Аристотель. Биография

Аристотель

[править]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: навигация, поиск Нейтральность статьи поставлена под сомнение. На странице обсуждения могут быть…   Аристотель Аристотель - работа Лисиппа, Лувр. … Аристо́тель (др.-греч. Ἀριστοτέλης), по месту рождения…

Править] Биография

Править] Детство и Юность

Историкам известно, что Аристотель родился в Стагире, греческой колонии, недалеко от Афонской горы, в 384 г. до Р. X. Стагир находился в окружении иллирийских и фракийских племен, находившихся на уровне родо-племенных общественных отношений. Отца Аристотеля звали Никомах, он был врачом при дворе Аминта III, царя Македонского. Свои обязанности он исполнял исправно, имел славу прекрасного врача. Никомах происходил из семьи потомственных лекарей, где врачебное искусство передавалось из поколения в поколение. Существуют упоминания [5] о том, что ему удалось открыть новое медицинское средство, что говорит о высоком уровне познания Никомахом своей деятельности. Отец был первым наставником Аристотеля, заложив фундамент познавательного интереса к естествознанию и в целом к процессам происходящим в мире, прививая объективность и бесстрастность в оценках, возможно это внесло свой вклад в будущие научные работы философа. Уже в детстве Аристотель познакомился с Филиппом, будущим отцом Александра Македонского, что сыграло не последнюю роль в его будущем назначении воспитателем Александра.

369 год до н. э. для пятнадцатилетнего Аристотеля стал трагическим — он лишился родителей. Опекуном юного философа стал Проксен (впоследствии Аристотель тепло отзывался о нем, а когда Проксен умер усыновил его сына Никанора). Наследство доставшееся Аристотелю было достаточным для безбедного существования. Проксен обучал его и постоянно покупал новые книги, которые в то время были дороги и считались большой редкостью. Уже в этот период жизни он полюбил чтение, что, естественно, обогащало его интеллектуальные способности, проявляя желание заниматься наукой. Под руководством своего опекуна Аристотель изучал растения и животных, что в будущем развилось в отдельную работу «О возникновении животных». В Стагире было легко и удобно заниматься естествознанием. Город был далек от помпезности Афин, обладал мягким климатом и разнообразной природой, имелись все условия для опытов, которые инициировал Проксен. Некоторые исследователи утверждают, что Аристотель наследовал от отца не только материальные предметы, но также многие сочинения с наблюдениями за природой[6], возможно все это повлияло на склад мышления философа, который в основу всего ставил опыт, доказательства, эмпирику (что неудивительно, поскольку именно он разработал логику — способ объективного мышления).

Время на которое выпали юношеские годы Аристотеля были временем начала рассвета Македонии. Эта монархия неуклонно шла к тотальному доминированию над Грецией, которая пребывала в многоуровневом кризисе. И хотя Хабрию в некоторой степени удалось добиться паритета с македонцами во владении морскими просторами, но Эпаминонд, усилив Фивы, внес в хрупкую греческую демократию сильный дисбаланс сил, ускорив перманентный коллапс всего региона. Аристотель получил греческое образование и был носителем этого языка, он симпатизировал народным учереждениям демократии, но в то же время он был подданным македонского правителя. Это противоречие сыграет определенную роль в его судьбе.

Править] Обучение у Платона

Править] Философия Аристотеля

Всё знание Аристотель делил на три части: теоретическое (физика и метафизика), практическое (этика и политика) и поэтическое (творчество).

Править] Онтология

  1. Форма — «то, что». Сущность вещей.
  2. Материя — «то, из чего». Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов: вода, земля, воздух, огонь и эфир (небесная субстанция).
  3. Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог.
  4. Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.

Править] Гносеология

Четыре стадии познания:

  1. Чувственное восприятие отдельных вещей и свойств;
  2. Опыт (несколько воспоминаний об одном и том же предмете);
  3. Искусство (знание сущности множества вещей);
  4. Философия (Высшие формы, первопричины и высшие цели всего сущего).

Править] Этика

Этика — учение о нравственности. Основной добродетелью считал умение найти середину между двух крайностей. Например, добродетель щедрости лежит между крайностей скупости и расточительства[7].

Править] Политика

Политика — учение о государстве. Государство — это общение ради общего блага. Государство состоит из семей и противопоставляется семьям — общениям ради частного блага. Оптимальной формой государственного устройства считал политию — государство, где власть принадлежит широким слоям состоятельных граждан, способных купить тяжёлое вооружение. Худшей формой государственного устройства считал Охлократию — власть толпы.

Править] Сочинения

Многочисленные сочинения Аристотеля охватывают почти всю область доступного тогда знания, которое в его трудах получило более глубокое философское обоснование, было приведено в строгий, систематический порядок, и его эмпирический базис значительно вырос. Некоторые из этих сочинений не были выпущены им самим при жизни, а многие другие подложно ему приписаны впоследствии. Но даже некоторые места тех сочинений, которые бесспорно принадлежат ему, можно поставить под сомнение, и уже древние старались объяснить себе эту неполноту и отрывочность превратностями судьбы рукописей Аристотеля. По преданию, сохранившемуся у Страбона и Плутарха, Аристотель завещал свои сочинения Феофрасту, от которого они перешли к Нелию из Скепсиса. Наследники Нелия спрятали драгоценные рукописи от жадности пергамских царей в погреб, где они сильно пострадали от сырости и плесени. В I веке до н. э. они были проданы за высокую цену богачу и любителю книг Апелликону в самом жалком состоянии, и он постарался восстановить пострадавшие места рукописей своими собственными прибавками, но не всегда удачно. Впоследствии, при Сулле, они попали в числе прочей добычи в Рим, где Тиранниан и Андроник Родосский издали их в их нынешнем виде. По мнению некоторых исследователей, этот рассказ может быть верен только относительно очень небольшого числа второстепенных сочинений Аристотеля.

Аристотель был первым натуралистом, заслуживающим, для своего времени, название ботаника. Различные работы его о растениях, собранные Вильмером под заглавием Phytologiae aristotelicae fragmenta (Бреславль, 1838, in 8°), полные метких и высокоценных замечаний, дают основание жалеть об утрате его главного «ботанического» труда — «Теории растений». Наряду с гадательными и ошибочными мнениями, высказанными в записках Аристотеля, в них встречаются очень верные взгляды относительно сходства зародыша животного с зародышем растительным, о различии полов у некоторых растений, об их долговечности и т. д.[8]

Дошедшие до нас сочинения Аристотеля делятся по содержанию на 7 групп:

Из сочинений Аристотеля до нас, к сожалению, не дошли написанные в общедоступной форме (эзотерические), например, «Диалоги», хотя принятое древними различие между экзотерическими и эзотерическими сочинениями не было так строго проведено самим Аристотелем и во всяком случае не означало различия по содержанию. Дошедшие до нас сочинения Аристотеля далеко не одинаковы по своим литературным достоинствам: в одном и том же сочинении одни разделы производят впечатление основательно обработанных и подготовленных для обнародования текстов, другие — более или менее подробных набросков. Наконец, есть и такие, которые заставляют предполагать, что они были только заметками учителя для предстоящих лекций, а некоторые места, как, возможно, его «Эвдемова этика», по-видимому обязаны своим происхождением запискам слушателей или по крайней мере переработаны по этим запискам.

Править] Издания

Первое полное издание на латинском языке с комментариями арабского философа Аверроэса появилось 1489 в Венеции, а первое греческое издание сделано Альдом Мануцием (5 т., Венеция, 1495-98). За этим последовало новое издание, пересмотренное Эразмом Роттердамским (Базель, 1531), потом другое, пересмотренное Сильбургом (Франкф., 1584) и многие другие. В конце XVIII века Буле сделал новое греческое и латинское издание (5 т., Цвейбрюк. и Страсб., 1791—1800). В XIX ст. иждивениями Берлинской академии приготовлено пятитомное полное издание сочинений, комментариев, схолий и фрагментов (Берл., 1831-71), которое послужило пособием и для французского издания Дидо в Париже (5 т., 1848-74).

Править] Труды по астрономии

Аристотель показал, что Земля является шаром, наблюдая за тенью Земли на поверхности Луны при лунном затмении. Вычислил окружность Земли в 70000 км, что в полтора раза превосходит реальное значение. Был сторонником геоцентрической системы.

Править] Критика Аристотеля

Править] Переводчики Аристотеля на русский язык

Править] См. также

Править] Примечания

  1. Губский Е. Ф., Кораблева Г. В., Чернышев А. Н., Лутченко В. А., Перевезенцев С. В. Карл Маркс называл его «величайшим мыслителем древности», Ф. Энгельс «самой универсальной головой» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 19.)
  2. Шопенгауэр А. Введение в философию. — Минск: Поппури, 2000, стр. 36
  3. «Аристотель никогда не называл свою философию метафизикой. Вообще во времена Аристотеля этого слова не было. Это неологизм, возникший, по-видимому, в 1 в. до н. э. Когда Андроник Родосский систематизировал рукописи Аристотеля, то он поместил собственно философские „книги“ философа после „книг“ по физике и, не зная, как их назвать, обозначил словами: „То, что после физики“ („после“ — по-древнегречески „мета“). Так образовалось новое слово — „метафизика“, получившее со временем широкое распространение в философии» Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. — М.: Высш. школа, 1981
  4. http://ihtik.lib.ru/philosarticles_21dec2006/
  5. См. http://www.bibliotekar.ru/zhzl/39.htm
  6. Там же
  7. [1]
  8. Статья «Ботаника» в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона

Править] Литература

Править] Ссылки

Аристотель в Викицитатнике?
Аристотель в Викитеке?

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Источник — «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C»

Категории: Персоналии по алфавиту | Материалы ЭСБЕ | Учёные | Аристотель | Перипатетики | Политологи | Политологи по странам | Философы языка | Философы Древней Греции | Поэтика | Родившиеся в 384 году до н. э. | Умершие в 322 году до н. э.

Скрытые категории: Википедия:Статьи, нейтральность которых поставлена под сомнение | Статьи со ссылками на Викицитатник | Статьи со ссылками на Викитеку | Википедия:Избранные статьи fi-wiki | Википедия:Избранные статьи de-wiki | Википедия:Хорошие статьи zh-wiki | Википедия:Избранные статьи hu-wiki