рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сергей Есенин

Сергей Есенин - раздел История, XIX - начало ХХ вв Этими Строками Великих Поэтов России Ныне Выверяется Отношение К Нашей Истори...

Этими строками великих поэтов России ныне выверяется отношение к нашей истории. В далекое прошлое уходят ее корни.

Проблема становления социальной общности славян, истоков Отечества, его культуры является одной из актуальных и основополагающих в социальной истории России. Учеными, исследователями ведутся дискуссии, определяются различные плюралистические подходы, оценки этого изначального периода истории докиевской и доновгородской Руси.

В этом разделе исследуются следующие основные направления проблемы:

* вопрос о происхождении славян. Древние авторы о славянах;

* социально-экономический строй восточных славян в VI-IX веках;

* культура и верования древних славян.

* * *

Изучение социальной истории России целесообразно начинать с истории наших предков - славян и их соседей, с постановки вопроса - откуда пошла земля Русская?

Сегодня на этот вопрос нет точного и однозначного ответа, так как формирование этнической карты Отечества началось в отдаленную эпоху первобытнообщинного строя, когда еще не было письменности, а археологические памятники (древние предметы, сооружения, изображения, погребения и т.д.) не информируют о языке - важнейшем этническом признаке.

Происхождение этнонима “славяне” объясняется по-разному. Уже в средние века славянские народы, помня о своем родстве, искали прародителя с именем “Слав”, подчеркивая тем самым общность распространенных во всем славянском мире личных имен с этим корнем: Ярослав, Владислав, Свентослав, Мирослав и др.

Ныне лингвисты связывают имя славян со словами “свой”, “свободный” или “слава”, иногда возводят это название к существительному “слово” (“словяне”- владеющие словом, то есть говорящие понятно, - в отличие, например, от “немцев”, “немых”, изъясняющихся на незнакомом наречии).[1]

Прародителями русского народа являлись наши далекие предки славяне - крупнейшие в Европе группы народов, которые были связаны между собой родственным происхождением, общностью территории проживания и близостью языка. В нее входили восточные славяне - русские, украинцы, белорусы; западные славяне - поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане; южные славяне - болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы и боснийцы.

Истоки древней истории славян относятся, вероятно, к эпохе бронзы (III-II тысячелетие до н.э.). В это время в Европе выделились племена, которые говорили на прасловянском языке.

Закончилась она в VI-VIII веках, когда у славян произошло разложение первобытнообщинного строя, начали зарождаться феодальные отношения, классы, государственность, формироваться отдельные славянские племена и народности.

Античные авторы мало знали о регионах, расположенных к Северу от Дуная и Черного моря, то есть о тех ареалах, где происходил славянский этногенез. Этим объясняется скудность, бедность письменных источников времен античности по истории древних славян.

Славяне как особая этническая группа впервые упоминается в письменных источниках античных авторов в первых веках нашей эры. “Склавены, склавины, стлавы, стлавены” - так именовали славян византийские авторы.[2] Римские историки Плиний Старший, Корнелий, Тацит, греческий географ Клавдий Птолемей кратко и отрывочно сообщали о славянских племенах, живших на территории бассейна реки Вислы и побережья Балтики, которых они называли венедами.

В V-VII веках появились достаточно подробные сведения о славянских племенах под именем антов, склавенов, славян, словен. Это было время, когда эти племена вторглись на территорию Восточно-римской империи, а также столкнулись с германцами, которые захватили территорию Западной Римской империи.

Например, византийский писатель Маврикий Стратег писал, что племена славян невозможно склонить к рабству, что они многочисленны и выносливы, очень доброжелательны к иноземцам, а скромность их женщин не имеет границ; “большинство их считает смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь”.[3]

Согласно сведениям византийских источников (с VI в) славяне обитали на территории от Дуная до Вислы и делились на 3 группы: первая - склавины - занимали территорию между Днестром, средним течением Дуная и верховьями Вислы; вторая - анты - находились в междуречье Днестра и Днепра, Причерноморье; третья - венеды - располагались в бассейне реки Вислы.

Не исключено, что именно эти группы в дальнейшем дали три ветви славянства: южную (склавины), западную (венеды) и восточную (анты).

Более обстоятельные сведения о древних славянах находятся в работах восточно-римских (греческих, сирийских) историков, готского хрониста Иордана (VI в.). Он сообщал, например, что “на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все они преимущественно называются склавенами и антами”.[4]

Свидетельство Иордана интересно не только первым упоминанием о склавенах-славянах, но и отождествлением их с многочисленными венедами. Согласно этому автору, первые населяли земли от среднего Дуная и Савы до Днестра и верховьев Вислы, а вторые жили между Днестром и Днепром.

Византийский историк Прокопий Кесарийский (VI в.) в произведении “Война с готами”, повествуя о походах славян на Балканский полуостров, отмечал некоторые стороны внутренней жизни славянских племен.

“Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и все законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют место жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы”.[5]

В “Стратегиконе”, который написан неизвестным автором конца VI - начала VII веков, получившим имя Псевдо-Маврикия, приводится описание военных порядков и тактики славян, а попутно даны сведения об их внутреннем быте. Автор “Истории” (VII в.) Феофилакт Симокатта рассказал о столкновениях славян с империей во время правления императора Маврикия (582-
602 гг.).

Сирийский историк Иоанн Эфесский (VI в.) в “Церковной истории” поведал о набегах славян на империю. Немецкие и скандинавские средневековые авторы называли полабские племена вендами, виндами, а фины и поныне именуют славян “вене”.

Подробные сведения о древних славянах тенденциозны, поверхностны и описывают в основном внешние события, факты их истории. Обстоятельных оценок, характеристик внутреннего устройства славянского общества у этих авторов нет, так как оно затрагивалось в их работах только попутно.

Объяснима и их тенденциозность: цивилизованные византийцы с высокомерием относились к варварам - славянам, они были их врагами. Славян они рассматривали как источник пополнения рабов и наемных воинов, как объект для грабительской торговли.

Славяне же, продвигаясь на юг, к богатым городам и плодородным землям, стремились овладеть ими и противились стремлению Византии подчинить их своему влиянию. Тем не менее знакомство с отрывками из работ византийских авторов позволяет сделать некоторые выводы о занятиях, быте, верованиях, общественном строе славян.

Интерес к истории славян, их происхождению появился очень давно и в древней Руси. Впервые на вопрос о происхождении древнерусского народа попытался ответить в начале VII века летописец Нестор, автор “Повести временных лет”.[6]

По его мнению, славяне в древности жили на Дунае, “где есть ныне Угорьска земля и Болгарска”. Затем на них напали волохи, и притесняемые славяне начали широкое расселение по Средней и Восточной Европе. Летописец называет славянские племена, указывает их географическое положение.

По его представлениям карта расселения племенных союзов восточных славян в VIII-IX веках выглядела таким образом:

* поляне, то есть “живущие в полях” - правобережье среднего течения Днепра, центр - Киев;

* древляне, то есть “живущие в лесах” - междуречье рек Рось и Припять, центр - Искоростень;

* дреговичи, то есть “живущие на болотах” - левобережье реки Припяти;

* бужане и волыняне - верхнее течение Южного Буга, Волынь;

* уличи (“угличи”, то есть “живущие в Углу”) и тиверцы (от древнего названия Днестра - Тивр) - бассейн Днестра;

* северяне - левобережье Днепра, бассейны рек Сулы, Сейма, Десны и Северного Донца, центр - Чернигов;

* радимичи - легендарный родоначальник Радим (Радимир) - междуречье верхнего течения Днепра и Сожа;

* кривичи - легендарный родоначальник Крив - верховья рек Волги, Днепра и Двины, центр - Смоленск;

* полочане - бассейн Западной Двины, реки Полоть, центр - Полоцк;

* словене - вокруг озера Ильмень, центр - Новгород;

* вятичи - бассейн верхнего и среднего течений рек Оки и Москвы, легендарный родоначальник - Вятко (Вячко, Вячеслав).

На юге и западе их соседями были племена южных и западных славян: хорваты, сербы, моравы, дулебы, хорутане, ляхи, лютичи, ободриты и др.

На севере, северо-западе и северо-востоке - прибалтийские и финно-угорские племена, перечисленные в “Повести временных лет”: “чудь, меря, весь, мурома, черемись, моръдва, пермь, печера, ямь, литва, замигола, корсь, норома, либь”.

На юге и юго-востоке: кочевые племена (авары, хазары, печенеги и др.).

Возникает вопрос: как долго восточнославянские племена сохраняли эти имена, а вместе с ними и свои племенные особенности? Отвечая на него, Владимир Чивилихин в романе-эссе “Память” приводит небезынтересные сведения, например, поляне последний раз упоминались в летописи под 944 г., древляне - 990 г., словене - 1018 г., кривичи - 1127 г., дреговичи - 1183 г., вятичи, дольше других жившие без князей, - 1197 г.[7]

“Повесть временных лет” определила два основных тезиса-вывода:

* о родстве и единстве всего славянского мира;

* об исходной миграции с запада славянских племен, составлявших активное ядро будущего Древнерусского государства.

Автор “Повести временных лет” был весьма образованным для своего времени человеком, но он не располагал данными археологии. Этим объясняется его неточность в определении географии расселения славян.

Летописное описание племен долгое время оставалось единственным источником по ранней этнической истории восточного славянства.[8]

Влияние на славян оказала эпоха Великого переселения народов, начавшаяся со второй четверти I тысячелетия н.э. Это был период усиленной борьбы европейских и азиатских племен и народов с Римской рабовладельческой империей, которая переживала глубокий кризис.

В борьбе участвовали кельты, германцы, славяне и племена Азии. Шла борьба двух миров. Племена Европы и Азии, находясь на последней стадии первобытнообщинного строя, крушили рабовладельческое общество в государствах Средиземноморья и Причерноморья.

В это время Рим теряет свои позиции на землях завоеванных варварских народов. Кочевые племена гуннов, аланов, аваров двинулись с Урала в Европу.

Через висленский регион из Скандинавии в Причерноморье проникли германские племена готов, которые в III веке образовали там воинственные объединения вестготов и остготов. Ираноязычные скифы и сарматы заняли громадные пространства от Дуная до нижнего течения Днепра, заселили земли Поднестровья и Крымский полуостров.

На рубеже VII века эпоха Великого переселения народов завершается. Славянские племена переходят Дунай и вторгаются на Балканы, занимая византийские колонии.

О нашествии аваров (“обров”) на славян, например, сохранилось интересное предание в “Повести временных лет”. Славяне в эту бурную эпоху значительно расширяют область своего расселения. С этого времени по всему славянскому ареалу отмечается стремление к созданию крупных политических объединений.

Земли, на которых разместились племена, закрепились за ними на долгое время.[9] Славяне ассимилировали соседние народы, впитывали их обычаи, частично перенимали язык, обряды, особенности материальной культуры. Так формировалось национальное своеобразие русских, чехов, поляков, многих других славянских народов.[10]

Историография дворянско-буржуазного периода в вопросе о происхождении славян исходила из данных сравнительного языкознания, которое в XVIII-XIX веках установило родство языков и на этом основании определило системы или семьи языков: индоевропейская, тюрко-монгольская, финно-угорская, семитическая, тибето-китайская и др.

Лингвисты пришли к выводу, что славянские языки восходят к так называемой праиндоевропейской языковой семье, сложившейся в V-IV тысячелетиях до н.э. Первыми из нее выделились греческий, армянский, индоиранские и некоторые другие языки.

Жившие на территории Центральной Европы племена германцев, кельтов, италиков, балтов и славян еще во II тысячелетии до н.э. составляли языковую общность, о чем свидетельствует сходная экономическая (сельскохозяйственная), социальная и религиозная терминология. На протяжении следующего тысячелетия начали выделяться праязыки, обособившихся в самостоятельные этнические группы германцев, балтов, славян и др.

Начало формирования славянского, точнее - праславянского, языка ученые датируют серединой I тысячелетия до н.э.[11] Н.М.Карамзин, М.Н.Погодин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский и некоторые другие виднейшие русские историки считали, что первым местом поселения славян в Европе был район реки Дуная.

“Славянское племя не помнит о своем приходе из Азии, - писал С.М.Соловьев, - о вожде, который вывел его оттуда, но оно сохранило предание о своем первоначальном пребывании на берегах Дуная, о движении оттуда на север и потом о вторичном движении на север и восток, вследствие натиска какого-то сильного врага”.[12] В основе этой дунайской (или балканской) теории происхождения славян, - популярной в сочинениях средневековых авторов (польские и чешские хронисты XIII-XV вв.), - летописный рассказ о расселении славян с Дуная.

К эпохе средневековья восходит скифо-сарматская теория происхождения славян.[13] В соответствии с ней предки славян из Передней Азии продвинулись вдоль черноморского побережья на север и осели в южной части Восточной Европы.

Древним авторам славяне были известны под этнонимами скифы, сарматы, аланы и роксоланы. Постепенно славяне из Северного Причерноморья расселились на запад и юго-запад.

Для позднейшей историографии, - начиная с XVIII века, - характерны две теории этногенеза восточных славян: миграционная и автохтонная. Согласно первой - восточнославянская ветвь выделилась в первые века н.э. из общеславянской племенной группы, восходившей к индоевропейской общности, и мигрировала на восток в связи с великим переселением народов; общеславянская прародина - бассейн реки Вислы или Дуная.

Вторая - утверждает, что прародиной восточных славян был бассейн реки Припяти, Среднее Поднепровье; восточные славяне - автохтоны, коренное население этих мест, жившее здесь с незапамятных времен; начиная с XV в. до н.э., они прошли ряд этапов своего развития.

В 1984 году Государственной премии СССР был удостоен фундаментальный труд доктора исторических наук В.В.Седова “Восточные славяне в VI-XIII веках”, который явился итогом многолетней работы ученого-археолога над одним из основополагающих вопросов отечественной истории. На основе археологического материала В.В.Седову впервые удалось, например, доказать историческую реальность восточно-славянских племен, перечисленных Нестором в “Повести временных лет”, существование которых подвергалось сомнению.

Среди западноевропейских, американских историков определенной известностью пользуется старая, возникшая свыше 200 лет назад “норманская теория”, отрицающая славянское происхождение Руси и пытающаяся объяснить появление государственности у славян влиянием норманно-варягов из Скандинавии.

Используя летописный рассказ о приглашении варяжских князей, немецкий историк Г.З.Байер, живший в России в 30-е годы XVIII века, сделал вывод о том, что Древнерусское государство создали варяги из-за неспособности славян к самостоятельному государственному развитию.

Вывод о скандинавском происхождении Русского государства поддержали Г.Ф.Миллер и А.Л.Шлецер. Так родилась “норманская” теория происхождения Русского государства, против которой резко выступил М.В.Ломоносов.

Начались споры “норманистов” и “антинорманистов” - споры о роли варягов в ранней истории Руси. Умеренными “норманистами” были такие знаменитые историки, как С.М.Соловьев и В.О.Ключевский. В советское время антинорманизм стал единственной, официальной точкой зрения.

Ныне, когда ни один ученый-историк не осмеливается доказывать, что государственное устройство можно заимствовать, привнести извне без естественных социально-экономических предпосылок внутри самого общества, говорить о “норманизме” или о “неонорманизме”, как создании варягами Древнерусского государства, - просто неуместно. Тем не менее вопрос о роли варягов в формировании древнерусской государственности заслуживает объективного и беспристрастного исследования.[14]

Длительное время в научной литературе, - исторической, лингвистической, - идет спор о происхождении термина “рос” или “рус”. В VII веке в византийских источниках исчезает употребление имени антов. Однако с VI века появляется новое название восточно-славянских племен - рос, росы, русы.

Арабские источники четко разделяют славян и русов. В восточных источниках есть упоминание о походе росов в 30-40-х годах VII в. на Дербент и в Закавказье. Араб Ибн-Хордалбех прямо писал, что “русы - есть племя из Славян”. Таким образом, в письменных источниках имеется упоминание термина “рос” примерно за триста лет до появления в Восточной Европе норманов или варягов.

Возникающий в VI веке союз росов в VII-IX веках креп, рос, расширялся за счет поглощения других славянских племен и постепенно превращался в государство. Славян, вошедших в союз росов, называли росами, а еще не вошедших продолжали называть славянами.

Никакого шведского (норманского) племени Русь историкам найти не удалось. Обращение к более ранним источникам и сопоставление их с археологическими данными показывают, что имя Руси с давних времен связано со Славянским Приднепровьем.[15]

Таким образом, в ХХ столетии по вопросам славянского этногенеза написаны сотни книг, статей, высказано множество гипотез, догадок. Сделанные выводы отнюдь нельзя считать окончательными, так как по всем затронутым вопросам в науке еще идут споры, а в приведенных мнениях, порой из-за скудности источников, много предположений, различных вариантных мнений.

Отечественная и зарубежная наука в вопросах этногенеза народов, исходя из совокупности лингвистических, археологических источников, данных антропологии и т.д., ныне отказалась от мнения ученых об азиатской “прародины” всех индоевропейских народов, о позднем появлении славян на территории восточноевропейской равнины и о промежуточных “прародинах”.

Формирование Славянства происходило на территории Восточной и Средней Европы в зоне лесов умеренной полосы, где-то между Эльбой-Одером и Десной. Границы территории, занимаемой славянами, часто менялись. К концу II и к I тысячелетию до н.э. ученые относят древнейшие славянские археологические культуры, - лужицкую, днепровскую, волынскую, комаровскую, чернолесскую и другие, - это культуры земледельцев и скотоводов.[16]

Самыми многочисленными племенами в Европе были венеды. С развитием производительных сил и ростом населения они стали теснить на северо-восток своих соседей - угро-финские племена, на юге проникали в пределы Скифии, а затем Сарматии, на юго-западе успешно вели борьбу с натиском кельтских племен. Общеславянское имя венедов дожило и было характерным до IV-VI веков до н.э. и для эпохи славянского единства.

Следовательно, к середине I тысячелетия н.э. славянская общность пережила далеко зашедшее дробление, следствием которого явилось обособление на две большие группы - западную и восточную. Каждая из них имеет свою историческую судьбу.

* * *

В досоветской историографии существовали различные взгляды, позиции в оценке социально-экономического строя восточных славян в VI-IX веков Например, сторонники “охотничьей истории” (В.О.Ключевский, М.В.Довнар-Запольский и Н.А.Рожков) уверяли, что у славян вплоть до образования Древнерусского государства основным занятием была охота.

Другую крайность представляли создатели “земледельческой теории” (С.М.Грушевский и М.К.Любавский), которые утверждали, что земледелие являлось древнейшим и наиболее примитивным способом добывания средств к существованию. Отрицая наличие скотоводства, ремесла и торговли, они тем самым принижали культурный уровень славян.

Ныне воссоздана довольно полная картина жизни восточных славян. Письменные источники VI века прямо указывали на земледелие и скотоводство у славян как на основные отрасли хозяйства.[17]

Поскольку генезис классового общества у восточных славян происходил на основе земельных отношений, то и рассмотрение вопроса о производительных силах древнерусского общества надо начать с эволюции этих отношений и земледельческих орудий.

Подсечная, или огневая, система земледелия существовала в лесной полосе по верховьям Днепра, Десны, Западной Двины, Оке и Волге примерно до VIII-IX веков. При ней вначале выбирали место, затем вырубали, высушивали, сжигали лес, золой удобряя почву.

Верхний слой почвы перегорал, становился рыхлым, не нуждался в дополнительной обработке и сразу же засевался. Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала давать хороший урожай, ее забрасывали и выжигали новый участок леса.

В лесостепных районах выжигали траву, удобряя почву золой, и использовали землю до ее истощения. Затем участок забрасывали, пока на нем не восстанавливался естественный травяной покров. Эта система земледелия называлась залежной.

Основными орудиями подсечного, залежного земледелия являлись различные виды деревянного плуга (рало), примитивные деревянные сохи - суковатки, узколезвийный топор, большой нож, мотыга для выкорчевывания корней и рыхления земли. Для заделывания посева использовалась деревянная борона, а для уборки урожая - железный серп.

Этот вид земледелия требовал больших затрат труда, трудоемких работ, потому был связан с коллективным трудом, коллективной, общинной собственностью. Ее носителями стали большие семьи, патриархальные семейные общины, которые насчитывали многие десятки членов своих коллективов.

В древнеславянском календаре отразилась подсечная система земледелия славянских народов (польского, украинского, белорусского, чешского и т.д.). Название месяцев соответствовало времени сельскохоззяйственных работ: сечень (рубка деревьев), сухии (сушка, подсыхание деревьев), березол (превращение сожженных деревьев в золу), травный (трава), кветень (цветение), серпень (уборка), вересень (молотьба).

Во второй половине первого тысячелетия н.э. (в VII-IX вв.) постепенно и на северо-восточных территориях, занимаемых восточными славянами, подсечное земледелие вытеснялось пашенным. Его орудиями в южных областях служил плуг с полозом и усовершенствованным наральником, а в северных - соха с ассиметричным железным сошником и присошником.

Переход к пашенному земледелию, увеличение освоенных под пашню земель позволили перейти к двухпольной или трехпольной системе, при которых земля не доводилась до полного истощения, на ней сеяли озимые и яровые. Расширился ассортимент сельскохозяйственных культур: сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, рожь, просо, гречиху, овес, бобы, полбу, чечевицу, лен, коноплю, из огородных культур - репу, редьку, свеклу, лук, чеснок, мак, капусту.

Историк-славист Б.Д.Греков отмечал: “С VIII-IX веков мы можем смело говорить о ведущей роли пашенного земледелия даже в северных частях территории Руси. Среднее и Южное Поднепровье... знало его очень давно”.[18]

Славянский лен уже в IX веке стал предметом товара, в большом количестве вывозившемся через Дербент в Среднюю Азию.

После пашенного земледелия на втором месте стояло скотоводство. Подсобными отраслями хозяйства являлись охота, бортничество, рыбная ловля.

Положительные изменения в сельскохозяйственном производстве способствовали дальнейшему развитию давних ремесел, торговли, появлению и росту городов. Наиболее значительный подъем древнеславянского ремесла относился к VIII-IX векам: появлялись новые, более совершенные орудия труда, увеличилось число мастеров в различных ремеслах, шел процесс отделения ремесла от других видов хозяйственной деятельности.

Раньше видоизменились и выделились, обособились две отрасли ремесла: металлообработка (в первую очередь, кузнечное дело), а с изобретением гончарного круга - производство керамических изделий. Кузнецы научились изготавливать не только железо, но и сталь. Сырьем служила болотная руда.

В сыродутных печах бурый железняк превращали в губкообразную, пористую глыбу (крицу). Существовало несколько способов получения стали. Кузнецы Древней Руси пользовались наковальнями, молотами, клещами, зубилами, напильниками, штампами, обжимками и другими орудиями, которые в IX веке имели уже совершенную форму.

Обычно мастер, добывающий руду, являлся и кузнецом, изготавливал из крицы различные орудия труда и инструменты. У села Григорьевки на Днестре, близ Воронежа, на Среднем и Верхнем Поднепровье, в Пскове, Старой Ладоге и в других местах найдены остатки железоделательного промысла VIII-X веков.

Б.А.Рыбаков писал, что “в бассейне Днестра, Днепра, озера Ильменя, Оки и Верхней Волги уже в первой половине I тысячелетия нашей эры были известны литье, ковка, изготовление проволоки”.[19] Раскопки Новотроицкого городища говорят о том, что была известна обработка цветных металлов (они поступали с востока в виде арабских монет, серебро шло из Приуралья и Прикарпатья).

Появление гончарного круга способствовало развитию ремесла. Изделия из керамики стали изготавливаться не только для собственного потребления, но и на продажу. На посуде появились ремесленные клейма. Ювелирное, камнерезное, бондарное, столярное и др. виды ремесел распространялись.

Обувь, одежду, земледельческий инвентарь готовили дома; в каждом доме были свои плотники, работающие топором, которым русский человек, по замечанию Толстого, мог и дом построить, и лодку вырезать. Им делали и лодки однодеревки.

Изготовление тканей было важнейшей отраслью домашнего производства, пряжу ткали на ткацком станке.

По мере совершенствования ремесел развивалась и торговля как внутренняя так и внешняя по Волге с восточными странами и по пути “из варяг в греки” с Византией (по реке Неве, Волхову, Ловати, Днепру в Черное море, связывая два крупных центра Руси - Киев и Новгород). Арабский писатель Ибн-Хордалбех в “Книге путей и государств” (846 г.) отмечал, что русские купцы торговали в Византии, Хазарии, по берегам Каспийского моря и даже доходили до Багдада, продавали меха, мечи, вывезенные из Западной Европы, а на запад везли шелк.

С развитием торговли появилась меновая, кунная денежная система (деньгами служили меха ценных пушных зверей, например, куна - шкурка куницы). Примерно с VIII века меховые кунные деньги начали вытесняться металлическими.

Поселения, центры ремесленного производства, обмена постепенно превращались в города.[20] Формирование многих из них происходило на местах старых городищ времен первобытного строя, вокруг княжеских крепостей, оборонительных пунктов.

Таким образом создавались Киев, Новгород, Полоцк, Ростов, Суздаль, Переяславль, Ладога, Псков, Чернигов, Смоленск, Любеч и т.д. Боварский географ IX века насчитывал их сотнями и называл страну наших предков страной городов - гардарики. Исследователь истории древнерусских городов М.Н.Тихомиров возникновение на Руси городов как центров ремесла и торговли относил к IX веку.[21]

В VI-IX веках у восточных славян происходил процесс разложения родоплеменного строя и образование классового общества. Появление и использование новых орудий труда, приемов земледелия способствовало тому, что ведение хозяйства становилось доступным не только коллективам - семейным общинам, но и отдельной небольшой семье.

Старые, патриархальные общины, состоящие из членов разных родов и племен, распадались. Их сменила территориальная или соседская община, в которой принципом объединения служило не родовое происхождение, а соседство поселения, необходимость решения общих вопросов о пользовании землей, лесом, лугами и т.д.

В этой общине возникла частная собственность, а моногамная семья, состоявшая из мужа, жены и детей, стала составной частью социальной клеточки общества - соседской общины. Однако этот процесс был длительным. Параллельно с территориальными общинами, - известными у восточных славян на юге под названием “вервь”, а на севере - “мир”, - продолжали еще существовать и большие патриархальные семьи.

Б.Д.Греков, анализируя “Русскую Правду”, другие документы, сделал вывод о переходе славян к классовому обществу: “...восточное славянство, как и все другие народы мира, пережило одни и те же этапы в своем развитии. Восточному славянству известен период родового бесклассового строя; в процессе его распада родовая община сменилась общиной соседской, рядом с которой существовала и большая семья. Если родовой строй в VIII-IX веках сохранился в пережитках, то к XI веку почти исчезли и эти следы”.[22]

Выделение племенной знати у славян произошло задолго до формирования феодальных отношений. Между отдельными семьями росло имущественное неравенство: кто имел больше скота, орудий труда, больше взрослых членов или патриархальных рабов, мог больше обработать земли, еще больше иметь скота и т.д.

К родо-племенной знати, богатым общинникам переходили земли разорявшихся общинников. Так постепенно из родо-племенной знати и богатых общинников формировались крупные землевладельцы, князья (первоначально именовались - племенные вожди), бояре, “княжи мужи”, а из свободных общинников - зависимые от них люди.

Славяне, как и германцы, арабы и другие народы, миновали в своем развитии рабовладельческий строй как формацию. Это произошло потому, что к периоду формирования классового общества у славян рабовладельческий строй у европейских народов уже перестал существовать.

Уровень развития производительных сил был довольно высоким и позволял получать прибавочный продукт феодалу при более мягкой форме эксплуатации, чем рабская. Успехи в развитии пашенного земледелия, использование усовершенствованных по тем временам сельскохозяйственных орудий, дальнейшее развитие ремесел стало несовместимо с широким использованием безынициативного рабского труда.

Следовательно, развитие земледелия, ремесел и торговли, возникновение городов, образование родо-племенной знати и богатых членов общин, появление частного землевладения и зависимого населения - все это подтверждало изменения в общественном развитии и создавало предпосылки для формирования государственных образований у восточных славян.

* * *

Известия о культуре восточных славян в VI-IX веках весьма ограничены. Представление о ней дают те сведения, которые сохранила земля, язык и письменность, появившаяся у них в классовом обществе.

В записанных позднее фольклорных произведениях можно выделить пословицы и поговорки, загадки и сказки, трудовые песни и предания, легенды, воплотившие народные представления о жизни наших предков.

Были накоплены определенные знания о природе. Например, система подсечного земледелия способствовала появлению восточнославянского земледельческого календаря. В нем год делился на лунные месяцы в соответствии с циклами сельскохозяйственных работ.

Немало знаний было накоплено о животном мире, о свойствах металлов и др. Прикладное искусство получило развитие. Для его характеристики большое значение, например, имеет клад, найденный в селе Мартыновка (Киевская область).[23]

Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Их обычаи, обряды были связаны с первобытными представлениями людей о всемогущих силах, способных влиять на их жизнь и благополучие.

Такие представления, а также культовая практика весьма схожи у различных индоевропейских народов. Противопоставление неба земле, одухотворение огня, поклонение солнцу, луне, ветру, обожествление рек, источников, лесов и др. были характерны не только для славян, но и для греков, римлян, германцев, балтов.

У славян, например, представления о земной воде связывалось с небесной - дождем, о земном огне - с небесным, то есть с солнцем. “Мать сыра земля” - кормилица. Почитали и растения, деревья, зверей, птиц, что являлось пережитками тотемизма.

Березы, дубы считались священными, им приносились жертвы. Постепенно от почитания предметов славяне перешли к поклонению их духам. Так возник анимизм.

Славянское язычество на протяжении веков сформировало оригинальные, самостоятельные и самобытные черты, особенности - свой пантеон, который собрал божеств различных масштабов, кумиров различных племен.

Судя по рассказу “Повести временных лет”, князь Владимир за стенами Киевского княжеского двора поставил идолов, или кумиров, которым поклонялись древние славяне до крещения Руси в 988 году. Это были Перун, Хорс, Стрибог, Даждьбог, Симаргл и Мокошь.

Большую роль играли божества, связанные с теми силами природы, которые особенно важны для земледелия. Перун как бог, - податель живительного для природы и посевов дождя, - земледельческий бог. Он был также богом войны и оружия, поэтому его культ в дальнейшем стал особенно значимым в дружинной среде.

Под различными наименованиями известно солнечное божество: Ярило, Хорс, Даждьбог, Купала (солнечные культы характерны для всех земледельческих народов). Волос или Велес (от вола) считался по словам древнерусской летописи, “скотьим богом”. Хотя он не назван среди киевских идолов, имя его вызывало благоговейное уважение славян.[24]

Перуном и Волосом клялись Олег (875-912 гг.) и Святослав (964-972 гг.), заключая договоры с греками. Неслучайно в “Слове о полку Игореве” внуком Велесовым именуется вещий Боян. С принятием христианства многозначимость функций Велеса, - мага и прорицателя, покровителя загробного мира, - сблизила его с образами змея-дьявола.

С образованием классов бог Перун стал главным в пантеоне языческих богов - богом князей и их дружин, богом войны, а Велес, вероятно, богом богатства, торговли.

Женским божеством была Мокошь (Макошь). Этимология этого имени возводится к слову “мокрый”. В ее образе древние чтили землю, матушку-кормилицу. На Руси известное выражение “мать сыра земля” подкрепляется поныне живущими в народе поверьями.

Например, в Полесье считалось грешным делом весной вбивать в землю колья, городить заборы, то есть бить землю, которая, словно женщина, носящая ребенка, тяжела весной. Славяне землю считали святой.

Об этом напоминают и многие современные ритуалы, обычай целовать родную землю или клясться землей, хранить горсть земли и т.д. Очевидно, Мокошь, богиня земли, имя которой живет в общеславянских топонимах, пользовалось глубочайшим почетом наряду с богом неба Перуном.

Однако у Мокоши были и другие функции. Более поздние источники говорят о том, что она помогала женщинам прясть, ее следовало задабривать, чтобы она не путала пряжу. В этой роли она опускалась на уровень низших божеств: домовых, леших, кикимор, которыми был полон мир наших древних предков.[25]

Восточные славяне чтили Рода - бога неба и земли, культ которого восходил к индоевропейским семейно-родовым традициям. Он выступал в окружении женских божеств плодородия - Рожаниц, сопровождавших человека от рождения до смерти.

Род и Роженица стали персонификациями Доли, Судьбы, Счастья. Они опекали дом, пестовали детей. Именно с этими понятиями связано общеславянское слово “Бог”.

Существовал культ предков, основанный на вере в то, что жизнь продолжается и после физической смерти. Души умерших родичей якобы могут помогать живущим. Эти предки назывались Род и Роженица или Чур, Щур.

В дни Радуницы, - дни поминовения предков, - на могилы клали блины, яйца, лили мед, пили вино, ели мясо, яйца, хлеб. Во время этих празднеств - тризы устраивали игры, состязания и т.д. По мере разложения родо-племенного строя эти божества постепенно отмирали, их место занимали домовые - покровители отдельных семей.

Атрибутами главных славянских богов были стрелы, мечи, топоры, кони. Волшебная сила могла передаваться животным (быку, барану), птицам (голубю, индюку), растениям (известной на Руси и в Сербии перунике, дубу, желудям, ирису).

С богом солнца, как умирающим и воскресающим богом, были связаны многие славянские праздники. Например, праздник “Каляды” был приурочен ко дню зимнего солнцестояния: совершали гадания, варили кутью.

Следующий праздник весеннего равнодействия масленица - это проводы зимы и встреча весны: пекли блины, которые символизировали солнце. Когда весна встречалась с летом, устраивали зеленый праздник, украшали дома березками.

Позднее - праздник троицы. Праздник летнего солнцестояния - Ивана Купала (в христианстве - Иванов день) - это праздник изобилия, видов на хорошие урожаи.

Существовал у славян и обряд сожжения мертвых. В Х веке сожжение уступило место погребению. Богам приносили жертвы, иногда даже человеческие.

Местом отправления языческого культа было специально устроенное, окруженное каменными валами, - в священных лесах, рощах, на холмах, - Капище, где помещался идол.

Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы, - кудесники и волхвы, - носители народных религиозных представлений и таинственных знаний, заклинавшие и предсказывавшие, врачевавшие и выполняющие различные религиозные обряды.[26] Языческие обряды и праздники способствовали развитию фольклора, музыкального, драматического и танцевального искусства.

После введения христианства память об основных и второстепенных славянских богах осталась в произведениях народного творчества, где переосмыслению подвергались древние обычаи и кумиры. Функции славянских богов взяли на себя христианские святые.

Так, культ Мокоши переплетался с почитанием Параскевы Пятницы, представления о Перуне были отчасти перенесены на Илью Пророка, о Велесе - на святого Власия и Георгия Победоносца. Новогодние январские святки совместились с днями Рождества и Крещения.

В обрядовом календаре остался день весеннего равнодействия, приуроченный к масленице, проводам зимы и встречам весеннего солнца. Возможны параллели и между чествованием бога Ярилы и христианскими праздниками, посвященными Троице и Ивану Купале (Иоанну Крестителю). Древние, восходящие к праславянской эпохе, слова, - святой, бог, молитва, жертва, - перешли в богослужебный христианский лексикон.

Народная память хранит языческие верования, обычаи, ритуалы, отложившиеся в легендах и былинах. Они оказали существенное влияние на мировоззрение и культуру славянских народов.

С VII века праславянский язык стал делиться на самостоятельные диалекты - западный, южный, восточный. Этому способствовало в дальнейшем распространение славянской письменности и принятие христианства. Большое сходство славянских наречий, сохранение в них черт единого общеславянского языка помогало повсеместному быстрому усвоению славянской азбуки, изобретенной братьями Кириллом и Мефодием (IX в.).

Перевод христианских богослужебных текстов привел к образованию старославянского литературного языка, который в зависимости от местных диалектных особенностей давал, так называемые изводы (древнерусский, болгарский, чешский и т.д.). Это в свою очередь, влияло на развитие разговорного языка и светской национальной культуры, способствовало укреплению национального самосознания.[27]

Следовательно, таковы краткие представления о культуре и верованиях древних славян, дошедшие до нас в археологических, письменных и фольклорных источниках.

* * *

Достигнутый в VI-VIII веках славянами уровень развития производительных сил послужил основой для перехода их от первобытнообщинного строя к классовому обществу. Сущность дофеодального периода состояла в социальном генезисе, - в результате длительного процесса разложения первобытнообщинного строя, - от родовой собственности к частной в рамках соседской общины (марки), а от нее - к феодальному способу производства. В VIII-IX веках на всей славянской территории соседская община являлась основной социальной ячейкой славянского общества.

В VI-VIII веках началось широкое расселение славян по Восточной Европе. Это был еще праславянский период, когда расселявшиеся славяне были едины в языковом отношении.

Миграция происходила не из одного региона, как ранее считали некоторые ученые, а из разных диалектических областей славянского ареала. Древнерусская народность сформировалась на обширных пространствах и имела в своей основе славянское население, объединенное прежде всего на территориальной основе.

Новые направления славянской жизни наиболее отчетливо проявились в VI веке:

* родовой строй у большинства племен достиг к этому времени наивысшего развития и порождал противоречия, которые готовили возникновение классовых отношений;

* в результате “великого переселения народов”, усилившиеся племенные дружины получили возможность совершать походы в богатые южные страны и даже переселяться в них;

* постоянную и грозную опасность для славянских племен представляло обилие в степях воинственных и плохо управляемых кочевых орд.

Этот триединый фактор, обусловленный как внутренним развитием, так и внешней обстановкой, способствовал объединению разрозненных в Восточной Европе славянских племен, - которых насчитывалось около полутораста, - в крупные союзы, приблизившие рождение государственности. Недаром Нестор называл их “княжениями”.[28]

В VI-VII веках на просторах Восточной Европы обособились племенные союзы или княжения, которые в дальнейшем вошли в состав Древнерусского государства. Успехи в развитии производительных сил, развитие обмена между различными восточнославянскими областями, складывание общенародного языка восточных славян, - при сохранении диалектных различий, - вели к постепенному слиянию восточнославянских племен в единую древнерусскую народность.

Центром ее образования стало Среднее Поднепровье - Русская земля в узком, первоначальном значении этого понятия. К середине IX века окончательно сформировалась восточная ветвь славянства со своим языком.

Восточнославянские племена мало чем разнились в сфере хозяйственной деятельности и материальной культуры. Их отличали:

* оседлость, поселения были укреплены (валы, частоколы) и располагались гнездами (по 3-4 селения);

* жилище представляло полуземлянку с 2 или 3-скатной крышей, внутри печь или очаг “по-черному” (без дымохода), вдоль стен - лавки, возле жилья - хозяйственные постройки.

Основным занятием восточных славян было пашенное земледелие с использованием орудий плужного типа. Подсека и перелог постепенно вытеснялись (особенно на юге) 2-3-х польной системой с паровым клином. Часть продукции ремесел шла на обмен, что создавало предпосылки для возникновения городов как центров ремесла и торговли.

Общественные отношения соответствовали последней стадии развития общинно-родового строя. Основной общественной организацией являлась патриархальная семейная община. Территориально-соседские связи все более преобладали над общностью кровного родства.

Социально-политическое устройство включало:

* вече (народное собрание; решение вопросов его участниками опиралось на обычное право);

* племенное военное ополчение (из свободных общинников-воев, отсюда - войско, воинство, воевода являлся руководителем ополчения);

* старейшин (родоплеменную знать);

* князей (военных вождей, выделившихся из родоплеменной знати);

* княжескую дружину (слой профессиональных военных, подчинявшихся князю; состояла из отроков - младшей дружины, мужей - старшей дружины);

* волхвов (жрецы, служители языческого культа).

В обстановке частых столкновений укреплялась власть военных вождей, усиливалась социальная дифференциация. Этому способствовало и существование патриархального рабства. Опираясь на дружину, князья стремились сделать свою власть наследственной.

Социально-экономические изменения, происходившие в VI-VIII веках в восточнославянском обществе, подтверждали зарождение раннеклассовых отношений. Следствием этого стало возникновение государства.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

XIX - начало ХХ вв

На сайте allrefs.net читайте: "XIX - начало ХХ вв"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сергей Есенин

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

В.Л.Прохоров
РОССИЙСКОЕПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕБЛАГОТВОРЕНИЕ: НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ (XIX - начало ХХ вв.) МОСКВА

Н.М.Карамзин
Совсем скоро ХХ век уйдет в историю. С чем мы вступим в XXI столетие, зависит от нас. Наши предшественники оставили нам великую страну и большое наследие. Давайте возьмем в руки тяжелые фо

В.О.Ключевский
На этом этапе социальной истории России предпринимательская активность оказалась не только востребованной, но и объективно необходимой. Связана она была прежде всего со стремительным процессом капи

ВмеСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
“Непонимание содержания и особенностей развития России дорого обошлось Николаю II; оно привело к разложению власти коммунистической партии; оно создает предпосылки для контр-модернизаций в совре

БИБЛИОГРАФИЯ
Альбом московских городских попечительств о бедных. - М., 1902. Альбом московского городского работного дома. - М., 1902. Артамонов М.Д. Дети улицы: Очерки московской жизни. - М.,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги