рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ФАРНЫЙ КОСТЕЛ

ФАРНЫЙ КОСТЕЛ - раздел История, Архитектурные и исторические памятники Мира и Несвижа Костел Божиего Тела, Бывший Костел Иезуитов… Сейчас Это Приходский Кос...

Костел Божиего Тела, бывший костел иезуитов… Сейчас это приходский костел – фарный, как говорят католики. «Фара» – в переводе на русский означает «фонарь», поэтому некоторые считают, что это от «фонаря» – башенки с оконцами на куполе храма. Но не все фарные костелы имеют такие «фонари», например, в Новогрудке. «Фарой» называют и «приход», так что «фарный» означает «главный костел прихода». Неисключено, что слово «фара» связано с островом Фарос в Александрии, где стоял маяк – один из семи чудес света. Маяк показывает дорогу кораблям в тумане, так и вера направляет человека на истинную дорогу к Богу.

Костел является памятником архитектуры раннего барокко. Каждый из памятников имеет свою строительную биографию. Есть такая и у костела в Несвиже.

Раньше на этом месте стоял деревянный костел. Его построил еще в 1510 году Петр Кишка, дед Миколая Р. Черного по матери. Он в то время был владельцем Несвижа [8, с. 371; 79, с. 113]. Радзивилл Черный передал храм кальвинистам (1555). Сиротка возвратил его католикам. А вскоре на этом месте началось возведение первого в городе каменного костела (1582 – 1584), который сначала был фарным, т.е. приходским. Позже был передан иезуитам.

Сиротка пригласил иезуитов в Несвиж в 1582 году [26, с. 30]. Мы с вами уже знаем, как восприняли представители из Рима Несвиж с его деревянными домами, храмами и княжеским замком. Как показали последующие события, не приглянулся им и возведенный здесь каменный костел. И только недостроенный Мирский замок заставил их поверить Сиротке, что он из «логова», «непристойного места», как обозвали Несвиж иезуиты, создает настоящий город [63, сс. 35, 37; 25, с. 44]. После двухлетнего отсутствия Сиротка по возвращении из Иерусалима (1584) выделяет иезуитам площадки для возведения коллегиума на 200 учеников с хозяйственными постройками, садом и огородом [26, с. 30].

Участок коллегиума (коллегиум – среднее учебное заведение – от латинского kollegium, т.е. товарищество) располагается параллельно улице, на которой мы сейчас находимся, и занимал за зданием костела весь квартал от нынешней улицы Ленинской до городской стены – она примыкала к башне у замковой Брамы.

Выстроенный каменный костел, стоявший на месте нынешнего, не нравился ни иезуитам, ни самому заказчику Сиротке, ни его брату епископу Юрию Радзивиллу – ни обликом, ни размерами. В итоге по инициативе Юрия Радзивилла «свежие стены» костела были разобраны (1586), невзирая на затраты [26, с. 30].

В этом же году по настойчивому приглашению Сиротки в Несвиж приезжает итальянский архитектор Джованни Мария Бернардони (?1541 – 1605), член ордена иезуитов, и пребывает в Несвиже до окончания строительства коллегиума (1599). Одновременно с возведением зданий коллегиума ведется строительство костела [26, с. 32]. Для строительства коллегиума Сиротка построил кирпичный завод [79, с. 113].

Как выглядел этот уголок старого города раньше?.. Попробуем представить его себе…

На проезжей части главенствовал лишь костел, а остальные части коллегиума стояли в удалении от улицы в глубину участка. В это время, в XVI – XVII веках (в отличие от XVIII), здания коллегиума не ставились в одну линию с костелом или выходили к улице лишь частью построек [68, №19, сс. 15, 25].

Три основных трехэтажных корпуса располагались за костелом в виде буквы «П» (с севера, востока на юг), образуя квадратный дворик. Но он закрывался и с западной стороны – центральный – узкими трехэтажным объемом, украшенном вверху башенкой с часами. Здесь же располагался главный вход во внутренний двор монастыря.

Вход в школу – она находилась в правом корпусе – был отдельный. Это было желание Сиротки, который считал, что по местной традиции для школы нужен отдельный от монастыря вход [25, с. 58; 26, с. 33].Был у школы и свой внутренний дворик[85]. Кроме четырех школьных классов в этом крыле находилась библиотека с типографией [79, с. 116].

Отдельный двор, огороженный глухой стеной, был и с северной стороны – он располагался за костелом. Туда выходили жилые и хозяйственные помещения.

Еще была пристройка, параллельная восточному корпусу и ограды школьного двора. Здесь располагались наиболее посещаемые помещения: комнаты для челяди, аптека с лабораторией [79, с. 116].Аптека была открыта позже (1688) и стала второй аптекой в Беларуси после Гродно (1687), третья в Пинске (1706) [131, с. 98]. И другие монастыри открывали аптеки, но иезуиты были пионерами в этом деле.

За коллегиумом был разбит почти у самых крепостных стен города небольшой регулярный парк [139, с. 186] с прудом [79, с. 116].

Вид зданий коллегиума сохранился на гравюре Несвижа, выполненной гравером и картографом Томашем Маковским.

Свои резиденции иезуиты окружали высокой каменной стеной, так как деятельность их начиналась, как правило, среди враждебно к ним настроенного населения [68, №19, с. 18].

Католическое противостояние протестантизму во время сооружения Несвижского коллегиума еще только накапливало силы. Правда, иезуитам впоследствии не удалось расправиться с протестантизмом. Эта борьба шла в течение всего существования Речи Посполитой [29, с. 189]. Несвижский коллегиум был третьим в Княжестве после Вильни (1570) и Полоцка (1581) [58, с. 49].

Коллегиумы иезуитов – это опорные пункты католического ордена, или, как они себя называли «Общества Иесуса» – от латинского Езус[86].Основателем был испанский офицер Игнатий Лайола (1491 – 1556), создавший этот боевой, как теперь говорят, отряд быстрого реагирования (1540), отряд верных и беспредельно преданных католицизму людей, готовых За веру идти в огонь и воду.

Успехом деятельности иезуитов являлось, несомненно, их компетентность. Отрицать их вклад в образование, как это делалось до недавнего времени, без фальсификации истории невозможно. Их школы по уровню образования превосходили другие конфессии на несколько порядков[87].

Интересная деталь: устав ордена требовал знания местных языков. Оседая на новых территориях, иезуиты следовали завету Христа, о котором поведал апостол Павел, что «с Богом необходимо разговаривать на понятном народу языке». Во время сооружения несвижского коллегиума позиции белорусского языка были крепки, и он звучал в стенах этого учебного заведения, на нем выступали и на юбилеях. И первый католический катехизис был издан иезуитами на белорусском языке (1585, Вильня). Полонизация началась позже.

Понимая роль искусства в воздействии на население, иезуиты придавали фасадам своих храмов достойный, привлекательный, доброжелательный облик. И несвижский костел прежде других зданий комплекса привлекал внимание, так как выделялся на фоне лишенных декора фасадов коллегиума, что было традиционным для монастырских зданий XVI – XVII веков [68, №19, с. 17]. На контрастном соединении суровой простоты архитектуры монастырских корпусов и возвышенной художественности фасада храма построен образ всего ансамбля.

 

[Группа останавливается перед главным фасадом костела на тротуаре с противоположной стороны улицы]

 

Здание, построенное в конце XVI века (1587 – 1593), за четыре с лишним столетия не претерпело существенных изменений. Оно неоднократно повреждалось от войн и пожаров, восстанавливалось. Его не перестраивали – лишь ремонтировали. Мы его видим таким, каким увидели несвижане в таком далеком от нашего времени XVI веке.

Несвижский костел – первое здание на всей территории бывшей Речи Посполитой в стиле барокко [8, с. 19]. Этот стиль возник в Италии в конце XVI века. И первым зданием в мире, построенном в этом стиле, стал главный храм ордена иезуитов. Нередко барокко называют «иезуитским» стилем.

Это время было сменой эпох и мировоззрений, сменой одного большого архитектурного стиля – ренессанса – другим, не менее великим стилем – барокко. Костелы этого стиля символизировали также и крупную победу католицизма над протестантизмом. Для этих целей, в сущности, и появилось на свет «Общество Иисуса».

«Барокко» – от итальянского «barocco», что означает «вычурный», «причудливый», «странный». Или от португальского «barocca», т.е. «раковина причудливой формы». И мы при слове «барокко» представляем поражающие нас динамичностью, изогнутостью линий, внутренним напряжением, обилием скульптуры, росписей строения в странах Западной Европы, да и Восточной тоже, С.-Петербург, например. Нам они знакомы по книгам, открыткам, мы их видели по телевидению или, если повезло, в собственных путешествиях. Но все дело в том, что барокко только лет через сто – сто пятьдесят после нашего костела, уже в своем расцвете, начнет проявляться у нас.

Но все это будет позже, как позже получит свое название и этот стиль. Здесь же еще нет ни вычурности, ни причудливости, ни многих средств, призванных создавать беспокойную игру светотени… Все только еще начинается… С этого костела, построенного в 1593 году, начался отсчет эпохи барокко в художественной культуре Беларуси. Он считается первым памятником барокко на территории восточных славян и всей Речи Посполитой в целом. Этот факт единодушно признан исследователями. Строительство костелов в Люблине и Кракове было начато раньше, но окончено позже него.

Барокко как стиль возник в Италии. И не только возник, но и получил наиболее яркое выражение. В этой католической стране стиль барокко в XVI веке стал обретать свои «видимые» черты. Искусство невозможно отделить от его времени. Новые храмы должны быть не столь крупные по размерам, как прежде, но оформлены всегда необычайно эффектно и эмоционально, а не так спокойно, как раньше[88].

Приехавший из Италии архитектор Ян Мария Бернардони, как его стали здесь называть, в своем проекте несвижского костела следовал композиции главного храма ордена иезуитов Иль Джезу, что в переводе означает «Во имя Иисуса».

Римский храм был построен (1568 – 1584) прославленными зодчими Д. Виньола и Д. Порта. Они использовали в своем творчестве новшества, которые часто применял Микельанджело (1475 – 1564). Недаром его нередко называют «отцом барокко»[89]. Композиция храма Иль Джезу оказала влияние на всю последующие европейскую архитектуру.

Бернардони был не только автором проекта костела в Несвиже, но и наблюдал за его реализацией вплоть до освящения. Это способствовало соответствию замысла и воплощения, а также единству архитектурного образа.

Несвижский костел в общих чертах повторяет орденский храм иезуитов, но значительно меньше его – ширина его около 2/3 ширины римского образца [68, №17, сс. 5 – 7]. Зодчий намеренно пошел и на упрощение декоративного решения храма, явно опасаясь быть непонятым. Поэтому фасад, как мы уже отмечали, пока еще далеко не вычурный и не совсем причудливый, получился спокойным, однако и чуть горделивым, будто бы сознающим свое достоинство и значение в городе. И именно в главном фасаде особенно проявилась нарядность архитектуры барокко.

Основной комплекс украшающих средств зодчий концентрирует на фасаде храма, который решен в виде самостоятельной стенки – своеобразной ширмы (или экрана), закрывающей основную часть сооружения. Фасад имеет двухъярусную композицию, где хорошо выражены вертикальные и горизонтальные членения. Вертикальные – в виде пилястр, т.е. вертикальных выступов стен, расположенных в два яруса. Пока они плоские, прямоугольные – позже, в развитом барокко, станут сложными, вычурными. Горизонтальные линии выражены поясами и карнизами. Горизонтальный выступающий поясок, т.е. антаблемент, делящий фасад на ярусы, в полном соответствии со стилем – изломан, чередуется выступами и углублениями.

Оживляют здание характерные для барокко вогнутые откосы, посредством которых верхний ярус костела как бы перетекает в нижний. Эти криволинейные откосы пока еще простой формы – позже они перерастут в волюты, т.е. будут оканчиваться завитком.

Украшают здание и глубокие ниши со скульптурами святых (Николая, Христофора, Франциска, Ксаверия).Определенную роль в украшении фасада играет и надпись на латыни на фронтоне. Ее можно перевести так: «Поклонюсь святому дому Твоему в страхе Твоем». Рядом указан номер псалма. Надпись подтверждает, что главное предназначение костела служить домом Бога, преддверием Царства Небесного. И псалом призывает нас к чувству благоговения к святыни – именно в таком смысле «употребляется в нем слово «страх». На фасаде лишь часть восьмого стиха из пятого псалома Давида: «А я по множеству милости Твоей войду в дом Твой, поклонюсь святому дому Твоему в страхе Твоем».

До несвижского костела кирпичные сооружения в Беларуси, за исключением ниш, не имели наружной штукатурки. И костел в Несвиже стал одним из первых зданий (а вероятнее всего – первым), фасады которого были отштукатурены и побелены.

Как талантливый художник Бернардони уловил местную специфику монументальной архитектуры. Это очень характерно для барокко. Распространяясь, оно не оставалось итальянским. Особюенности условий каждой страны и характер ее народа порождали повсюду свои особенности стиля и особенности обработки[90].

Как в римском храме, так и здесь, главный фасад, как ширма, в прямом смысле, закрывает остальные части здания, скрывая от зрителя и их размеры, и формы.

[Группа переходит на площадку перед каплицей; по дороге обратить внимание на памятный крест в четь 400-летия костела]

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Архитектурные и исторические памятники Мира и Несвижа

На сайте allrefs.net читайте: "Архитектурные и исторические памятники Мира и Несвижа"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ФАРНЫЙ КОСТЕЛ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ад прадзедаў спакон вякоў
Мне засталася спадчына; Памiж сваiх i чужакоў Яна мне ласкай матчынай… и поясняет: Завецца ж спадчына мая Усяго Стар

Во внутреннем дворе замка
Дворец имеет два крыла. На внутренних стенах замка боевые галереи. Здесь же во дворе колодец. Вода нужна была не только для бытовых нужд, но особенно она была необходима в период осады, во время ли

У южной стены
В южную стену замка в 1983 году был торжественно заложен кирпич с датой начала реставрации памятника. А через десять лет, в 1993 году, состоялось открытие первой экспозиции[21] (примечание 21) в ре

У восточной стены
Сейчас у восточной стены ведутся работы по сооружению дополнительного подземного блока, в котором разместятся обслуживающие и технологические службы. До недавнего времени одна из башен вос

Перед часовней-усыпальницей
Часовня-усыпальница хорошо сохранилась и больших работ по проведению в прежнее состояние не требует. В предании о ней утверждается, что усыпальницу сохраняет ее ангел, потому что разрушалась она ча

При выезде
Мы выезжаем по ул. Красноармейской, бывшей Виленской. Направляясь в Несвиж, еще раз, но уже из окон автобуса, осмотрим замок, благодаря которому сегодня имя городского поселка Мир известно далеко з

ЮЖНЫЙ ФАСАД ХРАМА
Рассматривая главный фасад, мы никак не предполагали, что он закрывает довольно внушительные объемы с куполом. Барокко любит неожиданности, иллюзии, аллегории. Архитектор наряду с главным

ИНТЕРЬЕР ХРАМА
Мы останавливаемся почти сразу же после входа. Именно отсюда храм лучше всего раскрывает свои особенности и показывает свои достоинства. Барочный облик интерьера костела более чем очевиден

К тексту
[1] В начале XII века Полоцкое княжество поделилось на несколько уделов. Расширение его территории продолжалось. Наиболее мощный из полоцких уделов – Минский

Трансепт. Соломон и царица Савская
Царица Савская приходит к царю Соломону в Иерусалим, чтобы испытать мудрость Соломона и увидеть «Дом, который он построил», «и пищу за столом его», «всесожжения, которые он приносил в хра

Трансепт. Поклонение континентов
«Поклонение континентов» является своеобразным продолжением композиции «Святое семейство». В иконографии оба эти сюжета представлены единой сценой «Поклонения младенцу Христу трех Королей (или Волх

Боковой неф. Пророк Исайя
Композиция находится на своде правого бокового нефа, ближе к хорам, представляет видение пророком Исайей символа триединого Иеговы (треугольник с надписью на иврите в сиянии). Слева к нему ангел пр

Боковой неф. Благословение Илией Самуила
В левом боковом нефе, ближе к хорам, находится композиция благословения Илией Самуила на пороге храма. Будущий царь израильский Самуил был посвящен матерью храму перед своим рождением. Анна родила

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги