Страны Антанты отказались вести переговоры о мире. Германия согласилась, но выдвинула грабительские условия мира.

…Тов.Ленин указывает, что большевики никогда не отказывались от обороны, но только эта оборона и защита отечества должна была иметь определенную, конкретную обстановку, которая есть в настоящее время налицо, а именно: защита социалистической республики от необыкно­венно сильного международного империализма. Вопрос стоит только в том, как должны мы защищать отечество — социалистическую республику. Армия чрезмерно утомлена войной; конский состав таков, что артиллерию мы не смо­жем увезти при наступлении; положение германцев на островах Балтийского моря настолько хорошо, что при наступлении они смогут взять Ревель и Петроград голыми руками. Продолжая в таких условиях войну, мы необык­новенно усилим германский империализм, мир придется все равно заключать, но тогда мир будет худший, так как его будем заключать не мы. Несомненно, мир, который мы вынуждены заключать сейчас, — мир похабный, но если начнется война, то наше правительство будет сметено и мир будет заключен другим правительством... Стоящие на точке зрения революционной войны указывают, что мы этим самым будем находиться в гражданской войне с германским империализмом и что этим мы пробудим в Германии революцию. Но ведь Германия только еще беременна революцией, а у нас уже родился вполне здоро­вый ребенок — социалистическая республика, — которого мы можем убить, начиная войну. В наших руках есть циркулярное письмо германских социал-демократов... Конечно, тот мир, который мы заключим, будет похабным миром, но нам необходима оттяжка для проведения в жизнь социальных реформ (взять хотя бы один транспорт); нам необходимо упрочиться, а для этого нужно время...

Тов. Бухарин находит, что позиция тов. Троцкого самая правильная, а в позиции тов. Ленина он усматривает два противоречия. Он говорит, что мы стоим на позиции обо­роны, но оборона предполагает войну, ведя же войну, мы идем в хвосте империализма. Нам необходимо рассматри­вать социалистическую республику с точки зрения интер­национализма, так как тут мы имеем общий фронт борьбы классов. С этой точки зрения мы и говорим, что мы уже победили, в другом месте отряды стоят на одном месте, а в третьем еще только начинают двигаться. Напрасно тов. Ленин говорит против политической демон­страции, т.к. отказ от войны, братание являются элемен­тами разложения армии. Корнилова мы одолели разложе­нием его армии, т.е. именно политической демонстрацией. Тот же метод мы хотим применить и к немецкой армии. Пусть немцы нас побьют, пусть продвинутся еще на сто верст, мы заинтересованы в том, как это отразится на международном движении... Сохраняя свою социалисти­ческую республику, мы проигрываем шансы международно­го движения... Необходимо, по возможности, дело затя­гивать и не подписывать похабного мира, так как этим мы будоражим западноевропейские массы.

…Тов. Троцкий ставит вопрос о том, в каком отношении стоит революционная война к мировым интернационали­стическим отношениям? Ведь в настоящий момент весь вопрос заключается в соотношении сил. Участвуем ли мы активно в империалистической войне или воздерживаемся от активности — мы все равно принимаем участие в войне. И вот мы должны учесть, что нам выгоднее. Превратить все наши силы в силы военные — это утопия. Поэтому вопрос о революционной войне является нереальным вопросом. Армию необходимо распустить, но распустить армию — не значит подписать мир. Во время переговоров мы никак не могли нащупать взаимных отношений Австро-Венгрии и Германии. Своим отказом подписать мир, демобилизацией армии, мы заставляем обнаружить то, что есть, так как немцы будут наступать именно при нашей демобилизации...

Михайлов Н. Уроки одной недели // Переписка на исторические темы: Диалог ведет читатель. М., 1989. С. 106-108.