рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ВмеСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

ВмеСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ - раздел История, XIX - начало ХХ вв “Непонимание Содержания И Особенностей Развития России Дорого Обошлось Ник...

“Непонимание содержания и особенностей развития России дорого обошлось Николаю II; оно привело к разложению власти коммунистической партии; оно создает предпосылки для контр-модернизаций в современной России”.

В.И.Жуков

“Русь не оскудела талантами”.

Юрий Бондарев

 

Социальная история Отечества дает возможность современному обществу на основе знания своего прошлого объективно осознать свое место в общемировом процессе развития человечества, на общеисторическом фоне „точнее оценить трудности, проблемы, достижения. Ее познавательные, воспитательные и прогностические функции в ходе развития общества усложняются, становятся более многообразными.

Подтверждается вывод: "Социальная история в тесном смысле ... есть ни что иное, как часть истории общества".[186] Исследуя, трансформируя и обращая опыт прошлого в достояние современников, она занимает уникальное место в социальном воспитании, ибо этот опыт, запечатленный в социальной памяти народа, несет в себе высокий нравственный потенциал, является источником его духовной силы и энергии.

В этой связи невозможно не согласиться с утверждением, стоявшего у истоков науковедения Дж.Бернала, о том, что "наука играет роль посредника между установившейся и передаваемой по наследству практикой людей, работающих для того, чтобы жить с утвердившимися идеями и традициями, которые обеспечивают продолжение существования общества".[187]

Практика, идеи и традиции, многовековой опыт благотворения делового мира занимали важное место в жизни России, хотя значение и содержание их существенно менялись на различных этапах российской истории.

Получив дальнейшее развитие при Екатерине II, частная благотворительность активизировалась в период царствования Александра I. На рубеже XIX - XX веков ее основными действующими формами являлись: 1) пожертвования частных лиц, 2) организация отдельными лицами заведений для призрения, 3) организация благотворительных обществ, 4) создание касс и различных союзов взаимопомощи.

Лишь в условиях капиталистической модернизации самодержавной России, в буржуазную эпоху благотворительность, понимаемая как "целенаправленная деятельность на пользу другим"[188], приобрела общественный характер, стала общественным явлением.

Во второй половине XIX - начале XX столетий трудно найти такую область общественной жизни страны, в которой благотворительность не нашла бы себе применения и не была бы отмечена ее вкладом. Процесс развития филантропической деятельности частных лиц и добровольных организаций явился примером важных социальных изменений в обществе, которое проявило способность к самоорганизации на основе реализации актуальных социальных и культурных проблем, критерием его нравственности, гуманности.

Существенный рост организованной благотворительности в стране, ее подъем относится к 90-м годам XIX века и связан с реформами 60-70-х годов, давшими исторический импульс этому социальному процессу. В это время было создано свыше половины, - 53%, - всех благотворительных обществ, появившихся с 40-х годов XIX столетия.

К началу XX столетия в Российской империи насчитывалось свыше 14 тысяч благотворительных обществ и заведений.[189] Причем анализ результатов социологических исследований свидетельствует о том, что наибольшее распространение в рассматриваемый период получила частная благотворительная деятельность, представленная как деятельность отдельных лиц, так и добровольных благотворительных организаций.

Российская модель социальной деятельности, сформировавшаяся к исходу XIX столетия и сохранившая многие традиционные национальные черты и элементы, была представлена государственным призрением, земско-церковно-приходской помощью нуждающимся и частной благотворительностью. Объединяя обширный спектр приоритетных направлений этой деятельности, она носила сословный характер, имела слабую социальную инфраструктуру в сельской местности и соответствующую специализацию медицинской помощи нуждающимся, прежде всего - детям.

Социальная особенность современного периода отмечена пересмотром и уточнением оценок, отношений к общечеловеческим ценностям, возвратом из исторического небытия, возрождением и редевальвацией не только некогда забытых понятий и традиций, видов деятельности, но и целых исторических пластов российской действительности, которые придавали ей яркий, а нередко и неповторимый национальный колорит. К ним следует отнести феномен благотворительности делового мира - особое социальное явление России.

Его изначальный генезис - в истоках первобытной культуры, когда зародилась потребность в социальной помощи, защите. Становление благотворительности, ее исторические корни связаны с историей народов, их культурой, национальными традициями и верованиями, философией жизни многих поколений, географическим расселением и экономическим развитием. А ее основные социальные черты - это прежде всего активная заинтересованность передовых сил общества в деле милосердия; продуманность системы государственной, общественной и частной благотворительности; высокие идеи гуманизма.

В дискуссии о проблеме истоков национальной благотворительности, влиянии христианского учения на ее развитие в нашем Отечестве, автор разделяет основные положения научного подхода исследователя Кононовой Т.Б., которая в своем диссертационном анализе, опираясь на труды известных историков и философов, сделала достаточно обоснованный научный вывод о том, что древнерусское мировоззрение нельзя считать только христианским.[190]

Причина этого заключается в том, что оно впитало в себя многие языческие традиции и представляло сложное соединение двух идеологий. Изначально милосердие и благотворительность развивались не только и даже не столько вследствие христианского учения - это было специфической социальной особенностью ментальности славян.

В использовании ключевого понятия, - благотворительная деятельность, - следует отметить терминологические особенности понятийного аппарата проблемы, описания данной области социальной практики, которые учитывают рассмотрение феномена благотворительности не только в историческом, но и в философском, этическом, социально-педагогическом, правовом аспектах, определение взаимосвязи духовных, социально-культурных предпосылок и мотивации благотворения.

Являясь важным социальным институтом, особым видом общественных отношений, благотворительность оказывала и оказывает влияние на развитие общества и его культуры, имеет свое конкретно-историческое содержание. Формирование его происходило постепенно на протяжении столетий, по мере накопления исторического опыта благотворительной деятельности, что нашло отражение в отечественной литературе.

Так, Энциклопедический словарь 1911 года характеризует благотворительность как самый элементарный, непосредственный и добровольный акт помощи, которую оказывают неимущим частные лица и общество.[191] В.И.Даль в благотворительности видел прежде всего "делание добра, добродейство, благодеяние".[192]

С.И.Ожегов в определении этого понятия выделяет следующие социальные особенности: “1. Безвозмездный и направленный на общественную пользу поступок (действие); 2. Направленный на оказание материальной помощи неимущим”.[193]

Однако в общечеловеческом смысле благотворительность, часто понимая как синоним филантропии (человеколюбие), может рассматриваться в качестве морального принципа, отражающего его сущностные, экзистенциальные потребности.[194]

Общечеловеческий характер благотворительности как морального принципа подтверждается наличием этого явления в той или иной форме у всех народов во все времена и представленностью проблемы во всех этических и философских системах. В этом смысле благотворительность - моральная норма, связанная с общими для всех условиями человеческого общежития и регулирующая эти условия.

Являясь действенным фактором общественной жизни, мораль, - с ее ценностями коллективизма, любви к ближнему, терпимости, - и благотворительность как моральная норма, содержащая эти характеристики, приобретает все большую общечеловеческую ценность и социальную значимость. Формирование и появление в обществе морали ознаменовалось складыванием специфических ценностных ориентиров, призванных направить социальную активность человека на внимание к другим людям, заботу о них.

В таком понимании мораль - это определенный идеал взаимоотношений между людьми, который присутствует в философских и религиозных концепциях. Попытки практически приблизить к этому идеалу несовершенную эмпирическую действительность осуществлялись в виде различных альтруистических, благотворительных деяний и акций, социально-политических проектов и экспериментов.

В широком смысле понятие филантропия или благотворительность основано на абсолютизации любви особого рода - немотивированной, корыстно незаинтересованной, не делающей различия между другом и врагом, находящей ближнего в каждом встречном человеке. Именно жертвенная любовь к людям, выраженная в заповеди любви к ближнему, в христианском моральном учении занимает центральное место, а благотворительность является главным, определяющим принципом поведения истинного христианина.

Альтруизм, являясь нравственным принципом, по которому благо другого человека и он сам более значимы, чем мое "я" и собственное благо, имеет и внерелигиозное обоснование - он рассматривается как необходимая для жизни социума норма подчинения личного интереса общественному.[195]

Социальная особенность конкретно-исторического содержания альтруистических требований зависит и определяется отношениями во всей системе общественной морали, философского, идеологического, правового обоснования альтруистического поведения.

Так, в условиях тоталитарного общества, где заботу о благе человека полностью берет на себя государство, альтруизм становится элементом идеологии, основанной на полном подчинении человека обществу, личных интересов - общественным.

В социалистической морали с классовых позиций благотворительность объявляется чисто буржуазным понятием, но в тоже время содержательно близкие ей принципы классовой солидарности, интернационализма, взаимопомощи и коллективизма не только декларируются, но и практикуются в качестве нормы межличностных отношений.

В буржуазной морали ключевой ценностной является ориентация сознания на богатство и достижение личного успеха. Как принцип поведения альтруизм здесь противостоит частным экономическим интересам и связанным с ними индивидуализму и эгоизму, а благотворительность как форма альтруистического поведения буржуазии сглаживает это противоречие, стремится уравновесить, сбалансировать личные и общественные интересы, служит интересам стабильности, гуманизации и цивилизации общества.

В реализации терминологических особенностей понятийного аппарата настоящей темы нередко отсутствует необходимая смысловая дифференциация, встречаются синонимические параллельные семантические толкования, хотя каждый термин в социальной проблематике и практике имеет свое определенное функциональное значение.

Рассмотрим это на примере таких понятий, как призрение (общественное призрение) и благотворительность.

Первое используется по отношению всей сферы социальной реабилитации основных категорий населения, - дети, инвалиды, старики, - которые нуждаются в помощи и не в состоянии самостоятельно прокормить себя своим трудом.

Второе понятие по смысловому содержанию не совпадает полностью с общественным призрением, так как не предполагает государственный уровень выполнения программы социальной реабилитации.

Следовательно, прежде всего благотворительность можно отнести к такому направлению общественной деятельности, которая связана с передачей юридическими и физическими лицами, - но не субъектами государства, - денежных и материальных средств, и с личным сотрудничеством, непосредственным участием частных лиц в организации помощи нуждающимся людям.

Актуальность проблемы в современных условиях предопределена социальной значимостью, общественным интересом и связана с ее дискуссионностью.

При обсуждении различных аспектов благотворительной деятельности на общественных слушаниях по проекту Закона Московской области "О благотворительной деятельности в Московской области", проходивших в Московской областной Думе 10 сентября 1996 года, - это были первые слушания такого рода по правовому регулированию благотворительной деятельности на территории Московской области, - возникло много вопросов.

Прежде всего о том, что следует относить к термину "осуществление благотворительных пожертвований". Так как в ГК РФ "пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях" (Ст. 582), а в Федеральном Законе "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" перечислены формы благотворительных пожертвований, к которым отнесено и "бескорыстное (безвозмездное или на льготных условиях) выполнение работ, предоставление услуг благотворителям - юридическим лицам", то однозначности в понимании терминологии достигнуто не было.[196]

В процессе анализа целеполагания благотворительной деятельности было предложено установить не только цели, задачи, соответствующие Федеральному Закону "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", но и другим Федеральным Законом с конкретным указанием той категории граждан, на которую по законодательству распространяется действие социальных гарантий.

Так, представитель Московского областного союза "Чернобыль" предложил отнести к целям благотворительной деятельности, регулируемой Законом Московской области, оказание помощи пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы, то есть указать одну из катастроф конкретно, а представитель Московского областного отделения Фонда социальных гарантий военнослужащим - ввести в проект оказание помощи гражданам - участникам "горячих точек".

Другие замечания подчеркивали недопустимость расширения перечня таких целей. Выражалось сомнение о возможности содействия деятельности в сфере "физической культуры и спорта", а не в сфере "физической культуры и массового спорта", так как первое определение по сравнению со вторым позволяет относить к целям благотворительной деятельности и помощь профессиональным спортсменам.

Изначально авторы законопроекта предлагали расширить перечень действующих целей благотворительной деятельности в Московской области по сравнению с РФ в соответствии с Федеральным Законом при следующем условии: льготы, установленные Федеральным законодательством на цели, не предусмотренные таковым, не распространяются.

Это предложение исходило из того, что прерогатива установления дополнительных, по сравнению с федеральными, льгот, находится в компетенции Московской области как субъекта Российской Федерации.[197]

Следовательно, на цели благотворительной деятельности, установленные Законом Московской области "О благотворительной деятельности в Московской области" и не предусмотренные в Федеральном законодательстве, будут распространяться только гарантии и льготы, которые вправе установить соответствующие органы государственной власти Московской области.

В отечественной историографии благотворительная деятельность пока не стала предметом обстоятельного и комплексного историко-философского исследования. В продолжающейся дискуссии о понятийно-категориальном аппарате проблемы не выработано однозначного понимания ее социальной сущности.

Тем не менее социально-исторический анализ динамики исследований понятий, терминов синонимического ряда, тождественных семантических выражений и толкований дал возможность автору сформулировать собственное определение содержания понятия благотворительной деятельности предпринимателей, в котором выразить свое понимание ее сущности, роли и значения как целостного феномена социальных отношений, науки и практики.

По нашему мнению, она, характеризуя и выражая следующие сущностные социально-исторические критерии и слагаемые, является:

- особым видом общественных отношений, важным социальным институтом и исторически сложившейся формой проявления социальной активности, интегрирующей российскую культурно-историческую модель помощи. Основой существования благотворительной деятельности является наличие актуальных социальных проблем и выражение деятельного сочувствия и участия в их решении. Следовательно, социогенетически она обусловлена объективной реальностью и субъективными намерениями человека, имеет свою историю и соответствующую перспективу развития;

- социально ориентированной, бескорыстной, вызванной альтруистическим стремлением личности содействовать благу других людей из любви и сострадания к ним. Таким образом, она изначально несет в себе качества, преобразующие общество, представляет важный источник формирования различных новационных структур, видов и направлений социального жизненного процесса (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры и т.д.);

- некоммерческой, общественной деятельностью, базирующейся на принципах добровольности и общественной инициативы, социальным содержанием которой является помощь, защита, содействие объекту благотворительности на основе милосердия, альтруизма, признания прав человека;

- деятельностью, которая опирается на инициативу, творчество и социальную ответственность граждан, представляя собой необходимый элемент совершенствования гражданского общества и способ самореализации личности предпринимателя, а также - один из путей преодоления взаимообособленности и разобщенности в межличностных интересах при переходе к рыночной экономике.

Следовательно, главным, определяющим социальным критерием квалификации деятельности как благотворительной является наличие общественно-полезной цели - социального целеполагания.

Однако эта деятельность не может признаваться таковой, если она:

- противозаконна,

- служит для получения финансовой выгоды ее субъекту,

- имеет заданные мотивированные политические цели.

Разнообразие подходов в исследовании предметно-понятийных номинаций и их интерпретаций в социально-историческом контексте позволяют уточнить хронологию этапности отечественного благотворения. В периодизации этой проблемы отечественная историография не располагает единством отношения, позиции.

Ряд исследователей как дореволюционной,[198] так и современной[199] отечественной историографии определяют несколько этапов генезиса и эволюции проблем благотворительной деятельности. В целом и в авторской редакции основные этапы благотворительности России представляются таким образом:

I этап - до IX века - догосударственный (ранний) этап;

II этап - IX - конец XVII столетий - княжеско-церковный;

III этап - рубеж XVII - XVIII веков - до реформы 1861 года - государственный;

IV этап -1861 год - начало XX столетия - общественного, частного призрения.

I этап - до IX века - догосударственный (ранний) этап формирования и появления у восточных славян простейших форм помощи и взаимопомощи. Его социогенез связан с истоками первобытной культуры, возникновением потребности в поддержке, взаимовыручке, защите, зарождением соответствующего направления предметно-смыслового познания социальной реальности, его начальными, ранними стадиями развития.

Он синхронен славянскому язычеству, языческой общности, общинным нормам отношений, поведения, ценностей и характеризуется: культовыми видами помощи, расширением внутриродового социального пространства, общинно-родовыми формами поддержки, складыванием принципов взаимовыручки, отличающих соседскую общину.

Если в общинно-родовых отношениях оказание помощи было связано с сакральными традициями, обычаями отцов, дедов и воспринято княжеской властью еще до принятия христианства, то после крещения Руси в процессе социально-исторического развития эта проблема постепенно обогащалась опытом, традициями и новациями, связанными с активизацией связей с Византией, другим христианским миром и расширение сфер их влияния на Древнюю Русь.

II этап - IX - конец XVII столетий - княжеско-церковный.

Изменение сущностного содержания помощи в это время исторически обусловливалось:

- меняющейся социокультурной средой, разрушением и преодолением родоплеменных отношений;

- утверждением раннефеодальной государственности у восточных славян;

- осуществлением одной из первых реформ - крещением Руси, принятием христианства и появлением в связи с этим двоеверия;[200]

- зарождением княжеского благотворения, нищелюбия (княжение Владимира I Святославовича - 980-1015 гг. - Владимира Святого Красно Солнышко) и оформлением их организованных форм, возложением по Уставу 996 года попечения и надзора над общественным призрением на духовенство;

- появлением и началом деятельности первой официальной институализированной формы церковно-монастырской поддержки и приходской системы защиты нуждающихся;

- дальнейшим поиском путей оформления социальной политики в отношении субъектов, которые не были связаны родовыми отношениями;

- тем, что церковь стала выразителем не только новой государственной идеологии, политики, но и новой социальной философии - философии помощи, поддержки, защиты, основой которой являлись устои и традиции христианского милосердия. Идеи христианского православия способствовали сохранению народной самобытности, духовного единства наших предков. Веками они оказывали большое влияние на развитие и преумножение характерных для русского народа человеколюбия и милосердия. В длительном историческом процессе, связанном с развитием общества, совершенствовались, обогащались новым содержанием и формы проявления христианской благотворительности. Утверждение этой социально-исторической особенности как новационной тенденции и самобытной ипостаси эпохи отразили классические произведения древнерусской литературы: "Поучение" Владимира Мономаха, "Моление" Даниила Заточника, а также подготовленные для киевского князя Святослава Ярославовича (1027-1076 гг.; князь черниговский - 1054-1073; великий князь киевский - 1073-1076 гг.) “Изборники” 1073 года и особенно 1076 года[201] в котором находим начальные основы "теории милостыни", "теории милосердия". Именно эти произведения являются свидетельством первых попыток осознания социальной значимости проблем помощи, поддержки в Древней Руси;

- татаро-монгольским нашествием на Русь, приостановившем развитие традиций милосердия и благотворения. В тяжелых условиях ига, пережитого славянскими народами, трудно было заниматься общественным призрением;

- формированием следующих основных направлений социальной политики и практики: церковно-монастырской и государственной систем, а также частной благотворительности, ставшей одним из первых социальных векторов эволюции общественного сознания в направлении складывания основ гражданского общества;

- широким распространением частного благотворения (наряду с церковно-монастырским и нарождающимся государственным): деловые люди Древней Руси не только раздавали милостыни, устраивали трапезы для нищих, но чаще всего делали вклады, - землей или деньгами, - в монастыри, в строительство, например, часовен, трапезных, церквей и др. Подтверждением тому - пожертвования предпринимателями Симоном Головиным и Григорием Ховриным в 1379 году земли для возведения одного из самых красивых и почитавшихся в Москве Симонова монастыря. В начале XV века потомок Ховрина, - тоже Григорий, - вложил средства в постройку каменного Успенского собора в том же монастыре. Богатейший современник царя Алексея Михайловича (1645-1676 гг.) Афанасий Ордин-Нащокин, умирая иноком, "обратил доходы" на устройство в Пскове больницы и богадельни.[202] Эти примеры не были единичными;

- предпринятой попыткой Стоглавого собора, заложившего в 1551 году идею российского государственного призрения регулировать это социальное явление. С принятием в 1649 году Соборного "Уложения" появились новые явления в исторической динамике благотворительности: с одной стороны подход к различным группам населения, нуждающихся в помощи, стал более конкретньм, а с другой стороны - стали создаваться зачатки государственной, светской организации помощи. Однако до указа царя Федора Алексеевича (1676-1682 гг.), принятого в 1682 году, благотворительность продолжала оставаться прерогативой церкви: духовенство всецело сосредоточило у себя заведование делами благотворения, все благотворительные заведения, учреждения основывались исключительно при церквах и монастырях. Ее социально-историческая особенность выражалась в том, что церковно-монастырское призрение в условиях этой эпохи явилось основой для генезиса и дальнейшего развития государственной системы управления российским призрением.

Непоследовательность в государственной политике, попытки только законодательным путем решать острые общественные проблемы, например, в условиях голода, эпидемий, других социальных катаклизмов, не смогли дать ожидаемого социального эффекта, преодолеть профессиональное нищенство. Именно этим царским указом 1682 года было положено начало строительства официальных государственных заведений призрения, дифференциации категорий нуждающихся, предлагались определенные меры социальной деятельности, прежде всего - борьбы с нищенством: от частной и монастырской благотворительности, организации ремесленных училищ для малолетних и до полицейских. Причем предпочтение отдавалось закрытым формам призрения, что объяснялось стремлением к урегулированию дела, представлявшего противоположность безразборчивой раздаче милостыни. В дальнейшем эти направления развивались параллельно - частное и государственное.

III этап - рубеж XVII - XVIII веков - до реформы 1861 года - государственный.

Его социально-историческое содержание определялось следующими важнейшими вехами, тенденциями и закономерностями развития:

- по мере ограничения властных церковных функций, секуляризации церковных земель[203] государство сосредоточивало в своих структурах обязанности и работу по контролю сферы благотворения. В таких условиях произошло образование и эволюция новых подходов, например, так называемого “остаточного принципа”, к решению актуальных социальных вопросов, были определены основы государственного и общественного призрения;

- Петр I (1689-1725 гг.) осуществил комплекс актуальных мер по государственному регулированию социальных конфликтов, заложил базисные начала государственного общественного призрения. Их главными направлениями стали:

а) более четкое определение и расширение категорий россиян, лишенных средств к жизни, что нашло отражение, например, в его указах 1712[204] и 1724[205] годов. Первый был посвящен решению проблемы устройства в губерниях страны "госпиталей" для увечных и престарелых, не имеющих возможности искать себе пропитание трудом, а во втором - впервые ставился вопрос об организации переписи призреваемых с целью упорядочения работы с различными представителями, видами. Социально дифференцированное отношение к новым разрядам нуждающихся выражалось в том, что, например, различные меры призрения адресовались военным за длительную службу, особые заслуги: предлагалась пенсия или инвалидное содержание. Определилось четкое и весьма прагматичное нравственное отношение к умалишенным - как к бесполезным и опасным членам российского общества;

б) организация борьбы с нищенством, сочетаемая с репрессивной политикой "вразумляющего принуждения";

в) изданием 1 февраля 1720 года указа о строительстве в Москве госпиталя для "зазорных" (незаконнорожденных) детей, Петр Великий одним из первых среди русских государей таким образом принял участие в их судьбе. Ранее, - в 1706 году близ Новгорода, - был открыт первый в России приют для детей. На его содержание император выделил средства, получаемые с монастырских вотчин. В последующем он повелел учредить в городах госпитали для незаконнорожденных, а затем и общие сиротские дома. Образованная при нем система централизованного и местного управления призрением включала следующие основные структуры:

1) центральные органы, представленные Патриаршим и Монастырским приказами, с 1712 года - Святейшим Синодом, а с 1724 года - Камер-конторой;

2) помещики - во владельческих селениях;

3) старосты и сотские - в селениях со свободным населением. Продолжался поиск создания новых источников финансирования общественного призрения - это увеличение сбора венечных денег; контроль за продажей восковых свечей; "установление вычетов" из жалования на госпитали; обучение монахинь ремеслам и обращение получаемых средств на общественные, а не личные нужды; сбор подаяний при церквах на госпитали; сбор штрафных денег с раскольников.[206]

Характерно и знаменательно главное намерение Петра I по ограничению роли церкви в социальной политике России: государственным светским структурам, - городским и губернским магистратам, финансовому ведомству, в деревнях - помещикам, на свободных землях - старостам, - было передано призрение бедных и немощных. Тем не менее в эпоху петровских реформ, как и при его преемниках, не приходится говорить о сколько-нибудь действенной государственной системе социального призрения и обеспечения. Объективные условия для реорганизации всей социальной сферы начинают складываться только во 2-ой половине XVIII столетия;

- послепетровская эпоха отмечена продолжением преемниками Петра I его социального курса, прежде всего, на преследование нищенства. Пожалуй, как социальный "нонсенс"- новацию того времени можно выделить в деятельности Петра III (1760-1762 гг.) впервые объявленую им заботу о судьбе умалишенных: он распорядился о строительстве для них специальных домов. Происходила дальнейшая трансформация - эволюционное оформление административно-государственных схем, подходов к общественному и частному призрению в соответствующую систему как более цивилизованную форму благотворительности. Ее ведущими социальными слагаемыми являлись: формирование государственного патронажа - территориальных институтов помощи, поддержки нуждающихся, контроля этой деятельности, организация конкретных адресных социальных мер среди различных групп и слоев населения, создание основ законодательного механизма упорядочения, регулирования отношений между общественными и частными институтами защиты, призрения, отдельными субъектами, категориями населения и государством, начало складывания государственной социальной политики, - ко 2-ой половине XVIII века, - направленной на охрану сословных привилегий высших слоев общества и на помощь обездоленным. Происходил постепенный переход от нищелюбия к более действенным формам, методам помощи призреваемым.

В процессе зарождения государственных форм призрения создавались различные социальные учреждения. Среди них условно можно выделить два основных вида - это открытое призрение (назначение и выдача пособий, пенсий, раздача "кружечных" денег, обеспечение профессией, земельными наделами и др.) и закрытое(аптеки и богадельни, больницы и дома для неизлечимых больных, дома работные, инвалидные, служебные, смирительные, сиротские, народные школы и приюты);

- при Екатерине II (1762-1796 гг.) в стране создаются государственные структуры по организации и управлению социальными учреждениями, принимаются новые законодательные акты. Принципиальное значение имели принятые 7 ноября 1775 года "Учреждения для управления губерний Всероссийской империи", которыми впервые законодательно устанавливалась, - на 100 лет раньше, чем в Америке, - государственная система общественного призрения "для всех гражданских сословий", предусматривалось образование приказов общественного призрения в 33 губерниях под председательством гражданских губернаторов, дворянской опеки, сиротских судов. Являясь институтом поддержки и контроля, приказы общественного призрения занимались организацией школ, сиротских домов, аптек, больниц, богаделен, домов для неизлечимых больных, сумасшедших, работных домов, где бедные могли заработать на пропитание, смирительных домов для исправления порочных людей.[207] На каждую губернию выделялось 15 тысяч рублей из государственной казны: умножить этот капитал призваны были пожертвования, поощряемые императрицей. Вводились сословные разряды: дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьянство. Каждое сословие на правах самоуправления обязано было заботиться об организации помощи своим нетрудоспособным членам.

Рожденные губернской реформой 1775 года и по содержанию своей деятельности являясь органом всесословным, приказы общественного призрения занимали уникальное место в новой системе местного устройства: выполняя функции административно-политического надзора за народом, они одновременно были призваны оказывать содействие, помощь нищим и увечным, калекам и инвалидам, незаконнорожденным детям, осуществлять карательные обязанности и действия по отношению к отдельным слоям российского общества. Их финансовая деятельность, - в соответствии с постановлениями 1781 года (15176), 1785 года (16188),[208] - предполагала кроме частной инициативы поддержку казной. Министерство внутренних дел, Министерство полиции, выполнявшие надзор за приказами с 1810 года, стимулировали их самостоятельную коммерческую деятельность: разрешались различные хозяйственные, имущественные операции (сдача в наем лавок и домов, кузниц и мельниц, садов и огородов, сенокосов и др.; поощрялись добыча торфа, распиловка бревен, дров для продажи, торговля игральными картами, открытие суконных фабрик и т.д.).[209] Так, только Московский приказ общественного призрения в 1870 году от аренды ежегодно получал 3983 рубля.[210] Приказы кроме своей основной задачи, - призрения, - выполняя функции губернских кредитных учреждений, располагали капиталом частных лиц. Он поступал от различных обществ, учебных и богоугодных заведений для обращения под проценты на банковских условиях. Капиталы приказов, находившиеся в комиссии погашения государственной долгов в Государственном заемном банке, в сохранной казне, коммерческом банке дали в 1825 году чистого дохода 1 миллион рублей.[211] Привлечение к участию в благотворительности материально обеспеченных слоев населения способствовало уменьшению расходов на содержание личного состава учреждений призрения, более рациональному использованию, хранению благотворительных средств.

Наблюдалась тенденция роста частной и общественной благотворительности, которая имела свои национальные особенности. Первым благотворительным обществом России стало учрежденное императрицей в 1764 году "Общество воспитания благородных девиц", деятельность которого определялась специальным Уставом.[212] 1765 год ознаменовался рождением первой научной общественной организации России, - Вольного экономического общества (ВЭО), - в филантропические функции которого входила организация сельскохозяйственных школ и училищ, опытных хуторов, помощь крестьянам в освоении передовых приемов агротехники, проведение конкурсов на лучшие проекты устройства их жизни, обследования крестьянских семей, оказание им материальной помощи, особенно в голодные и засушливые годы и т.д. Действовало оно до 1918 года, став наиболее долговечным. Одни общества работали по своей программе, самостоятельно. Другие, - Императорское Человеколюбивое общество, Учреждения Императрицы Марии, то есть связанные с Императорской фамилией, - имели дополнительные государственные преимущества перед другими: частичное финансирование, индивидуальное поощрение, различные льготы и т.д. Только Императорское Человеколюбивое общество, - одно из первых благотворительных русских обществ, - содержало к концу XIX столетия 225 различных благотворительных учреждений (богаделен, больниц, общежитий, школ и др. с числом обслуживающего персонала - свыше 6 тысяч человек).[213]

В XVIII веке произошло оформление государственной законодательной практики социальной помощи. С принятием на основе законодательных актов Екатерины II 7 ноября 1775 года Устава общественного призрения, его подтверждением 1 января 1864 года и 12 июня 1890 года определяется перспективный курс на содержание работы и управление богоугодными и общественными заведениями (сиротскими, воспитательными, работными домами, больницами, домами призрения для умалишенных, богадельнями и т.д.).[214] С различными корректировками и в различных редакциях он служил этой социальной системе до советского времени.

Результатом реализации екатерининских мер по организации общественного призрения стало создание новых структур, целой сети благотворительных учреждений, система которых оказалась весьма стабильной, в общих контурах сохранившейся до современности. Вместе с тем она не могла удовлетворить основные потребности населения, так как имела существенные недостатки: ее несовершенство сказывалось, например, в отсутствии центрально органа управления и связанного с этим "разнобоем" в работе, в хронической нехватке средств, отсутствии квалифицированных кадров, в большом и пестром спектре благотворительных учреждений при смешении разнородных задач и целей (школьное образование, медицинское обслуживание, воспитание детей, трудовая помощь, разнообразие форм открытого и закрытого призрения), лихоимстве, элементах бюрократизма, формализма, приказы заседали только около трех месяцев в году (в соответствии со ст. 393 о губерниях - "с 8 января до страстной недели"), а их состав, как и функционирование, носили сугубо светский характер, хотя привлечение духовных лиц, их участие способствовало бы соединению опыта церковной и светской благотворительности, повышению эффективности ее деятельности. Очевидно все это, сводя на нет порой огромные усилия энтузиастов благотворения, позволило при исследовании проблемы сделать вывод о негативной славе дореформенных заведений общественного призрения.[215]

IV этап -1861 год - начало XX столетия - общественного, частного призрения.

Социальная особенность, историческая преемственность и уникальность благотворения этого времени заключается в том, что она родилась из опыта общественного призрения, - при всех его достоинствах и недостатках, - предшествующего этапа. В пореформенный период XIX - начала XX столетий, - годы активного утверждения новых капиталистических отношений, - общество востребовало иные, новые формы и методы социальной политики и практики, его не устраивали жесткие бюрократические ограничения самодеятельности, новаторства в социальной сфере, как и в других областях российской жизни.

Совершенствование модели общественного призрения и частной благотворительности проходило в социально-противоречивых условиях утверждения новых формационных отношений: рождение новых классов - пролетариата и буржуазии, усиление социальной поляризации общества, рост количества людей, лишенных традиционных основ жизни и источников своего существования, появление на общественной арене разночинных слоев, становление национальных буржуазных деятелей, не имевших в самодержавном государстве необходимых политических прав, но достаточно обеспеченных и просвещенных в осознании необходимости развернуть, - на основе частной инициативы и на доходы от капиталистических предприятий, - новые формы социальной помощи и поддержки.

Всем ходом своего социально-экономического и социально-политического развития страна к середине XIX века была поставлена перед острой необходимостью глубоких преобразований во всех сферах общественного и государственного устройства. В российское общество все более проникали идеи гуманизма.

Они находили отклик среди либерально настроенных и прогрессивно мыслящих россиян, стремящихся своим конкретным вкладом облегчить страдания наименее социально защищенных соотечественников - убогих и престарелых, нищих, больных, сирот. Благодаря их инициативам в России организовались новые благотворительные общества, увеличивалось число учреждений общественного призрения, совершенствовались содержание и формы их работы, методы управления.

Реформы 60-70-х годов XIX века оказали значительное влияние на судьбу общественного и частного призрения России, способствовали их последующему развитию: в процессе либерализации пореформенной социальной политики произошла реорганизация административной системы и государственного управления, суть которой заключалась в передаче государством социальных функций органам городского и земского самоуправления. Земское (1864 года) и городское (1870 года) Положения заботы об общественном призрении фактически полностью передавали земствам и городам. Существовавшие до этого в земских губерниях приказы общественного призрения упразднялись, а их учреждения и частично капиталы передавались для управления и распоряжения земским и городским управам.[216]

Однако недостаточная эффективность этих мер предопределялась явно слабой финансовой базой, которая создавалась, главным образом, за счет местного налогообложения. Предпринятые попытки улучшить дела в общественном призрении, - создавались профессиональные общества вспомоществования, помещения для обездоленных, странноприемные дома для переселенцев и рабочих, справочные конторы для регулирования движения рабочих и поиска работы, организовывалась помощь неизлечимым больным, неспособным к труду, нищим и др., - не могли радикально повлиять на коренное улучшение общественного призрения.

Активное участие в деятельности этих организаций, обществ и учреждений принимали многие лучшие представители имущих классов, прогрессивная интеллигенция, побуждаемые милосердием и состраданием. Один из них, - предприниматель - миллионер, владелец торгового пассажа на Кузнецком мосту и театра на Большой Дмитровке Г.Г.Солодовников, скончавшийся в 1901 году, например, завещал все свое огромное состояние (свыше 20 млн. рублей) на благотворительные нужды. Треть суммы предназначалось для устройства земских женских училищ в Тверской, Вологодской и Вятской губерниях, треть - на устроение там же и в Серпухове мужских и женских профессиональных школ и родильного приюта. Остальные деньги отводились на строительство в Москве домов дешевых квартир.

Особенно возросла в пореформенный период роль частной благотворительности в обеспечении детей: если в XVIII веке было основано 24 частных благотворительных общества, за первые 60 лет XIX столетия - 204 общества, то за последние 40 лет этого столетия - 8105. В целом к началу XX века было создано 95% всех действовавших благотворительных обществ России.[217] Частная благотворительность стала массовой: инициатива в ней перешла от немногих аристократических фамилий к массе купечества, фабрикантов и мелких дворян-помещиков. Ее особенность заключалась в том, что образовывались заведения, например, для социального обеспечения детей, - самых различных видов, многие из которых не имели аналогов за границей.

Анализ социальных проблем страны на этом этапе позволяет сделать вывод о том, что в начале XX века "только 25% всего бюджета русской благотворительности образуется из средств казны, земств, городов и сословных учреждений, 75% - из средств частной благотворительности."[218]

К социальным новациям конца XIX века следует отнести активизацию деятельности русского церковного прихода как в городах, так и сельской местности: здесь призрение не ограничивалось только вспомоществованием, так как организовывались амбулаторное лечение, христианское просвещение, обучение детей и взрослых в системе воскресных и церковноприходских школ.

Получила развитие социально-историческая тенденция рационального призрения, содержание которой определялось: приближением благотворителей к призреваемым, преимущественным призрением детей, подготовкой их к самостоятельной трудовой деятельности, учетом и обследованием условий жизни призреваемых, характерным сочетанием государственной благотворительности с общественной и частной. Их основными направлениями являлись: воспитание и образование, обеспечение лечением и медицинским наблюдением, жилищем (в том числе дешевыми и бесплатными квартирами), дешевым и бесплатным питанием, "трудовой помощью" (поиском рабочих мест, устройством на работу, профессиональной подготовкой и переподготовкой и т.д.), а также - опекунство, помощь заключенным и их семьям, реабилитация бывших преступников, "трудных детей", душевнобольных, инвалидов и т.д.

Стержень российской модели социальной деятельности на рубеже ХIХ-ХХ веков составляла частная благотворительность, призрение и попечительство земско-приходских учреждений, значительно превышавшие долю государственного призрения.

Вместе с тем действовала следующая национальная закономерность как социальная аномалия: Россия исторически испытывала дефицит эффективных мер по предупреждению бедности. Следствием этого стало то, что предупредить бедность, создать оптимальную модель ее социальной профилактики так и не удалось. Бедных было всегда больше, чем необходимых финансовых ресурсов для преодоления этой хронической социальной патологии.

Сам факт расположения в губернских городах значительной части благотворительных заведений страны делал их малодоступными для ее основного населения, проживавшего в сельской местности. Между тем, отмена крепостного права усугубила социальную напряженность, вызвала обострение ряда социальных проблем.

Среди них особое значение приобрела необходимость борьбы с массовой миграцией сельской бедноты, бездомных, нищенствующих, - вызванной поиском прокормления, приюта, - в городах империи и в первую очередь - в Санкт-Петербурге и Москве. Созданные для преодоления этого социального недуга Комитеты для разбора и призрения нищих, - еще в 1835 году в Санкт-Петербурге и в 1838 году в Москве, - не смогли полностью справиться с поставленной задачей: в основном их деятельность сводилась к дифференцированному разбору нищих[219] и направлению в работные дома.

Данные одного только Московского городского попечительства о бедных свидетельствовали о том, что в 1889 году в городе находилось более 3500 нищих, которые каждый день собирали около 70 копеек.[220] Кроме того десять миллионов крестьянских дворов в конце XIX столетия влачили нищенское существование,[221] а более пяти процентов россиян нуждались в срочной благотворительной помощи.[222]

Крестьянским обществам не по силам было эффективное осуществление функций общественного призрения. Их основную тяжесть несла на себе и исполняла сельская крестьянская община, которая содержала больных, инвалидов, престарелых, посильно помогала нуждающимся. Общественное призрение на селе находилось в более худшем положении, чем в городе.

Все это было непосредственно связано с реформой 1861 года, являлось одним из важнейших ее социальных последствий. Также далеко не везде и весьма непоследовательно, замедленно и неповоротливо ставились и решались актуальные проблемы нового класса России - пролетариата: охраны его труда на производстве, пересмотра и упорядочения системы штрафов, социального страхования и пенсионного обеспечения, устройства быта, жилья, медицинского и культурного обслуживания, внедрения в социальную практику новых современных более действенных направлений и форм помощи и поддержки.

Анализ опыта благотворительной деятельности в России позволяет сделать вывод о том, что в конце XIX - начале XX веков она достигла наивысшего подъема: функционировала максимально широкая сеть благотворительных учреждений, которые охватывали фактически все сферы общественной жизни и в работе которых в той или иной мере принимали участие все социальные слои и классы общества.

История организованной благотворительности, - как важнейшая составная часть социальной истории Отечества, - в исследуемый период свидетельствует о том, что несмотря на всеобъемлющую роль государства, его вмешательства во все области жизни как общества так и его отдельных граждан, существовал и развивался общественный сектор, основанный на творческой инициативе широких слоев населения, многовековых традициях и национальных особенностях характера русского человека - милосердие и сострадание, стремление помочь ближнему в беде, накормить и обогреть нуждающегося. Деятельность благотворительных организаций, учреждений этого сектора, мобильно отзывавшихся на жизненные запросы и прогрессивные веяния, в определенной мере компенсировала ряд недостатков и пробелов в государственной политике, издержки российской бюрократии по учету и исполнению потребностей общественного развития.

Тем не менее сама по себе благотворительность не могла дать заметного улучшения жизненных условий народам Российской империи. Для этого требовались более радикальные и всеобщие социально-экономические и социально-политические изменения в обществе. Вместе с тем опыт национального российского благотворения в XIX - начале XX столетий говорит о том, что оно служило важным и достаточно эффективным средством в решении многих социальных проблем обеспечения, здравоохранения, образования и культуры, стало стержневым, определяющим началом общечеловеческих ценностей, без которых невозможно гражданское цивилизованное общество.

После Октябрьской революции 1917 года произошло качественное изменение социального пространства страны, вызванное кардинальными формационными преобразованиями в системе хозяйствования, идеологии, создании новых общественных отношений.

Благотворительной деятельности, как пережитку прошлого, был положен конец. Социальное обеспечение объявлялось правом каждого человека, потерявшего трудоспособность или оказавшегося в социальной нужде.[223]

Новое правительство, вскоре после революции, приняло конкретные меры для ликвидации безработицы, детской беспризорности, голода, по оказанию помощи инвалидам и семьям погибших красноармейцев. Под государственный контроль были взяты такие социальные категории населения как пенсионеры, инвалиды, а также институт семьи, материнства и детства.[224]

Важнейшей отраслью социалистического строительства признавалось социальное обеспечение: шло его становление, поиск новых форм, методов обеспечения нуждающихся.[225] Результатом принятых комплексных мер, - административных и законодательных, исполнительных и воспитательных, профилактических, - явилась локализация проституции, детской безнадзорности, профессионального нищенства, алкоголизма, подготовка государственных программ социального страхования для работающих, реабилитации здоровья, пенсионного обеспечения, бесплатной медицинской помощи и т.д.

Следовательно, авторская концепция подхода к периодизации социально-исторического процесса благотворительной деятельности деловой России, ее социальных истоков исходит из ее органичной национальной самобытности и социальной историчности. Одновременно она учитывает общеисторическое эволюционное пространство, диалектику взаимовлияний стран, народов и эпох в ходе развития мировых цивилизационных социокультурных процессов.

В современных условиях, когда принимаются меры по возвращению национального престижа российской благотворительности, создаются и действуют разнообразные и многочисленные филантропические фонды, организации, осуществляются благотворительные акции в поддержку различных социальных, культурных программ, особенно актуально и необходимо исследование содержательного исторического опыта дооктябрьской России в этой сфере, ибо он позволяет расширить и обогатить действующие, помочь найти новые адекватные времени организационные формы, принципы и методы этой работы.

Этот опыт, опирающийся на богатые национальные историографические и источниковедческие, аналитические и исследовательские традиции других отраслей исторического знания, сегодня имеет огромный научный, практический интерес.

Значение методики и технологии исследования проблемы благотворительности расширяет возможности творческого поиска, позволяет участвовать в этом процессе не только научным работникам, но и практикам социальной сферы, оптимально используя социальный опыт своих исторических предшественников.

Его социальная значимость в современной России требует глубокого научно-теоретического исследования тенденций, исторических корней, духовных ценностей, форм и методов социальной работы, практической реализации ее лучших достижений.

На творческий объективный анализ и научно-критическое осмысление практики российского благотворения в XIX - начале XX веков ориентируют острые социальные проблемы, связанные с переходом к рыночным отношениям: снижение уровня жизни россиян, хроническая безработица, рост категорий нуждающихся граждан, профессиональное нищенство, вынужденная миграция населения, ухудшение криминогенной обстановки, отказ от государственного финансирования ряда областей общественной. жизни и т.д.

Скудное финансирование государством науки, образования, культуры, всей социальной сферы актуализирует, повышает значение изучения, обобщения опыта различных видов и форм индивидуальной и общественной поддержки отечественной социальной культуры, получившей широкое развитие в период исследования.

Следовательно, неприходящая и актуальная перспективность дальнейшей разработки различных научно-теоретических и практических аспектов истории благотворительности деловой России сегодня не вызывает сомнений. Они востребованы жизнью и значит необходимы людям: ныне стала весьма актуальной постановка проблемы о приоритетности для России социальных отношений в сравнении как с экономическими, так и с политическими отношениями.

Воистину золотым в истории отечественной благотворительности можно назвать период XIX - начала ХХ столетий: с этим временем связаны не только образование и работа наиболее известных и многочисленных благотворительных организаций, обществ, но и более активное приобщение к нему делового мира России.

Рост масштабов предпринимательского благотворения был обусловлен рядом факторов - социально-экономических, политических, культурных. С одной стороны, расцвет этой деятельности стал синхронен промышленному подъему конца XIX века, определившим существенное увеличение накоплений в предпринимательских структурах общества, обеспечившим потенциально материальные предпосылки для роста благотворения. А с другой - утверждение капитализма с характерными социально-экономическими противоречиями и новыми объективными потребностями обусловило расширение задач благотворительности.

В происходящих социальных процессах, - повышение общественного престижа благотворителей, их социальной ответственности, возрастание степени доверия к городскому управлению и т.д., - все большее значение получали тенденции, ведущие к социальному самоутверждению предпринимателей. Социальная особенность благотворения российских предпринимателей со второй половины XIX столетия заключалась в наиболее крупных отчислениях в фонды городских управлений, особенно московского.

Правилом жизни, одним из ценностных и поведенческих стереотипов крупной пореформенной буржуазии явилась необходимость участия в благотворительной деятельности.

Социально-историческое значение и смысл миллионных пожертвований становятся понятнее и наглядней при сравнении со статьями государственного бюджета, фиксирующими мизерные суммы расходов на просвещение, здравоохранение, культуру.

Они убеждают в игнорировании народных интересов в социальной сфере, указывают на антинародный характер политики самодержавия. На фоне нищенских государственных ассигнований становилась понятной социальная роль вкладов, пожертвований российских предпринимателей.

К социальной специфике этого процесса следует отнести непосредственное личное участие предпринимателей в работе различных благотворительных заведений, организаций, мотивированное как осознанием значимости социальной ответственности, так и повышением социального престижа: они являлись председателями обществ, попечителями, основателями, казначеями, почетными членами ряда филантропических организаций, занимая и совмещая нередко по несколько должностей.

Не случайно российские публицисты в конце XIX века подчеркивали, что импульс для своего дальнейшего развития частная благотворительность, как и благотворительное движение Российской империи в целом, получило “с начала 60-х годов, в эпоху подъема общественного духа и лучшего сознания нами своих общественных обязанностей”.[226]

Это филантропическое направление выражало новые сущностные социальные тенденции в развитии предпринимательской благотворительности. Известно, что в дореформенном благотворении преобладало дворянство, тогда как предприниматели, например, купечество, предпочитали вкладывать свои сбережения лишь на создание, обустройство сословных социальных институтов.

В пореформенных условиях капиталистической модернизации российского общества положение кардинально изменилось, что объяснялось прежде всего теми социальными изменениями, которые происходили внутри самого предпринимательского слоя.

Образовательный прогресс, наращивание и совершенствование профессиональных качеств постепенно сформировали необходимые социальные предпосылки перехода элитного предпринимательского ядра от исполнения попечительских обязанностей в некоторых учреждениях, организациях к качественно иному более высокому уровню подхода и разрешения актуальных проблем помощи бедному населению страны. По размерам и масштабам пожертвований в лидерах было купечество - здесь ему не было равных.

Политика российского самодержавия оказывала заметное влияние на развитие исследуемого социального явления. Состояние законодательной базы, регламентирующей благотворительную деятельность, практики взаимоотношений властей с филантропическими организациями на основе изучения и привлечения широкого круга источников показывает непоследовательность и противоречивость позиции самодержавия в этом деле.

Терпимо относясь к общественной благотворительности, поощряя отдельные ее виды и формы, царское правительство предоставляло некоторые льготы и преимущества благотворительным учреждениям. Вместе с тем, оно стремилось компенсировать допущенные уступки общественной инициативе усилением полицейского надзора за частными благотворительными обществами, жесткой регламентацией их деятельности, стремлением направить благотворительное движение в необходимом ему направлении.

С учетом этого в процессе реализации предпринимательского благотворения можно выделить следующие характерные социальные тенденции:

- достаточная эффективность производимых в муниципальных рамках вложений. Их основная, большая часть была реализована в благотворительные заведения за период от одного года до шести лет: для богаделен, приютов, вклады городу на благотворительные нужды недвижимости. При этом время реализации сокращалось, так как главным заказчиком являлся сам благотворитель-предприниматель. Непосредственно под его контролем, например, выполнение строительных работ происходило быстрее, рациональней, экономичней;

- минимальными сроками, - от одного до нескольких месяцев, - отличалась реализация средств жертвователей на стипендии и кровати, а также для образования благотворительных капиталов. Особенность этого вида благотворения заключалась в том, что практически отсутствовала, объективно исключалась бюрократическая волокита на уровне городского управления;

- в наименьшие сроки, - менее одного года, - осуществлялось претворение пожертвований на уровне участковых попечительств о бедных. В зданиях благотворительных учреждений строительство или обустройство происходило вскоре после учреждения городскими властями решения о создании нового социального заведения и отвода для этого, - в случае новостройки, - участка городской земли;

- в ходе пореформенной модернизации страны благотворительная деятельность предпринимателей способствовала их выдвижению на авансцену социальной жизни России. Учитывая нежелание государственных структур допускать предпринимателей к определению и решению стратегических, ведущих социально-экономических проблем Российской империи, представители торгово-промышленного делового мира претворяли свою социальную активность участием в работе муниципальных институтов и общественных объединений;

- изменения в развивающемся гражданском сознании постепенно становились адекватными, сопровождались идейно-организационным обновлением предпринимательской благотворительности. Молодые представители российской элиты предпринимателей видели в благотворительной деятельности современный жизненный стандарт - социально-обусловленный этический стереотип поведения. В конце XIX - начале ХХ веков благотворение превратилось в значимую часть социальной практики прежде всего ведущих деловых кругов, нередко опережая или совпадая, например, с их депутатством в городской думе;

- существенные изменения происходили в динамике социального статуса предпринимателя: повышался его образовательный уровень, совершенствовались не только профессиональные, практические навыки, но и культурные, этические принципы, приобретенные в процессе благотворительной деятельности. Все это позволило интеллектуальной элите делового мира в начале ХХ столетия выйти на передовую, лидирующую роль в мире науки, искусства, социального развития нашей страны.

Основой феномена предпринимательского благотворения в Российском государстве явился комплексряда социально-экономических, этических факторов, апогеем в эволюции которых стал конец XIX - начало ХХ веков. Являясь важным направлением социальной практики, благотворительность во второй половине XIX - начале ХХ столетий явилась одной из доминант коллективной (групповой) самоидентификации предпринимателей.

В современных условиях концепция социальной ответственности преемственно становится идейной основой благотворительной деятельности предпринимателей России. Их формирующаяся идеология вступает в противоречие с психологическими стереотипами поведения, опосредованными традиционными ценностями, нормами, представлениями.

Это связано с тем, что предпринимательство и рыночные отношения неоднородны по своему ценностному смыслу и бизнес, подчиняясь лишь фактору прибыльности, может игнорировать общественные интересы.

Объективная необходимость гармоничного сочетания частнокапиталистических и общественных интересов вызвала к жизни постановку проблемы социально-этической ответственности бизнеса перед обществом, где основным регулятором становится общественное мнение, в котором утверждаются принципы и примеры социально ответственного цивилизованного предпринимательства.

В таком обществе этичность бизнеса и добровольный отклик на социальные проблемы становится компонентом коммерческого преуспевания.

Исторически утвердившийся в российской духовной традиции приоритет общественных интересов над личными уже высоко поднимает этический уровень требований к российскому предпринимательству. Однако на этапе формирования рыночных отношений частный бизнес поставлен в ситуацию выживания, что актуализирует мотивацию его самосохранения и не способствует альтруистическому поведению.

Вот почему ныне предпринимательское благотворение носит стихийный, случайный характер, мотивируется необходимостью адаптации к социуму.

Следовательно, проблема формирования современной национальной стратегии непосредственно связана и зависит от исторически традиционных ценностей российского менталитета и этики рыночных отношений. Поэтому одним из важнейших направлений выхода из нынешнего кризиса является социальное интегрирование в отечественном предпринимательстве этики цивилизованных рыночных отношений с традициями российской духовности, культуры и истории.

Сегодня социальный идеал российского предпринимателя - это патриотически ориентированная и рационально мыслящая личность, которая осознает и разделяет ответственность за возрождение Отечества, его дальнейшую историческую судьбу и обладает для этого необходимыми личностными психологическими и этическими данными.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

XIX - начало ХХ вв

На сайте allrefs.net читайте: "XIX - начало ХХ вв"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ВмеСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

В.Л.Прохоров
РОССИЙСКОЕПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕБЛАГОТВОРЕНИЕ: НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ (XIX - начало ХХ вв.) МОСКВА

Н.М.Карамзин
Совсем скоро ХХ век уйдет в историю. С чем мы вступим в XXI столетие, зависит от нас. Наши предшественники оставили нам великую страну и большое наследие. Давайте возьмем в руки тяжелые фо

Сергей Есенин
Этими строками великих поэтов России ныне выверяется отношение к нашей истории. В далекое прошлое уходят ее корни. Проблема становления социальной общности славян, истоков Отечества, его к

В.О.Ключевский
На этом этапе социальной истории России предпринимательская активность оказалась не только востребованной, но и объективно необходимой. Связана она была прежде всего со стремительным процессом капи

БИБЛИОГРАФИЯ
Альбом московских городских попечительств о бедных. - М., 1902. Альбом московского городского работного дома. - М., 1902. Артамонов М.Д. Дети улицы: Очерки московской жизни. - М.,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги