рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Факторы, действовавшие при образовании древнерусской государственности.

Факторы, действовавшие при образовании древнерусской государственности. - раздел История, СЧЁТ ВРЕМЕНИ В ИСТОРИИ. История календаря в России Определяющими Факторами Являются Внутренние, Т.е. Развитие Хозяйства И Социал...

Определяющими факторами являются внутренние, т.е. развитие хозяйства и социально-политического устройства у вост. Славян. У Славян создавалось государство так: от военной демократии к классовому устройству и государственности, при этом преодолевалась фаза надлома и намечался переход к инерционной фазе (по Гумилеву), когда из частей восточного славянства стали формироваться зачатки этносов (Поляне, Древляне, Северяне…) и у них зарождалась государственность в виде союзов племен, но при этом действовали и внешние факторы геополитические (гео – земля):

1. Норманнский фактор – (северные народы, в основном германоязычные особенно активизировавшиеся с конца VIII в., по летописям это варяги).

2. Хазарский фактор (иудейско ростовщический) связанный с арабоисламским миром.

3. Византийско-православный.

4. Евразийский (степной кочевой).

5. Западно-Европейский (католический).

6. Исламский фактор – в 922 году Волжская Булгария, чтобы устоять перед иудейской Хазарией, приняла ислам от арабов, надеясь на их помощь.

В начале своего правления Игорь, как и Олег в своё время, подчиняет успевших отложиться от Киева, воспользовавшись смертью Олега, древлян, северян и др. племена.

В летописях описываются походы Игоря на Царьград 941г. в ходе которого, потерпел страшное поражение, а через 2-а года новый поход и согласие на мир, составлен новый договор, менее выгодный чем договор Олега.

945г. – Игорь гибнет при сборе дани у древлян (древляне с князем своим Малом воспользовались отсутствием основной дружины Игоря).

945 – 969г.г. – княжение Ольги, вдовы Игоря:

Наказала древлян – Ольгина месть.

Ольга стала реальным основателем государственности, она объездила государство, разделила его на погосты (административные единицы) и установила налоги – «уроки устави», т.е. размер дани.

Ольга приняла христианство, это стало вторым этапом в деле крещения Руси.

І-ый этап – крещение народа Рось после Аскольдова похода (860 – 866 гг.).

Варяги.

Варанг –

Русы (Росы) – по данным на сегодняшний день:

К ІXв. веку известны как на юге Вост. Европы, так и на севере в районе Балтики.

РугиaРутыaРусы

Руги (племя, бежавшее от готов в начале великого переселения народов). Их этноним в названии острова Рюген в Балт. Море.

На начало ІXв. в письменных источниках (зарубежных четко зафиксировано наличие в Европе этноса Рос (Рус), как на юге Восточной Европы ( Азов – Черное море), так и на севере (Балтика), четкого доказательства родства Россов юга и Руссов севера на имеется, но не исключено.

Две точки зрения на этничность и язык Руссов до ІXв. Аналогично направлениям в исторической науке (норманистское, антинорманское). На славянскую основу языка Руссов из исторических источников указаний очень мало, кроме, пожалуй, одного из летописи, что: «русский язык словеньскъ есть» (эта фраза уже из XІ века, а не ІX)

О неславяноязычии Русов до ІXв. фактов гораздо больше:

1. корни имен Руссов ІX – нач. X веков (особенно из договоров с греками – Карл, Ингелот, Руальд, Гуды, Фарлоф и т.п.);

2. указание зарубежных источников на Руссов как норманнов (германоязычные);

3. Автор Xв. император Византии Константин Багрянородный дает название днепровских порогов на языке русском и славянском, там где на славянском - корни славянские – Островныпраг (островной порог), Вулнипраг (вольный порог), на русском – корни славянские не просматриваются.

По всей видимости язык Руссов исчез по причине долгого проживания Руссов среди славяноязычного населения. То есть, варяги-русы,установившие власть над восточными славянами, то ли военной силой, то ли призванные некоторыми вост-славянскими этносами (союзами племён), а точнее их элитой, стали верхним слоем господствующего класса у вост. Славян, постепенно сливаясь со славянской элитой, растворяются в формирующемся славяноязычном древнерусском этносе уже к концу X века. При этом остаётся принесённая ими княжеская династия (вначале имена германоязычных корней – Рюрик, Олег, Игорь –потом сын Игоря и Ольги уже Святослав (до 972 г.) и его сыновья Ярополк (972 – 980), Владимир (980 – 1015), Ярослав (1019 – 1054) с чётко славянскими именами). Т. о., в генезисе (рождении) др.-рус. Государственности определяющими были факторы внутренние, а внешние в той или иной мере корректировали этот процесс, ускоряя или замедляя его, внося в него некоторые особенности.

6. Киевская Русь.
Этапы древнерусской государственности.

Киевская Русь считается раннефеодальным государством восточных славян, в начале распавшаяся с 30-х г.г. XIIв. на 12 – 15 княжеств, дробившихся в свою очередь дальше, почти на 100 (к середине XIVв.).

Этапы древнерусской государственности:

I. Формирование предгосударств у славян восточной Европы в форме союзов племен (древляне, поляне и т.п.) VIII – IX в.в. Зарождение государственности.

II. Начало формирования единого государства: Киевская Русь
862г. – призвание Рюрика в Новгород
882г. – захват Олегом Киева
862 (882) – 988г. Т.е. до крещения Руси

1. Ранний этап: Олег – Игорь до 945г. Полюдье – сбор дани, т.е. княжеская власть ведет себя по отношению к подвластному населению, как в завоеванной стране.

2. Правление Ольги: создание основ государственного управления («уроки устави» - размер дани – налог). Быстрое распространение христианства.

III. Классический этап: от 988 – 1054г.г. Владимир Святой (980 – 1015г.)
Ярослав Мудрый (1019 – 1054г.)
Укрепление основ государственности под заметным влиянием христианства (православия), появление свода законов «Русская правда» при Ярославе на смену обычному праву (неписанные правила, нормы, традиции)

IV. Ослабление древнерусского государства, выразившееся в лестничной («лествичной») системе (передача власти после смерти старшего следующему по старшинству из всего рода) переходя из своего города в более главный (до Киева). После смерти последнего брата на вел. престоле – сыновья старшего брата, потом сыновья второго, потом третьего – если доживут до своей очереди.

V. Формирование и закрепление удельной системы (каждый правит закрепленной за ним землей не переходя из нее после смерти старших), ставшей источником раздробленности Руси; она с 1097г. – Любечский съезд князей, где произошел раздел Руси на уделы, и утвержден принцип («каждо да держит отчину свою»).
с 1097г. до 30 г.г. XII в.

VI. Период феодальной (политической)раздробленности. До конца XIV – XV в. Правда, и до этого времени бывали не раз случаи утраты единства, сперва вследствие племенного сепаратизма, а потом из-за усобиц в княжеском роду, но они сменялись периолами, если не полного, то хотя бы относительного единства.

У Игоря с Ольгой 1 сын Святослав, после его гибели в 972 г. остались 3 его сына: старший – Ярополк в Киеве до 980, но убит Владимиром, ранее погиб от Ярополка средний брат Олег.

Владимир Святой, сын Святослава и ключницы Малуши (ключница княгини Ольги, ставшая наложницей Святослава, - но не женой), брат которой Добрыня - воевода у Святослава - стал опекуном своего племянника, посланного Святославом княжить в Новгороде по просьбе его жителей, откуда тот, набрав Варягов, в 980г. овладел Киевом (убив своего брата Ярополка, князя Киева в 972 – 980 гг.).

В начале он проводит политику языческой реакции в Киеве, после правления Ольги (христианки). Из множества богов Владимир утвердил только 6 во главе с Перуном, но, поняв неэффективность язычества склоняется к христианству при поддержке основной части Киевского общества.

Владимир выбрал Православие из Византии по причинам, как экономическим – православная Византия была самым доступным и ближайшим крупным торговым партнёром – так и другим, главная из к-рых в том, что именно православие более всего соответствовало менталитету древнерусского этноса, и этот вывод вытекает из летописной легенды о выборе религии (ислам от Волжских бояр; Католицизм от немцев; православие из Византии; иудаизм от хазар); только рассказ о православной вере грека-философа очень понравился Владимиру, а его послов очаровало благолепие службы по православному обряду в храме Святой Софии в Царьграде-Константинополе (столице Византии).

Значение крещения Руси:

1. - Укрепление государственности благодаря монотеизму (один бог; один его представитель на земле).
- Одной идеологии для подданных.
Крещение Киева 988 г. без особых восстаний.
Крещение Новгорода 989 г. – «огнем и мечом».

2. Огромный толчёк в развитии цивилизованности, культуры:
а. Широкое распространение грамотности
б. Храмовое строительство – скачек архитектуре
в. Борьба с пережитками языческого прошлого:
- ограничение – запрещение кровной мести
- утверждение моногамной семьи
- осуждение и ограничение рабства
- борьба с суевериями

3. Укрепление международного авторитета.

Период правления Владимира, его сына Ярослава Мудрого и частично правнука Владимира, Владимира Мономаха с сыном Мстиславом Великим, закрепился в истории как идеал для стремления последующих поколений к единой государственности, что и способствовало в конечном итоге образованию единого Российского государства, а позиция христианской церкви с ее идеологией единения способствовала этому процессу, русская церковь во времена раздробленности оставалась главной силой, связывавшей распавшиеся части страны, при этом сама церковь сохраняет в течение столетий свое единство.

Хотя на Руси принято православие из Византии, но даже с самого начала на Руси проявляются самобытные особенности: сначала в том, что утверждается Кирилло-Мефодиевская традиция (терпимость к некоторым оттенкам в православии и христианстве). Правда, в русской церкви неантагонистические противоречия проявлялись в вопросе между вселенскостью в православии и патриотичностью. Патриотичная линия больше выражалась в позиции Киево-Печерской лавры, а другая линия вокруг митрополичьей кафедры («митра» - головной убор (шапка) у митрополита ). По-видимому, вначале митрополит Киевский – глава Русской церкви - при Владимире был подчинен не Византийскому патриарху, а Охридскому (Охрид – город на Балканах в Болгарии) архиепископу, но с 1037 года и до середины XV века, русская православная церковь была в составе константинопольского патриархата и митрополит на Русь ставился константинопольским патриархом. Кафедра митрополитов сначала находилась в Киеве.

Потом в 1299 – 1326г.г. – во Владимире- на- Клязьме

С 1326 г. – в Москве, хотя титул долго ещё оставался – митрополит Киевский и всея Руси .

После флорентийской (Флоренция – город в Италии где была подписана уния) унии 1439г. (Византия и православие признали главенство папы римского и символ католической веры, правда сохраняя православную обрядность) прежнего митрополита отправили в Рим.

С 1448г. – избирают главу русской православной церкви митрополита из своей среды без утверждения патриархом, т.е. русская церковь стала автокефальной (самостоятельной).

А с 1589г. церковь стал возглавлять патриарх с одобрения 4-х патриархов православных, на тот момент.

Единство Руси, не будучи прочным, эпизодически терялось еще и до XII в., наиболее заметным было фактическое отделение от единой Руси Полоцко-Минского княжества, правителя которого в 1021г. признал независимым Ярослав Мудрый и, фактически, Русь была разбита на два гос-ва. Но с 1024 по 1036 г. было еще и третье, где правил брат Ярослава Мстислав, пришедший из Тмутаракани, с центром в Чернигове. Правда, после смерти Мстислава Ярослав объединил его владение со своим. Т. о., относительное единство Руси продержалось ещё до 30-х годов XII века

7. Возвышение Москвы.
Образование централизованного государства.

Первое упоминание о Москве - 1147г. в связи с событием, когда Юрий Долгорукий (предпоследний сын Мономаха (Ростово-Суздальский князь), принимал своего союзника Новгород-Северского князя из Черниговских Олеговичей, как союзника в борьбе против племянника Ю. Долгорукого - киевского князя Изяслава Мстиславича.

С 1169г. – Столица Ростово-Суздальского княжества Владимир на Клязьме, после разгрома Киева Андреем Боголюбским (из Владимира), Владимирское правление становится важнейшим на Руси, а само Владимиро - суздальское княжество со времени Всеволода III (Большое гнездо) 1176 – 1212г.г., исподволь называют Великой Русью (удел великого князя), а противоположная часть Руси (Галич, Киев) Малой Русью (Малороссия – Украина).

Изредка Москва, будучи небольшим городком на юге Владимирского княжества упоминается в XII – XIII в.в. в частности в связи с нашествием Батыя (1237 – 1242г.г.). в числе 14-и сожжённых монголами городов Владимирского княжества и потом около 1248г. впервые Москва упомянута как полученная в удел братом Александра Невского Михалко Хоробритом, изгнавшим дядю из Владимира и объявившим себя Великим владимирским князем, в то время когда его братья Александр Невский и Андрей были в поездке к Батыю и далее в Монголию к великому хану, но вскоре Михалко погиб и Москва опять стала просто частью Владимирского удела.

Первым удельным князем - основателем династии Московских князей стал Даниил Александрович (младший сын Александра Невского). Пока старшие братья дрались за великое княжение, Даниил обустраивал свой удел, преуспел так, что к началу XIVв. Московское княжество входит в число сильнейших во Владимирском княжестве и брат Даниила Великий князь Андрей не решившись силой справиться с Даниилом, когда тому, а не Андрею, их бездетный племянник (сын старшего брата) перед смертью по завещанию отдает сильный Переславль-Залесский (это родовое гнездо потомков Невского).

Юрий, сын Даниила, присоединил кроме Переяславля, еще Можайск (от Смоленского княжества), а до этого еще Даниил оторвал Коломну от Рязани и, таким образом, всё течение реки Москвы - во владении Юрия.

Юрий, вступив в войну за великое княжение с Тверским князем сперва проиграл, но строя козни, опираясь на Новгород, оказался по жалобе Тверского князя в ставке Золотой Орды, откуда по таким делам не возвращались, вернулся в Москву с женой (сестрой хана Узбека Кончакой (Агафья в православном крещении). И после смерти Агафьи в плену у Михаила Тверского, Михаила казнят, а Юрий получает великое княжение впервые из Московских князей (1319 – 1320г.г) и был убит в 1325г. сыном Михаила в Орде Дмитрием Грозные Очи.

А в Москве управлял делами брат Юрия Иван I (Калита), который сумел привлечь в Москву из Владимира Митрополита Петра, где тот и умер, а преемник Петра митрополит Феогност перенес с 1326г. митрополичью кафедру из Владимира в Москву, т.е. сделав Москву духовной столицей Руси.

А Иван, воспользовавшись восстанием против татар Твери, Владимира и др. городов, взял у хана войско и разгромил тверское войско, получив за это титул Великого князя (1328 – 1340г.г). и право сбора дани вместо баскаков, очень укрепив свой удел и расширив его, и фактически титул Великого князя Владимирского княжества закрепил за своими потомками. Продолжили дело Ивана I его сыновья Симеон Гордый 1340 – 1353г.г. и Иван II (Красный –Кроткий) 1353 – 1359г.г.

При Симеоне на Руси была черная смерть (от нее умерла половина населения (Симеон, митрополит и т.д.)

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СЧЁТ ВРЕМЕНИ В ИСТОРИИ. История календаря в России

На сайте allrefs.net читайте: СЧЁТ ВРЕМЕНИ В ИСТОРИИ. История календаря в России...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Факторы, действовавшие при образовании древнерусской государственности.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СЧЁТ ВРЕМЕНИ В ИСТОРИИ. История календаря в России
«Календарь» - от латинского ‘Calendarium’ – «долговая книжка», а ‘Calendae’ – это первый день каждого месяца в древнем Риме, в который полагалось платить регулярно проценты по долгам ; - отсюда пер

Христианизация славян.
Вопрос об этногенезе славян остается до сих пор спорным, но по данным лингвистов славянский язык отпочковался от Балтской группы индоевропейской языковой семьи во 2-ом тыс. до н.э., но сам термин «

Теория этногенеза Л.Н. Гумилева.
По теории этногенеза возраст этносов в среднем 1200-1500 лет от пассионарного толчка, которые происходят на земном шаре 2-3 раза в тыс-тие, когда по линии этого толчка на пол-земного шара и шириной

Фазы этногенеза по Гумилеву.
1) Подъем (0-300 лет), т.е. 300лет от момента пассионарного толчка - начало и формирование этноса из не менее чем 2х субстратов. 2) Акматическая (после300-до600 лет от момента толчка) – пе

Легенда об основании Киева.
За 500 лет до Олега, с Дуная пришли Кий, Щек, Хорив (братья) и сестра Лебедь, облюбовали место и основали Киев (назвали по имени старшего брата), его потомки долго правили Киевом, они платили дань

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги