рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Средневековая культура

Средневековая культура - раздел История, История Средних веков На Рубеже Античного И Средневекового Мира Складывается Патристика – Корпус Хр...

На рубеже античного и средневекового мира складывается патристика – корпус христианского вероучения, оформленный отцами Церкви – Августином (354-430),Иеронимом (342-420), Амвросием Медиоланским (339-397), Григорием I Великим (540-604).

До Возрождения (нач. XIV в.) средневековая культура определялась церковно-религиозной идеологией. Церковь и церковная идеология служили высшей санкцией всех сторон жизни обитателей средневековой Западной Европы. Основой религиозного мировоззрения средневековья являлась схоластика.

Средневековое вероучение оформлялось разработками и сочинениями богословов, среди которых особенно знаменитым был Ансельм Кентерберийский (1033-1109). Он родился в Пьемонте (Италия). Ученый монах, первый схоласт, он становится архиепископом Кентерберийским (главой английской христианской церкви).

Ансельм рассматривал веру, как обязательную основу рационального знания («верую, чтобы понять»). Он разработал онтологическое доказательство бытия Бога. Ансельм учил, что от веры следует переходить к познанию. В своих сочинениях «Pros logium» («Прибавление к рассуждению») и «Monologium» он обосновал бытие Бога из случайности конечного, Троицу – на основании разума. Ансельм дал догматическое обоснование учения об определении и искуплении. Как архиепископ, он вел борьбу с английскими королями Вильгельмом I и Генрихом I за инвеституру и отстаивал в этой борьбе позиции папы Григория VII. В 1720 г. папа Климент XI причислил Ансельма Кентерберийского к католическим вероучителям.

Крупным представителем схоластики являлся Пьер Абеляр (1079-1142). Он был профессором Парижского университета и одним из его основателей. Учение Абеляра пронизано рационализмом. Условием веры он рассматривал разум. По Абеляру церковное предание, догматика должны пройти испытание разумом. Он считал, что только Священное Писание и церковные таинства не нуждаются в проверке разумом. В сочинении «Да и нет» Абеляр сопоставлял цитаты из сочинений отцов Церкви, выявляя их противоречивость. Вся система учения Абеляра не была принята официальными теологами. Особенно яростными оппонентами Абеляра выступили Бернар Клервоский и папа Иннокентий III. Учение Абеляра было осуждено на соборах в Суассоне (1121) и Сансе (1140). Трагические перипетии свой судьбы Абеляр описал в сочинении «История моих бедствий». Последние двадцать лет жизни Абеляр провел в монастыре.

Видным представителем мистического направления в католическом вероучении являлся Бернар Клервоский (1090-1153). Он был монахом-цистерцианцем, настоятелем монастыря в Клерво. Бернар вдохновил западный мир на Второй Крестовый поход (1147). Как теолог, он отстаивал незыблемость церковного предания, догматики, порицая схоластику за рационалистические тенденции в ней. Бернар проповедовал смирение, приводящее к любви к Богу, открывающей путь к высшему совершенству, достичь которого можно лишь в экстатическом состоянии «слияния души с Богом». Теология Бернара Клервоского не оставляла сомнений в авторитете церковного учения и ориентировала на самоуглубленное, мистическое восприятие мира. Учение Бернара Клервоского оказало сильное влияние на мистическую теологию средневековья. Он был канонизирован в 1174 г.

Позднее очагом мистики станут немецкие земли. В XIV-XV вв. там появятся такие знаменитые мистики как Иоганн Таулер (1300-1361) и Фома Кемпийский (1379-1471).

Над созданием богословского корпуса католицизма трудился выдающийся богослов Альберт Великий (1193-1280), немецкий теолог, ученый-естествоиспытатель. Альберт Великий получил широкую известность как комментатор Аристотеля, работы которого он комментировал на основе католического богословия. Монах-доминиканец, Альберт становится провинциалом (управляющим всеми делами ордена на определенной территории) этого ордена в Германии, затем он был рукоположен в сан епископа. Позже Альберт добился от папы сложения епископского сана, чтобы полностью посвятить себя богословию. В сочинениях «Сумма теологии», «О причинах и возникновении всеобщего» Альберт Великий пытался создать единую систему католического богословия. Боролся с богословами, отступающими от канонов католического богословия (с известным богословом Сигером Брабантским). Альберт обладал энциклопедическими познаниями, за которые его противники обвиняли теолога в колдовстве. Католическая церковь присвоила ему титул «doctor universal is». Альберт Великий был канонизирован в 1931 г.

Ученик Альберта Великого Фома Аквинский (1225-1274), монах-доминиканец – один из самых выдающихся богословов средневековья. Он известен как богословский систематизатор ортодоксальной схоластики и как основатель религиозного учения – томизма. Фома Аквинский был доктором теологии, преподавал в университетах Парижа, Рима, Неаполя. Также как и его учитель, боролся против Сигера Брабантского и сторонников аверроизма (учение арабского теолога из Кордовы, толкователя Аристотеля Аверроэса (ибн Рушд), выступившего за свободу философии от теологии).

Основными сочинениями Фомы Аквинского являются «Сумма теологии» и «Сумма философии, об истинности католической веры против язычников». Фома Аквинский стремился философски обосновать католическое вероучение, примирить веру и знание. Учил, что воля человека свободна, совершенное познание и совершенное блаженство заключаются в созерцании Бога, что возможно лишь в раю или в состоянии религиозного экстаза; он считал, что все виды государственной власти происходят от Бога и церковная власть выше власти монарха (Фома Аквинский, как и Аристотель, из всех форм государственного устройства предпочитал монархию). Он обосновывал положение – земные государи должны повиноваться папе римскому, власть которого «от Христа».

Теологическая система Фомы Аквинского явилась вершиной в развитии ортодоксальной схоластики и с XIV в. была ведущим направлением католической теологии.

Фома Аквинский имел титул «ангельского доктора», «всеобщего наставника» и «князя схоластов». Он был канонизирован в 1323 г. В 1567 г. назван «пятым учителем церкви» после Августина, Иеронима, Амвросия Медиолаиского, Григория I. В 1879 г. в энциклике папы Льва XIII теологическая доктрина Фомы Аквинского была признана «единственной, истинной философией католицизма». Учение Фомы Аквинского – томизм, стало в новое и новейшее время основой неотомизма – учения современной католической Церкви.

В средневековом мире также был известен английский богослов, ученый, занимавшийся вопросами естествознания, Роджер Бэкон (1214-1292).

В ХI-ХIII вв. в схоластике начинается сложный процесс: разработка важнейших методов и механизмов познания мира, которая свелась к спору о природе универсалий. Этот спор разделил схоластов на две группы: номиналистов и реалистов. Номиналисты считали, что общие понятия – универсалии – не существуют реально в природе, а являются лишь именем (потеп) механизмов познания мира. Реалисты же настаивали на том, что универсалии имеют реальное, самостоятельное существование. Спор номиналистов и реалистов явился продолжением античной линии борьбы материалистов и идеалистов (линии Гераклит – Демокрит, Аристотель – Платон и др.).

Раннесредневековая западноевропейская культура трудно складывалась как сложный синтез античной культуры и христианства.

В ее формировании большую роль сыграл философ, поэт, политический деятель Остготского королевства Боэций (408-525). В своем знаменитом трактате «Об утешении философией» Боэций пишет о логике Аристотеля, механике Архимеда, астрономии Ятоломея, геометрии Эвклида, музыке Пифагора. Над синтезом двух культур – античной и церковной, работал в V в. Марциан Капелла. В трактате «О браке Филологии и Меркурия» он разработал систему семи основных предметов, которые изучались в античных школах – «семь свободных искусств». В VI в. Боэций и Кассиодор разделили «семь свободных искусств» на две ступени, низшую – тривиум: грамматика, риторика, диалектика, и высшую – квадривиум: геометрия, арифметика, астрономия, музыка. В школах, затем в университетах логика преподавалась по Аристотелю, риторика по Цицерону. Основой изучения арифметики и геометрии были сочинения Пифагора и Эвклида, астрономии – Птоломея.

«Семь свободных искусств» в раннее средневековье были предназначены в первую очередь сформировать грамотное духовенство и грамотное чиновничество. Выше всех наук оставались Священное Писание и сочинения отцов Церкви.

Исторические сочинения Евсевия Памфила (IV в.) «Церковная история», «Жизнь блаженного василевса Константина», Кассиодора «История готов», Григория Турского «История Франков», Исидора Севильского «Этимология», Беды Достопочтенного «Церковная история народа англов», отразившие эту эпоху, пронизаны церковным мировоззрением.

Постепенно из высших школ (studia generate) начинали складываться университеты. Первые университеты появились в XII в. и в дальнейшем сыграли огромную роль в жизни Западной Европы. Одним из самых известных был Парижский (название его богословского факультета – Сорбонна, в дальнейшем перешло на весь университет). Кроме богословского в Парижском университете были юридический, медицинский и артистический (т.е. факультет искусств) факультеты. К числу главных университетов того времени относились: в Италии – Болонский, точнее Болонская высшая юридическая школа, и Салернская высшая медицинская школа, Неаполитанский университет; в Англии – Кембриджский и Оксфордский университеты, в Испании – Саламанкский и в Чехии – Пражский университет.

Средневековая наука называлась схоластикой (от лат. schola – школа). Это была традиция, разработанная на основе логики Аристотеля. Сочинения Аристотеля у средневековых ученых пользовались особым авторитетом и были популярны. B переписывали на латинский язык, причем переводы латинизировались и «христианизировались». В эпоху Возрождения начнется «расчистка» текстов сочинений Аристотеля и восстановление их первоначальной греческой подлинности.

Западная медицина в раннем и в начале классического средневековья серьезно отставала от восточной. Западные медики широко использовали в своей пракике восточные (в первую очередь арабские) медицинские трактаты, которые привозились из Византии, а после конкисты Пиренейского полуострова арабами – из пиренейских государств.

В архитектуре этого времени складываются два стиля – романский и более поздний готический. Первые церковные здания, построенные в готическом стиле, появляются на севере Франции. Романский стиль, оформившийся в эпоху Карла Великого, во многом следовал античным образцам, но достаточно грубо. Известным сохранившимся до наших дней романским храмом является храм в Аахене времен Карла Великого. Шедевры готической архитектуры сосредоточены в Италии (Миланский собор), во Франции (собор Парижской Богоматери, Руанский, Реймский, Шартрский соборы), в Германии (Кельнский собор), в Чехии.

На Западе рано складывается богатая светская литература. Рыцарская литера тура представлена эпическими произведениями: «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Сиде», «Песнь о Роланде», «Старшая Эдда». Когда складывался средневековый эпос, он не сказывался, а пелся, отсюда проиходит название жанра и его произведений («песни»).

В XIII в. большое распространение получает жанр рыцарского романа, связанный с Крестовыми походами. Самыми популярными были циклы романов о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. В это же время развивается рыцарская (в первую очередь провансальская) любовная лирика. По всей Европе воспевали идеальную любовь и служение Даме немецкие миннезингеры, провансальские трубадуры и французские труверы.

Для городской культуры характерны произведения сатирического жанра: «Роман о Лисе», высмеивающий духовенство и чиновничество, «Роман о Розе».

В ХII-ХIII вв. зарождается городской театр.

Реалистическое восприятие мира во всех областях западноевропейской культуры облекалось в форму символов и аллегорий. Символизм пронизывал всю средневековую культуру Запада. Средневековая западноевропейская культура – это прежде всего культура символов.

В ранний период византийского средневековья греческие богословы разрабатывали корпус православного богословия, систему ортодоксального вероучения, призванную стать основой православия и направленную на борьбу с ересями ариан, монофизитов, манихеев. В IV-V вв. крупнейшие богословы архиепископы Григорий Богослов (330-390), Иоанн Златоуст (350-407) в своих сочинениях систематизировали православное богословие. Византийский богослов и поэт, монах Иоанн Дамаскин (675-753) является одним из отцов православной патристики. Иоанн Дамаскин учил, что знание должно быть подчинено вере. В период иконоборчества он осудил это движение и резко выступил против него.

В Византии практически никогда не прерывалась античная философская традиция. В XI в. византийская философия обратилась к идеалистической философии Платона, которая использовалась некоторыми богословами как обоснование критического отношения к церковным авторитетам. К их числу принадлежал философ, филолог, историк, юрист Михаил Пселл (XI в.). Его сочинение «Логика» было известно не только в Византии, но и в Западной Европе. В XII в. возрождается интерес к материалистической философии Демокрита и Эпикура.

В VI-VII вв. в Византии складывается богатая историография, составленная трудами историков Прокопия Кесарийского, Агафия Миринейского, Менандра, Феофилакта Симокатты. Самым выдающимся из этого ряда историков был Прокопий Кесарийский, официальный историограф при дворе императора Юстиниана. Его сочинения «История войн Юстиниана с персами, вандалами и готами», «Трактаты о постройках» прославляют деятельность императора Юстиниана. Однако, прекрасно видя все теневые стороны его деятельности, Прокопий Кесарийский тайно пишет о них в своих мемуарах, получивших название «Тайная история».

При императоре Константине Багрянородном (XI в.) написан целый ряд исторических сборников. Самому Константину Багрянородному принадлежат сочинения «Об управлении государством», «О фемах», «О церемониях византийского двора».

На XI-XII вв. приходится расцвет средневековой византийской культуры, получивший название «Комниновское Возрождение». Выдающимися представителями этого «Возрождения» были Михаил Пселл, Анна Комнина, написавшая сочинение «Алексиада», посвященное деятельности ее отца Алексея I Комнина. В нем отражены события Первого Крестового похода. В XIII в. историк Никита Хониат передал в своей «Истории ромеев» трагические события Четвертого Крестового похода.

В VII-IX вв. в культуре Византии складывается богатая монашеская литература. Творения Иоанна Мосха «Луг духовный» и «Поучения» аввы Дорофея воссоздают духовный мир византийского монашества. Это время столь же богато агиографией.

Византия со времен античности сохраняла высокий уровень образованности. В IX в. в Константинополе создается Магнаврская высшая школа, где преподавались богословие и светские науки. В XI в. в Константинополе был основан университет, открыта высшая медицинская школа. По всей империи создавались церковно-монастырские и частные школы, библиотеки и скриптории. В этот период в империи развитие естественных наук достигает высокого уровня. В области точных наук математика дала выдающегося ученого Льва Математика (IX в.). В Византии появляются видные инженеры – Анфимий Тралльский, Исидор Мелетский, которые были строителями собора Св. Софии.

В области космографии и астрономии широко известно имя Косьмы Индикоплова (т.е. «плавающий в Индию»). Косьма Индикоплов (VI в.) в сочинении «Христианская топография» пытался опровергнуть космогоническую систему Птоломея и создать свою, красочно описывал свои путешествия по Африке, Красному морю, Индийскому океану.

Значительных успехов достигла в это время медицина. Византийские медики (среди которых были широко известны врачи Александр Тралльский и Павел Эгинский) изучали труды Галена и Гиппократа, обобщали их практический опыт. Развитие алхимии положило начало развитию химической науки. В VII в. в Византии был изобретен «греческий огонь», состав которого долго держался в строжайшем секрете. Позднее было установлено, что «греческий огонь» – это сложное соединение нефти, негашеной извести и различных смол. В X в. пишется энциклопедия «Геопоника», обобщившая достижения античной агрономии.

Византийское законодательство было сложным по своей структуре. Оно представляло обширные сочинения, включающие в себя помимо законодательного свода и литературные сочинения. В «Кодекс Юстиниана» («Пандекты») и в «Эпанагосу» императора Василия III (IX в.) включено большое число новелл.

Расцвет строительства и архитектуры начинается при императоре Юстиниане. При нем был построен знаменитый собор Св. Софии в Константинополе. Для архитектуры здания, наряду с античной архитектурной традицией, характерно и влияние Востока. Этот храм отличается богатейшей мозаикой.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История Средних веков

На сайте allrefs.net читайте: "История Средних веков"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Средневековая культура

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

I. РАННИЙ ПЕРИОД ФЕОДАЛИЗМА
1. Кризис рабовладельческого строя Римской Империи в III-V вв. 2. Северные соседи Римской Империи: кельты, германцы, славяне 3. Великое переселение народов. Образование варварских

II. КЛАССИЧЕСКИЙ И ПОЗДНИЙ ПЕРИОДЫ ФЕОДАЛИЗМА
1. Русско-византийские отношения IX-XV вв. 2. Монашеское движение в Западной Европе (Бенедиктинцы. Клюнийцы. Цистерцианцы. Августины). 3. Ереси. Нищенствующие ордена. Инквизиция.

Кризис рабовладельческого строя Римской Империи в III-V вв.
В античности (рабовладельческий период) Римская империя была самым крупным и могущественным государством, подчинявшим себе не только те страны, которые входили в ее состав, но оказывавшим влияние и

Германцы
Об этих племенах известно больше, чем о кельтах. Первый источник, который используют историки, изучая германские племена – «Записки о Галльской войне» Юлия Цезаря (сочинение законч

Славяне
Слово «славяне» употребляется византийскими писателями довольно часто в VI в. Однако славянские племена были известны римским и греческим авторам гораздо раньше. Известия о славянах у древних автор

Великое переселение народов. Образование варварских государств
К концу IV в. отношение варварского мира к Римской империи становится откровенно враждебным. Слабость империи позволила варварским племенам усилить набеги на ее границы и захватывать ее территории.

Понятие и сущность западноевропейского феодализма
Термин «средние века» (от лат. medium aevum) возник в Италии в XV-XVI вв. в эпоху Возрождения, в среде гуманистов. Этот термин они ввели, чтобы отстраниться от предшествующего периода истори

Государство, право, Церковь в феодальном обществе
Социально-экономический строй, который сладывался в Западной Европе с V века, определил все функции и характер политической, правовой и идеологической системы ранних и более поздних феодальных госу

Периодизация истории Средних веков в Западной Европе
Исторический период Средних веков, или феодализма – один из самых продолжительных периодов в истории Европы, он длился 11-12 столетий. Феодализм многих европейских народов начался с разлож

Периодизация истории Средних веков в Византии
Начало истории Византии относится к IV в., когда император Константин I Великий переносит свою столицу из Рима в небольшой город Византий на Босфоре. История Византии делится на три периода.

Этнос и территория Византии
Византия (Восточная Римская империя) становится самостоятельным государством в IV в., после раздела Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Еще в 330 г. император Константин I Ве

Начало истории Французского королевства. Династия Меровингов. Хлодвиг
Франки – это германские варварские племена, которые вначале жили за Рейном. Название франк («отважный», «вольный», «свободный») появляется только в середине III в. Отношения франко

Империя Карла Великого. Внешняя и внутренняя политика. Союз Карла Великого и папства
Карл Великий – самый выдающийся представитель династии Каролингов. От его имени произошло название этой династии. Он стал королем рано, и его царствование растянулось на 46 лет (76

Священная Римская Империя германских императоров
Священная Римская империя представляла собой государственно-церковное образование, в котором должна была реализоваться папская идея Sacrum Romanum imperium. В 800 г. папа Лев III провозгласи

Русско-византийские отношения IX-XV вв.
Прежде чем непосредственно подойти к этой теме, вернемся на насколько столетий вглубь, в эпоху правления византийских императоров Юстина и Юстиниана. Именно в правление этих императоров, особенно Ю

Григорианская реформа. Установление папской теократии
После принятия христианства Западной Европой в раннем средневековье, в VI-VII вв. на ее территории появляются монастыри. К периоду развитого средневековья эти монастыри начинают отходить от первона

Ереси. Нищенствующие ордена. Инквизиция. Папство XIV-XVI вв.
Реформирование католицизма Западной Европы вызвало начало глубокого процесса, получившего название внутренней христианизации Европы. В XII-ХIII вв. вся Европа была охвачена еретическим движением, к

Крестовые походы
В исторической науке принято рассматривать Крестовые походы как войны западно-европейских феодалов, горожан, крестьян, развязанные Западной Европой на Ближнем Востоке (Сирия, Палестина, Северная Аф

Средневековый город
Средневековый город следует рассматривать как парадигму западноевропейского феодализма. Такого городского феномена не знала Византийская империя, несмотря на множество городов. Средневеков

Норманнское завоевание Англии
В VIII-IX вв. начался массовый исход жителей Скандинавского полуострова, датчан из Ютландии. Они направлялись на континент и в Англию. В разных странах скандинавы получали новое имя. Те, кто пришел

Английский парламент
Английский парламент был специфичным сословно-представительным органом, не похожим ни на один представительный институт Европы. Он оформился в ходе гражданских войн 1263-1267 гг. К этим войнам прив

Образование национальных государств. Франция XI-XV вв.
Классическим образцом образования национальных государств в Европе периода развитого и позднего феодализма является история государственного образования Франции, и этим образцом Франция оставалась

Столетняя война
В 1337 г. началась самая длительная война в мировой истории – война между Англией и Францией, получившая название Столетней войны, которая закончилась в 1453 г.

Столетняя война
В 1337 г. началась самая длительная война в мировой истории – война между Англией и Францией, получившая название Столетней войны, которая закончилась в 1453 г.

Мартин Лютер
Движение за реформы в католической церкви приобрело в XVI в. общеевропейский характер и нашло поддержку в разных слоях населения. Католическая церковь во главе с ее интернациональным центром, папск

Вормский конкордат. Начало раскола Реформации
К тому моменту, когда папа отлучил Лютера от Церкви, слава его достигает апогея. К «95-ти тезисам» у реформаторов не было единого отношения, но это было уже не столь важно. Важно было другое: эти «

Реформация в Швейцарии
В начале XVI в. Швейцария представляла собой конфедеративное государство. В состав швейцарской конфедерации входили кантоны и союзные земли. Каждый кантон обладал автономией. Общие дела конфедераци

Реформация в Англии
В Англии Реформация началась значительно позже, чем на континенте – во время правления Генриха VIII, в 30-е годы XVI в. Реформационные идеи в Англии начали оформляться еще в XIV в.

Реформация во Франции
В каждой стране были свои специфические основы реформационного движения, поэтому и характер Реформации в каждой стране разный. Реформация в Англии не похожа на Реформацию в Германии или в Швейцарии

Контрреформация
В первой половине XVI в. Реформация распространилась в Англии, в Шотландии, в Скандинавских странах. Она проникла во Францию, Польшу и Венгрию. Католическая церковь терпеть такую ситуацию долго не

Крестьянская война в Германии под руководством Томаса Мюнцера
В отечественной историографии на крестьянскую войну в Германии под руководством Томаса Мюнцера существуют две основные точки зрения. Долгое время считалось, что типологически это была крестьянская

Гуситские войны в Чехии
В начале XV в. в Чехии развернулось широкое оппозиционное движение против католической церкви и прежде всего немецкого засилья. Чехия входила в состав Священной Римской империи, была ее окраиной, и

Возрождение
Возрождение (франц. – Ренессанс), парадигма позднего феодализма и начала Нового времени, на три столетия определило все стороны западноевропейской жизни. Колыбелью Возрождения была Италия, родина а

Искусство Раннего Возрождения. Живопись. Скульптура. Архитектура.
Первые итальянские живописцы раннего Возрождения сохранили в своих работах многое из канонов средневековья. Это в первую очередь относится к знаменитым флорентийским художникам Джотто

Высокое и Позднее Возрождение в Италии
Высокое Возрождение в Италии (конец XV – первая половина XVI в.) – время наибольшего расцвета ее живописи, зодчества, скульптуры. Последующий период с 30-х гг. до конца XVI в. приходится на позднее

Немецкое Возрождение
В Германии гуманистическая культура начинает складываться в XV в. К этой культуре принадлежали представители самых разных творческих областей – философы, естествоиспытатели, лингвисты, литераторы,

Английское Возрождение
Гуманистическая культура в Англии сложилась в XVI в. Центром ее был Оксфордский кружок гуманистов, куда входили Гросин, Линакр, Джон Колет – восторженные поклонники античности и итальянских гуманис

Французское Возрождение
Возрождение оформляется во Франции в конце XV – нач. XVI вв. Покровителем зарождающегося французского гуманизма выступил король Франциск I (1515-1547). Он приглашал к королевскому

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ
102-101 гг. до Р. X. Нашествие германских племен кимвров и тевтонов на Рим 58-50 гг. до Р.Х. Войны Юлия Цезаря в Галлии

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги