рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ - раздел История, ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ     Учебное Пособие   &nbs...

 

 

Учебное пособие

 

 

Допущено Учебно-методическим объединением по образованию в области архитектуры в качестве учебного пособия для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей

 

 

5-е издание, стереотипное


УДК 745.03(10О)(О75.8)

ББК 30.18г(0)я73-1+85.12(0)я73-1

К56

 

 

Рецензенты:

А.А. Гришин - доктор искусствоведения, зав. отделом ВНИИ технической эстетики, действительный член Международной академии наук о природе и обществе;

В.Ф. Рунге - кандидат искусствоведения, зав. кафедрой дизайна, профессор Московского энергетического института (Технический университет), вице-пре­зидент Международной ассоциации «Союз дизайнеров», заслуженный деятель искусств РФ

 

Ковешникова, Наталья Алексеевна.

К56 Дизайн: история и теория : учеб. пособие для студентов архи­тектурных и дизайнерских специальностей / Н. А. Ковешни­кова. — 5-е изд., стер. - М. : Издательство «Омега-Л», 2009. -224 с. : ил. - (Университетский учебник). ISBN 978-5-370-01250-1

Агентство CIP РГБ

В учебном пособии рассматривается история развития тех­ники, ремесла и декоративно-прикладного искусства доиндуст-риальных цивилизаций: Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима, а также стран Западной Европы и России от Сред­невековья до рубежа XIX-XX вв. Особое внимание уделяется про­цессам становления и развития промышленного дизайна в стра­нах Западной Европы, США, Японии и России в XX в. В учеб­ном пособии собран обширный исторический и теоретический материал, используется специальная терминология, раскрывают­ся закономерности развития проектной деятельности как само­стоятельного вида художественного творчества.

Адресовано студентам, обучающимся по специальности «Ди­зайн среды».

УДК 745.03(100)(075.8)

штрих-код: 9785370012501

ББК 30.18г(0)я73-1 +85.12{0)я73-1

ISBN 978-5-370-01250-1

 

© Ковешникова Н.А., 2005

© ООО «Издательство «Омега-Л», 2009


Введение 5

Глава 1. Предметный мир доиндустриальных цивилизаций 12

1.1. Древний Египет 12

1 -2. Эпоха Античности: Греция и Рим 18

1.3. Средневековая Европа 24

1.4. Эпоха Возрождения 31

1.5. Европа в Новое время 37

1.6. Развитие ремесла и декоративно-прикладного искусства в России X-XVIII вв. 44

Литература 53

Глава 2. Зарождение дизайна как новой универсальной творческой профессии. 54

2.1. Промышленный переворот XIX в. Примитивность форм промышленной продукции 54

2.2. Промышленные выставки XIX в. и их вклад в развитие дизайна 59

2.3. Первые теории дизайна: Дж. Рёскин. Г. Земпер. Ф. Рёло 64

2.4. Уильям Моррис: теория и практика 71

2.5. Модерн 76

2.6. Мастера модерна: А. Ван де Вельде и Ч. Р. Макинтош 81

2.7. Россия в международных промышленных выставках. Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX - начала XX в. 88

2.8. Конструктивизм 93

2.9. Немецкий Веркбунд - первый союз промышленников и художников 98

2.10. Петер Беренс – первый промышленный дизайнер 102

2.11. Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна 107

2.12. Производственное искусство в Советской России: теория и практика 112

2.13. Реформы художественного образования в Советской России. ВХУТЕМАС- ВХУТЕИ Н 119

Литература 126

Глава 3. Развитие дизайна в XX в. 127

3.1. Становление промышленного дизайна в США. Пионеры американского дизайна 127

3.2. Раймонд Лоуи - пионер коммерческого дизайна 132

3.3. Дизайн в США в послевоенные годы 137

3.4. Дизайн в странах Западной Европы во второй половине XX в. 141

3.5. Феномен японского дизайна 150

3.6. Современное искусство и дизайн. Поп-арт и хай тек 156

3.7. Современные формы организации дизайнерской деятельности* 161

3.8. Дизайн-образование в странах Западной Европы. Японии и США 166

3.9. Дизайн в Советском Союзе в 1960- 1980-х гг. 174

3.10. Некоторые проблемы современного этапа развития дизайна 177

Литература 184

Заключение: Некоторые проблемы теории дизайна 185

Вопросы к экзамену 189

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ

На сайте allrefs.net читайте: ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ. Н А КОВЕШНИКОВА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Древний Египет
В середине V тысячелетия до н. э. в Египте произошел переход от при­сваивающего к производящему хозяйству. Немалую роль сыграло здесь усовершенствование каменных орудий труда. В долине Нила

Эпоха Античности: Греция и Рим
К V в. до н. э. начинается расцвет еще одной великой цивилизации про­шлого - античной Греции. Эта колыбель европейской культуры была очень невелика по размерам - немного земли в бассейне Средиземно

Средневековая Европа
Средневековый Запад в техническом отношении был бедно оснащенным миром. Лишь с XI в. начинают появляться и распространяться важ­ные технологические достижения. Однако в период между V и XIV вв. на­

Эпоха Возрождения
Эпоха Средневековья не знала разделения искусства на «чистое» и при­кладное. Для обозначения и того, и другого использовалось одно латинс­кое слово «ars». Разделение искусства на «чистое» и приклад

Европа в Новое время
Европейская история XVI - первой половины XVII в. с ее грандиозны­ми открытиями и изобретениями была бы невозможна без утверждения нового взгляда на устройство Вселенной, сформировавшегося в атмосф

Развитие ремесла и декоративно-прикладного искусства в России X-XVIII вв.
В культуре славян в I-V вв. н. э., как можно судить по раскопкам горо­дищ и могильников, значительное место занимали различные ремесла, в частности металлообработка, деревообработка, ткачество и го

Промышленный переворот XIX в. Примитивность форм промышленной продукции
В 60-х гг. XVIII в., раньше, чем в других странах Европы, промышлен­ный переворот начался в Великобритании. Этому способствовала англий­ская буржуазная революция XVII в., которая расчистила путь дл

Промышленные выставки XIX в. и их вклад в развитие дизайна
В середине XIX в. Англия была самым богатым государством мира и занимала первое место в мировой торговле. На всех рынках мира дешевые по сравнению с изделиями других государств товары из Англии име

Первые теории дизайна: Дж. Рёскин. Г. Земпер. Ф. Рёло
Первые попытки теоретического осмысления дизайна как принципи­ально нового вида проектной деятельности протекали в условиях распрос­транения индустриального производства. Этот процесс имел как свои

Уильям Моррис: теория и практика
Уильям Моррис (1834-1896) - английский художник, писатель, обще­ственный деятель, сыгравший заметную роль в развитии культуры своей эпохи. Моррис много внимания уделял воспитанию художественного вк

Мастера модерна: А. Ван де Вельде и Ч. Р. Макинтош
Эволюция стиля модерн от увлечения «декоративизмом» к рациональ­ной конструкции как нельзя более ярко прослеживается в творчестве круп­нейшего теоретика и практика модерна, бельгийского художника,

Россия в международных промышленных выставках. Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX - начала XX в.
В ходе интенсивного развития капиталистических отношений в Рос­сии XIX в. неуклонно увеличивалась мощность промышленного производ­ства, что получило свое отражение в регулярных художественно-промыш

Конструктивизм
В качестве ведущего стиля модерн просуществовал недолго. Уже в пер­вом десятилетии XX в. начался его постепенный упадок. Тому были раз­ные причины, но, видимо, главная заключалась в том, что новое

Немецкий Веркбунд - первый союз промышленников и художников
Первые шаги дизайна в Германии были закономерно связаны с бур­ным развитием промышленного производства в последней трети XIX в., начало которому было положено «революцией сверху», объединившей стра

Петер Беренс – первый промышленный дизайнер
Творчество Петера Беренса (1869-1940) - безусловно, веха в истории дизайна и архитектуры XX в. Он был человеком огромного и многогранно­го художественного таланта. Не следует забывать о его творчес

Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна
В начале 20-х гг. XX в. конструктивисты и урбанисты предлагают свои идеи преобразования мира через искусство, противопоставляя их постро­мантическим концепциям мироздания. Новые отношения между люд

Производственное искусство в Советской России: теория практика
В отличие от Западной Европы, где формирование дизайна стимулиро­валось стремлением промышленных фирм повысить конкурентоспособ­ность своих изделий, в России, где ни до, ни после революции подобный

Реформы художественного образования в Советской России. ВХУТЕМАС- ВХУТЕИ Н
25 декабря 1920 г. были созданы Московские государственные высшие художественно-технические мастерские (сокращенно ВХУТЕМАС) путем слияния Первых и Вторых государственных свободных мастерских, кото

Становление промышленного дизайна в США. Пионеры американского дизайна
Дизайн в Америке возник позже, чем в Европе, но именно там он полу­чил наиболее широкое распространение, прочно укоренился в экономике и промышленности. Сам термин «индустриальный дизайн» был предл

Раймонд Лоуи - пионер коммерческого дизайна
Раймонд Лоуи (1893-1986) родился во Франции, был художником-са­моучкой. В 1910 г. он окончил парижский колледж, а в 1918-м - инженер­ный факультет школы Ланно. Свою художественную деятельность он н

Дизайн в США в послевоенные годы
В послевоенной истории дизайна США оформились две тенденции, представители которых с трудом находили общий язык. Сторонники пер­вой отстаивали концепцию чистого, некоммерческого искусства и высо­ки

Дизайн в странах Западной Европы во второй половине XX в.
В Англии после окончания Второй мировой войны развитие дизайна проходило под знаком повышения конкурентоспособности английских товаров. В 1944 г. с целью «способствовать всеми возможными средствами

Феномен японского дизайна
Можно сказать, что за последние двадцать лет Япония превратилась в своего рода Мекку дизайна. Трудно назвать крупного европейского или американского дизайнера, который не посетил бы эту страну для

Современное искусство и дизайн. Поп-арт и хай тек
Дизайн, будучи видом деятельности, тесным образом связанным с ху­дожественным творчеством, неоднократно за свою историю испытывал более или менее сильное влияние со стороны различных художественных

Дизайн-образование в странах Западной Европы. Японии и США
В Германии среди дизайнерских школ в 1960-е гг. выделилась Высшая школа формообразования в Ульме. В ее истории было много кризисных моментов, несколько раз в идеологию школы вносились большие измен

Дизайн в Советском Союзе в 1960- 1980-х гг.
В 1960-х гг. в советском дизайне сложилось два направления. Первое из них можно условно назвать художественным конструированием. Это направление пыталось опираться в основном на науку, на инженерию

Некоторые проблемы современного этапа развития дизайна
На рубеже XIX-XX вв., на этапе становления и формирования дизай­на как новой сферы творчества внимание акцентировалось на активном внедрении в различные области жизни продуктов индустриального про­

Вопросы к экзамену
1. Дизайн как составной элемент культуры. 2. Различные подходы к определению истории дизайна. 3. Материальная культура Древнего Египта. 4. Ремесло в эпоху Средневековья.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги