Новое время в Европе.

Капитализм и модернизация.

В Новое время Западная Европа вступила в эпоху цивилизационной революции, суть которой состояла в переходе от традиционного, аграрного общества к индустриальному, капиталистическому. Разрушение устоев традиционного общества получило название модернизации. Модернизация включила в себя разнообразные процессы, направленные на изменение социально-политической, экономической и духовной жизни общества в соответствии с требованиями новой эпохи.

Существуют разные точки зрения на хронологические грани Нового времени. Обычно историки связывают его наступление с событиями Английской революции середины XVII в., которая нанесла решающий удар по феодализму и превратила Англию в самую передовую страну на европейском континенте.

В Новое время стала формироваться индустриальная цивилизация. Ее становление проявило себя в «ураганной» урбанизации, в нарастающем техническом совершенствовании производства, в революционных сдвигах в области научного знания, в демократизации политических структур, в секуляризации (обмирщении) сознания и развитии атеизма.

В Голландии, Англии и Франции сложились наиболее благоприятные условия для модернизации. Испании, Германии, Италии, странам Северной Европы был присущ более медленный темп развития. Во многом неравномерность развития объяснялась особенностями, свойственными тем или иным странам.

В Англии деревня капитализировалась быстрыми темпами. Под давлением огораживаний шел динамичный процесс социального расслоения, складывался класс предпринимателей, развивалось сукноделие, как основа будущего промышленного рывка. После победы революции государственные структуры были модернизированы в соответствии с требованиями времени. Конституционная монархия, в которой власть сосредотачивалась в основном в руках парламента, Билль о правах (1689), распространение буржуазных свобод открыли буржуазии доступ к политической власти, т.е. к непосредственному управлению обществом.

Благоприятные возможности для развития капитализма были созданы в Голландии, где в 1581 г. в результате национально-освободительного движения были заложены основы нового государства – Республики соединенных провинций, были проведены реформы бюрократического аппарата, протестантизм (кальвинизм) стал официальной религией. В XVII в. Голландия стала международным финансовым центром, с развитыми банковскими и биржевыми структурами.

Развитие капитализма во Франции не было таким динамичным как в Англии и Голландии и стимулировалось государственной политикой меркантилизма. Под покровительством абсолютизма создавались крупные мануфактуры, развивались торговые компании и способствовавшее им судостроение.

Ведущее значение для распространения буржуазных норм жизни имело мировоззренческое начало. Отмечено, что в странах, где победила протестантская революция, общество модернизировалось быстрее. Протестантская этика ориентировала на новый тип отношений между людьми, новое отношение к труду, религии, семье. Формировался тип человека, способный преобразовать прежний мир, принять новые ценности. Добросовестный труд, бережливость, честность, расчетливость вопреки лени, праздности, удовольствиям, безволию. Человек ориентировался на свои силы, брал ответственность на себя, « создавал себя сам», что способствовало подъему присущего капитализму предпринимательского духа и, в конечном счете, процветанию общества.