рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЮЖНЫЙ ФАСАД ХРАМА

ЮЖНЫЙ ФАСАД ХРАМА - раздел История, Архитектурные и исторические памятники Мира и Несвижа Рассматривая Главный Фасад, Мы Никак Не Предполагали, Что Он Закрывает Доволь...

Рассматривая главный фасад, мы никак не предполагали, что он закрывает довольно внушительные объемы с куполом. Барокко любит неожиданности, иллюзии, аллегории.

Архитектор наряду с главным (западным) фасадом уделил внимание, в отличие от римского образца, и остальным. В Риме храм зажимают с боковых сторон соседние постройки, поэтому там все внимание отдано только главному фасаду. А в Несвиже костел стоит отдельно от монастыря, и низкая городская застройка давала возможность воспринимать сооружение со всех сторон, в том числе и с городских валов. У боковых фасадов ярче чувствуется особенности стиля.

В облике костела есть композиционная сложность, но нет перегруженности, есть цельность, но нет однообразия. Чувствуется внимание зодчего к выразительности крупных масс, ведущих членений и силуэта.

Архитекторы барокко конструкцию здания в большинстве случаев как бы отодвигают на второй план – оно обычно прикрывается декоративными частями. Вот и здесь поясок, делящий главный фасад на два яруса – всего лишь декорация перекрытия. В этом легко убедиться на боковом фасаде: как видим, дальше поясок не продолжается.

Декор бокового фасада скромнее главного, но благодаря сильно выступающим граненым объемам – капеллам (правда построенным позже) – обогащается пластикой света и тени. Венчающие части пилястр первого яруса на главном фасаде продолжены в виде карниза на боковых фасадах, что придает единство сооружению. Разнообразная форма оконных проемов, декоративная лепка на верхней части поперечно расположенного объема, горизонтальный карниз украшают боковые части здания.

С этой точки, где мы стоим, хорошо видно, что костел представляет собой продольно вытянутый основной объем, разделенный на несколько частей – нефов. Средняя часть, т.е. средний неф, шире и выше боковых, верхняя часть ее стен прорезана окнами. Такой тип храмов называется базиликой. Базилика своими корнями уходит в римскую архитектуру, когда начал складываться тип раннехристианского храма.

Название «базилика» от греческого слова «власть» обозначает «дом власти». В древнем Риме в базиликах размещались административные и судебные органы. Первые христиане использовали такие здания для молений – и первые христианские храмы повторяли первоначальную форму римских базилик. Позднее, в средние века, выработалась новая форма храма, которая легла в основу христианского зодчества на Западе. И в несвижском костеле именно такая форма.

Обратите внимание: центральный неф, т.е. средняя часть продольного объема, пересечена поперечным нефом – трансептом, как он называется в архитектуре. Продольный и поперечный нефы придают плану сооружения на уровне карниза вид латинского креста. Выступы трансепта вверху завершены фронтоном, т.е. треугольной плоскостью.

Продольный (центральный) неф закрывается апсидой, расположенной с восточной стороны храма. В ней размещается алтарь. Апсиды выглядят объемно самостоятельной частью храма, могут иметь разную форму – прямоугольную, многоугольную или округлую, как здесь. В храме может быть и не одна апсида[91].

Венчает костел купол, возведенный над средокрестием, т.е. над пересечением продольного и поперечного нефов. Граненный купол, ранее покрытый медью, опирается на восьмигранный световой барабан. Барабаном называется цилиндрическая часть, на которой лежит основание сферы купола. Завершает купол фонарь с фигурным шлемом. Купол со световым фонарем как бы приподнимает здание, делает его легче и наряднее, а главное – наполняет здание светом изнутри.

Здесь, у боковых фасадов, рельефнее проступает барочный динамизм здания, открывается его композиционная символика. Всем своим видом, четкими композиционными членениями костел предназначен служить домом Бога.

Костел прошел через лихолетье войн, разрушений и разграблений. Он стал не только живым олицетворением своей сложной и противоречивой эпохи, чьи творения и сегодня смотрят на нас с этих древних стен…

 

[Группа подходит ко входу]

 

У входа доска с датами: 1587 (сент.) – год освящения краеугольного камня будущего костела кардиналом Юрием Радзивиллом [25, с. 49], а через 6 лет,
/1 сентября 1593 года, в храме состоялось первое богослужение. Освятили костел во имя Божиего Тела 7 октября 1601 года [105, с. 18].

Имя архитектора – Ян Мария Бернардони (1541 – 1605). Именно так звучит здесь, на его новой родине, итальянское имя «Джованни». Родился он на севере Италии, 23-летним попадает в Рим, когда там началось строительство храма
Иль Джезу. Почти два десятилетия трудился для ордена в Италии (Рим, Милан, Флоренция, Неаполь) и на острове Сардиния, в ту пору владение Испании. Опыт, мастерство, профессиональная уверенность были приобретены. В Речи Посполитой он проживет до своей кончины – двадцать два года. Из них больше половины – тринадцать лет – в Несвиже. По дороге в Несвиж Бернардони задержался в Польше (главным образом в Люблине). Прибыв в Несвиж в середине 1586 года, архитектор-монах быстро создает проект костела и возводит его[92]. В 1599 году уезжает в Краков, в ту пору столицу Речи Посполитой для руководства строительством Костела Св. Петра и Павла (как и здесь, ордена иезуитов), где и умирает в 1605 году.

Итак, мы входим в храм…

 

[Если идет служба, рассказ вести на улице и сориентировать, где расположены интересующие нас объекты; перед входом объяснить, как надо вести себя в действующей храме, как смотреть]

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Архитектурные и исторические памятники Мира и Несвижа

На сайте allrefs.net читайте: "Архитектурные и исторические памятники Мира и Несвижа"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЮЖНЫЙ ФАСАД ХРАМА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ад прадзедаў спакон вякоў
Мне засталася спадчына; Памiж сваiх i чужакоў Яна мне ласкай матчынай… и поясняет: Завецца ж спадчына мая Усяго Стар

Во внутреннем дворе замка
Дворец имеет два крыла. На внутренних стенах замка боевые галереи. Здесь же во дворе колодец. Вода нужна была не только для бытовых нужд, но особенно она была необходима в период осады, во время ли

У южной стены
В южную стену замка в 1983 году был торжественно заложен кирпич с датой начала реставрации памятника. А через десять лет, в 1993 году, состоялось открытие первой экспозиции[21] (примечание 21) в ре

У восточной стены
Сейчас у восточной стены ведутся работы по сооружению дополнительного подземного блока, в котором разместятся обслуживающие и технологические службы. До недавнего времени одна из башен вос

Перед часовней-усыпальницей
Часовня-усыпальница хорошо сохранилась и больших работ по проведению в прежнее состояние не требует. В предании о ней утверждается, что усыпальницу сохраняет ее ангел, потому что разрушалась она ча

При выезде
Мы выезжаем по ул. Красноармейской, бывшей Виленской. Направляясь в Несвиж, еще раз, но уже из окон автобуса, осмотрим замок, благодаря которому сегодня имя городского поселка Мир известно далеко з

ФАРНЫЙ КОСТЕЛ
Костел Божиего Тела, бывший костел иезуитов… Сейчас это приходский костел – фарный, как говорят католики. «Фара» – в переводе на русский означает «фонарь», поэтому некоторые сч

ИНТЕРЬЕР ХРАМА
Мы останавливаемся почти сразу же после входа. Именно отсюда храм лучше всего раскрывает свои особенности и показывает свои достоинства. Барочный облик интерьера костела более чем очевиден

К тексту
[1] В начале XII века Полоцкое княжество поделилось на несколько уделов. Расширение его территории продолжалось. Наиболее мощный из полоцких уделов – Минский

Трансепт. Соломон и царица Савская
Царица Савская приходит к царю Соломону в Иерусалим, чтобы испытать мудрость Соломона и увидеть «Дом, который он построил», «и пищу за столом его», «всесожжения, которые он приносил в хра

Трансепт. Поклонение континентов
«Поклонение континентов» является своеобразным продолжением композиции «Святое семейство». В иконографии оба эти сюжета представлены единой сценой «Поклонения младенцу Христу трех Королей (или Волх

Боковой неф. Пророк Исайя
Композиция находится на своде правого бокового нефа, ближе к хорам, представляет видение пророком Исайей символа триединого Иеговы (треугольник с надписью на иврите в сиянии). Слева к нему ангел пр

Боковой неф. Благословение Илией Самуила
В левом боковом нефе, ближе к хорам, находится композиция благословения Илией Самуила на пороге храма. Будущий царь израильский Самуил был посвящен матерью храму перед своим рождением. Анна родила

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги