рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Священная Римская Империя германских императоров

Священная Римская Империя германских императоров - раздел История, История Средних веков Священная Римская Империя Представляла Собой Государственно-Церковное Образов...

Священная Римская империя представляла собой государственно-церковное образование, в котором должна была реализоваться папская идея Sacrum Romanum imperium. В 800 г. папа Лев III провозгласил императором Священной Римской империи императора Карла Великого. После распада каролингской империи (Верден, 843 г.) Оттон I Великий (936-973), император Саксонской династии с 962 г., владевший германскими землями, основал империю с относительно сильной центральной властью и органами управления. Императоры Саксонской династии Оттон II (973-983), Оттон III (983-1002), при котором немецкая культура оформилась в «Оттоновское Возрождение», Генрих II (имп. с 1014), императоры Франконской (Салической) династии Генрих III (1039-1056), Генрих IV (1056-1106), Генрих V (1106-1125), императоры династии Гогенштауфенов Фридрих I Барбаросса (1152-1190), Генрих VI (1190-1197), Фридрих II (1212-1250), правившие с 1138 по 1254 г., боролись за объединение немецких земель, внутреннее укрепление империи и за ее международный престиж и влияние. В 1254 г. умирает последний король из дома Штауфенов – Конрад IV.

В Х-ХIII вв. Священная Римская империя включала земли Германии, часть Италии, Бургундское королевство, земли полабских славян, Чехию. Господство германских императоров над папством, в рамках клюнийского реформаторского движения, сменилось борьбой императоров и пап за инвеституру и утратой императорами власти над Италией.

В XIII в. подвассальные империи области стали почти независимы от нее. В самой Германии все больше укреплялись княжества курфюрстов. В XIV-XV вв. императоры династии Люксембургов Генрих VII (имп. с 1312), Карл IV (1347-1378), Сигизмунд (имп. с 1433), императоры династии Габсбургов Фридрих III (1440-1493), Максимилиан I (1493-1519) пытались остановить распад Священной Римской империи. Тем не менее империя теряла прежде зависимые от нее государства. Отпали Чехия, Нидерланды, Швейцария, Испания. По Вестфальскому договору в 1648 г. императорские княжества получили суверенитет.

Последний император империи Франц II Габсбург отрекся от престола в 1806 г ., в эпоху наполеоновских войн.

 

12. «Каролингское Возрождение»

Карл Великий был не только выдающимся полководцем и государственным деятелем, но и просвещенным и образованным человеком. Он знал латинский и греческий языки и говорил на них. Радея о том, чтобы его подданные были грамотными и образованными людьми, он издал в 787 г. «Капитулярий о науках», предписывающий создавать школы при монастырях и епископских кафедрах для клириков и монахов, а также капитулярий (802 г.) об обязательном образовании для мирян. Программа каролингских школ мало отличалась от программы существовавших церковных школ. Основной задачей новых школ являлось воспитание образованных клириков и монахов, авторитетных среди народа и способных противостоять ересям и «ухищрениями антихриста». В своей резиденции в Аахене Карл I собрал самых выдающихся людей своего времени. При дворе Карла жили такие крупные писатели, как Павел Диакон из Лангобардии, Теодульф (вестгот из Испании), но самым блистательным был молодой Эйнгардт, который позднее напишет биографию Карла I «Жизнь Карла Великого», взяв в качестве образца знаменитое произведение Светония «Жизнь двенадцати цезарей».

Римские первосвященники, папство, по-прежнему нуждались в помощи и защите светских правителей. В правление Карла Великого король лангобардов Дезидерий начинает опустошать Римскую папскую область, которая была подарена папам Пипином Коротким. Папа обратился к Карлу Великому. Император ввел свои легионы на территорию Лангобардии, сверг Дезидерия и заточил его в монастырь. Этот акт укрепил союз папства и империи. Главным лицом в Западной Европе по-прежнему являлся император. Отношения императора с папой оставались очень сложными.

При епископских резиденциях Карл I создает школы для подготовки не только грамотного духовенства, но и грамотного чиновничества. В Аахене была открыта придворная школа. На территории империи учреждается большое количество скрипториев – мастерских, где переписывались греческие и римские античные рукописи. В монастырях грамотные монахи пишут анналы.

При дворе в Аахене Карл I создает ученое общество, наподобие созданного в свое время Платоном, и называет его «Дворцовой академией». В деятельности «Академии» принимает участие сам Карл I и его ближайшие сподвижники-ученые. На заседаниях «Академии» читались и обсуждались ученые сочинения ее членов, церковные сочинения, а также произведения античных писателей. Члены «Академии» носили библейский или античный псевдоним. Карл Великий имел имя Давида.

Происходило возрождение античной культуры, но только во внешних ее формах, содержание же этой культуры было неизбежно другим, оно явилось порождением новой исторической эпохи. Мировоззрение писателей и ученых при дворе Карла Великого не было античным, их менталитет уже оформлялся как феодальный, средневековый. В их произведениях рационалистический дух, которым пронизаны сочинения античных авторов, казался бы неуместен. Вокруг Карла I собралось большое число ученых христианских монахов, чье мировоззрение и определило «Каролингское Возрождение». В период «Каролингского Возрождения» развивались церковно-феодальные политические идеи: идея сотрудничества сословий, идея о короле как служителе Бога на земле.

Видным лицом при дворе Карла Великого был ученый монах Алкуин из Англии, воспитатель его сыновей и автор известного учебника, написанного специально для них. По этому учебнику, напоминающему по форме катехизис, также можно судить о характере «Каролингского Возрождения». Например, учитель спрашивает принца: «Что такое жизнь?» Ответ: «Радость для счастливых и скорбь для несчастных, ожидание смерти для тех и других». Другой вопрос: «Что такое человек?» Ответ: «Раб смерти, гость в своем доме, мимо проходящий путник».

В период «Каролингского Возрождения» растет интерес к агротехнике. Переписываются агротехнические трактаты античности. Появляются новые произведения по сельскому хозяйству (поэма Валафрида Страбона «Книга об обработке огородов»).

В это время начинает формироваться схоластика, которая становится основой средневекового мировоззрения, культуры и науки вплоть до Возрождения.

При всем своем увлечении античностью, Карл Великий обязал ученых составить словарь современного ему франкского языка. Идет интенсивное собирание песен германских народов.

В городах строились каменные церкви и дворцы по византийским архитектурным планам. Из обширного архитектурного строительства Карла I до наших дней сохранилась капелла в Аахене.

«Каролингское Возрождение» было узким и ограниченным территориально, дальше Аахена оно практически не распространялось. «Возрождение» ограничивалось тонким слоем тех людей, которые были творцами этой культуры. «Каролингское Возрождение» заканчивается с распадом империи.

После смерти Карла Великого начали закрываться школы, кроме тех, которые готовили к духовному званию. Уровень образованности в империи резко упал. Пожалуй, единственным выдающимся и оригинальным мыслителем IX в. являлся Иоанн Скот Эриугена, который не только поднялся над уровнем современного ему богословия, но и вышел за его рамки. Эриугена свободно владел греческим языком, изучал труды греческих неоплатоников и переводил их на латинский язык. Эриугена был учеником и последователем неоплатоников. В своем основном труде «О разделении природы» Эриугена проводил пантеистические идеи, что не согласовывалось с официальной церковной доктриной. Эриугена признавал христианскую веру основой любого знания. Однако в его трудах начинает впервые в средневековье оформляться бинарная система познания: вера – разум. Он считал, что вера, религия не должны сковывать разум, отстаивал авторитет разума. Церковь признала Эриугену еретиком, а его сочинения осуждены как еретические.

Следуя примеру византийских императоров, Карл I занимался обширным строительством. Прокладывал дороги по всей империи. Он мечтал о строительстве канала, соединяющего Северное море с Черным через реки Рейн и Дунай.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История Средних веков

На сайте allrefs.net читайте: "История Средних веков"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Священная Римская Империя германских императоров

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

I. РАННИЙ ПЕРИОД ФЕОДАЛИЗМА
1. Кризис рабовладельческого строя Римской Империи в III-V вв. 2. Северные соседи Римской Империи: кельты, германцы, славяне 3. Великое переселение народов. Образование варварских

II. КЛАССИЧЕСКИЙ И ПОЗДНИЙ ПЕРИОДЫ ФЕОДАЛИЗМА
1. Русско-византийские отношения IX-XV вв. 2. Монашеское движение в Западной Европе (Бенедиктинцы. Клюнийцы. Цистерцианцы. Августины). 3. Ереси. Нищенствующие ордена. Инквизиция.

Кризис рабовладельческого строя Римской Империи в III-V вв.
В античности (рабовладельческий период) Римская империя была самым крупным и могущественным государством, подчинявшим себе не только те страны, которые входили в ее состав, но оказывавшим влияние и

Германцы
Об этих племенах известно больше, чем о кельтах. Первый источник, который используют историки, изучая германские племена – «Записки о Галльской войне» Юлия Цезаря (сочинение законч

Славяне
Слово «славяне» употребляется византийскими писателями довольно часто в VI в. Однако славянские племена были известны римским и греческим авторам гораздо раньше. Известия о славянах у древних автор

Великое переселение народов. Образование варварских государств
К концу IV в. отношение варварского мира к Римской империи становится откровенно враждебным. Слабость империи позволила варварским племенам усилить набеги на ее границы и захватывать ее территории.

Понятие и сущность западноевропейского феодализма
Термин «средние века» (от лат. medium aevum) возник в Италии в XV-XVI вв. в эпоху Возрождения, в среде гуманистов. Этот термин они ввели, чтобы отстраниться от предшествующего периода истори

Государство, право, Церковь в феодальном обществе
Социально-экономический строй, который сладывался в Западной Европе с V века, определил все функции и характер политической, правовой и идеологической системы ранних и более поздних феодальных госу

Периодизация истории Средних веков в Западной Европе
Исторический период Средних веков, или феодализма – один из самых продолжительных периодов в истории Европы, он длился 11-12 столетий. Феодализм многих европейских народов начался с разлож

Периодизация истории Средних веков в Византии
Начало истории Византии относится к IV в., когда император Константин I Великий переносит свою столицу из Рима в небольшой город Византий на Босфоре. История Византии делится на три периода.

Этнос и территория Византии
Византия (Восточная Римская империя) становится самостоятельным государством в IV в., после раздела Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Еще в 330 г. император Константин I Ве

Начало истории Французского королевства. Династия Меровингов. Хлодвиг
Франки – это германские варварские племена, которые вначале жили за Рейном. Название франк («отважный», «вольный», «свободный») появляется только в середине III в. Отношения франко

Империя Карла Великого. Внешняя и внутренняя политика. Союз Карла Великого и папства
Карл Великий – самый выдающийся представитель династии Каролингов. От его имени произошло название этой династии. Он стал королем рано, и его царствование растянулось на 46 лет (76

Средневековая культура
На рубеже античного и средневекового мира складывается патристика – корпус христианского вероучения, оформленный отцами Церкви – Августином (354-430),Иеронимом (34

Русско-византийские отношения IX-XV вв.
Прежде чем непосредственно подойти к этой теме, вернемся на насколько столетий вглубь, в эпоху правления византийских императоров Юстина и Юстиниана. Именно в правление этих императоров, особенно Ю

Григорианская реформа. Установление папской теократии
После принятия христианства Западной Европой в раннем средневековье, в VI-VII вв. на ее территории появляются монастыри. К периоду развитого средневековья эти монастыри начинают отходить от первона

Ереси. Нищенствующие ордена. Инквизиция. Папство XIV-XVI вв.
Реформирование католицизма Западной Европы вызвало начало глубокого процесса, получившего название внутренней христианизации Европы. В XII-ХIII вв. вся Европа была охвачена еретическим движением, к

Крестовые походы
В исторической науке принято рассматривать Крестовые походы как войны западно-европейских феодалов, горожан, крестьян, развязанные Западной Европой на Ближнем Востоке (Сирия, Палестина, Северная Аф

Средневековый город
Средневековый город следует рассматривать как парадигму западноевропейского феодализма. Такого городского феномена не знала Византийская империя, несмотря на множество городов. Средневеков

Норманнское завоевание Англии
В VIII-IX вв. начался массовый исход жителей Скандинавского полуострова, датчан из Ютландии. Они направлялись на континент и в Англию. В разных странах скандинавы получали новое имя. Те, кто пришел

Английский парламент
Английский парламент был специфичным сословно-представительным органом, не похожим ни на один представительный институт Европы. Он оформился в ходе гражданских войн 1263-1267 гг. К этим войнам прив

Образование национальных государств. Франция XI-XV вв.
Классическим образцом образования национальных государств в Европе периода развитого и позднего феодализма является история государственного образования Франции, и этим образцом Франция оставалась

Столетняя война
В 1337 г. началась самая длительная война в мировой истории – война между Англией и Францией, получившая название Столетней войны, которая закончилась в 1453 г.

Столетняя война
В 1337 г. началась самая длительная война в мировой истории – война между Англией и Францией, получившая название Столетней войны, которая закончилась в 1453 г.

Мартин Лютер
Движение за реформы в католической церкви приобрело в XVI в. общеевропейский характер и нашло поддержку в разных слоях населения. Католическая церковь во главе с ее интернациональным центром, папск

Вормский конкордат. Начало раскола Реформации
К тому моменту, когда папа отлучил Лютера от Церкви, слава его достигает апогея. К «95-ти тезисам» у реформаторов не было единого отношения, но это было уже не столь важно. Важно было другое: эти «

Реформация в Швейцарии
В начале XVI в. Швейцария представляла собой конфедеративное государство. В состав швейцарской конфедерации входили кантоны и союзные земли. Каждый кантон обладал автономией. Общие дела конфедераци

Реформация в Англии
В Англии Реформация началась значительно позже, чем на континенте – во время правления Генриха VIII, в 30-е годы XVI в. Реформационные идеи в Англии начали оформляться еще в XIV в.

Реформация во Франции
В каждой стране были свои специфические основы реформационного движения, поэтому и характер Реформации в каждой стране разный. Реформация в Англии не похожа на Реформацию в Германии или в Швейцарии

Контрреформация
В первой половине XVI в. Реформация распространилась в Англии, в Шотландии, в Скандинавских странах. Она проникла во Францию, Польшу и Венгрию. Католическая церковь терпеть такую ситуацию долго не

Крестьянская война в Германии под руководством Томаса Мюнцера
В отечественной историографии на крестьянскую войну в Германии под руководством Томаса Мюнцера существуют две основные точки зрения. Долгое время считалось, что типологически это была крестьянская

Гуситские войны в Чехии
В начале XV в. в Чехии развернулось широкое оппозиционное движение против католической церкви и прежде всего немецкого засилья. Чехия входила в состав Священной Римской империи, была ее окраиной, и

Возрождение
Возрождение (франц. – Ренессанс), парадигма позднего феодализма и начала Нового времени, на три столетия определило все стороны западноевропейской жизни. Колыбелью Возрождения была Италия, родина а

Искусство Раннего Возрождения. Живопись. Скульптура. Архитектура.
Первые итальянские живописцы раннего Возрождения сохранили в своих работах многое из канонов средневековья. Это в первую очередь относится к знаменитым флорентийским художникам Джотто

Высокое и Позднее Возрождение в Италии
Высокое Возрождение в Италии (конец XV – первая половина XVI в.) – время наибольшего расцвета ее живописи, зодчества, скульптуры. Последующий период с 30-х гг. до конца XVI в. приходится на позднее

Немецкое Возрождение
В Германии гуманистическая культура начинает складываться в XV в. К этой культуре принадлежали представители самых разных творческих областей – философы, естествоиспытатели, лингвисты, литераторы,

Английское Возрождение
Гуманистическая культура в Англии сложилась в XVI в. Центром ее был Оксфордский кружок гуманистов, куда входили Гросин, Линакр, Джон Колет – восторженные поклонники античности и итальянских гуманис

Французское Возрождение
Возрождение оформляется во Франции в конце XV – нач. XVI вв. Покровителем зарождающегося французского гуманизма выступил король Франциск I (1515-1547). Он приглашал к королевскому

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ
102-101 гг. до Р. X. Нашествие германских племен кимвров и тевтонов на Рим 58-50 гг. до Р.Х. Войны Юлия Цезаря в Галлии

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги