Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов

Содержание

 

1.Происхождение славян

2.Славяно-Русское язычество

2.1.Общие сведения

2.2.Именование

2.3.Мир в представлениях древних славян

2.4.Обряд погребения

2.5.Волхвы

2.6.Пантеон языческих богов

2.7.Влияние язычества на быт славян

3. Значение славянской языческой мифологии

4. Литература

 

 

''И смешал Бог народы, и разделил на

семьдесят и два народа, и рассеял повсей земле. От этих же семидесятидвух язык произошел и народ славянский''.

(Повесть временных лет)

Происхождение славян

ринимать живое участие в минувших делах праотцов своих, восхищаться их славою и величием и из их опытов, как блистательных, так и горьких, созидать… Думаю, повествуя о славянах, правильно будет начать с рассказа о том, откуда… «В древности оба эти племени (славяне и анты) назывались спорами – рассеянными…» (Прокопий Кесарийский, «Война с…

Славяно-Русское язычество

Общие сведения.

Зычество», как известно,— крайне неопределенный термин, возникший в церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского. Этим термином должны были покрываться самые разнородные и разного исторического уровня религиозные проявления: и мифы античного мира, и представления первобытных племен, и дохристианские верования славян, финнов, германцев, кельтов и домусульманская религия татар.

Славяно-русскую часть общечеловеческого языческого массива нельзя понимать как обособленный, независимый и только славянам присущий, вариант первобытных религиозных представлений. Вычленение славяно-русского происходит лишь по этнографическому, локальному принципу, а не по каким-либо специфическим чертам.

Главным, определяющим материалом для изучения язычества является этнографический: обряды, хороводы, песни, заговоры и заклинания, детские игры, волшебные сказки, сохранившие фрагменты древней мифологии и эпоса; важен символический орнамент вышивки и резьбы по дереву. Этнографические материалы — сокровищница многовековой народной мудрости, архив истории познания мира и природных явлений человечеством.

Сопоставляя фольклорные данные с надежными хронологическими ориентирами, имеющимися в распоряжении археологии (начало земледелия, начало литья металла, появление железа, время постройки первых укреплений и т. п.), можно уловить динамику языческих представлений, выявить стадии и фазы их развития.

В самом начале 12 в. современник Владимира Мономаха предложил периодизацию славянского язычества, разделив его на четыре стадии:

 

1.Культ «упырей (вампиров) и берегинь» – одухотворявший всю природу и деливший духов на враждебных и благожелательных.

2. Культ земледельческих небесных божеств «Рода и рожаниц». Исторически две рожаницы предшествуют Роду; это были богини плодовитости всего живого, ставшие в дальнейшем матриархальными богинями аграрного плодородия.

3. Культ Перуна, являвшегося в древности богом грозы, молний и грома, а в дальнейшем ставшего божеством войны и покровителем воинов и князей. При создании государства Киевской Руси Перун стал первым, главным божеством в княжеско-государственном культе 10 в.

4. После принятия христианства в 988 г. язычество продолжало существовать, отодвинувшись на «украины» государства.

 

Праславянское общество в 6 – 4 вв. до н. Э., занимавшее восточную половину общеславянской прародины, достигло высшего уровня первобытности. С этой эпохи, называемой скифской, начинается полуторатысячелетний период, завершающийся созданием феодального государства Киевской Руси. Целостность обозначенного периода дважды нарушалась: вторжением в степи сарматов – кочевников (3 в. до н. Э.) и вторжением гуннов (4 в. н. Э.). Внутри этого периода можно наметить один существенный рубеж, связанный не с внешними событиями, а с уровнем развития самого славянского общества. Таким рубежом являются 5 – 6 века нашей эры, характеризуемые тремя категориями новых явлений: во-первых, славяне перестали поддаваться кочевникам, и новые наезды (авар, хазар, печенегов) встречали твердую оборону. Во-вторых, славяне осуществили военную колонизацию балканских владений Византии; в-третьих, славяне начали мирную колонизацию лесной зоны Восточной Европы. В этом периоде возникают огромные святилища на горах под открытым небом, которые отражают потребность в многолюдных общеплеменных «соборах», «собраниях».

Этот ежегодный праздник устраивался в честь таких священных предметов, как плуг, ярмо, топор и чаша. Тогда же, под скифским влиянием, происходит смена славянского термина «див», «дый» на новое обозначение – «бог», удержавшееся навсегда.

 

Именование

характере и особенностях мышления народа многое могут рассказать нам личные имена славян: каждое имя выражает особое отношение к житейскому быту… Но стоит отметить, что все эти имена давались людям «в награду» за… Знакомясь, мы очень редко говорим прямо: «Я такой-то», «Моё имя такое-то». Это необъяснимым образом звучит как-то…

Мир в представлениях древних славян.

ир тогдашних язычников состоял из четырех частей: земли, двух небес и подземно-водной зоны. У многих народов земля изображалась как округлая плоскость, окруженная водой.… Для язычников был очень важен аграрный аспект земли: земля - почва, рождающая урожай, "Мать - сыра - земля",…

Обряд погребения.

собое место среди языческих обрядов занимал обряд погребения. На протяжении длительного периода сильно колебалось соотношение двух основных видов… Вот что пишет арабский путешественник и писатель Ахмед Ибн-Фадлан во время… А именно: если (это) бедный человек, то делают маленький корабль, кладут его в него и сжигают его. Что же касается…

Волхвы.

лавянское язычество достигло апогея накануне образования Киевской державы и в первые два столетия ее формирования (9 - 10 вв.), когда культ Перуна,… Особую роль здесь сыграло жреческое сословие древней Руси. Жрецы еще не…  

Пантеон языческих богов.

коло полутора столетий (9-10вв) Киевская Русь была государством с языческой системой, нередко противостоящей проникновению христианства. В эпоху… К концу 10в., в результате реформ, целью которых было объединение всего… ПЕРУН Н. М. Карам­зин писал: «В России до введения Христианской веры первую степень между идолами занимал Перун, бог…

Влияние язычества на быт славян.

ультура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.… Язычникам были известны многие виды искусств. Они занимались живописью,… Раскопки на территориях древних городов показывают всё разнообразие быта в городской жизни. Множество найденных кладов…

Значение славянской языческой мифологии

аши предки отличались глубоко поэтическим отношением к окружающему миру, к природе, солнцу и луне, грозе и молнии, животным и растениям, рекам и… Согласно верованиям славян, вся природа была одухотворена и населена духами… Многие животные в представлениях славян име­ли особое мифологическое значение: конь был свя­зан с Перуном и Хорсом,…