Факторы, действовавшие при образовании древнерусской государственности.

Определяющими факторами являются внутренние, т.е. развитие хозяйства и социально-политического устройства у вост. Славян. У Славян создавалось государство так: от военной демократии к классовому устройству и государственности, при этом преодолевалась фаза надлома и намечался переход к инерционной фазе (по Гумилеву), когда из частей восточного славянства стали формироваться зачатки этносов (Поляне, Древляне, Северяне…) и у них зарождалась государственность в виде союзов племен, но при этом действовали и внешние факторы геополитические (гео – земля):

1. Норманнский фактор – (северные народы, в основном германоязычные особенно активизировавшиеся с конца VIII в., по летописям это варяги).

2. Хазарский фактор (иудейско ростовщический) связанный с арабоисламским миром.

3. Византийско-православный.

4. Евразийский (степной кочевой).

5. Западно-Европейский (католический).

6. Исламский фактор – в 922 году Волжская Булгария, чтобы устоять перед иудейской Хазарией, приняла ислам от арабов, надеясь на их помощь.

В начале своего правления Игорь, как и Олег в своё время, подчиняет успевших отложиться от Киева, воспользовавшись смертью Олега, древлян, северян и др. племена.

В летописях описываются походы Игоря на Царьград 941г. в ходе которого, потерпел страшное поражение, а через 2-а года новый поход и согласие на мир, составлен новый договор, менее выгодный чем договор Олега.

945г. – Игорь гибнет при сборе дани у древлян (древляне с князем своим Малом воспользовались отсутствием основной дружины Игоря).

945 – 969г.г. – княжение Ольги, вдовы Игоря:

Наказала древлян – Ольгина месть.

Ольга стала реальным основателем государственности, она объездила государство, разделила его на погосты (административные единицы) и установила налоги – «уроки устави», т.е. размер дани.

Ольга приняла христианство, это стало вторым этапом в деле крещения Руси.

І-ый этап – крещение народа Рось после Аскольдова похода (860 – 866 гг.).

Варяги.

Варанг –

Русы (Росы) – по данным на сегодняшний день:

К ІXв. веку известны как на юге Вост. Европы, так и на севере в районе Балтики.

РугиaРутыaРусы

Руги (племя, бежавшее от готов в начале великого переселения народов). Их этноним в названии острова Рюген в Балт. Море.

На начало ІXв. в письменных источниках (зарубежных четко зафиксировано наличие в Европе этноса Рос (Рус), как на юге Восточной Европы ( Азов – Черное море), так и на севере (Балтика), четкого доказательства родства Россов юга и Руссов севера на имеется, но не исключено.

Две точки зрения на этничность и язык Руссов до ІXв. Аналогично направлениям в исторической науке (норманистское, антинорманское). На славянскую основу языка Руссов из исторических источников указаний очень мало, кроме, пожалуй, одного из летописи, что: «русский язык словеньскъ есть» (эта фраза уже из XІ века, а не ІX)

О неславяноязычии Русов до ІXв. фактов гораздо больше:

1. корни имен Руссов ІX – нач. X веков (особенно из договоров с греками – Карл, Ингелот, Руальд, Гуды, Фарлоф и т.п.);

2. указание зарубежных источников на Руссов как норманнов (германоязычные);

3. Автор Xв. император Византии Константин Багрянородный дает название днепровских порогов на языке русском и славянском, там где на славянском - корни славянские – Островныпраг (островной порог), Вулнипраг (вольный порог), на русском – корни славянские не просматриваются.

По всей видимости язык Руссов исчез по причине долгого проживания Руссов среди славяноязычного населения. То есть, варяги-русы,установившие власть над восточными славянами, то ли военной силой, то ли призванные некоторыми вост-славянскими этносами (союзами племён), а точнее их элитой, стали верхним слоем господствующего класса у вост. Славян, постепенно сливаясь со славянской элитой, растворяются в формирующемся славяноязычном древнерусском этносе уже к концу X века. При этом остаётся принесённая ими княжеская династия (вначале имена германоязычных корней – Рюрик, Олег, Игорь –потом сын Игоря и Ольги уже Святослав (до 972 г.) и его сыновья Ярополк (972 – 980), Владимир (980 – 1015), Ярослав (1019 – 1054) с чётко славянскими именами). Т. о., в генезисе (рождении) др.-рус. Государственности определяющими были факторы внутренние, а внешние в той или иной мере корректировали этот процесс, ускоряя или замедляя его, внося в него некоторые особенности.

6. Киевская Русь.
Этапы древнерусской государственности.

Киевская Русь считается раннефеодальным государством восточных славян, в начале распавшаяся с 30-х г.г. XIIв. на 12 – 15 княжеств, дробившихся в свою очередь дальше, почти на 100 (к середине XIVв.).

Этапы древнерусской государственности:

I. Формирование предгосударств у славян восточной Европы в форме союзов племен (древляне, поляне и т.п.) VIII – IX в.в. Зарождение государственности.

II. Начало формирования единого государства: Киевская Русь
862г. – призвание Рюрика в Новгород
882г. – захват Олегом Киева
862 (882) – 988г. Т.е. до крещения Руси

1. Ранний этап: Олег – Игорь до 945г. Полюдье – сбор дани, т.е. княжеская власть ведет себя по отношению к подвластному населению, как в завоеванной стране.

2. Правление Ольги: создание основ государственного управления («уроки устави» - размер дани – налог). Быстрое распространение христианства.

III. Классический этап: от 988 – 1054г.г. Владимир Святой (980 – 1015г.)
Ярослав Мудрый (1019 – 1054г.)
Укрепление основ государственности под заметным влиянием христианства (православия), появление свода законов «Русская правда» при Ярославе на смену обычному праву (неписанные правила, нормы, традиции)

IV. Ослабление древнерусского государства, выразившееся в лестничной («лествичной») системе (передача власти после смерти старшего следующему по старшинству из всего рода) переходя из своего города в более главный (до Киева). После смерти последнего брата на вел. престоле – сыновья старшего брата, потом сыновья второго, потом третьего – если доживут до своей очереди.

V. Формирование и закрепление удельной системы (каждый правит закрепленной за ним землей не переходя из нее после смерти старших), ставшей источником раздробленности Руси; она с 1097г. – Любечский съезд князей, где произошел раздел Руси на уделы, и утвержден принцип («каждо да держит отчину свою»).
с 1097г. до 30 г.г. XII в.

VI. Период феодальной (политической)раздробленности. До конца XIV – XV в. Правда, и до этого времени бывали не раз случаи утраты единства, сперва вследствие племенного сепаратизма, а потом из-за усобиц в княжеском роду, но они сменялись периолами, если не полного, то хотя бы относительного единства.

У Игоря с Ольгой 1 сын Святослав, после его гибели в 972 г. остались 3 его сына: старший – Ярополк в Киеве до 980, но убит Владимиром, ранее погиб от Ярополка средний брат Олег.

Владимир Святой, сын Святослава и ключницы Малуши (ключница княгини Ольги, ставшая наложницей Святослава, - но не женой), брат которой Добрыня - воевода у Святослава - стал опекуном своего племянника, посланного Святославом княжить в Новгороде по просьбе его жителей, откуда тот, набрав Варягов, в 980г. овладел Киевом (убив своего брата Ярополка, князя Киева в 972 – 980 гг.).

В начале он проводит политику языческой реакции в Киеве, после правления Ольги (христианки). Из множества богов Владимир утвердил только 6 во главе с Перуном, но, поняв неэффективность язычества склоняется к христианству при поддержке основной части Киевского общества.

Владимир выбрал Православие из Византии по причинам, как экономическим – православная Византия была самым доступным и ближайшим крупным торговым партнёром – так и другим, главная из к-рых в том, что именно православие более всего соответствовало менталитету древнерусского этноса, и этот вывод вытекает из летописной легенды о выборе религии (ислам от Волжских бояр; Католицизм от немцев; православие из Византии; иудаизм от хазар); только рассказ о православной вере грека-философа очень понравился Владимиру, а его послов очаровало благолепие службы по православному обряду в храме Святой Софии в Царьграде-Константинополе (столице Византии).

Значение крещения Руси:

1. - Укрепление государственности благодаря монотеизму (один бог; один его представитель на земле).
- Одной идеологии для подданных.
Крещение Киева 988 г. без особых восстаний.
Крещение Новгорода 989 г. – «огнем и мечом».

2. Огромный толчёк в развитии цивилизованности, культуры:
а. Широкое распространение грамотности
б. Храмовое строительство – скачек архитектуре
в. Борьба с пережитками языческого прошлого:
- ограничение – запрещение кровной мести
- утверждение моногамной семьи
- осуждение и ограничение рабства
- борьба с суевериями

3. Укрепление международного авторитета.

Период правления Владимира, его сына Ярослава Мудрого и частично правнука Владимира, Владимира Мономаха с сыном Мстиславом Великим, закрепился в истории как идеал для стремления последующих поколений к единой государственности, что и способствовало в конечном итоге образованию единого Российского государства, а позиция христианской церкви с ее идеологией единения способствовала этому процессу, русская церковь во времена раздробленности оставалась главной силой, связывавшей распавшиеся части страны, при этом сама церковь сохраняет в течение столетий свое единство.

Хотя на Руси принято православие из Византии, но даже с самого начала на Руси проявляются самобытные особенности: сначала в том, что утверждается Кирилло-Мефодиевская традиция (терпимость к некоторым оттенкам в православии и христианстве). Правда, в русской церкви неантагонистические противоречия проявлялись в вопросе между вселенскостью в православии и патриотичностью. Патриотичная линия больше выражалась в позиции Киево-Печерской лавры, а другая линия вокруг митрополичьей кафедры («митра» - головной убор (шапка) у митрополита ). По-видимому, вначале митрополит Киевский – глава Русской церкви - при Владимире был подчинен не Византийскому патриарху, а Охридскому (Охрид – город на Балканах в Болгарии) архиепископу, но с 1037 года и до середины XV века, русская православная церковь была в составе константинопольского патриархата и митрополит на Русь ставился константинопольским патриархом. Кафедра митрополитов сначала находилась в Киеве.

Потом в 1299 – 1326г.г. – во Владимире- на- Клязьме

С 1326 г. – в Москве, хотя титул долго ещё оставался – митрополит Киевский и всея Руси .

После флорентийской (Флоренция – город в Италии где была подписана уния) унии 1439г. (Византия и православие признали главенство папы римского и символ католической веры, правда сохраняя православную обрядность) прежнего митрополита отправили в Рим.

С 1448г. – избирают главу русской православной церкви митрополита из своей среды без утверждения патриархом, т.е. русская церковь стала автокефальной (самостоятельной).

А с 1589г. церковь стал возглавлять патриарх с одобрения 4-х патриархов православных, на тот момент.

Единство Руси, не будучи прочным, эпизодически терялось еще и до XII в., наиболее заметным было фактическое отделение от единой Руси Полоцко-Минского княжества, правителя которого в 1021г. признал независимым Ярослав Мудрый и, фактически, Русь была разбита на два гос-ва. Но с 1024 по 1036 г. было еще и третье, где правил брат Ярослава Мстислав, пришедший из Тмутаракани, с центром в Чернигове. Правда, после смерти Мстислава Ярослав объединил его владение со своим. Т. о., относительное единство Руси продержалось ещё до 30-х годов XII века

7. Возвышение Москвы.
Образование централизованного государства.

Первое упоминание о Москве - 1147г. в связи с событием, когда Юрий Долгорукий (предпоследний сын Мономаха (Ростово-Суздальский князь), принимал своего союзника Новгород-Северского князя из Черниговских Олеговичей, как союзника в борьбе против племянника Ю. Долгорукого - киевского князя Изяслава Мстиславича.

С 1169г. – Столица Ростово-Суздальского княжества Владимир на Клязьме, после разгрома Киева Андреем Боголюбским (из Владимира), Владимирское правление становится важнейшим на Руси, а само Владимиро - суздальское княжество со времени Всеволода III (Большое гнездо) 1176 – 1212г.г., исподволь называют Великой Русью (удел великого князя), а противоположная часть Руси (Галич, Киев) Малой Русью (Малороссия – Украина).

Изредка Москва, будучи небольшим городком на юге Владимирского княжества упоминается в XII – XIII в.в. в частности в связи с нашествием Батыя (1237 – 1242г.г.). в числе 14-и сожжённых монголами городов Владимирского княжества и потом около 1248г. впервые Москва упомянута как полученная в удел братом Александра Невского Михалко Хоробритом, изгнавшим дядю из Владимира и объявившим себя Великим владимирским князем, в то время когда его братья Александр Невский и Андрей были в поездке к Батыю и далее в Монголию к великому хану, но вскоре Михалко погиб и Москва опять стала просто частью Владимирского удела.

Первым удельным князем - основателем династии Московских князей стал Даниил Александрович (младший сын Александра Невского). Пока старшие братья дрались за великое княжение, Даниил обустраивал свой удел, преуспел так, что к началу XIVв. Московское княжество входит в число сильнейших во Владимирском княжестве и брат Даниила Великий князь Андрей не решившись силой справиться с Даниилом, когда тому, а не Андрею, их бездетный племянник (сын старшего брата) перед смертью по завещанию отдает сильный Переславль-Залесский (это родовое гнездо потомков Невского).

Юрий, сын Даниила, присоединил кроме Переяславля, еще Можайск (от Смоленского княжества), а до этого еще Даниил оторвал Коломну от Рязани и, таким образом, всё течение реки Москвы - во владении Юрия.

Юрий, вступив в войну за великое княжение с Тверским князем сперва проиграл, но строя козни, опираясь на Новгород, оказался по жалобе Тверского князя в ставке Золотой Орды, откуда по таким делам не возвращались, вернулся в Москву с женой (сестрой хана Узбека Кончакой (Агафья в православном крещении). И после смерти Агафьи в плену у Михаила Тверского, Михаила казнят, а Юрий получает великое княжение впервые из Московских князей (1319 – 1320г.г) и был убит в 1325г. сыном Михаила в Орде Дмитрием Грозные Очи.

А в Москве управлял делами брат Юрия Иван I (Калита), который сумел привлечь в Москву из Владимира Митрополита Петра, где тот и умер, а преемник Петра митрополит Феогност перенес с 1326г. митрополичью кафедру из Владимира в Москву, т.е. сделав Москву духовной столицей Руси.

А Иван, воспользовавшись восстанием против татар Твери, Владимира и др. городов, взял у хана войско и разгромил тверское войско, получив за это титул Великого князя (1328 – 1340г.г). и право сбора дани вместо баскаков, очень укрепив свой удел и расширив его, и фактически титул Великого князя Владимирского княжества закрепил за своими потомками. Продолжили дело Ивана I его сыновья Симеон Гордый 1340 – 1353г.г. и Иван II (Красный –Кроткий) 1353 – 1359г.г.

При Симеоне на Руси была черная смерть (от нее умерла половина населения (Симеон, митрополит и т.д.)