DIY панк-культура в России и Беларуси

Можно выделить несколько центров DIY панк-движения в России - это г. Москва, г. Петербург, г. Волжский Волгоградской области. Фэнзины издаются также в г. Кирове/Вятке, г. Татарске Новосибирской области. В Беларуси крупными DIY-центрами являются Минск и Гродно. Каждый DIY-центр имеет свою специфику и развивается достаточно автономно от других. В Москве панк-сцена минимально политизирована. В московских (и некоторых питерских) фэнзинах очевидно преобладание информации, посвященной вегетарианству, стрэйт-эджу, непосредственно музыке, (что выражается в большом числе рецензий на записи) 66. Впрочем, в интервью с группами встречаются вопросы явно политического характера - о войне в Чечне, о конфликте в Югославии и т.п., хотя более распространены вопросы, касающиеся музыки, убеждений, местных особенностей развития сцены, а также проблем дискриминации меньшинств. Небольшую долю занимают материалы, посвященные экологии. В Петербурге панк-движение чуть более политизировано. Его участники участвуют в антивоенных, антифашистских и пр. акциях. В Беларуси, где без разрешения официальных лиц до сих пор нельзя проводить концерт даже у себя в гараже, где за участие в квазиполитических мероприятиях возможно исключение из института или вызов родителей в школу, политизированность и оппозиционность панк-движения очень сильны. Даже названия групп и фэнзинов говорят сами за себя - "Hate to State", "Deviation", "Scum out", "Antiglobalizator"; "Left Hander", "Без намордника". В фэнзинах не только пишут рецензии на музыку и повествуют о жестокости поедания живых существ. В них публикуются рецепты изготовления коктейлей Молотова и различных видов бомб; дают рекомендации, как устранить из телефона подслушивающее устройство; очень многие из них дают рекомендации, как избежать службы в армии. Белорусские зины также не обходят вниманием и борьбу с корпорациями 67, роль СМИ в пропаганде 68, различные проявления фашизма. Наиболее распространенными в Беларуси панк-стилями являются краст и анархо-панк, как наиболее политизированные. Здесь, наверное, не существует ни одной группы, у которой не было бы песни против власти и государства. 69 Поются песни, направленные против конкретных представителей власти (президента или милиции). С другой стороны, протест направляется против появляющихся и в Беларуси феноменов капитализма - глобализации, корпораций, масс-медиа 70 и пр. В песнях белорусских групп много призывов - не платить налоги, разрушить границы, не идти в армию, строить баррикады, бороться и т.д.

Существующий политический режим во многом определяет степень и формы противостояния ему. В Беларуси, где ситуация, по отношению к рок-музыке в частности, во многом близка к существовавшей в СССР, до сих пор запрещено проводить любые концерты без разрешения "вышестоящих органов". Если такие концерты проводятся, их разгоняет милиция, изымая фэнзины как "литературу, содержащую призывы к насилию". Участники снимаются на видеокамеру или переписываются, чтобы потом быть "вызванными на беседу" по месту работы/учебы 71. КГБ пытается давить на участников, принудить к стукачеству, угрожая службой в армии (тем, кто к ней не годен или является пацифистом), заключением под стражу и другими видами расправы. Но, в то же время в некоторых городах существуют коммерческие музыкальные клубы, где концерты можно проводить легально, правда, администрация в любую минуту может вырубить звук (даже свет в целом районе), если услышит тексты песен оппозиционного содержания или высказывания, которые могут угрожать закрытием клуба. На концертах часто присутствуют люди в штатском, после концертов бывают задержания участников с безосновательными обвинениями "в мелком хулиганстве" или "в призывах к насилию", избиения в участке, что связано в первую очередь с политической окраской концертов. "У нас такая система называется недототалитаризм", - говорит Стас П., вокалист гродненской группы "Deviation". - "Если ты что-то делаешь на улице, тебя агрессивно подавляют, если ты делаешь какие-то акции, концерты - то же самое, однако есть такие лазейки, которые еще не прикрыли. Человек, пробравшийся на радио, может что-то прокрутить, и это может даже пройти незамеченным" 72. Кстати, сама группа "Deviation" не отыграла полностью ни одного концерта в Гродно. Но, с другой стороны, в Минске анархистами проводятся фестивали вроде "Раздавим фашистскую гадину", где "просто не может быть цензуры или что-то такого" 73.

Противостояние происходит не только на уровне слов, но и на уровне действий. Деятели белорусского панк-движения участвуют во многих политических акциях, имеют тесные связи с Федерацией Анархистов Беларуси, борются с наци-скинхедами. Поскольку большая часть панков является анархистами, они против не только господствующей власти, но и всех, кто на нее претендует.