рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Словарь DIY панк-терминов

Словарь DIY панк-терминов - раздел История, Власть и контркультура в 1980 е - 1990 е годы Веганство, Веганизм (Англ. Veganism) - Так ...

Веганство, веганизм (англ. veganism) - так называемое строгое вегетарианство; отказ от употребления в пищу любых продуктов животного происхождения, включая молочные и продукты пчеловодства; использования препаратов, тестированных на животных (например, косметики), использования одежды и обуви из кожи и меха, мыла, сваренного из костей, и любых товаров, содержащих какие-либо животные ингредиенты; философия образа жизни без насилия

. Дистро(англ. distro),система дистрибьюциив панк-движении - сеть распространения различной DIY продукции, включающая в себя аудио- и видеозаписи групп, печатные издания (фэнзины, книги, брошюры), атрибутику (футболки, нашивки, значки, наклейки и пр.).

Хардкор(англ. hardcore) - более жесткий, быстрый, агрессивный музыкальный стиль, чем "классический панк" '77 и изначально более политизированный, где вокалист часто не поет, а выкрикивает тексты. Появился внутри панк-движения в начале 1980-х в США. Хардкор и панк употребляются чаще всего как синонимы.

Краст (англ. crust - корка) - очень быстрый, жесткий, тяжелый панк с истеричными, резкими вокалами (часто сочетание женского и мужского), сильно политизированный, каждая песня затрагивает социальную проблему (например, французы "Nausea", американцы "Coexit", в Беларуси - "Hate to State").

Лэйбл (англ. lable) - звукозаписывающие компания, мэйджор-лэйбл (англ. major lable) - крупная, транснациональная звукозаписывающая компания (например, EMI, CBS).

Ска-панк - музыкальный стиль, образовавшийся от вливания в панк-музыку духовой секции, другая версия - от добавления в ска тяжелой гитары (например, американские "Mighty Mighty Bosstones", "Less Than Jake", "Voodoo Glow Skulls", в России - "Distemper", "Spitfire"). Ска - более ранняя, чем реггей форма фольклора Ямайки.

Сквот (англ. squat) - захваченное пустующее здание, где люди (сквотеры) живут (часто коммунами) не только вследствие необходимости (например, отсутствие денег, чтобы снимать квартиру), но и по политическим соображениям (идеи автономности и независимости от государства и пр.).

Стрэйт-эдж (англ. straight edge - "прямой путь", сокращенно обозначается SxE) - персональный отказ от алкоголя, табака, наркотиков (лозунг "don't drink, don't smoke, no drugs, don't fuck"). Как философия изначально был связан с хардкором, и, появившись в начале 1980-х в Вашингтоне, быстро распространился по всему миру. Главная идея заключалась в том, что, ведя такой образ жизни, можно более успешно воплотить в жизнь идеалы панк-сообщества. Стрэйт-эдж возник как реакция на ситуацию, когда панки крича об изменении мира, были слишком пьяными, чтобы что-то изменить. На сегодняшний день стрэйт-эдж является важной составляющей панк-культуры; множество групп придерживаются такого образа жизни (например, "Minor Threat", "Youth of Today", "Earth Crisis", в России - "B'67").

Сцена (англ. scene) - достаточно широкое понятие, объединяющее группы, их фэнов и другие явления DIY-активности по территориальному, хронологическому или стилистическому признаку.

Фэнзин, сокращенно зин (от англ. fan - поклонник, фэн и zine - сокр. от magazine - журнал) - самиздатовский журнал. "Зины - некоммерческие, непрофессиональные, мелкомасштабные журналы, которые делаются, издаются и распространяются непосредственно редакторами" 89.

Эмо(кор) (от англ. emotional - эмоциональный, core - сердцевина) - изначально панк-музыка с акцентом на личные переживания автора и его отношение к обществу, любви, религии, политике - так называемая персональная лирика (например, американские группы "Into Another", "Mineral", "Karate", шведы "Cobolt", "Starmarket", итальянцы "Sybil"). Родоначальником стиля считается группа "Embrace" из Вашингтона, выпустившая свой первый и единственный альбом в 1987 году. Группу создал Йан МакКей, который является к тому же одним из основателей другого стиля - хардкора и "крестным отцом" такого феномена, как стрэйт-эдж.

Foods not Bombs("Еда вместо бомб") - небольшие коллективы, которые готовят здоровую веганскую пищу из продуктов, выкидываемых ресторанами и магазинами, и раздают ее бездомным в общественных местах (например, в парках) для того, чтобы обратить внимание общества на эту проблему.

 

 

Примечания:

1 Спасибо за ценную информацию и помощь в написании этой статьи Андрею Бурлаке и Никите Ляшкевичу.

2 Интервью с Женей Морозовым (группа "ДК") // Аксютина О. Панк-вирус в России (сборник интервью). М., 1999. С.32-33.

3 Ребро жесткости (фэнзин). Минск, 2000. ?1. С.3.

4 Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. М., 1980. С.38.

5 См. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

6 Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М.; СПб., 1997. С.163.

7 Там же. С.260.

8 Нахов И.М. Очерк истории кинической философии // Антология кинизма. М., 1984. С.6.

9 Адорно Т.В. Введение в социологию музыки // Адорно Т.В. Избранное: социология музыки. М.; СПб., 1998; Дебор Г. Общество спектакля. М., 2000; Golding P., Murdock G. Culture, communication and political economy // Curran J., Gurevitch M. (eds). Mass media and society. L., 1991. PP. 17-32; Kellner D. Media culture. Cultural studies, identity, and politics between modern and postmodern. L.; N.Y., 1995; Schiller H. Communication and cultural domination. White Plains, 1976; Waters M. Globalization. L.; N.Y., 1995; McChesney, R.W. et.al (eds.) Capitalism and the Information Age: The Political Economy of the Global Communication Revolution. N.Y., 1998.

10 Herman E. S., Chomsky N. Manufacturing consent: the political economy of mass media. N.Y., 1988.

11 Слово "элита" употребляется как синоним более ангажированного выражения "правящий класс".

12 О пропагандистской модели. Политическая экономика средств массовой информации: интервью с Эдвардом С. Херманом (записано Р. В. Мак-Чесни) // URL: http://www.anar.newmail.ru/edru.htm

13 Ср. Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М.; СПб., 1997. С.199, 307.

14 См., например, Resistance through rituals / Eds. Hall S. and al. L.; Melbourne, 1976; Baker W., Rappaport A. The global teenager // Whole earth review, 1989. PP. 2-39.

15 Чередниченко Т.В. Между Брежневым и Пугачевой. Типология советской массовой культуры. М., 1993. С.248.

16 Gerbner G., Gross L., Morgan M., Signorielli N. The mainstreaming of America: Violence profile # 11 // Journal of communication. 1980. Vol. 30. P.12. Цит. по Карлсон Дж. Телевизионное развлечение и политическая социализация // Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2000. С.227.

17 Карлсон Дж. Телевизионное развлечение и политическая социализация // Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2000. С.224-233.

18 Адорно Т.В. Избранное: социология музыки. М.; СПб., 1998. С.31.

19 Lascaris R. Report on advertising around the glob: the new third world // Campaign. 24 September, 1993. Цит. по Склэир Л. Культурно-идеологические транснациональные практики // Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2000. С.223.

20 Склэир Л. Культурно-идеологические транснациональные практики // Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2000. С.217.

21 Например, программа COINTELPRO.

22 Например, Brake, Mike. The Sociology of Youth Culture and Youth Subcultures. Sex and Drugs and Rock'n'roll? L., 1980; Kelly K.D. Youth, humanism and technology. N.Y.; L., 1972; Young J. The hippie solution: an essay in politics and leisure // Taylor I., Taylor L. (eds.) Politics and deviance: Papers from National Deviancy Conf. Harmondsworth, 1973. и др.

23 Frith S. Formalism, realism and leisure: The case of punk (1980) // The Subculture Reader / Eds. Gelder K. and Thornton S. L.; N.Y., 1997. P.166.

24 Brake M. The Sociology of Youth Culture and Youth Subcultures. Sex and Drugs and Rock'n'roll? L., 1980. P.81.

25 "Crass" // Flipside (fanzine). 1981. March. #23 // Цит. по O'Hara C. The Philosophy of Punk: More Than Noise. San Francisco, Edinburgh, 1999. PP.83, 87.

26 Здесь и далее см. словарь специальных терминов панк-культуры в конце статьи.

27 Более подробный анализ DIY панк-движения будет дан во второй половине статьи.

28 В 1977-1978 гг. публикации про панк появились в таких изданиях как "Ровесник" (несколько статей, в т.ч. 1978, ?2 "Музыка с тонущего корабля"), "Смена" (1977, "Панки, кто они?"), "Крокодил" (1977, "Шпана-рок"), "Литературная газета" (1977), приложении к газете французской коммунистической партии "Humanite Dimanche" (1977, "Plus de punch pour les punks") и др. Названия статей, посвященных "Sex Pistols" - "Как бороться с хулиганством", "Машина обмана", "В коричневой аранжировке".

29 Троицкий А. Снова в СССР // Музыкальная жизнь. 1989. ?5. С.28.

30 Интервью с Хэнком (группа "Чудо-Юдо") // Аксютина О. Там же. С.72.

31 Неопубликованное интервью с Костей Рябиновым (группа "Гражданская оборона"), 14.02.1999.

32 Интервью с Пиночетом // Аксютина О. Там же. С.164.

33 Троицкий А. Там же.

34 Foti C. Plus de punch pour les punks // Humanite Demanche. Paris, 1977. #90. 19/25 Octobre. P. 52-53.

35 Неопубликованное интервью с Игорем Покровским ("Пиночетом"). 10.05.2000.

36 Смирнов И. Время колокольчиков: жизнь и смерть русского рока. М., 1994. С. 151.

37 Неопубликованное интервью с Игорем Гудковым ("Панкером", "Монозубом"). 10.05.2000

38 Интервью с Пиночетом // Аксютина О. Там же. С.164

39 Интервью с Хэнком (группа "Чудо-Юдо") // Аксютина О. Там же. С.67

40 Неопубликованное интервью с Костей Рябиновым (группа "Гражданская оборона"). 14.02.1999.

41 Неопубликованное интервью с Игорем Покровским ("Пиночетом"). 10.05.2000.

42 Интервью с Пиночетом // Аксютина О. Там же. С.166.

43 Интервью с Пиночетом // Аксютина О. Там же. С.165.

44 Смирнов И. Время колокольчиков: жизнь и смерть русского рока. М., 1994. С. 76.

45 Там же. С.108-109.

46 Интервью с Федором "Бегемотом" Лавровым // Аксютина О. Там же. С.159.

47 Неопубликованное интервью с Сергеем Гурьевым. 21.05.2000 .

48 Группа ДК: возвращение рок-культуры в среду ее обитания // URL: http://dk.rema.ru/info.html

49 Интервью с Женей Морозовым (группа "ДК") // Аксютина О. Там же. С.30.

50 Интервью с Женей Морозовым (группа "ДК") // Аксютина О. Там же. С.31.

51 Примерный год образования группы.

52 Например, Константина Рябинова (так называемого Кузю Уо, игравшего на басу в "Гражданской обороне") в 1985 году, несмотря на плохое здоровье, отправили служить в рядах советской армии на Байконур.

53 Из песни "Гражданской обороны" "Мы - лед" (1987 г.): Пока мы существуем, будет злой гололед,
И майор поскользнется, майор упадет
. Мы - лед под ногами майора
!

54 Рыбин А. Кино с самого начала. Смоленск, 1992. С.28.

55 Интервью с Виллу Тамме (группа "J.M.K.E.") // Аксютина О. Там же. С.317.

56 Рыбин А. Кино с самого начала. Смоленск, 1992. С.45.

57 Интервью с Андреем Машниным (группа "Машнин бэнд") // Там же. С.189.

58 Часть из них (многие представители сибирского панк-движения) мгновенно встали в оппозицию, заигрывая с различными радикальными политическими образованьями (от НБП до КПРФ).

59 Пелевин В. Generation "П". М., 1999. C.105.

60 "Nike" - крупнейшая транснациональная корпорация.

61 В середине 1990-х панк переживает "возрождение" с подачи "Green Day", "Offsprinig" (было продано около 10 миллионов копий альбома "Americana " 1998 года), "Blink 182" и др. американских групп. Он попадает в сферу внимания коммерческих СМИ, и становится одним из самых популярных стилей - музыкально и визуально, что нанесло серьезный удар по DIY панк-культуре, смыслом которой является противостояние пониманию музыки как товара. В России эта тенденция тоже получила определенное воплощение. Несмотря на экономическую ситуацию и музыкальную конъюнктуру, появился панк, который пытается продаться (например, группы "Тараканы!", "НАИВ"). Не случайно последний альбом группы "Тараканы!" называется "Попкорм", а "НАИВа" - "Оптом и в розницу". См. протест против такого панка в песне "Х**, а не панк" (2001) гродненской DIY-группы "Contra la Contra": " Для тебя - это работа, тебе платят за твой протест:".

62 Продолжение идей нигилизма английского панка первой волны (1976-1978), что часто выливается в примитивное понимание панка как предельное воплощение лозунга "Секс, наркотики (алкоголь), рок'н'ролл", что выливается в образ жизни "бухать-блевать". См. протест против такого панка в песнях московской и минской DIY-групп "B'67" ("Так называемый панк", 1999) и "Scum out" ("Просто панк", 2001): "Грязь и рвань - не символ свободы! Быть панком - не значит уродом!"

63 Под панк-движением понимаются панк-феномены, функционирующие в соответствии с принципом DIY; в этом случае термины "панк-движение" и "DIY панк-культура" употребляется как синонимы.

64 Havoc, Felix. The end of civilization as we know it // Heartattack (fanzine). 1996. May. #11. P.24.

65 Тэрнер В. Ритуальный процесс. Структура и антиструктура // Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983. С.185, 197.

66 Например, московский фэнзин "Old Skool Kids", выдержанный в духе последнего питерский "Voice".

67 Бойкот Nike // Ребро жесткости. Минск. Осень 2000. ?2. С.13-14; Мс - убийцы. Миллионы смертей // Без намордника. Минск, [2000]. (нет нумерации страниц); Когда зло уже рядом // Там же.

68 Например, Привычный и скрытый гипноз // Без намордника. Минск, [2000]. (нет нумерации страниц); Думать головой // Б-р-р-р! Гродно. Весна 2001. ?3. С.5.

69 Например, песни минской группы "Тяжелые последствия" - "Государство - убийца", гродненских групп "Аntiglobalizator" - "Государство - наркота", "Basta Basta" - "Раб государства", "Contra la Contra" - "Полицейское государство", "Deviation" - "Камень-бюллетень" (перевод с белорусского):

Если бы выборы могли что-то изменить,
Власть их давно бы запретила.
Президентское корыто пустым не стоит,
Просто у корыта меняются свиньи.

70 Например, песня минской группы "Scum out" "Жертва капитализма", песни гродненской группы "Contra la Contra" - "Паспортный контроль", "Заноза в ж***", "Каждый день" (перевод с белорусского):

Телевизор - твой источник информации,
Твоя власть, авторитет для тебя.
Ты молчишь, пока тебя не трогают,
Ты боишься быть не таким, как все.

Или песня "Социальное принуждение" группы "Deviation" (перевод с белорусского):

"Президент использует телевизор, чтобы контролировать мои чувства".

Все упомянутые песни белорусских групп написаны в 1999-2001 гг
.

71 См. Концерты-нелегалы // Б-р-р-р! (фэнзин). Гродно, 2001. ?3. с.2-3.

72 Интервью со Стасом П. // Ножи и вилки (фэнзин). СПб., 1999. ?3. (нет нумерации страниц).

73 Там же.

74 Здесь и далее интервью цитируются по книге Аксютина О. Панк-вирус в России. М., 1999. См. например, интервью с группой "Кретинические дни" (С.50), интервью с Витусом (группа "Химера") (С.199).

75 См. интервью с Архипом (группа "Долина патиссонов") (С.123), интервью со Свиньей (группа "Автоматические удовлетворители") (С.149).

76 См. например, интервью с группами "Растущее сопротивление" (С.38), "Satan Claus" (С.44), "Дети Кеннеди" (С.81), "Пауки" (С.229).

77 Интервью с группой "То да сё" (С.58), см. также интервью с Пургеном (С.20), интервью с группой "Трутни" (С.237).

78 См. например, интервью с группой "Ульи" (С.106).

79 Интервью с группой "Растущее сопротивление" (С.39).

80 То же. С.38.

81 Интервью с группой "Satan Claus" (С.44).

82 Интервью с Пургеном (С.20), см. также интервью с группой "Бегемот" (С.163).

83 См. O'Hara C. The Philosophy of Punk: More Than Noise. San Francisco, Edinburgh, 1999. P.70-101.

84 Interview with Skull // Assault with Intent to Free (fanzine). 1991. Fall. #9. P.34. Цит. по O'Hara C. The Philosophy of Punk: More Than Noise. San Francisco, Edinburgh, 1999. P.88.

85 Неопубликованное интервью с группой "Contra la Contra" (г. Гродно). 19.08.2001.

86 Нельзя не оговорится, что в СССР были периоды, когда отношение к рок-музыке становилось терпимым. Но в таком случае, она выступала не как феномен контркультуры, а как часть культуры господствующей, так как ее существование допускалось только на "официальном уровне". Когда стало ясно, что уничтожить "неформальную" музыку невозможно, ее решили сделать "формальной". В 1981 году в Ленинграде создается Рок-клуб, в середине 1980-х в Москве - Рок-лаборатория, с этого времени рок-клубы организовываются почти во всех крупных городах Советского Союза. "Утратив членство в рок-клубе музыканты из ряда "самодеятельных артистов" автоматически переводились в разряд "идеологических диверсантов", "тунеядцев", "антисоветчиков" и прочая, и прочая:". - Рыбин А. Кино с самого начала. Смоленск, 1992. С.110.

87 См. альбомы группы "Deviation": "Лукашенко uber alles" и "Х** вам, или тоталитаризм не пройдет".

88 См. песни гродненских групп "Antiglobalizator" - "Продуктовое гетто", "Basta Basta" - "За что?!!" и др.

89 Duncombe S. Notes from underground. Zines and the politics of alternative culture. L.; N.Y., 1997. P.6.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Власть и контркультура в 1980 е - 1990 е годы

На сайте allrefs.net читайте: "Власть и контркультура в 1980 е - 1990 е годы"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Словарь DIY панк-терминов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Панк как этика и эстетика противостояния в условиях СССР, России и Беларуси
"Панк - это жирный плевок, потому что власть в любом государстве - это свиное рыло. Нормальный человек, реально ощущающий себя свободным, с этим свиным рылом не в состоянии примириться.

Культура, контркультура и власть
Понятие "контркультура" появляется в конце 1960-ых как попытка понять и описать процессы, которые охватили западное общество. Этим термином изначально обозначили некую равнодействующую вс

СМИ и массовая культура как легитимация власти
Данные проблемы (власть и масс-медиа, власть и массовая культура) не первое десятилетие волнуют ученых, в том числе Т. В. Адорно 9, Г. Дебора, П. Голдинга, Д. Келлнера, Д. Шиллера и др.

Панк: преодоление ошибок контркультуры 1960-х
Вернемся вновь к контркультуре 1960-х и проследим генезис панк-движения, его появление как абсолютного негатива, как протеста против всего, в том числе против контркультуры предыдущего поколения (с

Появление панка в СССР: механизмы трансляции
Переходя к рассмотрению панка в СССР, прежде всего, обратим внимание на то, каким образом он, будучи под запретом как явление буржуазной культуры, проникал в Советский Союз, несмотря на железный за

Панк в Ленинграде, Москве, Сибири: противостояние мировоззрением и творчеством
Что представляли собой первые панки в СССР и в чем заключалось их противостояние советской власти? Выделим три основные ареала, где панк получил наибольшее, отличное от других регионов развитие - э

Первая половина 1990-х: смена идеологии
К концу 1980-х закончилась эпоха больших идеологий, новые пока что не успели сформироваться, и панк оказался в обществе без каких-либо ценностей и норм: "...Бунт против чего, вот сейчас? При с

DIY панк-культура в России и Беларуси
Можно выделить несколько центров DIY панк-движения в России - это г. Москва, г. Петербург, г. Волжский Волгоградской области. Фэнзины издаются также в г. Кирове/Вятке, г. Татарске Новосибирской обл

Понимание анархизма в современном панк-сообществе
Очень важным в связи с этим представляется понимание анархизма в современном панк-сообществе. Рассмотрим этот вопрос в трех направлениях: понимание анархизма российскими панк-группами, в мировом па

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги