рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Первая половина 1990-х: смена идеологии

Первая половина 1990-х: смена идеологии - раздел История, Власть и контркультура в 1980 е - 1990 е годы К Концу 1980-Х Закончилась Эпоха Больших Идеологий, Новые Пока Что Не Успели ...

К концу 1980-х закончилась эпоха больших идеологий, новые пока что не успели сформироваться, и панк оказался в обществе без каких-либо ценностей и норм: "...Бунт против чего, вот сейчас? При социализме - бунт против социализма. А сейчас-то бунт против чего? Чего тебе не хватает?.. Колбасы?.. Свободы?.." 57 Существование панк-движения, как и других форм контркультуры в СССР в том виде, в каком они функционировали до перестроечной эпохи, потеряло смысл на рубеже 1980-90-х гг. В этот переходный период вследствие падения идеологических нормативов и запретов на контркультуру и, в частности, рок, они перестали быть значимыми протестными явлениями, а статус их деятелей изменился. 58

Власть больше не давит, не преследует, музыкальные инструменты доступны, открываются клубы... Если в 1980-е сама власть провоцировала появление и существование контркультуры, то в 1990-е существование любого противостояния становится фактически невозможным, поскольку оно органически всасывается системой. Протест больше не запрещен, более того, он превращен в товар. Как сказано в романе "Generation "P" Виктора Пелевина, "... в области радикальной молодежной культуры ничто не продается так хорошо, как грамотно расфасованный и политически корректный бунт против мира, где царит политкорректность и все расфасовано для продажи" 59. При этом на обложке книги изображен вновь вошедший в моду культовый герой 1960-х Че Гевара, у которого вместо звезды на кепке помещена надпись "Nike" 60, символизирующая новый культ - культ потребления. В такой ситуации происходит добровольный уход панка "в подполье", где никто и никаким образом не может контролировать его деятельность. С середины 1990-х начинают складываться новые формы противостояния, ориентированные на западные образцы, - DIY панк-движение. Стремление к автономии, желание что-то делать самостоятельно, без всякого руководства со стороны кого бы то ни было, игнорирование новообразованных "правил игры" формирует генерацию явлений контркультуры совершенно иного рода в соответствии с изменившимися взаимоотношениями культуры и власти

. Характеристика DIY панк-культуры

Чтобы ответить на вопрос, в чем заключается контркультурность российского и белорусского панка в 1990-х, и чему они противостоят, необходимо понять, что представляет собой DIY панк-культура, как в ней понимается "политическое" и в чем выражается ее взаимодействие с властью.

Прежде всего, нужно отделить DIY панк-культуру от прочих феноменов, называемых панком: панк как мода 61 и панк как "отбросы" 62. Таким образом, к DIY панк-культуре относится очень небольшая часть явлений, называемых панком в России. Новые явления контркультуры ориентируются, на международное панк-движение 63 и почти не имеют связи с предшествующим этапом развития контркультуры в СССР. Если в 1980-ые самиздат был единственным возможным способом существования для панк- и, в общем, рок-групп, то в 1990-ые он остается единственным способом независимого существования, только называется это английской аббревиатурой DIY. Таким образом, современное панк-движение являет собой "подпольную" сеть коммуникаций, представленную фэнзинами; группами, играющими в различных стилях, вышедших из панка (хардкор, краст, эмо, ска-панк и др.); независимыми лэйблами, выпускающими записи, и системами дистрибьюции, распространяющими записи, фэнзины, атрибутику. Панками бойкотируются "официальные СМИ" - телевидение, FM-радиостанции, глянцевые журналы и пр. как средства "промывания мозгов". Они создали альтернативную этому коммуникационную систему, распространившуюся по всему миру. В Малайзии, Палестине или той же России панк/хардкор сцена может быть представлена всего двумя группами, которые и ни одного концерта не дали, а о них знает весь панк-мир благодаря переписке, обмену, фэнзинам.

Современная панк-культура, - это, прежде всего, культура переписки - как традиционной, так и по электронной почте. Поскольку панки не хотят сотрудничать с рок-магазинами, где могут продавать записи и атрибутику фашистских групп, и с супермаркетами как коммерческими учреждениями, основным способом распространения панк-продукции остается заказ по почте. Фэнзины являются важнейшим коммуникативным средством DIY панк-культуры: в них даются адреса и контакты других лэйблов, фэнзинов, групп, как местных, так и зарубежных. В зинах также печатаются интервью с группами, рецензии на их альбомы, помещаются обзоры местных сцен. DIY панк-культура не многочисленна: часто одни и те же люди издают фэнзины, делают дистро/лэйблы, играют в группах. Тиражи записей, как правило, очень небольшие. В России и Беларуси тираж кассет дописывается и компакт-диски нарезаются (самостоятельно, а не на фабрике) по мере поступления заказов

. DIY панк-культура развила феминистскую идею "личное есть политическое". Главным содержанием ее стало создание социального пространства в соответствии со своими идеалами. Политика начинается в повседневной жизни. С другой стороны, некоторые представители панк/хардкор движения считают, что "политика без действий значит то же, что и отсутствие политики вообще" 64. Феликс Хэвок, колумнист американских фэнзинов "HeartattaCk" и "Maximum Rocknroll", вокалист группы "Code 13", организатор лэйбла "Havoc records" противопоставляет "лайфстайлизму" (выражению протеста на уровне образа жизни) активизм в статье "Конец цивилизации, как мы об этом знаем", оплакивая отсутствие политических настроений в DIY панк-движении. Что такое активизм в панк-культуре и в чем он проявляется? DIY активизм - это форма внепарламентской политики. Так называются (ненасильственные) акции прямого действия. DIY активизм осуществляется в соответствии с лозунгом "думай глобально, действуй локально". Например, абстрактная проблема мирового голода решается на уровне конкретных действий: активисты организуют регулярные бесплатные обеды для бездомных, используя вегетарианскую/веганскую еду (мировая сеть независимых групп Food not bombs - "Еда вместо бомб")

. В России и Беларуси DIY активизм не получил такого распространения как на Западе, где издатели фэнзинов и участники панк-групп также являются активистами различных экологических организаций, независимых групп по защите прав животных, сексуальных и национальных меньшинств, беженцев, поддерживают антивоенное движение. В постсоветском пространстве такие начинания имеют место скорее как отдельные акции, что обусловлено сложной экономической, а иногда и политической ситуацией в этих странах. Другой причиной фрагментарного проявления DIY активизма является то, что в отличие от Запада, где эти традиции формировались годами, если не сказать десятками лет, в России DIY культура еще очень молода и только начинает формироваться

. Главное отличие акций прямого действия от других видов DIY активности состоит в том, что их главная цель - влияние на оппонента, компанию или правительство, в то время как для DIY культуры создание альтернативных практик более значимо, чем обращение к внешнему миру. Наиболее важный элемент DIY культуры заключается в том, что люди создают свое собственное альтернативное пространство. Эти альтернативные практики основаны на представлении о том, как должно быть организовано общество и на критике существующей культуры и институтов. Можно отметить такие характеристики DIY культуры, как отсутствие иерархии и постоянной структуры сообщества, временность. Не существует "общей идеологии", главное - то, что происходит "здесь и сейчас". DIY инициативы мелкомасштабны. Они организуются небольшой группой людей, которая формирует коллектив, или даже одним человеком, который делает фэнзин или дистро

. Таким образом, DIY панк-культура представляет собой одно из проявлений того, что английский антрополог Виктор Тэрнер назвал "коммунитас" 65. Коммунитас - это состояние общества, противоположное структурно-иерархической системе, в котором люди объединены всеобщей родовой связью. Тэрнер выделяет следующие характеристики коммунитас: спонтанность, непосредственность, потенциальность, упор на личные отношения, а не на социальные обязанности, конкретность в противоположность нормативной, институционализированной, абстрактной сущности социальной структуры; коммунитас нарушает или отменяет нормы, управляющие структурными и институционализированными отношениями.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Власть и контркультура в 1980 е - 1990 е годы

На сайте allrefs.net читайте: "Власть и контркультура в 1980 е - 1990 е годы"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Первая половина 1990-х: смена идеологии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Панк как этика и эстетика противостояния в условиях СССР, России и Беларуси
"Панк - это жирный плевок, потому что власть в любом государстве - это свиное рыло. Нормальный человек, реально ощущающий себя свободным, с этим свиным рылом не в состоянии примириться.

Культура, контркультура и власть
Понятие "контркультура" появляется в конце 1960-ых как попытка понять и описать процессы, которые охватили западное общество. Этим термином изначально обозначили некую равнодействующую вс

СМИ и массовая культура как легитимация власти
Данные проблемы (власть и масс-медиа, власть и массовая культура) не первое десятилетие волнуют ученых, в том числе Т. В. Адорно 9, Г. Дебора, П. Голдинга, Д. Келлнера, Д. Шиллера и др.

Панк: преодоление ошибок контркультуры 1960-х
Вернемся вновь к контркультуре 1960-х и проследим генезис панк-движения, его появление как абсолютного негатива, как протеста против всего, в том числе против контркультуры предыдущего поколения (с

Появление панка в СССР: механизмы трансляции
Переходя к рассмотрению панка в СССР, прежде всего, обратим внимание на то, каким образом он, будучи под запретом как явление буржуазной культуры, проникал в Советский Союз, несмотря на железный за

Панк в Ленинграде, Москве, Сибири: противостояние мировоззрением и творчеством
Что представляли собой первые панки в СССР и в чем заключалось их противостояние советской власти? Выделим три основные ареала, где панк получил наибольшее, отличное от других регионов развитие - э

DIY панк-культура в России и Беларуси
Можно выделить несколько центров DIY панк-движения в России - это г. Москва, г. Петербург, г. Волжский Волгоградской области. Фэнзины издаются также в г. Кирове/Вятке, г. Татарске Новосибирской обл

Понимание анархизма в современном панк-сообществе
Очень важным в связи с этим представляется понимание анархизма в современном панк-сообществе. Рассмотрим этот вопрос в трех направлениях: понимание анархизма российскими панк-группами, в мировом па

Словарь DIY панк-терминов
Веганство, веганизм (англ. veganism) - так называемое строгое вегетарианство; отказ от употребления в пищу любых продуктов животного происхождения, включая молочны

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги