рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Третий период в истории русских сословий

Третий период в истории русских сословий - раздел История, История сословий в России Классификация Чинов В Московском Государстве. — Чины Служилые: Чины...

Классификация чинов в Московском государстве. Чины служилые: чины думные, чины московские, чины служилые по прибору. Чины тяглые: посадские и уездные. Посадское население Москвы. Гости, сотни гостиная и суконная. Черные сотни и черные слободы.

Классификация чинов в Московском государстве. Теперь, изучив состав удельного общества, обращаемся к третьему периоду истории наших сословий. Довольно трудно обозначить его хронологические границы. Третий период в истории русских сословий — это общественная формация, сложившаяся в Московском государстве XV, XVI и XVII веков. Завязку этой формации. южно заметить около половины XV века; ее изменение и переход »дальнейший новый склад становится заметным во второй половине XVII века. Поэтому я обозначу хронологическими пределами этого периода половину XV и половину XVII вв. Изучение об­щественного состава в Московском государстве в эти века представляет большие трудности; главная причина их — чрезвы­чайная дробность общественного деления. Общество распадает­ся на множество иерархических разрядов, которых так много, что трудно составить полный и точный их перечень.

Затруднение увеличивается еще тем, что эта социальная диф­ференциация не останавливается в продолжение всего периода, — напротив, идет усиленным ходом. Общество дробится на все более мелкие разряды на глазах наблюдателя. Мозаический подбор мел­ких слоев не остается неподвижным, постоянно меняется. Рядом с основными классами, которые обозначаются в первое время, ста­новятся классы переходные, которые, постепенно твердея, присо­единяются к основным и выделяют из себя новые переходные слои. Благодаря этому все усиливающемуся дроблению, общество в Мос­ковском государстве XVI и XVII веков производит на изучающего впечатление постоянно движущегося калейдоскопа. Чтобы разо­браться в этом беспорядочном, по-видимому, дроблении, необхо­димо помнить главное основание общественного деления того вре­мени. Я уже указал на это основание: им служило деление классов по роду государственных повинностей, разверстываемых по иму­щественному состоянию лиц. Таким образом, каждый класс отли­чался от другого двумя признаками — политическим и экономи­ческим. Политическим признаком служила известная специальная повинность, падавшая на этот класс; экономическим — имуще­ственное состояние лиц этого класса. По двум этим признакам мож­но различить отдельные мелкие разряды друг от друга и свести их вкрупные классы, установить некоторый порядок в их классифи­кации. Впрочем, я не скрою страха пред этой классификацией: об­щество делилось так дробно, что я боюсь обременить вашу память одним перечнем этих классов. А между тем этот перечень необхо­дим для того, чтобы составить себе понятие об общественном строе иего основах. Я пока займу ваше внимание сухим перечнем клас­сов московского общества в иерархическом их порядке.

Изучение причин ихода этого дробления я начну прямо сего результатов — перечня тех мелких разрядов, на какие разбилось общество в Московском государстве. Для этого мы возьмем мос­ковское общество втом составе, какой оно получило приблизи­тельно к середине XVIIвека, ипересчитаем его слои в вертикаль­ном его разрезе — сверху вниз. Как ни обременителен для памяти такой перечень, но, не заучив его, трудно понять самый ход обще­ственного дробления.

Все мелкие иерархические разряды, на которые делилось об­щество в Московском государстве, на политическом языке тех ве­ков носили название чинов. Чином в Московском государстве на­зывался общественный слой, который нес свою специальную государственную повинность, соответствовавшую его экономиче­скому состоянию. [35] Все чины по их хозяйственному и государ­ственному положению можно распределить на три отдела. То были: 1)чины служилые, 2) тяглые и 3) нетяглые.

Чины служилые. Чины служилые разделялись на две груп­пы: на чины служилые по отечеству ина -чины служилые по прибору. К чинам служилым по отечеству (т.е. по отчеству) при­надлежали лица, которые несли на себе государственную службу по своему происхождению, как наследственную повинность. Эти чины в свою очередь распадались на два разряда: I) на чины дум­ные, 2) на чины служилые собственно.

Чины думные. Служилые люди низших чинов XVI века го­ворили, отличая себя от чинов высших: «Мы люди служилые, а не думные». Думных чинов было три: бояре, окольничие и дум­ные дворяне. [36] Думные чины состояли из лиц правительствен­ных, занимавших должности по высшему управлению и места вгосударственном совете — в Государевой Думе.

Чины московские. Чины «служилые собственно» разделяв лись также на два разряда — чины московские и чины городо­вые. Московские, т.е. столичные, чины в нисходящем порядке были: стольники, стряпчие, дворяне московские (столичные) ижильцы (дворцовые). По самым этим званиям можно заметить, что чины московские первоначально различались родом придвор­ной службы. Но впоследствии люди московских чинов составля­ли высший слой боевой московской силы. Из столичных стряпчих и других московских чинов составлялся «государев полк», соот­ветствующий нынешней гвардии. Люди московских чинов назна­чались также головами или даже воеводами, т.е. офицерами или полковниками в армейские полки, а также служили органами низ­шей администрации.

Чинов городовых было три: дворяне выборные или выбор, дети боярские дворовые и дети боярские городовые собственно. Об этих чинах в списках провинциального дворянства обык­новенно писалось, что одни из них служат «из выбору», другие по дворовому списку, а третьи служат городовую или осадную служ­бу. Чтобы понять различие повинностей, падавших на эти городо­вые чины, надобно знать устройство главной рати в Московском государстве. Масса этой рати состояла из дворянства, рассеян­ного по уездам. Но по имущественному состоянию это дворянство делилось на слои, каждый из которых нес ратную повинность не в одинаковой мере. Одни провинциальные дворяне ходили в даль-ние походы, т.е. к границам, отдаленным от тех уездов, в которых они владели землей. Другие могли ходить только в близкие похо­ды для обороны границ, вблизи которых имели земли. Наконец, третьи не могли совсем ходить в походы, потому что не имели ло­шадей и надлежащего походного вооружения; они обыкновенно составляли пешие гарнизоны своих уездных городов. Эти различные роды службы и обозначались на московском служилом языке словами: «служба государева дальняя, служба ближняя ислуж­ба городовая или осадная». Дворяне выборные и дети боярские дворовые несли дальнюю службу. Кроме того, выборные дворяне по известной очереди посылались для отправления разных обя­занностей при дворе и в столице [37], [38],

Чины служилые по прибору. «Чины служилые по прибо­ру» были также многочисленны. К ним относились ратные слу­жилые люди низших разрядов, каковыми были стрельцы (посто­янная пехота, возникшая в начале XVIвека), пушкари и затинщики (т.е. служители при затинных пищалях — крепост­ных орудиях), вообще артиллерийская прислуга, пограничные казаки, рейтары, солдаты идрагуны, полки которых возникли при новой династии в XVIIвеке. [39] Эти приборные чины вербова­лись правительством из охотников, людей разных классов; пре­имущественно из людей, свободных от государственного тягла. Первоначально люди этих чинов зачислялись на службу временно только на известный поход и распускались по окончании его. Но в XVIIстолетии и приборные люди становились постоянными рат­никами, служившими до своей смерти, до старости или до болез­ни. Эти приборные чины отличались от служилых по отечеству тем, что не составляли служебной иерархии, а считались равными меж­ду собою; отличались родом службы, а не достоинством звания. Потому вних не было иерархического движения. Переход казака в рейтары или стрельцы был переменой рода службы, а не служеб­ным повышением, каким был, например, переход выборного дво­рянина в жильцы или жильца в чин дворянина московского.

Чины тяглые: посадские и уездные. Второй отдел составля­ли чины тяглые или земские. Тяглые люди подразделялись в свою очередь на людей посадских и уездных. Первые были тяглые го­родские обыватели, вторые — тяглые обыватели сельские. Не предполагайте резкого экономического различия между посад­скими и уездными людьми, не думайте, что первые были торгов­цы и промышленники, а вторые — хлебопашцы: такого различия между теми и другими не существовало. Как среди посадских людей очень многие занимались хлебопашеством, так и среди людей уездных существовало очень много промышленников, ремес­ленников и торговцев. Тот и другой разряд различались между собой политически — свойством обществ, в которые они соеди­нялись. Посадские люди входили в состав городских обществ, люди уездные — в состав обществ сельских. [40] Общества сель­ские отличались от городских родом специальных повинностей, падавших на те и другие, и способом разверстки общего тягла между отдельными лицами. Государственная подать в городских обществах развёрстывалась по дворам, в обществах сельских — по размеру сельских участков.

Посадское население Москвы.Посадские люди были неоди­наково устроены встолице и в провинциальных городах. Устрой­ство посадского населения Москвы отличалось особенной слож­ностью. Это население распадалось на следующие классы: 1) гости, 2) гостиная сотня, 3) суконная сотня, 4) черные сотни и слободы. Первые три разряда составляли высшее купе­чество, выделявшееся из торгово-промышленного населения сто­лицы.

[41] Гости — это крупные оптовые торговцы, которые вели дела сдругими городами или даже счужими землями. Они отлича­лись от торговых людей гостиной и суконной сотен размером ка­питала. Подьячий второй половины XVII века Котошихин гово­рит, что гости имели оборотного капитала от 20 до 100 тысяч рублей. Так как московский рубль его времени, т.е. времени царя Алексея, равнялся семнадцати нынешним, то 20 тысяч рублей зна­чили то же, что теперь 300 тысяч с лишком рублей, а 100 тысяч рублей — около двух миллионов.

Сотни гостиная и суконная. Ксотням гостиной и су­конной принадлежали купцы, обладавшие меньшими капитала­ми. Если гостей можно сравнить с нынешними коммерции совет­никами, то сотни гостиная и суконная соответствовали нынешним первой ивторой гильдиям. Торговые люди трех названных разря­дов, соответственно размерам капиталов, несли неодинаковые государственные повинности. Сверх общего городского тягла, падавшего на все посадское население, они исполняли еще финансовые поручения по эксплуатации разных казенных монопо­лий и доходных статей. Таковы были: продажа соболиной казны государевой, т.е. мехов, которыми торговала казна; продажа пи-тей, составлявших монополию казны; сбор таможенных пошлин на внутренних рынках и т.п. Эти казенные операции велись по очереди гостями и людьми обеих высших сотен не только безвоз­мездно, но и под их имущественной ответственностью. Такая от­ветственная служба в отличие от ратной называлась верной или целовальной, т.е. присяжной. На гостей падали более тяжелые и ответственные поручения, чем на людей гостиной и суконной со­тен.

Черные сотни и черные слободы. Люди черных сотен и Черных слобод составляли массу торгово-промышленного насе­ления столицы, соответствовавшую позднейшему мещанству. Сот­ни и слободы различались между собой родом промышленных занятий; потому их можно сравнить с позднейшими цехами. Сло­боды отличались от сотен тем, что состояли из торговцев и ремес­ленников, приписанных к дворцу и поставлявших во дворец раз­личные припасы или работавших на него. Так, были слободы дворцовых садовников, кузнецов, хамовников (ткачей столового белья на дворец), кадашей (ткачей полотен на белье для госуда­рева семейства) и т.п. Каждая черная сотня и слобода составляли особое общество, управлявшееся выборным старостой или сот­ником.

Теперь остается описать состав посадского населения в про­винциальных городах, состав сельского населения и, наконец, промежуточные слои, лежавшие между основными чинами. Из изложенного мною очерка уже можно видеть, как труден для па­мяти и скучен самый перечень мелких чинов, из которых сложи­лось общество в Московском государстве. Но изучение этого со­става необходимо, чтобы понять основные начала, на каких строилось это причудливое общество.

Лекция XI

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История сословий в России

На сайте allrefs.net читайте: "История сословий в России"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Третий период в истории русских сословий

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Полный курс лекций
        Лекция I Предмет курса. — Понятие о сословии. — Что такое сословные пра­ва? — Отличие сословного пра

Лекция III
Формула, выражающая ход уравнения сословий. — Место сословного государства в ряду преемственно сменявшихся общественных со­юзов. — Влияние сословного деления на политический порядо

Воздействие церкви на состав государственного общества.
Но, поставив рядом с государственным обществом свое особое общество, состоявшее из тех же элементов, но устроенное на иных основаниях, церковь оказала сильное воздействие и на состав са­мого госуда

Перемены, внесенные церковью в русское рабовладельче­ское право.
1. Обычай благотворительного освобождения по за­вещанию. Во-первых, церковь ввела в русское общество обы­чай благотворительного освобождения рабов по завещанию. Этот

Удельный период истории русских сословий
Основные источники для изучения этого периода. — Новая сослов­ная терминология удельного времени. — Видимое сходство сослов­ного деления удельных обществ с прежним. — Переме

Продолжение предыдущего
Мы начали изучать состав общества в Московском государ­стве XV, XVI и XVII веков. Я начал это изучение перечнем клас­сов, на которые оно разделялось. Оно делилось на три главных отдела: на людей

Крестьяне черные и дворцовые. Крестьяне крепостные.
По рабочим средствам тяглые сельские обыватели также дели­лись на два разряда. То были: 1) крестьяне собственно, обраба­тывавшие полные или нормальные наделы, какие были приняты в известной

Происхождение и ход общественного деления в Московском государстве
Политические основания этого деления. — Перемена в значении вер­ховной власти. — Отличие власти московского государя от двух ей предшествовавших русских типов верховной власти.

Приемы разверстки между служилыми людьми по чинам.
Теперь рассмотрим, как развёрстывались государственные обя­занности в каждом отдельном классе по чинам. Прежде всего, применяя указанные приемы разверстки государственных обязан­ностей к устройству

Состав и характер московского боярства в удельное время.
Еще в удельное время при московском дворе собралось боярство, которое и численностью, и политическим характером заметно от­личалось от боярства, служившего при других княжеских дворах северной Руси

Лекция XIV
Происхождение думных чинов. — Обособление чина окольничего от на боярина. —Генеалогическое значение обоих этих чинов. —Происхождение и значение чина думного дворянина. —

Двойной генеалогический состав московского дворянства.
Оно получило двойственный состав: рядом с людьми знатных фа­милий стали люди, набранные по различным уездам государства из низшего провинциального дворянства. Служба «по московско­му списку» была н

Следствия разверстки службы по земле и земли по службе.
Совместным действием обоих правил, которые легли в основание устройства служилых провинциальных людей, и вызван был ряд важных для этого класса следствий. 1) Ра

Влияние военного устройства Московского государства на сословно-географическое размещение русского общества.
[75] Мы не можем представить себе живо весь склад, какой полу­чило общество, когда поместная система вместе с военным стро­ем достигла полного развития. Мы можем только почувство

Казенные поручения и ответственность за их исполнение.
Земская казенная служба состояла в том, что тяглые общества сами обязаны были ставить казне агентов для исполнения казенных поручений, для которых она не имела своих специальных ис­полнительных орг

Лекция XVIII
Основное правило разверстки тягла и основание чиновного деления провинциального черного населения. — Состав общества в Москов­ском государстве второй половины ХVI века. —Дальнейшее

Четвертый период истории русских сословий
Понятие о сословном праве. — Отсутствие понятия в о сословном праве Московском государстве в XVи XVI веках. — Начальный зако­нодательный момент IV периода. — Двоякое происхождение мысли о

Сословный состав русского общества после первой ревизии.
Посредством изложенных трех процессов, разрушавших основание иерархии чинов, чиновное деление, прежде прикрывавшееся со­словным, ко второй четверти XVIII века растворилось в последнем. По мере того

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги