рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Конфуций. Биография

Конфуций. Биография - раздел История, Конфуций [Править] ...

Конфуций

[править]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: навигация, поиск

Править] Биография

Судя по владению аристократическими искусствами, Конфуций был потомком знатного рода. В молодости он служил мелким чиновником в царстве Лу. Это было время заката империи Чжоу, когда власть императора стала номинальной, разрушалось патриархальное общество и на место родовой знати пришли правители отдельных царств, окружённые незнатными чиновниками.

Крушение древних устоев семейно-кланового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа — всё это вызывало резкую критику ревнителей старины.

Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого Ши-цзин (Книга Песен), И цзин (Книга Перемен) и др.

Ученики Конфуция по материалам высказываний и бесед учителя составили книгу «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства.

Из классических книг произведением Конфуция несомненно можно считать только Чуньцю («Весна и Осень», летопись удела Лу с 722 по 481 г. до н. э.); затем весьма вероятно, что он редактировал Ши-цзин («Книга стихотворений»). Хотя число учеников Конфуция определяется китайскими учёными до 3000, и в том числе около 70 ближайших, но в действительности мы можем насчитать известных по именам всего только 26 несомненных его учеников; любимейшим из них был Янь-юань.

Править] Учение

Главная статья: Конфуцианство

Хотя конфуцианство часто называют религией, в нём нет института церкви, и оно уделяет мало значения теологическим проблемам. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности (чжун, 忠) — лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленная на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, что не желаешь себе».

[править] Пять постоянств благородного человека (цзюнь-цзы, 君子)

  • Жэнь (仁) — «человеколюбие». Как Ли следует из И, так И следует из Жэнь. Следовать Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. В XVII веке в Британии сформировался идеал совершенного человека как джентльмена, причём gentle тоже переводится как «мягкость». Это то, что отличает человека от животного, то есть то, что противостоит звериным качествам дикости, подлости и жестокости. Позже символом постоянства Жэнь стало Дерево.

Дома потомков Конфуция в его родном городе, Цюйфу.

  • И (义 [義]) — «справедливость». Хотя следование Ли из собственных интересов не является грехом, справедливый человек следует Ли, поскольку понимает, что это правильно. И основано на взаимности: так, следует почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. Уравновешивает качество Жэнь и сообщает благородному человеку необходимую твёрдость и строгость. И противостоит эгоизму. «Благородный человек ищет И, а низкий — выгоды». Добродетель И впоследствии была увязана с Металлом.
  • Ли (礼 [禮]) — буквально «ритуал», соблюдение церемоний и обрядов, а также почтение к родителям и правителям. В более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на создание идеального общества. Огонь.
  • Чжи (智) — здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Уравновешивает качество И, предупреждая упрямство. Чжи противостоит глупости. Чжи в конфуцианстве ассоциировалась с элементом Воды.
  • Синь (信) — искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность. Синь уравновешивает Ли, предупреждая лицемерие. Синь соответствует элемент Земли.

Править] Изречения Конфуция, записанные его учениками.

Учитель сказал: — В пятнадцать лет я ощутил стремление учиться; в тридцатилетнем возрасте я утвердился; достигнув сорока, освободился от сомнений; в пятьдесят познал веление Неба; в шестьдесят мой слух обрел проникновенность; с семидесяти лет я следую желаниям сердца, не нарушая меры.

Учитель говорил: — Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.

Не печалься о своём несовершенстве; Не печалься, что тебя никто не знает, Но стремись к тому, чтоб заслужить известность.

Учитель сказал: — Благородный муж постигает справедливость. Малый человек постигает выгоду.

Учитель сказал: — Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя.

Учитель сказал: — Кто не меняет путь отца три года после его смерти, тот может называться почитающим родителей.

Учитель сказал: — Древние предпочитали промолчать, стыдясь, что могут не поспеть за словом.

Кто-то сказал: — Юн человечен, но лишён красноречивости. Учитель ответил: — Зачем ему красноречивость? Кто ищет в бойком языке свою защиту, тот часто будет ненавидим. Не знаю, обладает ли он человечностью, но зачем ему красноречивость?

Учитель сказал: — Незыблемая середина — эта добродетель наивысшая из всех, но давно уже редка среди людей.

В своей деревне Конфуций казался простодушным и в речи безыскусным, а при дворе и в храме предков он говорил красноречиво, хотя и мало.

Когда входил в дворцовые ворота, казалось, изгибался весь, словно в них не помещался. При остановке не вставал посередине и проходил, не наступая на порог. Подходя к престолу, он как бы и в лице менялся, и ноги у него будто подгибались, и слов ему, похоже, не хватало. Вот, подобрав полу, он поднимался в зал, казалось, весь изогнутый, и, затаив дыхание, словно не дышал. Когда же выходил из зала и спускался на одну ступень, его лицо выражало облегчение и он казался удовлетворённым. Спустившись с лестницы, спешил вперёд, растопырив руки, словно крылья, и с благоговейным видом возвращался на своё место.

Он не садился на циновку, постланную криво.

Учитель сказал: Если личное поведение тех, [кто стоит наверху], правильно, дела идут, хотя и не отдают приказов. Если же личное поведение тех, [кто стоит наверху], неправильно, то хотя приказывают [народ] не повинуется.

Когда у него сгорела конюшня, Учитель, вернувшись от князя, спросил: — Никто не пострадал? О лошадях не спросил.

Янь Юань спросил о том, что такое человечность. Учитель ответил: — Быть человечным — значит победить себя и обратиться к ритуалу. Если однажды победишь себя и обратишься к ритуалу, все в Поднебесной признают, что ты человечен. От самого себя, не от других, зависит обретение человечности. — А не могли бы вы объяснить более подробно? — продолжал спрашивать Янь Юань. Учитель ответил: — Не смотри на то, что чуждо ритуалу. Не внемли тому, что чуждо ритуалу. Не говори того, что чуждо ритуалу. Не делай ничего, что чуждо ритуалу. Янь Юань сказал: — Я хоть и не сметлив, позвольте мне заняться исполнением этих слов.

Князь Великий из удела Ци спросил Конфуция о том, в чем заключается управление государством. Конфуций ответил: — Да будет государем государь, слуга — слугой, отцом — отец и сыном — сын. — Отлично! Воистину, если не будет государем государь, слуга слугой, отец отцом и сыном сын, то, пусть бы даже у меня был хлеб, смогу ли я его вкушать? — ответил князь.

Кто-то спросил: — Что если за зло платить добром. Учитель ответил: — А чем же за добро платить? Плати за зло по справедливости. А за добро плати добром.

Учитель сказал: — Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает не путь.

Учитель говорил: — Лишь та — ошибка, что не исправляется.

Цзыгун спросил: Найдётся ли одно такое слово, которому можно было бы следовать всю жизнь? Учитель ответил: — Но таково ли сострадание? Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим.

Учитель говорил: — Если тебе плюют в спину, значит ты впереди.

Править] Рецепция конфуцианства в Западной Европе

В середине XVII века в Западной Европе возникла мода на все китайское, и вообще на восточную экзотику. Эта мода сопровождалась и попытками освоить китайскую философию, о которой часто стали говорить иногда в возвышенных и восхищенных тонах. Так, например, Роберт Бойль сравнивал китайцев и индусов с греками и римлянами.

В 1687 выходит в свет латинский перевод «Лунь Юя» Конфуция. Перевод подготовила группа иезуитских ученых. В это время иезуиты имели многочисленные миссии в Китае. Один из публикаторов, Филипп Купле, возвратился в Европу в сопровождении молодого китайца, крещёного под именем Мишель. Визит этого гостя из Китая в Версаль в 1684 дополнительно придал интерес к китайской культуре в Европе.

Один из самых известных иезуитских исследователей Китая, Маттео Риччи, пытался найти концептуальную связь между китайскими духовными учениями и христианством. Возможно, его исследовательская программа страдала европоцентризмом, но исследователь не готов был отказаться от мысли, что Китай мог успешно развиваться вне приобщения к христианским ценностям. Как известно, Китай испытал известное влияние всех мировых религий. При этом Риччи говорил, что «Конфуций является ключом к китайско-христианскому синтезу». Более того, он считал, что всякая религия должна иметь своего основателя, получившего первое откровение или Пришедшего, поэтому он назвал Конфуция основателем «конфуцианской религии».

Философ Мальбранш в своей книге «Беседа христианского мыслителя с китайским», вышедшей в 1706 году, вел полемику с конфуцианством. Мальбранш утверждает в своей книге, что ценность христианской философии состоит в том, что она опирается одновременно и на интеллектуальную культуру, и на ценности религии. Китайский мандарин, напротив, являет в книге пример голого интеллектуализма, в которой Мальбранш усматривает пример глубокой, но частичной мудрости, достижимой с помощью одних только знаний. Таким образом, в интерпретации Мальбранша, Конфуций - не основатель религии, а представитель чистого рационализма.

Лейбниц также уделил учению Конфуция немало времени. В частности, он сравнивает философские позиции Конфуция, Платона, и христианской философии, приходя к выводу, что первый принцип конфуцианства, «Ли» - это Разум как основание Природы. Лейбниц проводит параллель между принципом разумности сотворенного мира, принятого в христианском мировоззрении, новоевропейским понятием [субстанция|субстанции] как познаваемой, сверхчувственной основы природы, и платоновским понятием «высшего блага», под котороым тот понимает вечную, несотворенную основу мира. Следовательно, конфуцианский принцип «Ли» подобен платоновскому «высшему благу» или христианскому Богу.

Последователь и популяризатор метафизики Лейбница, один из самых влиятельных философов Просвещения, Христиан Вольф унаследовал от учителя уважительное отношение к китайской культуре, и, в частности, к конфуцианству. В своем сочинении «Речь о нравственном учении китайцев», а также в иных трудах, он неоднократно подчеркивал общечеловеческое значение учения Конфуция и необходимость его внимательного изучения в Западной Европе.

Известный историк Гердер, критически оценивающий китайскую культуру, как оторванную от иных народов, косную и неразвитую, также немало "лестного" сказал и о Конфуции. По его мнению, этика Конфуция способна породить только рабов, закрывшихся от всего мира и от нравственного и культурного прогресса.

В своих лекциях по истории философии Гегель скептически оценивает тот интерес к конфуцианству, который имел место в Западной Европе в XVII-XVIII вв. По его мнению, в «Лунь Юе» нет ничего замечательного, а есть лишь совокупность банальностей «ходячей морали». По мнению Гегеля, Конфуций являет собой образец чисто практической мудрости, лишенной достоинств западноевропейской метафизики, оцениваемой Гегелем очень высоко. Как замечает Гегель, «для славы Конфуция было бы лучше, если бы его произведения не были бы переведены».

 

– Конец работы –

Используемые теги: Конфуций, биография0.051

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Конфуций. Биография

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Демокрит (биография)
Существуют сведения, что он совершил путешествие в Египет, Персию и даже Эфиопию и Индию. Вернувшись из путешествия, он вел скромный и уединенный… Диоген Лаэрций приводит список, состоящий из более чем 60 произведений Д… Видимо, немалую роль сыграли в плачевной судьбе произведений философа мировоззренческие споры: "Аристоксен в своих…

Биография и вклад в науку Н И Вавилова
Родился в семье коммерсанта. В 1911г. окончил Московский сельскохозяйственный институт (ныне Московская сельскохозяйственная академия им. К.А.… С 1921г. заведовал Отделом прикладной ботаники и селекции (Петроград), который… В 1925г. совершил экспедицию в Хивинский оазис (Средняя Азия). С 1920г. по 1940г. руководил многочисленными…

Толстой Лев Николаевич (биография)
В повести “Казаки” (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея… В романе “Анна Каренина” (1873-77) — о трагедии женщины во власти… Стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из Ясной Поляны; умер на станции Астапово.

Биография М.Ю. Лермонтова
Особую роль в развитии Лермонтова - поэта сыграли поездки на Кавказ, пробуждавшие его поэтическое вдохновение. "Синие горы Кавказа, приветствую вас!… Вместе с тем эта поэма -своеобразный этап в овладении молодым поэтом основами… В 1828 г. Лермонтов поступает в пансион при Московском университете, а в 1830 г. становится студентом отделения…

Василий Андреевич Жуковский - краткая биография
Взаимность любви ещесильнее усугубила трагедию поэта.Несмотря на тяжесть личных переживаний иборьбу за счастье, на которую ушла вся его молодость,… С 1815года он бессмертный секретарь литературного общества Арзамас , куда… Чтобы устроить поэта, не имевшего материальных средств, влиятельные друзья рекомендовали егопри дворе, и в 1815 году…

Биография Владимира Владимировича Маяковского
Учение давалось ему с трудом, особенно арифметика, но читать он научился с удовольствием. Вскоре вся семья переехала из Багдад в Кутаис. Маяковский… Возможно, что отсюда и пошли его футуризм, атеизм и интернационализм. Во… Это было стихами. Стихи и революция как-то объединились в голове” . 1905 год. В Грузии начались демонстрации и…

Гук.биография.
Первые годы Гук родился в семье настоятеля церкви Всех Святых. Ребенок был тщедушным и хилым, но, вопреки опасениям близких, он выжил. Потеряв в… Рассказывают, что он за неделю изучил 6 книг геометрии Евклида.В школе Гук… Переезд в Оксфорд Важным событием в жизни Гука был переезд в Оксфорд, где он стал студентом колледжа Крайст-черч…

Биография Адольфа Гитлера
В 1923 году Гитлер решил,что сможет осуществить свои намерения,которые он планировал в юности.Он пошел на Берлин.Ночью 8 ноября 1923 года Гитлер… После выхода из тюрьмы он стал жить в гостинице. В конечном итоге Гитлер подумал,что так он врятли придет к власти и что нужно искать закооный путь.И он начал собирать…

биография Юрия Ивановича Пименова
Изображая Москву, Пименов отразил изменения в ее облике с 1930-х по 1960-е годы. Помимо станковых работ, художник работал как театральный декоратор,… Он изобразил одно из любимых мест москвичей в центре города – площадь… В 1930-е годы женщина за рулем автомобиля – редкое явление в советской стране. Этот образ был воспринят…

Биография ДДТ
В том же, 1982 г. она выпускает свой дебютный магнитоальбом "Свинья на радуге". В музыка- льном плане это была скорее экспериментальная работа, и… Между тем "ДДТ" успешно проходит все туры и попадает в число финалистов. Ее… Сигачев, в частности, автор музыки двух наиболее удачных номеров этой записи - "Три черные кошки","Демон ". Запись…

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Биография А. Н. Островского Впоследствии знал греческий, французский, немецкий, а позже — английский, итальянский, испанский языки. В 12 лет был отдан в 1-ю Московскую… Но, по настоянию отца, поступил на службу в Московский совестный суд. Работа… Эти годы много дали драматургу в творческом отношении. В это время написаны «Утро молодого человека», «Неожиданный…
  • Краткая биография Шолохова(таблица) М. – Л 1925; Двумужняя. Рассказ. М. – Л 1925; Против черного знамени (вторая часть повести… Шолохов и мировая литература».• Указом Президиума Верховного Совета СССР М.А. Шолохов награжден за выдающиеся заслуги…
  • Биография Жуковского Родители заботились об образовании детей, мать учила грамоте, музыке и рисованию, были приглашены и учителя. После домашней подготовки осенью 1857… Влияние преподавателей университета определило дальнейшую научную и… Иного рода был метод Ф.А.Слудского. Принципы механики он излагал на языке формул, геометрические иллюстрации считал…
  • Краткая биография С.А.Есенина После окончания школы в 1912 году поэт переехал в Москву, где служил у купца его отец. Работал в книжном магазине, затем поступил в типографию… Восторженно принятый литературной средой тогдашней столицы как посланец… В 1916 году вышел первый сборник его стихов — «Радуница». Это была пора стремительного духовного роста и…
  • Биография Вильяма Шекспира (SHAKESPEARE, WILLIAM), подробный обзор его творчества. There are, however, a fair number of contemporary allusions to him as a writer, and these add a reasonable amount of flesh and blood to the… His wife, Mary Arden, of Wilmcote, Warwickshire, came from an ancient family… Stratford enjoyed a grammar school of good quality, and the education there was free, the schoolmasters salary being…