рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

А.С. Пушкин

А.С. Пушкин - раздел История, Меценаты-предприниматели России (XIX - начало ХХ вв.)   Исследования Социальных Истоков Благотворительной, Меценатско...

 

Исследования социальных истоков благотворительной, меценатской деятельности русского и других славянских народов ведутся совместными усилиями историков, археологов и лингвистов, антропологов и этнографов.

Исторический феномен благотворительности, меценатства деловой России имеет глубокие исторические корни, которые являются общими для трех народов: русского, украинского и белорусского.

“Откуда есть пошла Русская земля?”

Этим вопросом уже в XI-XII веках задавался Нестор[5], составитель “Повести временных лет”[6], первого обобщенного труда по русской истории, в котором история Руси связывалась со всемирной историей и историей славянства.

Но и сегодня, на рубеже XX и XXI столетий, эта проблема остается одной из самых сложных и дискуссионных в социальной истории России.

В условиях переходного состояния Российского общества продолжаются традиционные споры «западников» и «славянофилов».

Какой путь выберет Россия?

Социально-исторические перспективы человеческого общества все более определяются уровнем развития, взаимодействием основных современных цивилизаций. Они уникальны, Целостны и самодостаточны. Их эволюция осуществляется по своим законам, в чем-то общим, в чем-то своеобразным.

Если сравнить, уподобить цивилизации геологическим континентальным пластам, которые находятся в состоянии постоянных трансформаций, изменений, подвижек, то в местах их контактов располагаются регионы повышенной социальной напряженности. Это: Босния и Карабах, Кашмир и Кипр, Ливан и Ольстер, Палестина и Северный Кавказ, Эфиопия и т.д.

Каково место России в мировом цивилизационном сообществе?

Исторический опыт свидетельствует о том, что ни западничество , ни традиционализм в чистом виде для нее неприемлемы. В условиях современного системного кризиса, острого политического и идеологического противостояния повышается активность концепции евразийства.

Она выдвинута и обоснована в 20-е годы XX столетия П.К. Савицким и Н.С. Трубецким. Ныне, особенно после распада СССР, она получает новый социально-исторический импульс.

Исходит концепция из географического положения, «месторазвития» России - Европа и Азия. Следующая из этого геополитическая идея основывается на полицентризме мира: он состоит не из мирового центра (как правило, Западной Европы, отсюда европоцентризм) и остальной периферии, а из равноценных цивилизаций, в том числе и России - Евразии.

Следовательно, европоцентризм отвергается идеей множества центров силы. Не противопоставляя Россию Европе, евразийцы призывают Россиян « познавать самих себя» и «быть самими собой». «Россия представляет собой мир», судьбы которого «протекают отдельно от судьбы стран к западу от нее (Европа), а также к югу и востоку от нее (Азия)». Россия - это особая цивилизация наряду с другими.

Социально-экономическая основа концепции - опора на народные традиции и духовность. Уникальность природно-климатических условий Евразии обуславливают необходимость оригинального пути социального развития, сочетающего частную собственность, принципы цивилизованных рыночных отношений и централизованного планирования экономики.

Капитализм, согласно учению евразийцев, заплатил за свое научное и техническое «совершенство» ценой идеологического, культурного и религиозного оскудения, в чистом виде непригоден для России. Осуждая культ «золотого тельца», безудержное накопительство, евразийство считает, что экономика должна быть подчинена духовности, нравственным принципам социализма.

Социально-этнографический аспект концепции евразийства предполагает: национальным субстратом России «может быть только вся совокупность народов, населяющих это государство, рассматриваемая как особая многонациональная нация» - суперэтнос, - впитавшая в себя славянские, финно-угорские и тюркские народы.

Поликонфессиональность с ярко выраженной православной доминантой - такова культурно-духовная сущность евразийства. В соответствии с ней благодаря православию русская культура по прежнему сохраняет свою национальную оригинальность, самобытность и духовность.

Однако, евразийцы не отрицают и другие религии, исповедуемые народами России. Россия, раскинувшаяся на просторах Евразии, не является собственно ни славянской и ни исключительно православной, ни европейской и ни азиатской цивилизацией в чистом виде.

В процессе исторического поиска сформировались два основных подхода: формационный и цивилизационный. В чем их смысл?

Первый прежде всего побуждает выявлять, определять существующие различия между формациями. При этом особенно внимательно исследовать их переходные формы.

Цивилизационный же подход, напротив, акцентирует внимание не на механизме сменности социальных структур, а на механизме их преемственности, эволюционного взаимовлияния, взаимопроникновения.

Следовательно, и формационный, и цивилизационный подходы являются взаимодополняющими.

Русская земля впитала в себя черты Запада и Востока, внеся свой уникальный социально-культурный вклад в мировую цивилизацию.

Для Западной Европы наше Отечество - Восток, а для большинства неевропейских стран - европейская держава. В действительности же Россия - одновременно и Запад и Восток. Это единство имеет свою евразийскую специфику - “трилистник”, порождающий крайнюю противоречивость ее социальной сущности.

Проявляется она не только в тот или иной конкретный момент жизнедеятельности российского общества, но и в процессе его социально- исторического развития.

“Историческая судьба русского народа, - писал Н.А. Бердяев, - была несчастной и страдальческой, и развивался он катастрофическим темпом, через прерывность и изменение типа цивилизации”.[7]

Геополитический аспект проблемы учитывает, что по мере расширения славянской колонизации это цивилизационное единство как бы вышло за рамки Европы. С самых истоков государственности, возникнув в контактной зоне, Русь сопрягала в себе элементы Запада и Востока, находилась под мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов, прежде всего христианского и мусульманского.

При их несовместимости происходило отторжение, а в ином случае приобретала большое значение ассимиляция. Нередко разное существовало не сливаясь.

В итоге “достигнуть синтеза между византийской и татарской традицией в допетровской Руси не удалось: обе линии шли параллельно, и воплощением их был сам Иван IV, который днем убивал, а ночью молился”(Л. Люкс).[8]

Однако длительное тесное эволюционное взаимодействие Востока и Запада в рамках государства исторически породило новое качество -российскую цивилизацию, европейское начало которой является важнейшим компонентом ее социокультурного и политического устройства.

Идея особой, евразийской, сущности России в общественном сознании присутствовала давно, на протяжении нескольких веков. В 1836 году П.Я. Чаадаев в своем первом философическом письме писал: “Одна из самых печальных особенностей нашей своеобразной цивилизации состоит в том, что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах... Дело в том, что мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежали ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого”.[9]

Российская цивилизация, насчитывающая более 1000 лет, формировалась на иных основах, нежели Запад.

Русское православие ориентировало человека на духовное преображение, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам. Это способствовало появлению такого феномена как духовность, неизвестного западному христианскому миру.

Питирим Сорокин, отмечая большое влияние христианства на все стороны жизни русского человека, подчеркивал: “ Основные черты русского сознания и всей компоненты русской культуры и социальной организации, а также всей системы основных ценностей представляли собой ... воплощение положений христианской религии.”[10]

С принятием новой религии устанавливались прочные политические, торговые, культурные связи со многими христианскими странами.

Так, великий князь Ярослав Мудрый (978-1054 г.г.) находился в родственных связях с царствующими домами Англии, Франции, Германии, Польши, Скандинавии, Венгрии и Византии.

Его дочь Анна была замужем за французским королем Генрихом I и активно участвовала в политической жизни.

Внучка Евпраксия - Адельгейда Всеволодовна - была замужем за императором “Священной Римской империи” Генрихом IX.

При дворе Ярослава жил изгнанник из своего королевства Олаф Норвежский, сын которого с русской помощью возвратил себе норвежский престол.

При дворе его также жил и знаменитый викинг Гарольд, ставший королем Норвегии. Он был женат на дочери Ярослава Елизавете.

Сын Ярослава Всеволод был женат на греческой принцессе из дома Мономахов, а его сын Владимир Всеволодович женился на дочери последнего англосаксонского короля Гите Гарольдовне.

Сам Ярослав, сын Владимира Святославовича Киевского и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны, первый раз женился по велению Владимира на женщине старше себя, чешской княжне Анне, которая рано умерла, оставив Ярославу единственного сына Илью.

Второй женой Ярослава стала Ингигерда (Ирина), дочь короля шведского Олафа Скетконунта.

В это же время, с принятием новой религии, появились первые русские монеты. Церковь способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры, искусства. Вскоре после принятия христианства в стране появились первые школы, в которых обучались представители различных слоев населения. Они создавались при монастырях, учениками были и мальчики, и девочки.

Широкие социально-экономические связи древних славян с Европой (путь из варяг в греки), политические, династические связи, правовой кодекс «Русская правда», поражающий высоким уровнем законотворчества, развитой для своего времени правовой культурой, дошедшие до нас памятники свидетельствуют о высоком уровне развития культуры в Древней Руси.

Процесс христианизации тесно связал Древнюю Русь с Византией.

В 1054 году византийская церковная иерархия и посланники главы западной церкви (папы римского) подвергли друг друга взаимному проклятию.

Это означало глубокий раскол единого до той поры христианского мира и распад единой церкви на римско-католическую и православную.

Следовательно, после крещения в середине XI века Русь и ее древнерусская цивилизация оказалась отделенной от западноевропейской цивилизации непреодолимым вероисповедальным барьером.

Отсюда понятно ревниво-пристрастное бережное отношение к «старине» и, контрастно, ко всему новому как свидетельству наступления последних времен и царства антихриста.

Оплотом такого мировоззрения стала православная церковь, которая перенесла литургический принцип - упорядоченное богослужение - на жизнь всего общества в виде благочинной морали «Домостроя».

Своеобразием отличались социокультурные традиции, проявившиеся еще при дворе Ярослава Мудрого. Западников возглавлял Изяслав Ярославович, старший сын великого князя. Национальную партию, считавшую, что Русь может соперничать с любыми коалициями западных держав, возглавил Святослав Ярославович, княживший в Чернигове. Во главе провизантийской партии встал Всеволод, княживший в Переяславле.

В XI-XII вв. обозначилось грозное для Киевской Руси явление - падение нравов, отказ от традиционной древнеславянской этики. Любечский княжеский съезд в 1097 г. положил начало новой политической форме существования страны: на нем было принято решение, “что каждый да держит отчину свою”.

Русь начала превращаться в конфедерацию наследственных, независимых княжеств. Князья поклялись нерушимо соблюдать провозглашенное на съезде и в том целовали крест.

Происходивший государственный распад Руси отражал распад этнической системы. Разрушалось этническое единство между русскими княжествами.

Из Приднепровья отлив населения шел к двум противоположным окраинам Русской земли: к Юго-Западной и Северо-Восточной.

Северо-Восточная Русь стала новым этапом эволюции древнерусской цивилизации. Суздальская земля явилась региональной основой будущего Московского государства.

Можно считать, что Московская Русь воплотила идеал «Святой Руси» в том смысле, что все внешнее - быт, поведение и т.д. - предстало как выражение внутреннего христианского смысла. Причем подобная идеальность сделала московскую цивилизацию сравнительно легко уязвимой.

Так, в середине XVII столетия попытка патриарха Никона внести незначительную новизну во взаимоотношения с царской властью, его предложение об исправлении священных книг и обрядов, обернулось социальным конфликтом.

В рассуждениях Никона о более высоком достоинстве власти священника по сравнению с властью царя, Алексей Михайлович (1645-1676 г.г.) усмотрел покушение на собственную власть и немедленно сместил его с патриаршества.

Ревнители же старины расценили саму попытку патриарха чисто внешних изменений как посягательство на самую суть православия. И предпочли самосожжение подчинению церкви и государству, подпавшим под власть антихриста.

Таким образом распалось единство царя, церкви и народа, создавшее неповторимый облик московской цивилизации. Не случайно последний царь Московии и первый император России Петр I ощутил острую необходимость заново собрать распавшиеся элементы прежней цивилизации, но теперь уже на новый, европейский, манер[11].

Однако Русь сохранила свою духовную основу - православие. Сначала язычество, а затем мусульманская Золотая Орда не настаивали на смене веры, что давало перспективу дальнейшей цивилизационной эволюции.

Взгляды русских философов и писателей, например, XIX века, оказавшие сильное влияние на весь мир, порождены были прежде всего православным сознанием с его приматом нравственных категорий перед беспредельным рационализмом европейской цивилизации.

Это положение уточняет современный автор ряда работ по этой проблеме О.А. Платонов: «Русская цивилизация отвергла западно-европейское понятие развития как преимущественно научно-технического, материального прогресса, постоянного наращивания массы товаров и услуг, обладания все большим количеством вещей, перерастающего в настоящую гонку потребления, «жадность к вещам». Этому понятию русское миропонимание противопоставляло идею совершенствования души, преображение жизни через преодоление греховной природы человека»[12].

Русь - Россия - СССР неоднократно спасали европейскую цивилизацию от уничтожения. Так было в годы монголо-татарского нашествия, борьбы с агрессией Наполеона, во время самой кровопролитной из всех войн - второй мировой, - когда Советский Союз противостоял планам установления на планете власти «тысячелетнего рейха» Адольфа Гитлера.

Отметим следующую немаловажную социально-историческую особенность: в большинстве войн в силу своего объективного географического расположения Россия была вынуждена принимать на себя не только первый, самый сильный, удар врага, но и нести самые тяжелые потери. Кровью своих сынов она платила за то, чтобы быть самобытной и независимой, сохранить свою цивилизацию.

Ученый, политик и писатель А.И. Герцен писал: «Каждый русский сознает себя частью всей державы, сознает родство свое со всем народонаселением. Оттого-то, где бы русский ни жил на огромных пространствах между Балтикой и Тихим океаном, он прислушивается, когда враги переходят русскую границу, и готов идти на помощь Москве так, как шел в 1612 и 1812 годах».[13]

Исторический опыт российской цивилизации особенно актуален и социально значим сегодня. Ибо «стратегическая цель цивилизованного развития России - снижение порога конфликтности, обеспечение процесса, имеющего устойчивую социальную направленность.

Гуманизация всех сторон жизнебытия и составляет главную ценность современной цивилизации, выступая в качестве ориентира общественного прогресса и основного принципа социальной политики и проведения социальных реформ».[14]

Русская община постепенно формировала такие черты национального характера, как героизм и милосердие, бескорыстие и совестливость, почтительность. Все это нашло отражение в литературе и живописи, архитектуре и музыке, народном фольклоре.

Вспомним наиболее известные пословицы: «С миру по нитке - голому рубаха», «От трудов праведных не наживешь палат каменных», «Или грудь в крестах - или голова в кустах» и др.

Уважаем был только тот человек, который собственным трудом и талантом достигал материального благополучия. Народ порицал того, кто благоустраивался бесчестным путем.

В этом смысле глубоко символично высказывание Алексея Толстого: «Есть три сферы жизни:

1) Америка, где люди ходят по шею в долларах;

2) Европа, где о долларах мечтают в горячечных сновидениях,

3) Россия, дикая, сумасшедшая страна, где противно здравому смыслу утверждают: «Хорошо то, что истинно».[15]

Русскому народу испокон веков была близка бескорыстная помощь страждущим. Так исстари повелось, и в сознании русского человека воплотилась идея искупления за богатство, которое народное поверье связывало с грехом.

Сложилось так, что русская православная народная этика формировала в массовом сознании феномен почитания идеалов добра, души и духовности, справедливости и правды, нестяжательства. Смысл его состоял в доминировании духовно-нравственных начал и мотивов жизненного поведения над материальными.

«Живота (богатства) не копи, а душу не мори», «Лишнее не бери, карман не дери, душу не губи» - вот лишь некоторые примеры народного восприятия нестяжательства. Отсюда понятнее становится утверждение Ф.М. Достоевского о том, что именно русский народ оказался, вероятно, единственным великим европейским народом, устоявшим перед натиском золотого тельца, властью денежного мешка.

В народном сознании сформировалось недоброжелательное отношение к богатству, его греховность: «Богатому черти деньги куют», «Копил, копил, да черта купил», «Пусти душу в ад - будешь богат», «В аду не быть - богатства не нажить», «Богатство перед Богом - большой грех» и т.д.

По мнению писателя В. Белова, «в старину многие люди считали Божьим наказанием не бедность, а богатство. Представление о счастье связывалось у них с нравственной чистотой и душевной гармонией, которым, по их мнению, не способствовало стремление к богатству».

Стяжательство, богатство ради богатства традиционно были чужды и непонятны русскому христианину. Не потому ли русская духовная культура отвергает идею прогресса как стяжательство и противопоставляет ей идею преображения через преодоление греховной основы человека путем самоотверженного подвижнического труда?

Именно труд, как утверждает православная этика россиянина, является безусловной добродетелью, высшим жизненным наслаждением, помогающим преодолеть свою греховную основу и приблизиться к Богу.

Отношение к труду как к святому делу и добродетели было характерным еще для мировоззрения наших предков в Древней Руси.

М. Горький после встреч и бесед с известным русским предпринимателем, миллионером, старообрядцем Бугровым писал, что о своей работе он говорил «много, интересно, и всегда в его речах о ней звучало что-то церковное, сектантское. «Мне казалось, - продолжал писатель, - что к труду он относится почти религиозно с твердой верой в его внутреннюю силу, которая со временем свяжет всех людей в одно необозримое целое, в единую разумную энергию, цель ее - претворить нашу грязную землю в райский сад».[16]

Такое понимание труда являлось типичным для многих русских предпринимателей, в том числе для наиболее выдающихся из них: старообрядцев Морозовых, Солдатенковых, Рябушинских, Рахмановых и др. Они не только сохранили идеалы и традиции Святой Руси, но и обратили их на создание огромных семейных фирм-династий.

Национальная психология русского человека, смиряясь, прощала греховность богатства, если оно служило людям, становилось средством делать им добро.

Подтверждением тому - множество часовен, церквей, благотворительных заведений, построенных или отреставрированных на средства русских предпринимателей.

Имена своих основателей носили больницы и школы, училища, клиники и ночлежные дома, приюты и богадельни и др.

В XVIII-XIX веках, наряду с традиционно принятым общественным служением и покаянием (строительством церкви, часовни, богадельни и т.д.), появилось меценатство, собирание уникальных библиотек, коллекций, художественных галерей и т.д.

Если дворянство, интеллигенцию отличало увлечение западноевропейским искусством, то предпринимателям России принадлежала приоритетная инициатива в собирании и сохранении редких церковнославянских книг, икон, предметов национальной старины, которые и ныне являются лучшими образцами этого искусства.

На средства купцов и промышленников создавались музеи, особенно краеведческие, в различных городах страны. На эти же средства были построены лучшие музеи Москвы: Третьяковская галерея, Цветковская галерея, музеи западного искусства Щукина и Морозова, Музей русской иконописи Остроухова и т.д.

Идея служения делу милосердия и просвещения являлась сущностной в миропонимании российского предпринимательства. Иным, чем на Западе, было само отношение предпринимателя к своему делу.

Оно представлялось им не только и не столько как источник доходов, а скорее как выполнение задачи, своего рода миссией, возложенной на них Богом или судьбой. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и требует по нему отчета.

В купеческой среде необычайно были развиты благотворительность, коллекционирование, на которые смотрели как на выполнение долга, предназначенного свыше.

Наиболее характерным примером в этом отношении служит деятельность купеческих династий: московских - Третьяковых, Бахрушиных и т.д., казанских - Усмановых, Апанаевых, Варакшиных и других.

На фоне плохого состояния государственного призрения в России особую социальную значимость приобретали частные пожертвования, благотворительность, меценатство.

Около пяти тысяч благотворительных обществ и более шести тысяч благотворительных заведений, действовавших в стране в начале XX века, на три четверти обеспечивались именно из частных источников, и первыми в списке были представители российского предпринимательского мира[17].

Благотворительность и меценатство воспринимались российским сознанием как общественно-полезное дело и как гражданский долг. Однако стержневым социальным индикатором менталитета предпринимателей России в процессе их благотворительной деятельности являлось традиционно русское православное воспитание.

Социальный риск и драматизм этих людей заключались в том, что передача огромных сумм из коммерческого сектора в некоммерческий бросала вызов миру предпринимательства и законам рыночной экономики. Это неизбежно влекло за собой зависть, насмешку, остракизм со стороны коллег-предпринимателей, а иногда и опасность разорения.

Однако лучшие из них все-таки шли на жертвы ради интересов российской культуры в целом, ее будущих творцов и продолжателей. И не ошиблись.

Время подтвердило правильность их выбора: посещая театры, музеи, галереи, библиотеки, построенные на средства российских меценатов-предпринимателей, мы помним их имена.

Историческая память о них сегодня становится источником нравственного обновления, духовной силы и социальной энергии народа.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Меценаты-предприниматели России (XIX - начало ХХ вв.)

На сайте allrefs.net читайте: "Меценаты-предприниматели России (XIX - начало ХХ вв.)"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: А.С. Пушкин

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Москва 1998
ББК   Прохоров В.Л.     М.: Издательство МГСУ «Союз», 1998. - 102 с  

Ф.И. Тютчев
  Есть в характере россиянина качества, которые исторически и традиционно помогали ему переносить лихолетье, невзгоды судьбы, испытания всенародные. В современных условиях с

Из сочинений К. Пруткова
  Пореформенный период ХIХ столетия отмечен интенсивным процессом капиталистической модернизации самодержавной России. Его социальная особенность выражалась в активном росте российско

Станислав Зооллотцев
  Таким образом, во второй половине XIX - начале XX веков новый класс предпринимателей все заметнее и весомее утверждал себя и в меценатской деятельности. В основной своей ма

Указатель имен
  Адельгейда Всеволодовна – 8 Аксаков И.С. – 21 Александр II – 15 Алексей Михайлович – 9 Анна – 8 Аносов П.П. – 52,53 Антронов А.П. – 26 Апанаевы – 13 А

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги