рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Дмитрий Галковский

Дмитрий Галковский - раздел История, РУССКАЯ ПОЛИТИКА И РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 5.01 - 11.11.1994 Г. *) Впервые Опубликовано В Сборнике &...

5.01 - 11.11.1994 г.

*) Впервые опубликовано в сборнике "Иное", М., 1995 г. со значительными сокращениями. Кроме того, настоящий текст подвергся довольно основательной прополке (Здесь и ниже курсивом выделены примечания 1996 г.)

1) Здесь Булгакову следовало бы добавить, что, открыв окно в Европу, русские забыли закрыть дверь в Азию. В результате получился большой сквозняк, который в конце концов и выдул русских европейцев в прорубленное ими окно.

2) Хотя авторы сборника постоянно говорят о христианстве, никто из них не был "простым христианином - прихожанином своей церкви". В широком смысле христианами можно назвать трёх веховцев - Бердяева, Булгакова и перешедшего из иудаизма Франка, но этот смысл действительно очень широк. Во время революции 1905-1907 гг. Бердяев и Булгаков сделали надлежащие выводы из политического успеха Гапона и пытались создать организационную структуру "христианского социализма", многие деятели которого после революции под руководством ГПУ разрушали изнутри христианскую церковь. Кроме того, впоследствии Бердяев был привлечён к суду за церковную ересь. После революции, уже в эмиграции перечисленная выше троица основала еретическое "Братство св. Софии", равно осуждённое и карловацкой и подсоветской православной церковью. (Случай беспрецедентный - это пожалуй единственная равнонаправленная акция враждующих ветвей русского православия. Тут, что называется, "допекли".) Если же говорить не юридически, а "по совести", "положа руку на сердце", то Бердяев был типичным литератором-декадентом вроде Вяч. Иванова или Мережковского; Франк по своей психологии до конца жизни остался "представителем еврейского просвещения" и в самом духе христианства ничего не понимал до слёз и отчаяния; и лишь Булгаков, выходец из среды русского духовенства был по складу своей души и типу личности православным человеком. Между прочим, из авторов "Вех" Булгаков, видимо, был единственным чистым великороссом. Гершензон, Франк и Изгоев - евреи; Бердяев, Кистяковский и Струве со сложной польско-украинской, немецкой и еврейской кровью. Один из семи - немного для "русской религиозной философии".

3) Первыми ласточками были революции в Мексике и Турции, уже сознательно подражающие русской революции и получающие заметную помощь от большевиков, а также гражданская война в Китае

4) Кстати, это "тщательное повествование" занимает в тексте Библии полстрочки.

5) Интересно было бы провести филологический анализ категории долженствования у "веховцев". В русском языке существуют проблемы с модальностью, поэтому когда один из авторов сборника "Из глубины" пишет: "За месяцами греха должны последовать долгие десятилетия покаяния и трудной работы для воссоздания рассыпавшегося отечества", то русский читатель поневоле начинает чесать затылок: "В каком это смысле ДОЛЖНЫ"? В том, в каком весну должно сменить лето, в том, в каком человек должен в поте лица добывать хлеб свой, или может быть в том, в каком удар камня должен разбить окно? Ирония истории в том, что на русском языке нельзя ответить на знаменитые русские вопросы: "что делать?" "с чего начать?" и все русские "планы" оборачиваются очередной модификацией деревенской прибаутки: "Иди туда, не знаю куда, принести то, не знаю что".

6) Если бы Толстой своих детей эвакуировал в Канаду как духоборов, его несчастная дочь не попала бы в советские концентрационные лагеря (куда, кстати, был посажен и внук Достоевского, строивший Беломоро-Балтийский канал). Тогда бы и толстовство как форма погашения болящего личностного начала было бы вы-несено вовне, и терапия проводилась бы пространственными, а не временнЫми методами. В Канаду уехало бы не 40 тысяч смирных русских мужиков, а 40 тысяч кусающихся от злобы русских интеллигентов. А 40 000 это уже "решение проблемы": тут поместились бы все эсдеки, эсеры и анархисты, включая провокаторов и родственников. И потом, почему 40 000? - для масштабов эмиграции того времени это цифра более чем скромная. Как известно, духоборы бежали из России от страшного царского правительства. К сожалению, оно было недостаточно страшным. В противном случае из России убежало бы 400 000 интеллигентов, и от уничтожения и деградации была бы спасена не маленькая частица русского народа, а значительная часть русского образованного класса. Если же учесть, что сам русский народ был бы в свою очередь избавлен от закомплексованной колониальной интеллигенции, то это, пожалуй, и "оптимальный вариант".

7) Сменовеховство фактически лишь ранний этап евразийства.

8) Здесь стоит сказать, что во время перестройки мне неоднократно настойчиво рекомендовали обратить внимание на евразийство, заняться евразийством. Рекомендующие были людьми, не имеющими никакого отношения к истории русской философии, людьми с правильными, но незапоминающимися чертами лица и пустыми водянистыми глазами русского крестьянина. Никакой аргументации своему мнению они не давали, да и самих евразийцев, похоже, не читали. Вообще эта тема была им неинтересна. Но им так сказали, и они ровным монотонным голосом долдонили: "Очень интересная философия евразийцев. "Континент Евразия", союз монархической идеи и коммунистов, Гумилёв. Мы готовы опубликовать, готовы субсидировать журнал..."

9) Дальше через 30 лет пошёл Лев Гумилёв. Во время следствия его допрашивали два еврея - один разбивал прикладом шейные позвонки, а другой хохотал за столом, крутя карандашик: "Бей этого гоя по голове - он умный!" Отмотав срока и выйдя из зоны с манией преследования и кривящейся набок шеей, "умный гой" стал разрабатывать теорию "этногенеза" - несчастную попытку умного и талантливого человека сохранить достоинство путём интеллектуальной мимикрии. Злейшие враги России и русской культуры изображались в его парадоксальных книгах природными союзниками и чуть ли не добрыми учителями, а антисоветчики-европейцы - кровожадными упырями и ненавистниками России.

Из-за особенностей гуманитарного знания исследования Гумилёва всё равно имеют самостоятельное значение ( важен любой автономный и независимый взгляд на исторические события), но с точки зрения философской это более чем наглядная иллюстрация извращённого метода советской некультуры. В сущности, изображая самым лучшим и чистым, что было в России, монголо-татар-ское иго, одно упоминание о котором веками вызывало у русских приступ рвоты, Гумилёв попытался создать миф Нероссии. То есть миф СССР. Точно так же, по его же словам, Латинская Америка в своё время в попытке достижения независимости сделала всё возможное и невозможное для превращения себя в Неиспанию, поставив в центр своей религиозной жизни антикатолическое франк-масонство.

10) Произошедшая через несколько часов после убийства Урицкого - первого убийства члена большевистского ЦК.

11) Кстати, сейчас бывшим членам руководства коммунистической партии необходимо зарегистрироваться. Для получения пособия.

12) Показательно, что Китай как стратегический лидер Азии уцепился за русский вариант коммунистической идеологии обеими руками и, похоже, долго никому его не отдаст.

13) За исключением участия в деятельности масонских лож, как правило, кратковременного и номинального.

14) Тип 45-летней экзальтированной истерички, вроде современных поклонниц Чумака или Кашпировского.

15) Она же Пластинина-Кедрова, по специальности фельдшер, жена начальника Особого отдела ВЧК, мать "выдающегося советского философа" Бонифатия Михайловича Кедрова.

16) В этой статье ("Духи русской революции") он наиболее близко подошёл к проблеме ВНУТРЕННЕЙ дефектности русской личности и к выявлению западно-восточного происхождения этой дефектности. Интересно, что будучи не в силах вырваться из русского литературного мифа, осмысление этой проблемы Бердяев проводит в форме страшных обвинений русским писателям и прежде всего Гоголю и Толстому. В конечном счёте это следствие всё-таки недопонимания масштаба дефектности русского "я" - Бердяеву казалось, что он лично свободен от рока, нависшего над русским сознанием. Между тем то, что он считал дефектом, на самом деле было просто свойством, и наряду с другими свойствами и "делало" русское сознание. В дальнейшем русская история тут с ним сыграла злую шутку, выявив на практике всю слабость личности самого Бердяева.

17) Ибо об стариков всегда надо будет "спотыкаться", будь то выезд в город на учёбу или покупка дачного участка.

18) Характерно, что слово героизм стало одним из излюбленнейших в советский период и появилось чудесное словосочетание - "МАССОВЫЙ героизм".

19) XVIII век в России принято порицать за эклектизм, раскол между высшим слоем и народом и т.д. В целом это верно. Но этот век ознаменовался блестящими успехами России на международной арене, а его интеллектуальная бесплодность (кстати, совершенно не выделяющаяся из бесплодия предыдущих веков) искупилась последующим золотым веком русской культуры, который, конечно, XVIII веком был незримо подготовлен. Поэтому в чём-то XVIII век был удивительно гармоничен, соразмерен. Просто удобен. Русским было удобно жить в XVIII веке. Они в этом веке процветали. Европейские костюмы ещё не утратили бутафорского духа, русские ещё в них не поверили и сознавали себя актёрами, отсюда был элемент иронии, возможность альтернативного поведения. Двойственность ситуации из-за возможности двусмысленного поведения не мешала. И конечно, дух этого века максимально полно воплотился в старом русском масонстве, удивительно точно подходящим к сущности тогдашней культурной ситуации. Масонство давало широту взгляда, возможность "соединять несоединимое" и в конце концов возможность отступления. Ирония в XVIII веке, несомненно, присутствовала. Только что зарождающаяся русская личность была совершенно неиронична, но масонство давало стилизацию иронии. Пушкин уже был насквозь ироничен и придал реальное содержание заимствованной готовой форме. Эта ироничность - максимум, что потеряла в Пушкине последующая русская культура и здесь идеологическая судьба Соловьёва очень схожа с судьбой основоположника новой русской культуры.

20) Архивы только год назад возвращены Франции, причём, учитывая особый характер документов, без права сохранения копий в России

21) Это лучшая часть сборника, гораздо более слабого, со случайными статьями вроде статьи Вяч.Иванова. В сборнике "Из глубины" только статья Изгоева лучше написана, чем в "Вехах".

22) Одной из фундаментальных причин недооценки прочности большевистского режима явилась общая переоценка уровня европеизации народной толщи России. Например, Струве в статье сборника счёл нужным порицать царскую власть за промедление с освобождением крестьян, которое, по его мнению, "запоздало на целое столетие". Между тем последующая история России со всей наглядностью показала, что царизм ликвидировал крепостное право в максимально ранний срок, и его можно упрекать скорее за излишнюю поспешность в этом вопросе. Сетуя на то, что правительство "не сделало" из крестьянина собственника-буржуа, Струве даже в 1918 году не понимал, что это обвинение равносильно упрёку небу за то, что оно не сделало готтентота немецким гроссбауэром. В этом аспекте вообще интересна либеральная легенда о "закрепощении крестьян", согласно которой двухметровые голубоглазые поселяне в течение столетий злокозненно прикреплялись к земле тоталитарным царизмом. Таким образом русская история постоянно шла ВОПРЕКИ природным склонностям и метафизической судьбе свободного и гордого русского народа - случай в мировой истории уникальный.

23) Ничтожество современных правителей России есть что-то феноменальное. Например, по состоянию на второй квартал 1993 года месячный оклад президента РФ состовлял 136 долларов 80 центов. Не 136 000 долларов - по условиям и статусу страны "обы-кновенное" жалование. Не 13 600 - сверхаскетическая, но ещё воз-можная сумма, призванная символизировать трудности военного положения и спартанский характер лидера. Не 1 360 долларов - юродское жалование низкооплачиваемого рабочего на Западе, что уже смешно, уже заставляло бы иностранных дипломатов чесать затылок, а 136 долларов 80 центов. ВОТ ТАК. Особенно хороши различия в оплате. Например, оклад вица- президента составлял 123 доллара 50 центов. Победил бы Руцкой в борьбе за власть и получил бы прибавку в 13 долларов 30 центов - плохо ли? И это издевательство происходит на фоне самого наглого, совершенно "патриархального" взяточничества, открытого совмещения государственных и коммерческих должностей и т.д.

24) Дело дошло до того, что на последних выборах в парламент* авторы реформ отказались вести предвыборную кампанию, заявив, что это всё реклама, а никакой рекламы не надо, надо работать. Как известно, эта позиция привела к достаточно интересным результатам.
(*Напомню, что речь идёт о выборах 1993 года.)

25) В варианте этой статьи, опубликованном в сборнике "Иное", ниже я довольно подробно анализировал современную ситуацию в Эрэф с точки зрения советского псевдоколониализма и тому подобных кунштюков. Однако русская история и советская история вещи настолько несовместные, настолько несообразно сколько-нибудь серьёзно говорить о современной оперетте в контексте размышлений о великой трагедии России, что я решил все эти рассуждения вынести за рамки настоящей статьи. Хотя в первоначальном варианте я специально оговаривал полупарадийный характер своих умозаключений о Советской Империи, которая, конечно, никогда не была не только "Третьим Римом", но и "Вторым Стамбулом", но... всему есть пределы. Тут нужен другой жанр, весьма далёкий от жанра философского эссе.

26) Вскоре началась война в Чечне, смысл которой до сих пор не понят совершенно. Демонстративно. Чечня это конечно не локальный конфликт, а локальное проявление изначальной слабости Эрэф, как внутренне противоречивого, "промежуточного" и уже поэтому недолговечного государства. Все феерические провалы советской политики в Чечне есть следствие не конкретной слабости верховной власти (таковой не может быть в данном случае по опрелелению из-за несопоставимости сил противоборствующих сторон), - а следствие неправильного диагноза. В сходную ситуацию попал бы самый блестящий хирург, задумавший удалить кожный нарост, являющийся злокачественным новообразованием и следовательно - "следствием", вершиной айсберга. Все последующие нагноения, осло-жнения, нарывы, опухоли и метастазы будут происходить вне зависимости от результата конкретной операции, (которая, кстати, в любом случае приблизит их появление). При подобном положении вещей все призывы "прекратить чеченскую бойню" есть или глупость или демагогия. “Чечню- можно замолчать, припудрить, законсервировать - но вылечить - никогда. Это возможно только в случае изменения ОСНОВ настоящего государства. Сама "Чечня" ПОКА слишком частная причина для этого.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

РУССКАЯ ПОЛИТИКА И РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

На сайте allrefs.net читайте: "РУССКАЯ ПОЛИТИКА И РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Дмитрий Галковский

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги