Раннее (14-15 века) – итальянское Возрождение. Антисхоластический принцип, возвеличивание человека. Второй раскол – протестантизм отделился

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Раннее (14-15 века) – итальянское Возрождение. Антисхоластический принцип, возвеличивание человека. Второй раскол – протестантизм отделился.

Николай Кузанский (15 век). Кардинал. Гелиоцентрическая система, Земля одно из небесных тел. Земля не центр мира, вращается вокруг своей оси, но не замечаем этого, так как нет ни одной неподвижной точки. Земля больше, чем Луна, но меньше чем Солнце. Один из способов познания Вселенной – изучение математики.

Парацельс (Теофраз де Гингейм(!!!???)), 15 век, создатель научной медицины, создатель химии как науки. Хотя имело значение не только опытные данные, но и символика – в качестве одного из лекарств от сердца предлагалось растение, чьи цветки похожи на сердце (как на картах). Неразрывность терапии и хирургии. Чтение не создало ни одного врача и врача делает не знание, а опыт. Вводит 3 алхимических начала: ртуть (дух, опыт), соль (тело), сера (душа). Любая болезнь обуславливается диспропорцией этих 3 начал. Человек – микрокосм и отображает и весь макрокосм. Вся вселенная одушевлена некой активной жизненной силой, археем. Задача – научиться воздействовать на этот архей.

Леонардо да Винчи (1452-1529). Известный художник, скульптор, архитектор и инженер. Дневниками и их расшифровкой стали заниматься лишь в конце 19 века. Ряд новаторских разработок в области ирригационного дела, чертежи прокатных станков, ткацких, танка, парашюта. Много внимания уделял проблеме познанию. Объект познания человека – природа, а человек – лишь часть природы. Земля – не центр мироздания è Человек – не венец творения, а один из животных. Соотнесение опыта и теории. Пусты науки, не основанные на опыте. Всё наше знание начинается с ощущений, мудрость – дочь опыта. Опыт никогда не ошибается, а ошибаются только наши представления о нём. Необходимо сочетание опыта и теории. Всё рационально обсуждаемое должно быть сведено к количественному соотношению (то есть к математике). Алхимиков называл жуликами.

 

Возникновение гелиоцентрической системы. Представления о мироздании отражаются в мифах практически всех народов: обожествление Луны, Солнца и других небесных тел, деление мира на подлунный (Земля) и надлунный (украшение небосвода). В эпоху Античности начинается наблюдения за движениями планет: планеты движутся очень сложно (петли и т.п.). Клавдий Птолемей (2 век н.э.) «Большой трактат астрономии или Альмадиск (!!!???)» - геоцентрическая система мира: земля шарообразна, центр вселенной, она неподвижна; планеты движутся по эпициклам – они вращаются вокруг окружности вокруг Земли. Эта система продержалась 1400 лет, хотя вскоре возникли сложности, но при этом списывались не на систему Птолемея, а на какие-то частные сложности.

Коперник Николай (1473-1543). Учился в Италии, натолкнулся на труды Аристарха Самосского (3 век до н. э.) в библиотеке: гелиоцентрическая система. Пусть мы плывём по реке – мы стоим, а берега движутся в обратном направлении, так же и с Солнцем. «Об обращении небесных тел» 1543 (год смерти, увидел книгу за несколько часов до смерти; в предисловии хвалил папу и так она прошла цензуру, был включён в комиссию по усовершенствованию системы Птолемея, так как возникали большие проблемы с пересчётов дат церковных праздников, тихо Браге предложил красивый вариант: Земля в центре Вселенной, неподвижна, вокруг неё вращается Солнце, вокруг которого вращаются все остальные планеты). Книгу через 50 лет включили в список запрещённых книг, как противоречащую священному писанию и еретическую. Орбиты – круги. Последователи – Галилей и Джордано Бруно.

Галилео Галилей. Первый математик герцога Тосканского и это его спасло от фатального конца под судом инквизиции. Основал науку о сопротивлении материала, ввёл понятие момента силы, инерции. «Диалог о двух главнейших системах мира – Птолемеевой и Коперниканской», 1632 г. В 1609 г. создал телескоп с 30-кратным увеличением. Обнаружил на Луне горы, 4 спутника Юпитера, фазы лун Венеры, пятна на Солнце, Млечный Путь – скопление звёзд. Через год попал на суд инквизиции, требуют отречения от его взглядов. «И всё-таки она вертится!».

Соотношение науки и религии. Позиция двойственной истины: человеку даны две книги – книга природы и книга спасения, они написаны разными языками. Разум не компетентен в вопросе религии, а религия не должна вмешиваться в познание природы. Священное Писание и Вера указывают путь, как попасть на Небо, а что такое это самое небо, они умалчивают. Библия – не источник фактических знаний о мире, она не решает задачу удовлетворения любопытства о мире. Автономии религиозного и научного познания. Наука и вера несоизмеримы, они идут параллельно. Критерий истинности в науке иной, нежели в религии. Книга природы написана на языке математики. Опора на опыт. Научное познание – описание реальной действительности, а не набор инструментов для овладения миром. Она должна чётко зафиксировать, что должна изучать. Можно познавать мир, так как всё, что в нём находится, поддаётся описанию. При изучении природы, объективной реальности надо начинать не с веры, а с чувственного опыта и доказательства. Не надо смущаться, если наши тезисы могут критиковаться в Писании. Сочетание чувственного опыта с необходимыми доказательствами образует научный опыт, или эксперимент. Одним из первых заговорил о мысленном эксперименте. Всё может и должно быть сведено к точному количественному исчислению, именно математика выражает порядок во Вселенной. «Где кончается математика, там кончается наука». Первый теоретик депатетико-дедуктивного метода науки.

 

 

Джордано Бруно (1548-1600). На самом деле – Филипп. В 1576 заведено уголовное дело об убийстве монаха, но дело закрыли по недоказанности. Бежал в Рим, Женеву, сблизился с Кальвином, проповедовал протестантизм, но потом бежал во Францию, получил поддержку короля Генриха III, который интересовался мнемотехникой. В свите французского посла отправился в Англию, но и там со всеми разругался и вернулся во Францию. Позже сблизился в Германии с лютеранами, но через год его выгнали и оттуда. Во Франкфурте опубликовал поэму и через своего книготорговца получил приглашение венецианца Джованни Мочинига и вернулся в Италию, а там Джованни донёс на него в Инквизицию. Приговор инквизиции «Поступить с ним по возможности кротко и без пролития крови», что означает сжечь живьём. «Я смерти не боюсь, а вы произносите мне приговор с большим страхом, чем я его выслушиваю». 17 февраля 1600 его сожгли на Площади Цветов. Последняя фраза: «Сжечь не значит опровергнуть!». Через 300 лет на этой площади ему был поставлен памятник.

Развивал коперниканскую картину мирозданья (гелиоцентрическая система – земля вращается вокруг солнца). Допускал существование других солнечных систем, то есть развивал идею множественности миров. Позиции пантеизма. Разумная жизнь не привилегия Земли. + Астральная магия, солнечный культ, мистически истолкованная математика.… То есть с ушами хватало на смертельный приговор.

Выше всего ставит Причину, или Высшее начало, - сверхразум. Именно от него всё происходит, вселенная есть следствие этого начала, а сам этот сверхразум мы познать не можем, так как мы можем познать только следствие, а из следствия нельзя познать причину, как из скульптуры нельзя представить скульптора. Вселенная едина, вечна, неподвижна (то есть ей некуда двигаться), бесконечна, не разлагается, она есть всякая вещь, она не поддаётся измерению, несравнима ни с чем. Поскольку она одно и тоже, она не имеет разных сущностей, а значит, она не имеет частей, значит, она не есть сложное. Значит вселенная – целостность, единая, простая. Она бесконечна, но это не означает, что миры в ней бесконечны, но их бесконечное количество (если Всемогущее Существо может создать много миров, то зачем делать один?) и они то возникают, то исчезают. Разумная жизнь разбросана по всей вселенной; разумность много шире человеческой разумности. Миры в постоянном движении. Коли вселенная в целом бесконечна и неподвижна, то не стоит (подобно Фоме Аквинскому) искать источники перводвигателя. Мир одушевлён сам по себе и всё, что его населяет тоже одушевлено.

Единственным авторитетом может быть признан разум и свободное исследование.

 

Социально-политические учения эпохи Возрождения.

Макиавелли (1469-1527)– итальянский историк, государственный деятель, поэт, друг Леонардо, Микелянжело… «Государь». Главная движущая сила истории – интерес, а самый могущественный… Томас Мор (?-1535), богатая Лондонская семья, блестящее образование, влиятельный. За сохранение власти папы и…