Трансепт. Соломон и царица Савская

Царица Савская приходит к царю Соломону в Иерусалим, чтобы испытать мудрость Соломона и увидеть «Дом, который он построил», «и пищу за столом его», «всесожжения, которые он приносил в храме Господнем». Соломон – символ не только мудрости правителя, но и символ мудрости отца, который написал обращенную к сыновьям книгу жизни (Притчи Соломона). Царь Соломон – символ мира, покоя, без которых начало строительства храма в Иерусалиме было бы невозможно.

Композиция «Соломон и царица Савская» иконографически близка композициям П.П. Рубенса на ту же тему для иезуитского храма в Антверпене (XVII век).

Трансепт. Авраам ведет Исаака на гору Мориа

«Авраам ведет Исаака на заклинание» - редко встречаемая в европейской живописи Нового времени композиция. Она состоит из четырех фигур – Авраама, ведущего за руку подростка Исаака с вязанкой дров за спиной, и двух слуг, затягивающих короб со священническими одеждами Авраама (видны полосы традиционного иудейского молитвенного облачения?). Исаак покорен воле отца. Авраам – решителен, он держит руку сына за запястье. Содержательно сцена жертвоприношения Авраама является типологической жертве Христа Нового Завета, но, видимо, в Несвиже она имеет не только догматический, эмоциональный но и исторический смысл. По воле отца в юности стал кальвинистом фундатор костела Николай Р. Сиротка, отец как бы принес его в жертву своим религиозным взглядам. Сиротка покаянием должен был на протяжении всей своей жизни искупать этот грех (с точки зрения католицизма) отца. Сыновняя покорность – важная идея для князя Михала Рыбонька, фундатора костела XVIII века, который сам был послушным сыном своей матери княгини Анны из Сангушков Радзивилл и отцом большого семейства.