рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ - раздел История, Александр Мень - История религии (том 6) Августин, Гр. Б. — Бл. Августин. О Граде Божием. К Марцеллину Против Я...

Августин, Гр. Б. — Бл. Августин. О Граде Божием. К Марцеллину против язычников. — В кн.; Творения блаженного Августина епископа Иппонийского. Киев, 1906, т. 3-6.

АМФ — Антология мировой философии. т.I. M., 1969.

БВ — Богословский вестник.

БТ— Богословские труды.

БСЭ — Большая Советская Энциклопедия, 2-е изд.

ВДИ — Вестник древней истории.

ВИМК — Вестник истории мировой культуры.

Восх — Восход.

ВР — Вера и Разум.

ВФ — Вопросы философии.

ВФП — Вопросы философии и психологии.

ВЧ — Воскресное чтение.

Дд — Дамасский документ, или Садокитский трактат.

ЕМИРА — Ежегодник Музея истории религии и атеизма. т. I-VII. M., 1957-1963.

ЕЭ — Еврейская Энциклопедия.

ЖМНП — Журнал Министерства Народного Просвещения.

ЗИ — Ф. Зелинский. Из мира идей. т.I. СПб., 1905. Т.2. СПб., 1905. Т.З. СПб.. 1907. Т.4. Вып. I. СПб.,1922.

НЭС — Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (доведен до слова «Отто»).

ПБЭ — Православная Богословская Энциклопедия.

ПГП — Поздняя греческая проза. Пер. с древнегреч. M., 1960.

ПМ — Православная мысль. Труды Православного богословского института в Париже.

ПО — Православное обозрение.

ПС — Православный собеседник.

ПСб — Палестинский сборник.

ПТО — Прибавление к творениям св. Отец.

РМ — Русская Мысль.

СИЭ — Советская Историческая Энциклопедия.

Ст — Странник. Духовный журнал современной жизни, науки и литературы.

ТБ — Толковая Библия, под ред. А. П. Лопухина [и его преемников], СПб., т.I, 1904; т.II, 1905; т.III, 1906; т.IV, 1907; т.V, 1908; т.VI, 1909; т.VII, 1910; [т.VIIa], 1913; т.VIII, 1911; т.IX, 1912.

ТК — Тексты Кумрана. Пер. с древнееврейского и арамейского, введение и комментарии И. Амусина. Вып. I, M., 1971.

ТКДА — Труды Киевской духовной академии.

ТЛДМ — Типология и взаимосвязь литератур древнего мира. M., 1971 (сборник статей).

ФЭ — Философская энциклопедия.

ХДГ— Хрестоматия по истории древней Греции, под ред. Д. Каллистова. M., 1964.

ХДР — Хрестоматия по истории древнего Рима, под ред. С. Утченко. M., 1962.

ЧОЛДП — Чтения в Обществе любителей духовного просвещения.

ЭСБЕ — Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

ANT — The Apocryphae New Testament, tr. M.R. James. Oxford, 1975.

APOT — R. H. Charles (ed.). The Apocrypha and Pseudepigrapha of the Old Testament in English. V. I-II. Oxford, 1972 (переиздание 1913 г.).

BTS — Bible et Terre Sainte.

JBC — The Jerome Biblical Commentary. Ed. by R.E. Brown, J.A. Fitzmyet, R.E. Murphy. V. I-II. London, 1968.

RB — Revue Biblique.

RFIB — A. Robert, F. Feuillet: Introduction a la Bible. V. I-II. Tournai, 1959 (англ. перевод: N.Y., 1970).

JPFC — The Jewish People in the First Century. V. I. Amsterdam, 1974.

 

I. ИНДИЯ: БУДДИЗМ ЭПОХИ МАУРЬЕВ, ИНДУИЗМ И ЙОГА*

------------------------------------------------

* Библиографию по общей истории, религии и философии Индии см. в т. III.

Источники

1. Арриан. Индия. Пер. с греч. — ВДИ, 1940, № 2, с. 230-263.

2. Артхашастра. Пер. с санскр. М.-Л., 1959, 793 с.

3. Арья Шура. Гирлянда Джатак, или Сказания о подвигах Бодхисатвы. Пер. с санскр. М., 1962, 348 с.

4. Асвагоша. Жизнь Будды. Пер. К. Бальмонта. М., 1913, 323 с.

5. Дараната. История буддизма в Индии. — В кн.: В. Васильев. Буддизм, его догматы, история и литература, т. III. СПб., 1869.

6. Законы Ману. Пер. с санскр. М., 1960, 361 с.

7. Легенда о Маре и Упагунте. — В кн.: Идеологические течения современной Индии. М., 1965, с. 185-195.

8. Лунный свет Санкхья Истины. Пер. Р. Грабе и Н. Герасимова. М., 1900, 174 с. (Пер. «Санкхья-Карики» Ишваракришны и комментария к ней Вачаспатмишры, «Таттва Каумуди»).

9. Махабхарата. — Рамаяна. М., 1974, 606 с.

10. Махабхарата. Т.П. Бхагавад-Гита. Пер. Б. Смирнова. Ашхабад, 1960, 400 с.

11. Махабхарата. T.IV. Ашхабад. Пер. Б. Смирнова. 1958, 675 с.

12. Махабхарата. T.V (ч. 1-2). Мокша-Дхарма. Пер. Б. Смирнова. Ашхабад, 1961, 401, 749 с.

13. Махабхарата. Т. VI. Ашхабад, 1962, 616 с.

14. Махабхарата. Т. VII. Ашхабад, 1963, 341 с.

15. Надписи Ашоки. — В кн.: Хрестоматия по истории древнего Востока. М., 1963, с. 416-420.

16. Панчататра. Пер. с санскр. А. Сыркина. М., 1972, 368 с.

17. Патанджали. Афоризмы. Пер. с англ. — В кн.: С. Вивекананда. Философия Йога. Сосница, 1906, 186 с.

18. Тирукурал. Книга о добродетели, о политике и о любви. Пер. с тамильского Ю. Глазова и А. Кришнамурти. М., 1963, 156 с.

19. Харибхадра. Шад-даршана-самучная. — АМФ, т.I, с. 138-153.

20. Шри-Шанкара-Ачария. Таттва-Бодха, или познание бытия. Харьков, 1912, 39с.

21. Его же. Сокровище премудрости. Харьков, 1912.

22. Его же. Атмабодха. Пер. с санскр. А. Сыркина. — В кн.: Идеологические течения современной Индии. М., 1965, с. 174-184.

23. The Dipavamsa. Transl. Н. Oldenberg. London, 1879.

24. Lalstavistara. Ed. by S. Lebmann. Halle, 1902-1908.

25. Mahayana texts. Transl. М. Muller, 1894.

26. Patanjali's Yoga Aphorisms. — In: The Complete Works of Swami Vivekananda. Calcutta, 1962, v. I.

27. Sources of Indian Tradition. New York, 1958.

28. The Vishnu Purana. Transl. Н. Wilson. 1840.

29. Woolner A. Asoka Texts and Glossary. V. I-II. Oxford, 1920.

Литература

30. Абхедананда С. Как сделаться йогом. Пер. с англ. СПб., 1914, 84 с.

31. Барт А. Религия Индии. Пер. с франц. с предисловием С. Трубецкого. М., 1897, 337 с.

32. Бараидийн Б. Статуя Майтрейи в Золотом храме в Лавране. Л., 1924.

33. Бонгард-Левин Г. «Индика» Лигастрена и надписи Ашоки. М., 1960.

34. Его же. К проблеме историчности III собора в Паталипутре. — В кн.: Индия в древности. М., 1964, с. 119-134.

35. Его же. Индия эпохи Маурьев. М., 1973, 407 с.

36. Его же. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М., 1980, 332 с.

37. Бонгард-Левин Г., Герасимов А. Мудрецы и философы древней Индии. М., 1975, 341 с.

38. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. Пер. с англ. М., 1977, 316 с.

39. Вивекананда С. Философия Йога. Пер. с англ. Сосница, 1911, с. 126-185.

40. Его же. Практическая Веданта. Пер. с англ. М., 1912.

41. Его же. Бхакти Йога. Пер. с англ. М., 1914.

42. Его же. Карма Йога. Пер. с англ. Рига, (б.г.), 88 с.

43. Гринцер П. Древнеиндийский эпос. Генезис и типология. М., 1974, 419 с.

44. Гусева Н. Религиозная обрядность в жизни индусской семьи. — В кн.: Мифология и верования народов Восточной и Южной Азии. М., 1973, с. 50-69.

45. Ее же. Индуизм. История формирования. Культовая практика. М., 1977, 327 с.

46. Джонстон В. Шри-Шанкара-Ачария, мудрец индийский. М., 1898 (с приложением трактата Шанкары «Атма-Бодха»), 47 с.

47. Дейсен П. Веданта и Платон в свете Кантовой философии. Пер. с нем. М., 1911,42с.

48. Елканидзе М. «Махавамса»: введение в критику текста. — В кн.: Санскрит и древнеиндийская культура. М., 1979, в.I, с. 174-185.

49. Зелинский А. Идея космоса в буддийской мысли. — В кн.: Страны и народы Востока. М., 1973.

50. Его же. «Колесо Времени» и циклические хронологии Азии. — Народы Азии и Африки, 1975, № 2.

51. Кожевников В. Индусский аскетизм в добуддийский период. Пг., 1914, 150с.

52. Краснодембский В. Индуизм. — ЕМИРА. т.I. М.-Л., 1957, с. 263-281.

53. Леман Э. Индусы. — В кн.: П. Шантепи де ла Соссей. Иллюстрированная история религий. т.I. СПб., 1913, с. 8-124.

54. Лесевич В. Буддизм по эдиктам Асоки Великого. — В кн.: Э. Арнольд. Свет Азии. СПб., 1890, с. 209-238.

55. Лившиц В., Шифман Н. К толкованию новых арамейских надписей Асоки. — ВДИ, 1977, № 2, с. 7-24.

56. Литвиновский Б. Махадейа и Дуттхагамани (о начале буддизма в Парфии).—ВДИ, 1967, № 3, с. 88-90.

57. Лодыженский М. Мистическая трилогия. т.I. Сверхсознание. Пг., 1915, 384 с.

58. Мифы древней Индии. Литературное изложение В. Эрмана и Э. Темкина. М., 1975, 240 с.

59. Мюллер М. Шесть систем индийской философии. Пер. с англ. М., 1901, Х + 384 с.

60. Нарайан Р. Боги, демоны и другие. Пер. с англ. М., 1974, 255 с.

61. Невелева С. Мифология древнеиндийского эпоса (Пантеон). М., 1975, 118с.

62. Норман Браун У. Индийская мифология. — В кн.: Мифологии древнего мира. Пер. с англ. М., 1977, с. 285-336.

63. Нудрявский Д. Исследования в. области древнеиндийских домашних обрядов. Юрьев, 1904, VIII + 252 с.

64. Паевская Е. Литература древней Индии. — В кн.: Литература древнего Востока. М., 1972, с. 173-198.

65. Померачц Г. О причинах упадка буддизма в средневековой Индии. — В кн.: Ученые записки Тартуского государственного университета. 1973, т: 2, вып. 2, с. 273-308.

66. Празаускас А. Индуистский пантеон в Непале. — В кн.: Непал: история, этнография, экономика. М., 1974, с. 77-88.

67. Пятигорский А. Индуизм. — ФЭ, т. 2, с. 273-274.

68. Его же. Материалы по истории индийской философии. М., 1962, с. 250.

69. Рабинович И. Сорок веков индийской литературы. М., 1970, 336 с.

70. Рамачарака [У. Аткинсон]. Пути достижения индийских йогов. Пер. с англ. СПб., 1913.

71. Его же. Основы миросозерцания йогов. Пер. с англ. СПб., 1913, 236 с.

72. Его же. Наука о дыхании индийских йогов. Пер. с англ. СПб., 1913.

73. Его же. Раджа Йога. Учение йогов о психическом мире человека. Пер. с англ. СПб., 1914, 247с.

74. Его же. Джнани Йога. Пер. с англ. СПб., 1914, 253 с.

75. Его же. Хатха Йога. Пер. с англ. СПб., 1914, 213 с.

76. Его же. Религии и тайные учения Востока. Пер. с англ. СПб., 1914, 314 с.

77. Рамаянда С. Крийя Йога. Пер. с англ. Рига, 1932, 48 с.

78. Рерих Ю. Йога. — ФЭ, т. 2, с. 400-401.

79. Руднев В. По историческим и культовым местам Индии. Ленинград, 1980, 160с.

80. Седир. Индийский факиризм. Пер. с англ. СПб., 1909.

81. Семека Е. История буддизма на Цейлоне. М., 1969, 236 с.

82. Серебряков И. Очерки древнеиндийской литературы. М., 1971, 390 с.

83. Смирнов Б. Санкхья и йога. Очерк развития вишнуизма по текстам «Махабхараты». — В кн.: Махабхарата. Т. VII. Ашхабад, 1963, с. 87-276.

84. Ставинский Б. Средняя Азия, Индия, Рим. — В кн.: Индия в древности. М.. 1964. с. 166-187.

85. Степанянц М. Логос на ладони. Заметки о духовной жизни индийцев. М.1971, 142с.

86. Сыркин А. К характеристике индуистского пантеона. — В кн.: Труды Тартуского государственного университета. 1973, II, с. 148-188.

87. Темкин Э. Комментарий Патанджали на сутру Панини V, 33, 99. — В кн.: Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. М., 1977, с. 117-121.

88. Топоров В. Мадхьямики и элеаты: несколько параллелей. — В кн.: Индийская культура и буддизм. М., 1972, с. 51-68.

89. Три великих сказания древней Индии. Сказание о Раме. Сказание о Кришне. Сказание о великой битве потомков Бхараты. Литературное изложение Э. Потемкина и В. Эрмана. М., 1978, 576 с.

90. Трубецкой Н. Религии Индии и христианство. Утверждения евразийцев. Кн. 2. София, 1922, с. 177-229.

91. Успенский П. Искание новой жизни (что такое йога). СПб., 1913.

92. Чаттопадхьяя Д. Индийский атеизм. Пер. с англ. М., 1973, 343 с.

93. Шейнман-Топштейн С. Платон и ведийская философия. М., 1978, 199 с.

94. Aurobindo S. On Yoga. V. 1-2, Pondicherry, 1957.

95. Bhandarkar D.R. Asoka. Calcutta, 1955.

96. The Complete Works of Swami Vivekananda. Calcutta, 1962. V.I. Karma-Yoga. Raja-Yoga.

97. Danielou F. Le polytheisme Hindou. Paris, 1960.

98. Danielou F. Yoga. Methode de reintegration. Paris, 1951.

99. Dasgupta S. A History of Indian Philosophy. V.I. Cambridge, 1922.

100. Dasgupta S. Yoga as Philosophy and Religion. London, 1924.

101. Dasgupta S. Yoga philosophy in Relation to the Other Systems of Indian Thought. [Calcutta], 1930.

102. De S.K. Early History of the Vaishnawa Faith and Movement in Bengal. Calcutta, 1942.

103. Eliade М. Yoga: Immortality and Freedom. New York, 1958.

104. Eliade М. Patanjali et le Yoga. Bourges, 1970.

105. Filipsky J., Vacek J. Asoka. Praha, 1970.

106. Garrison 0. Tantra: The Yoga of Sex. New York, 1973.

107. Gonda J. Aspects of Early Vishnuism. Utrecht, 1954.

108. Herbert J. Hindu mythology. — In: Larousse World Mythology. New York, 1965, p. 208-248.

109. Renou. L'Hindouisme. Paris, 1966.

110. Sarma D.S. Hinduism through the Ages. Bombay, 1956.

111. Schweitzer A. Les grands penseurs de l'Inde. Paris, 1967.

112. Sen A. Asoka's Edicts. Calcutta, 1956.

113. Sen K.M. L'Hindouisme. Paris, 1961.

114. Smith V. Asoka the Buddhist Emperor of India. London, 1901.

115. Thapar R. Asoka and the Decline of the Maurias. Oxford, 1961.

116. Weber V. Hinduismus und Buddhismus. Tubingen, 1921.

 

II. АНТИЧНЫЙ МИР*

------------------------------------------

* Библиографию по античности в целом, по общей истории Греции, ее религии, философии и культуре см. в т. IV.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Александр Мень - История религии (том 6)

На сайте allrefs.net читайте: "Александр Мень - История религии (том 6)"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

АШОКА. ТРИУМФ И КРИЗИС БУДДИЗМА В ИНДИИ.
Империя Маурьев, 325—180 гг. до и. э.     Легко проповедовать нравственность, труднее ее обосновать. А. Шопенгауэр  

АШОКА. ТРИУМФ И КРИЗИС БУДДИЗМА В ИНДИИ
1. См. т. IV, гл. 24. 2. Плутарх. Сравнительные жизнеописания Александрa, LХП. 3. Страбон. География, XV, 59. 4. Артхашастра, 1, 1, 2. 5. По

ЦАРСТВЕННАЯ ЙОГА» ПАТАНДЖАЛИ
Империя Шунгов, ок. 180 г. до н. э.     Человеческое Я превыше всего в природе. Вивекананда   Нередко бывае

ЦАРСТВЕННАЯ ЙОГА» ПАТАНДЖАЛИ
1. Мы цитируем «Йога-сутру» по английскому переводу Вивекананды, озаглавленному им «Афоризмы Патанджали». Перевод приложен к кн.: Тhe Complete Works of S. Vivekananda. Calcuta, 1962, V. I, р. 200-3

ОДИНОКОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ
    Кто оставил все, счастлив, как змей, сбросивший кожу. Изречение санкхьи «Йога-сутра» написана в форме лапидарных, неразвернутых тезис

ОДИНОКОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ
1. Мокша-Дхарма, 260, 21. 2. Там же, 214, 14-15. 3. См.: Б. Смирнов. Санкхья и Йога, с. 223 сл. 4. Мокша-Дхарма, 220, 6. 5. С. Вивекананда.

БОГИ И АВАТАРЫ
Индия между II в. до н.э. и началом н.э.   Какие бы образы с верой ни почитал поклонник, его нерушимую веру Я ему посылаю. Он ищет милости у образа,

БОГИ И АВАТАРЫ
  1. D.С. Sircar. Select Inscriptions Bearing on Indian History and Civiliyation. Calcuta, 1942, V. I, р. 88-89. 2. Рамачарака называет индийский культ изображений «си

ЧЕЛОВЕК В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ
Запад и Восток, IV—III вв. до н.э.   Любая история есть история современная Б. Кроне Как ни велика дистанция между нами и людьми минувш

ЧЕЛОВЕК В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ
    1. Сведения о диадохах и их преемниках — «эпигонах» — сохранились главным образом у Плутарха, Диодора, Иустина и Арриана. См. Р. Пелъман. Очерк греческой исто

ЭПИКУР И СКЕПТИКИ
Афины и Элида, III в. до н.э.   Я обзавелся норой, и, кажется, получилось удачно. Ф. И. Кафка «Я—поросенок Эпикурова стада»,—шутя сказа

ЭПИКУР И СКЕПТИКИ
1. Лукреций. О природе вещей VI, 2-8. Пер Ф. Петровского. 2. Сведения об Эпикуре сохранились главным образом во фрагментах из его трудов и писем, а также в Х книге «О жизни, учении

Глава седьмая
«ЖИТЬ СОГЛАСНО ПРИРОДЕ!»   1. Диоген Лаэртский. Цит. соч., VI, 11. Основные сведения об Антисфене и его учении содержатся в VI книге труда Диогена Лаэ

ПЕРВЫЕ СТОИКИ
Афины, 315—200 гг. до н. э.   Хотя эллинская философия не содержит истину во всем ее величии... тем не менее она расчищает путь к ис

Глава восьмая ПЕРВЫЕ СТОИКИ
    1. Сведения о жизни Зенона и других ранних стоиков содержатся у Диогена Лаэртского (VII, 1-202). 2. Псевдо-Плутарх. De plac. phil. IV, 11.

ЭЛЛИНСТВО И РЕЛИГИИ ВОСТОКА
III в. до н.э.   Небезопасно пользуются священными символами, одни—смутными, другие—более ясными, направляя умозрение к Божественном

ЭЛЛИНСТВО И РЕЛИГИИ ВОСТОКА
1. Плутарх. Об Исиде и Осирисе, 67. 2. «Вавилоника» сохранилась только в фрагментах. О значении всемирно-исторической концепции Бероса см. : С. Аверинцев. Греческая «литерату

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ И ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ
Иерусалим, 420—400 гг. до н. э.   Две вещи всегда изумляют меня: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне!

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ И ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ
    1. Правда, иудеи рассеяния порой оказывались в состоянии конфликга с иноверцами. Так, легенда, сохраненная Книгой Эсфирь, говорит о вспышке гонений в персидской стол

ДВА ИОВА
Иудея, ок. 400 г. до н. э.   Дай мне прямые ответы на проклятые вопросы! Г. Гейне Книга Иова издавна привлекала богословов и философов,

ДВА ИОВА
1. Талмуд. Бава Батра, 16 а. 2. Иез 14, 14, 20. Даниэль — в данном контексте не пророк Даниил, а древний финикийский царь. В раннехристианской традиции Иов почитался историческим лицом. См

У ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕРТЫ
  Иное богохульство угоднее Господу, чем хвала. М. Лютер Есть нечто знаменательное в том, что автор Книги Иова и великие греческие трагики были совреме

У ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕРТЫ
    1. Известный французский библеист Альбер Желен подчеркивает, что этой концепцией о тесном единстве души (нёфеш) и плоти (басар) Ветхий Завет близок к современному по

ЭККЛЕЗИАСТ
Иудея, ок. 350 г. до н.э.   Я за былую жажду тщетных благ Казню себя, поняв в итоге, Что радости мирские - краткий сон.

ЭККЛЕЗИАСТ
    1. В Экклезиасте есть строки, почти дословно повторяющие слова египетских поэтов. Но больше всего в нем совпадений с эпосом о Гильгамеше и другими вавилонскими произ

СУДНЫЙ ДЕНЬ
Иудея, IV-Ш вв. до н.э.   От власти ада искуплю Я их, от смерти избавлю Я их. Осия 13,14 Пробелы, обнаруженные в старой доктрине воздая

СУДНЫЙ ДЕНЬ
1. Платон. Федон, 68 а. 2. Это стремление, привлекшее внимание философов-пессимистов и психоаналитиков, стоит в таком решительном противоречии с основным вектором всей мировой жизни

ЦЕРКОВЬ ЗАКОНА
Иудея, 332—175 гг. до н. э.   Блаженны непорочные в пути, ходящие в Законе Господнем, Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его.

ЦЕРКОВЬ ЗАКОНА
    1. Как уже отмечалось (см. «Вестники Царства Божия», приложение о Второзаконии), под «святым местом» древняя традиция подразумевала, вероятно, один из северных город

ЭЛЛИНИЗАЦИЯ: УСПЕХИ И ПОРАЖЕНИЯ
Александрия и Иерусалим, 200—168 гг. до н. э.   Враждующее соединяется, и все происходит через борьбу. Гераклит «Наша западная идея Бог

ЭЛЛИНИЗАЦИЯ: УСПЕХИ И ПОРАЖЕНИЯ
1. К. Jaspers. Way to Wisdom, 1967, р. 39. 2. Послание Аристея, 142. 3. Там же, 15. 4. Епископ Анатолий (ок. 270 г.) считал «славного Аристобула» одним из п

ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ МУЧЕНИКИ. КНИГА ДАНИИЛА
Иудея, 168—166 гг. до н.э.   В апокалиптическом свете метафизика истории раскрывает двойственность грядущего. Н. Бердяев

ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ МУЧЕНИКИ. КНИГА ДАНИИЛА
    1. Полибий, XXIX, 26. Данные о походе Антиоха и его последующих предприятиях в Иудее находятся также в 1 и 2 Макк. и у Флавия, который,впрочем,

ЧАЯНИЯ ОСВОБОЖДЕННОГО ИЕРУСАЛИМА
Иудея, 166—160 гг. до н. э.   История имеет смысл только в том случае, если она кончится, если она не будет бесконечной. Н. Бердяев

ЧАЯНИЯ ОСВОБОЖДЕННОГО ИЕРУСАЛИМА
    1. 2 Макк 12, 43-45. 2. Шаббат, 21 в. Флавий называет этот праздник «праздником огней» (Арх. XII, 7, 7, Против Апиона; II, 9). Существует предположение, что

ОТДЕЛИВШИЕСЯ
Иудея, 160—135 гг. до н. э.   Но не эти дни мы звали, А грядущие века. А. Блок Победа над Никанором стала лебединой пес

ОТДЕЛИВШИЕСЯ
    1. Алким умер ок. 160 г., разбитый параличом. Незадолгодо смерти онпредпринял перестройки в Храме, которые вызвали общее негодование.(1Макк 9,54-57). См.: Е. Shur

Глава двадцатая
«СЫНЫ СВЕТА» 1. Ср. Втор 27 и Устав, 1-11. О второзаконнической основе кумранского Устава см.: К. Старкова. Литературные памятники кумранской общины, с. 9-42.

ДУША И ВЕРА РИМЛЯНИНА
Италия до 650 г. до н. э.   Римлянин всегда имел дело с чем-то таинственным, он предполагал во всем нечто скрытое и искал его. Гегел

ДУША И ВЕРА РИМЛЯНИНА
    1. К концу II тысячелетия относятся находки так называемой «культуры Виллановы»в Италии, но определить ее этническую принадлежность пока едва ли возможно.

ЭТРУСКИ, СИВИЛЛА, КАРФАГЕН
Италия, 650—204 гг. до н.э.   Культуры - не обособленные острова, а гребни на великих волнах истории. С. Франк Уже давн

ЭТРУСКИ, СИВИЛЛА, КАРФАГЕН
    1. В раннюю римскую эпоху этруски жили на западе полуострова, между Умбрией и Тирренским морем. Мнение об их малоазийском происхождении впервые высказал Геродот, кот

ЭЛЛИНИЗМ В РИМЕ
Италия, 204—120 гг. до н. э.   Греция, взятая в плен, Победителей диких пленила. Гораций Весной 196 года общегреческие

ЭЛЛИНИЗМ В РИМЕ
    1. См.: Плутарх. Фабий Максим, III, Ливий, XXII. 2. Ливий, XV, I. 3. Овидий. Фасты, IV, 290-298, см.: Дж. Фрэзер.

ПОПЫТКИ СИНТЕЗА
Италия, 120—80 гг. до и. э.   Вначале философию терпели как неизбежное зло, а впоследствии в ней стали искать опору для римской рели

ПОПЫТКИ СИНТЕЗА
    1. Сочинения Панеция (или Панэтия) не сохранились. О его воззрениях известно из ссылок Цицерона и других античных авторов. Эти фрагменты собраны в книге: Panaetii Rh

МИСТЕРИИ
Рим и Восток, 80—65 г. до н. э.   Рим был толкучкою заимствованных богов и завоеванных народов, давкою в два яруса, на земле и на не

МИСТЕРИИ
    1. Катулл, 64, 406. 2. Б. Тураев. Древний Египет. Пг. , 1922. с. 148. Надпись начертана на гробнице жреца времен Клеопатры. См . А. Кравчен

ИУДЕЙСКИЕ МИССИОНЕРЫ
140—50 гг. до н.э.   Два последствия Плена — диаспора и синагога — были прекрасными действенными инструментами для о

ИУДЕЙСКИЕ МИССИОНЕРЫ
    1. См.: Г. Лившиц. Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого моря. Минск, 1967, с. 23. 2. Сивилла, III, 596; И. Флавий. Про

ЧЕЛОВЕКОБОГ
Римская империя, 66—7 гг. до н.э.   Искусство управления заключается в организации идолопоклонства. Б. Шоу Среди религи

ЧЕЛОВЕКОБОГ
  1. Аппиан. Гражданские войны, II, 20. 2.Овидий. Метаморфозы, XV, 746. 3. Светоний. Божественный Юлий, 88 4. Верги

ЗЕМНАЯ ВЛАСТЬ И ТАЙНА МЕССИАНСТВА
Иудея, 37—7 гг. до н. э.   Град земной полагает славу свою в самом себе, а небесный в Господе. Августин По словам еванг

ЗЕМНАЯ ВЛАСТЬ И ТАЙНА МЕССИАНСТВА
    1. В античную эпоху из-за различия между календарями и их несовершенства точная евангельская хронология не была установлена. Дата Рождества—754 г. от основания Рима,

ВИФЛЕЕМ
7—4 гг. до н. э.   Человеческий разум, обращаясь к Тебе, видит только малое сияние и как бы быстролетную молнию в небе.

ВИФЛЕЕМ
    1. См.: св. Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем. 8, 110; Талмуд, Иома, 70. 2. О трех общеимперских переписях говорит сам Август в известной «Анкирской н

ЖИЗНЬ В НАЗАРЕТЕ
4 г. до н. э.—12 г. н. э.   Иисус одинок в этом мире. Б. Паскаль Итак, родной город Марии стал «отечеством» и Ее Сына, Который, по слов

ЖИЗНЬ В НАЗАРЕТЕ
    1. Евангелист Матфей связывает это с неким пророчеством (2, 23), которого в Ветхом Завете мы, однако, не находим. Очевидно, речь шла о созвучии слова Ноцри с

ФАРИСЕИ И УСТНЫЙ ЗАКОН
Иудея, 50 г. до н. э.— 25 г. н. э.   Не увеличивай слишком ограду вокруг Закона, чтобы она не обрушилась и не попортила насаждения.

ФАРИСЕИ И УСТНЫЙ ЗАКОН
1. Втор 6, 4-9, 11, 13-21, Числ 15, 37-41, ср. Мк 12, 29-30. 2. Русский текст этой молитвы дан в приложении к переводу МишныН. Переферковича, т. I, с. 41 сл. О последовании синагогальной с

ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
Египет, 25 г. до н.э.—40-е гг. н.э.   Бог Авраама, Исаака и Иакова и Бог философов и ученых — один и тот же Бог. П. Тиллих К концу I ве

ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
1. В своей книге «Посольство к Каю» (28) Филон называет себя седым стариком. Поскольку речь идет о 40-42 гг., то следует думать, что он родился не позже середины 20-х годов до н. э. 2. На

ПРЕДТЕЧА
Иудея, 26—27 гг.   Избавитель придет, когда Израиль покается. Рабби Иоханан В четырнадцатый, по восточному счету, год правления Тиберия

ПРЕДТЕЧА
1. Рhilо. Legatio ad Caium, 38. Пилат непосредственно подчинялся легату Сирии. Будучи прокуратором (Тацит. Анналы, XV, 44), он ведал в основном налогообложением, но надпись, на

НОВАЯ ЭРА—НОВАЯ БОРЬБА
(Вместо эпилога)   Если Меня гнали, и вас будут гнать, если слово Мое соблюли, и ваше соблюдут. Евангелие от Иоанна Наш

Эллинизм: история и культура
Источники 117. Александрийская поэзия. Пер. с древнегреч. Сост. М. Грабарь-Пассек. М, 1972, 430 с. 118. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. СПб., 1774-1775,

Рим: история и культура
Источники 201. Annuan. Гражданские войны. Пер. с греч. Л., 1935, 351 с. 202. Его же. Митридатовы войны. Сирийские дела. Пер. с греч. — ВДИ, 1946, с. 251-326.

Эллинистическо-римская религия
Источники 294. Августин. О Граде Божием. — В кн.: Творения бл. Августина еп. Иппонийского. Киев, 1906, ч. 3-6. 295. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Пер.

Святоотеческие толкования
589. Василий Великий. Беседа 12. О начале Книги Притч, 1,1-5. — В кн.: Творения св. Василия Великого. СПб., 1911, т. 2, с. 95-102. 590. Григорий Нисский. Толкование на кн. Ек

История, вероучение и культ периода Второго Храма
Источники 602. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета с приложениями. Изд. «Жизнь с Богом», Брюссель, 19.74-1977. 603. Biblia Hebraica. Ed. R. Kittel. Stu

Неканонические книги Ветхого Завета (Книги Товит, Юдифь, Варуха и Послание Иеремии)
996. Антонин [Грановский], арх. (впоследствии еп.). Книга Варуха. Репродукция. Киев, 1903. Х + 422 с. Изд. 2-е, 1920. 997. Б. H. В чем сущность еврейства (анализ книги Юдифь)

Ессейское движение и Кумран
Источники 1125. Дамасский документ. Пер. И. Амусина и Л. Вильскера (Фрагменты). — ХДГ, с. 600-605. 1126. Дополнение к «Уставу» Кумранской общины. Пер. К. Старковой. — ПСб,

А. БИБЛЕЙСКИЕ АПОКРИФЫ
(и предположительные даты их возникновения) Ветхозаветные Апокрифы палестинского происхождения 1. Книга Еноха, или I Енох. — Первые разделы сборника написаны ок. 70-х гг. I

В. ВАЖНЕЙШИЕ КУМРАНСКИЕ ТЕКСТЫ
(названия даны условно) а) Документы общины 1. Благодарственные Гимны (IQH). — Середина II в. до н.э. (?). 2. Устав общины (IQ).—Вторая половина II в. до н.э. (?).

II. Толкование на Книгу Бытия
1. Правила аллегории I-III. — Legum allegoriae. 2. О Херувимах.— De Cherubim. 3. О жертвах Авеля и Каина. — De sacrificiis Abelis et Caini. 4. О том, что худший вооружает

D. ТАЛМУДИЧЕСКИЕ ТРАКТАТЫ
I отдел ЗЕРАИМ (Посевы; аграрные законы). — Содержит 11 трактатов: Берахот (благословения), Пеа (Край поля, оставляемый для бедных), Маасорот (Десятины) и др. II о

ЕГИПЕТСКАЯ ДИНАСТИЯ ПТОЛЕМЕЕВ, ИЛИ ЛАГИДОВ
Птолемей Лаг I Сотер 305-282 Птолемей II Филадельф 282-246, 29 янв. Птолемей III Эвергет I 246-222 Птолемей IV Филопатор 222-205 Птолемей V Эпифан 204-180

СИРИЙСКАЯ ДИНАСТИЯ СЕЛЕВКИДОВ
Филипп Арридей 323-316 Александр IV 316-312 Селевк I Никатор 311-281 Антиох I Сотер 281-261, 2 июня Антиох II Теос 261-246, лето Селевк II Каллиник 246-

ИУДЕЙСКИЕ ПЕРВОСВЯЩЕННИКИ ВРЕМЕН ИРОДОВ
Хананиэль 37, 35 Аристобул III 36 Иощуа бен-Фаби 23 Симон бен-Боэт 23-6 Маттиас бен-Теофил 6-5 Иосиф бен-Эллемус правит 1 день Иоазар бен-Боэт

ХРОНОЛОГИЯ
    ДАТЫ И СОБЫТИЯ ДО Н.Э. АНТИЧНЫЙ МИР И ВОСТОК ИУДЕЙСТВО 754—основание Рима (традиц. дата)

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
  Аватар, или Автора (санскр.) — Бог, пришедший к людям в облике смертного существа (в индуистской мифологии) Авгур (лат.) — римский жрец, предсказывающий будущее по приметам

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги