Иерусалим, 420—400 гг. до н. э.   Две вещи всегда изумляют меня: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне!

ДВА ИОВА
Иудея, ок. 400 г. до н. э.   Дай мне прямые ответы на проклятые вопросы! Г. Гейне Книга Иова издавна привлекала богословов и философов,

ДВА ИОВА
1. Талмуд. Бава Батра, 16 а. 2. Иез 14, 14, 20. Даниэль — в данном контексте не пророк Даниил, а древний финикийский царь. В раннехристианской традиции Иов почитался историческим лицом. См

У ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕРТЫ
  Иное богохульство угоднее Господу, чем хвала. М. Лютер Есть нечто знаменательное в том, что автор Книги Иова и великие греческие трагики были совреме

У ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕРТЫ
    1. Известный французский библеист Альбер Желен подчеркивает, что этой концепцией о тесном единстве души (нёфеш) и плоти (басар) Ветхий Завет близок к современному по

ЭККЛЕЗИАСТ
Иудея, ок. 350 г. до н.э.   Я за былую жажду тщетных благ Казню себя, поняв в итоге, Что радости мирские - краткий сон.

ЭККЛЕЗИАСТ
    1. В Экклезиасте есть строки, почти дословно повторяющие слова египетских поэтов. Но больше всего в нем совпадений с эпосом о Гильгамеше и другими вавилонскими произ

СУДНЫЙ ДЕНЬ
Иудея, IV-Ш вв. до н.э.   От власти ада искуплю Я их, от смерти избавлю Я их. Осия 13,14 Пробелы, обнаруженные в старой доктрине воздая

СУДНЫЙ ДЕНЬ
1. Платон. Федон, 68 а. 2. Это стремление, привлекшее внимание философов-пессимистов и психоаналитиков, стоит в таком решительном противоречии с основным вектором всей мировой жизни

ЦЕРКОВЬ ЗАКОНА
Иудея, 332—175 гг. до н. э.   Блаженны непорочные в пути, ходящие в Законе Господнем, Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его.

ЦЕРКОВЬ ЗАКОНА
    1. Как уже отмечалось (см. «Вестники Царства Божия», приложение о Второзаконии), под «святым местом» древняя традиция подразумевала, вероятно, один из северных город

ЭЛЛИНИЗАЦИЯ: УСПЕХИ И ПОРАЖЕНИЯ
Александрия и Иерусалим, 200—168 гг. до н. э.   Враждующее соединяется, и все происходит через борьбу. Гераклит «Наша западная идея Бог

ЭЛЛИНИЗАЦИЯ: УСПЕХИ И ПОРАЖЕНИЯ
1. К. Jaspers. Way to Wisdom, 1967, р. 39. 2. Послание Аристея, 142. 3. Там же, 15. 4. Епископ Анатолий (ок. 270 г.) считал «славного Аристобула» одним из п

ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ МУЧЕНИКИ. КНИГА ДАНИИЛА
Иудея, 168—166 гг. до н.э.   В апокалиптическом свете метафизика истории раскрывает двойственность грядущего. Н. Бердяев

ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ МУЧЕНИКИ. КНИГА ДАНИИЛА
    1. Полибий, XXIX, 26. Данные о походе Антиоха и его последующих предприятиях в Иудее находятся также в 1 и 2 Макк. и у Флавия, который,впрочем,

ЧАЯНИЯ ОСВОБОЖДЕННОГО ИЕРУСАЛИМА
Иудея, 166—160 гг. до н. э.   История имеет смысл только в том случае, если она кончится, если она не будет бесконечной. Н. Бердяев

ЧАЯНИЯ ОСВОБОЖДЕННОГО ИЕРУСАЛИМА
    1. 2 Макк 12, 43-45. 2. Шаббат, 21 в. Флавий называет этот праздник «праздником огней» (Арх. XII, 7, 7, Против Апиона; II, 9). Существует предположение, что

ОТДЕЛИВШИЕСЯ
Иудея, 160—135 гг. до н. э.   Но не эти дни мы звали, А грядущие века. А. Блок Победа над Никанором стала лебединой пес

ОТДЕЛИВШИЕСЯ
    1. Алким умер ок. 160 г., разбитый параличом. Незадолгодо смерти онпредпринял перестройки в Храме, которые вызвали общее негодование.(1Макк 9,54-57). См.: Е. Shur

Глава двадцатая
«СЫНЫ СВЕТА» 1. Ср. Втор 27 и Устав, 1-11. О второзаконнической основе кумранского Устава см.: К. Старкова. Литературные памятники кумранской общины, с. 9-42.

ДУША И ВЕРА РИМЛЯНИНА
Италия до 650 г. до н. э.   Римлянин всегда имел дело с чем-то таинственным, он предполагал во всем нечто скрытое и искал его. Гегел

ДУША И ВЕРА РИМЛЯНИНА
    1. К концу II тысячелетия относятся находки так называемой «культуры Виллановы»в Италии, но определить ее этническую принадлежность пока едва ли возможно.

ЭТРУСКИ, СИВИЛЛА, КАРФАГЕН
Италия, 650—204 гг. до н.э.   Культуры - не обособленные острова, а гребни на великих волнах истории. С. Франк Уже давн

ЭТРУСКИ, СИВИЛЛА, КАРФАГЕН
    1. В раннюю римскую эпоху этруски жили на западе полуострова, между Умбрией и Тирренским морем. Мнение об их малоазийском происхождении впервые высказал Геродот, кот

ЭЛЛИНИЗМ В РИМЕ
Италия, 204—120 гг. до н. э.   Греция, взятая в плен, Победителей диких пленила. Гораций Весной 196 года общегреческие

ЭЛЛИНИЗМ В РИМЕ
    1. См.: Плутарх. Фабий Максим, III, Ливий, XXII. 2. Ливий, XV, I. 3. Овидий. Фасты, IV, 290-298, см.: Дж. Фрэзер.

ПОПЫТКИ СИНТЕЗА
Италия, 120—80 гг. до и. э.   Вначале философию терпели как неизбежное зло, а впоследствии в ней стали искать опору для римской рели

ПОПЫТКИ СИНТЕЗА
    1. Сочинения Панеция (или Панэтия) не сохранились. О его воззрениях известно из ссылок Цицерона и других античных авторов. Эти фрагменты собраны в книге: Panaetii Rh

МИСТЕРИИ
Рим и Восток, 80—65 г. до н. э.   Рим был толкучкою заимствованных богов и завоеванных народов, давкою в два яруса, на земле и на не

МИСТЕРИИ
    1. Катулл, 64, 406. 2. Б. Тураев. Древний Египет. Пг. , 1922. с. 148. Надпись начертана на гробнице жреца времен Клеопатры. См . А. Кравчен

ИУДЕЙСКИЕ МИССИОНЕРЫ
140—50 гг. до н.э.   Два последствия Плена — диаспора и синагога — были прекрасными действенными инструментами для о

ИУДЕЙСКИЕ МИССИОНЕРЫ
    1. См.: Г. Лившиц. Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого моря. Минск, 1967, с. 23. 2. Сивилла, III, 596; И. Флавий. Про

ЧЕЛОВЕКОБОГ
Римская империя, 66—7 гг. до н.э.   Искусство управления заключается в организации идолопоклонства. Б. Шоу Среди религи

ЧЕЛОВЕКОБОГ
  1. Аппиан. Гражданские войны, II, 20. 2.Овидий. Метаморфозы, XV, 746. 3. Светоний. Божественный Юлий, 88 4. Верги

ЗЕМНАЯ ВЛАСТЬ И ТАЙНА МЕССИАНСТВА
Иудея, 37—7 гг. до н. э.   Град земной полагает славу свою в самом себе, а небесный в Господе. Августин По словам еванг

ЗЕМНАЯ ВЛАСТЬ И ТАЙНА МЕССИАНСТВА
    1. В античную эпоху из-за различия между календарями и их несовершенства точная евангельская хронология не была установлена. Дата Рождества—754 г. от основания Рима,

ВИФЛЕЕМ
7—4 гг. до н. э.   Человеческий разум, обращаясь к Тебе, видит только малое сияние и как бы быстролетную молнию в небе.

ВИФЛЕЕМ
    1. См.: св. Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем. 8, 110; Талмуд, Иома, 70. 2. О трех общеимперских переписях говорит сам Август в известной «Анкирской н

ЖИЗНЬ В НАЗАРЕТЕ
4 г. до н. э.—12 г. н. э.   Иисус одинок в этом мире. Б. Паскаль Итак, родной город Марии стал «отечеством» и Ее Сына, Который, по слов

ЖИЗНЬ В НАЗАРЕТЕ
    1. Евангелист Матфей связывает это с неким пророчеством (2, 23), которого в Ветхом Завете мы, однако, не находим. Очевидно, речь шла о созвучии слова Ноцри с

ФАРИСЕИ И УСТНЫЙ ЗАКОН
Иудея, 50 г. до н. э.— 25 г. н. э.   Не увеличивай слишком ограду вокруг Закона, чтобы она не обрушилась и не попортила насаждения.

ФАРИСЕИ И УСТНЫЙ ЗАКОН
1. Втор 6, 4-9, 11, 13-21, Числ 15, 37-41, ср. Мк 12, 29-30. 2. Русский текст этой молитвы дан в приложении к переводу МишныН. Переферковича, т. I, с. 41 сл. О последовании синагогальной с

ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
Египет, 25 г. до н.э.—40-е гг. н.э.   Бог Авраама, Исаака и Иакова и Бог философов и ученых — один и тот же Бог. П. Тиллих К концу I ве

ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
1. В своей книге «Посольство к Каю» (28) Филон называет себя седым стариком. Поскольку речь идет о 40-42 гг., то следует думать, что он родился не позже середины 20-х годов до н. э. 2. На

ПРЕДТЕЧА
Иудея, 26—27 гг.   Избавитель придет, когда Израиль покается. Рабби Иоханан В четырнадцатый, по восточному счету, год правления Тиберия

ПРЕДТЕЧА
1. Рhilо. Legatio ad Caium, 38. Пилат непосредственно подчинялся легату Сирии. Будучи прокуратором (Тацит. Анналы, XV, 44), он ведал в основном налогообложением, но надпись, на

НОВАЯ ЭРА—НОВАЯ БОРЬБА
(Вместо эпилога)   Если Меня гнали, и вас будут гнать, если слово Мое соблюли, и ваше соблюдут. Евангелие от Иоанна Наш

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
Августин, Гр. Б. — Бл. Августин. О Граде Божием. К Марцеллину против язычников. — В кн.; Творения блаженного Августина епископа Иппонийского. Киев, 1906, т. 3-6. АМФ — Антология мир

Эллинизм: история и культура
Источники 117. Александрийская поэзия. Пер. с древнегреч. Сост. М. Грабарь-Пассек. М, 1972, 430 с. 118. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. СПб., 1774-1775,

Рим: история и культура
Источники 201. Annuan. Гражданские войны. Пер. с греч. Л., 1935, 351 с. 202. Его же. Митридатовы войны. Сирийские дела. Пер. с греч. — ВДИ, 1946, с. 251-326.

Эллинистическо-римская религия
Источники 294. Августин. О Граде Божием. — В кн.: Творения бл. Августина еп. Иппонийского. Киев, 1906, ч. 3-6. 295. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Пер.

Святоотеческие толкования
589. Василий Великий. Беседа 12. О начале Книги Притч, 1,1-5. — В кн.: Творения св. Василия Великого. СПб., 1911, т. 2, с. 95-102. 590. Григорий Нисский. Толкование на кн. Ек

История, вероучение и культ периода Второго Храма
Источники 602. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета с приложениями. Изд. «Жизнь с Богом», Брюссель, 19.74-1977. 603. Biblia Hebraica. Ed. R. Kittel. Stu

Неканонические книги Ветхого Завета (Книги Товит, Юдифь, Варуха и Послание Иеремии)
996. Антонин [Грановский], арх. (впоследствии еп.). Книга Варуха. Репродукция. Киев, 1903. Х + 422 с. Изд. 2-е, 1920. 997. Б. H. В чем сущность еврейства (анализ книги Юдифь)

Ессейское движение и Кумран
Источники 1125. Дамасский документ. Пер. И. Амусина и Л. Вильскера (Фрагменты). — ХДГ, с. 600-605. 1126. Дополнение к «Уставу» Кумранской общины. Пер. К. Старковой. — ПСб,

А. БИБЛЕЙСКИЕ АПОКРИФЫ
(и предположительные даты их возникновения) Ветхозаветные Апокрифы палестинского происхождения 1. Книга Еноха, или I Енох. — Первые разделы сборника написаны ок. 70-х гг. I

В. ВАЖНЕЙШИЕ КУМРАНСКИЕ ТЕКСТЫ
(названия даны условно) а) Документы общины 1. Благодарственные Гимны (IQH). — Середина II в. до н.э. (?). 2. Устав общины (IQ).—Вторая половина II в. до н.э. (?).

II. Толкование на Книгу Бытия
1. Правила аллегории I-III. — Legum allegoriae. 2. О Херувимах.— De Cherubim. 3. О жертвах Авеля и Каина. — De sacrificiis Abelis et Caini. 4. О том, что худший вооружает

D. ТАЛМУДИЧЕСКИЕ ТРАКТАТЫ
I отдел ЗЕРАИМ (Посевы; аграрные законы). — Содержит 11 трактатов: Берахот (благословения), Пеа (Край поля, оставляемый для бедных), Маасорот (Десятины) и др. II о

ЕГИПЕТСКАЯ ДИНАСТИЯ ПТОЛЕМЕЕВ, ИЛИ ЛАГИДОВ
Птолемей Лаг I Сотер 305-282 Птолемей II Филадельф 282-246, 29 янв. Птолемей III Эвергет I 246-222 Птолемей IV Филопатор 222-205 Птолемей V Эпифан 204-180

СИРИЙСКАЯ ДИНАСТИЯ СЕЛЕВКИДОВ
Филипп Арридей 323-316 Александр IV 316-312 Селевк I Никатор 311-281 Антиох I Сотер 281-261, 2 июня Антиох II Теос 261-246, лето Селевк II Каллиник 246-

ИУДЕЙСКИЕ ПЕРВОСВЯЩЕННИКИ ВРЕМЕН ИРОДОВ
Хананиэль 37, 35 Аристобул III 36 Иощуа бен-Фаби 23 Симон бен-Боэт 23-6 Маттиас бен-Теофил 6-5 Иосиф бен-Эллемус правит 1 день Иоазар бен-Боэт

ХРОНОЛОГИЯ
    ДАТЫ И СОБЫТИЯ ДО Н.Э. АНТИЧНЫЙ МИР И ВОСТОК ИУДЕЙСТВО 754—основание Рима (традиц. дата)

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
  Аватар, или Автора (санскр.) — Бог, пришедший к людям в облике смертного существа (в индуистской мифологии) Авгур (лат.) — римский жрец, предсказывающий будущее по приметам

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги