ЮЖНЫЙ ФАСАД ХРАМА

Рассматривая главный фасад, мы никак не предполагали, что он закрывает довольно внушительные объемы с куполом. Барокко любит неожиданности, иллюзии, аллегории.

Архитектор наряду с главным (западным) фасадом уделил внимание, в отличие от римского образца, и остальным. В Риме храм зажимают с боковых сторон соседние постройки, поэтому там все внимание отдано только главному фасаду. А в Несвиже костел стоит отдельно от монастыря, и низкая городская застройка давала возможность воспринимать сооружение со всех сторон, в том числе и с городских валов. У боковых фасадов ярче чувствуется особенности стиля.

В облике костела есть композиционная сложность, но нет перегруженности, есть цельность, но нет однообразия. Чувствуется внимание зодчего к выразительности крупных масс, ведущих членений и силуэта.

Архитекторы барокко конструкцию здания в большинстве случаев как бы отодвигают на второй план – оно обычно прикрывается декоративными частями. Вот и здесь поясок, делящий главный фасад на два яруса – всего лишь декорация перекрытия. В этом легко убедиться на боковом фасаде: как видим, дальше поясок не продолжается.

Декор бокового фасада скромнее главного, но благодаря сильно выступающим граненым объемам – капеллам (правда построенным позже) – обогащается пластикой света и тени. Венчающие части пилястр первого яруса на главном фасаде продолжены в виде карниза на боковых фасадах, что придает единство сооружению. Разнообразная форма оконных проемов, декоративная лепка на верхней части поперечно расположенного объема, горизонтальный карниз украшают боковые части здания.

С этой точки, где мы стоим, хорошо видно, что костел представляет собой продольно вытянутый основной объем, разделенный на несколько частей – нефов. Средняя часть, т.е. средний неф, шире и выше боковых, верхняя часть ее стен прорезана окнами. Такой тип храмов называется базиликой. Базилика своими корнями уходит в римскую архитектуру, когда начал складываться тип раннехристианского храма.

Название «базилика» от греческого слова «власть» обозначает «дом власти». В древнем Риме в базиликах размещались административные и судебные органы. Первые христиане использовали такие здания для молений – и первые христианские храмы повторяли первоначальную форму римских базилик. Позднее, в средние века, выработалась новая форма храма, которая легла в основу христианского зодчества на Западе. И в несвижском костеле именно такая форма.

Обратите внимание: центральный неф, т.е. средняя часть продольного объема, пересечена поперечным нефом – трансептом, как он называется в архитектуре. Продольный и поперечный нефы придают плану сооружения на уровне карниза вид латинского креста. Выступы трансепта вверху завершены фронтоном, т.е. треугольной плоскостью.

Продольный (центральный) неф закрывается апсидой, расположенной с восточной стороны храма. В ней размещается алтарь. Апсиды выглядят объемно самостоятельной частью храма, могут иметь разную форму – прямоугольную, многоугольную или округлую, как здесь. В храме может быть и не одна апсида[91].

Венчает костел купол, возведенный над средокрестием, т.е. над пересечением продольного и поперечного нефов. Граненный купол, ранее покрытый медью, опирается на восьмигранный световой барабан. Барабаном называется цилиндрическая часть, на которой лежит основание сферы купола. Завершает купол фонарь с фигурным шлемом. Купол со световым фонарем как бы приподнимает здание, делает его легче и наряднее, а главное – наполняет здание светом изнутри.

Здесь, у боковых фасадов, рельефнее проступает барочный динамизм здания, открывается его композиционная символика. Всем своим видом, четкими композиционными членениями костел предназначен служить домом Бога.

Костел прошел через лихолетье войн, разрушений и разграблений. Он стал не только живым олицетворением своей сложной и противоречивой эпохи, чьи творения и сегодня смотрят на нас с этих древних стен…

 

[Группа подходит ко входу]

 

У входа доска с датами: 1587 (сент.) – год освящения краеугольного камня будущего костела кардиналом Юрием Радзивиллом [25, с. 49], а через 6 лет,
/1 сентября 1593 года, в храме состоялось первое богослужение. Освятили костел во имя Божиего Тела 7 октября 1601 года [105, с. 18].

Имя архитектора – Ян Мария Бернардони (1541 – 1605). Именно так звучит здесь, на его новой родине, итальянское имя «Джованни». Родился он на севере Италии, 23-летним попадает в Рим, когда там началось строительство храма
Иль Джезу. Почти два десятилетия трудился для ордена в Италии (Рим, Милан, Флоренция, Неаполь) и на острове Сардиния, в ту пору владение Испании. Опыт, мастерство, профессиональная уверенность были приобретены. В Речи Посполитой он проживет до своей кончины – двадцать два года. Из них больше половины – тринадцать лет – в Несвиже. По дороге в Несвиж Бернардони задержался в Польше (главным образом в Люблине). Прибыв в Несвиж в середине 1586 года, архитектор-монах быстро создает проект костела и возводит его[92]. В 1599 году уезжает в Краков, в ту пору столицу Речи Посполитой для руководства строительством Костела Св. Петра и Павла (как и здесь, ордена иезуитов), где и умирает в 1605 году.

Итак, мы входим в храм…

 

[Если идет служба, рассказ вести на улице и сориентировать, где расположены интересующие нас объекты; перед входом объяснить, как надо вести себя в действующей храме, как смотреть]